Новоиспеченный капитан. Александр Пустогвар: очень важно не дать сопернику поймать кураж
Одиннадцать лет назад дебютировал в национальной команде и с тех пор он — неотъемлемая часть обоймы, объединяющей лучших белорусских баскетболистов. В сложнейших ситуациях, когда требуется переломить ход игры, чаще всего именно Пустогвар берет на себя инициативу, сбивая кураж противника меткой стрельбой с периметра. Снайперские качества, благодаря которым Александр в молодости выделялся среди ровесников, с годами отнюдь не стали хуже.
— В минувший уик-энд вы дважды сыграли со сборной Украины. Не буду расспрашивать о деталях, ведь встречи прошли в закрытом режиме. Скажи только: они добавили оптимизма или оставили больше вопросов, чем ответов?
— Спарринги весьма полезные, ведь практически для всех нас они были первыми после отпуска. Тренеры проводили большую ротацию, каждый мог почувствовать игру. Все нормально, ребята на позитиве.
— Ты стал капитаном сборной — это выборы или назначение?
— Тренер предложил, все поддержали.
— Как себя чувствуешь в новом статусе?
— Особо ничего не изменилось. Все ребята адекватные, понимают, для чего мы здесь, какая серьезная задача перед нами стоит. Пожалуй, больше приходится проявлять инициативу в каких-то организационных вопросах. В остальном же — проблем нет, коллектив у нас дружный.
— Сборные Дании и Албании: что думаешь о соперниках?
— С датской командой мы знакомы, естественно, лучше, ведь встречались с ней в прошлом цикле. Знаем состав, по каким системам играет. О сборной Албании сведений меньше, но перед матчем тренерский штаб расскажет нам все до мелочей. Не сомневаюсь, будем готовы во всеоружии.
— В сентябре прошлого года дома наша сборная умудрилась уступить датчанам в двух овертаймах, разбазарив по ходу дюжину очков перевеса. Что тогда произошло с вами?
— Ох, трудные воспоминания. Даже не знаю, что случилось. Вроде бы уверенно вели игру, имели преимущество, но позволили противнику перехватить эмоциональную инициативу — датчане здорово убегали в отрывы, забивали с трехочковых позиций. Нам не хватило одной-двух переломных успешных атак, чтобы остановить скандинавский порыв. На последних секундах пропустили “треху”, которая позволила гостям перевести игру в овертайм. Конечно, мы могли доказать, что сильнее, в двух дополнительных пятиминутках. Но, видно, в этот день все было против нас. Не получилось. Хотя в Дании сыграли намного лучше и абсолютно заслуженно победили.
— Та неудача может сослужить добрую службу, чтобы вы не наступили на те же грабли?
— Надеюсь. Конечно, обидно, что потеряли очко. На финише его и не хватило. Выиграй мы тогда, заняли бы первое место в группе, и не пришлось бы сейчас проходить еще одну квалификацию. Сами виноваты.
— Цель конкретная — первое место в трио. Она осуществима?
— Других вариантов нет. Таков регламент — в основную квалификацию пройдет только победитель группы. Будем сражаться.
— К сожалению, тренерскому штабу не удалось опереться на всех сильнейших. В частности, травмировался игрок стартовой пятерки Виталий Лютыч.
— Да, Виталика нам будет очень не хватать. Но в спорте от травм никто не застрахован. Кадровые проблемы испытывают все, не только белорусы. Поэтому сильно огорчаться не стоит. Тем более что это не клуб, а сборная страны, и если кто-то выбывает из-за медицинских противопоказаний, то на его место приходят другие ребята, которые с не меньшим желанием постараются помочь добиться результата.
— В сборной ты ветеран: защищаешь ее цвета уже одиннадцать лет. А свой первый официальный матч помнишь?
— По-моему, с Румынией играли в Могилеве в 2008-м, когда сборную тренировал Александр Леонидович Попков.
— Точно. Кстати, в той же квалификации нынешних соперников албанцев разгромили дома с разницей “плюс 46”…
— А потом в Албании еле ноги унесли, буквально несколько очков выиграли. Команда непростая. Как все южные — эмоциональная. Если поймает кураж, справиться с ней тяжело.
— Верю, что вы пройдете в основной раунд квалификации. Тогда в группе придется сражаться с Чехией, Литвой и Бельгией. Чехи, как одни из хозяев Евробаскета, неприкасаемы, поэтому, в отличие от других квартетов, в вашем будут разыгрываться не три, а две путевки. Наши шансы мизерны?
— Объективно, их мало, но они есть. А в спорте всякое бывает. В любом случае у нас появится возможность сыграть с сильными сборными. Это и интересно, и полезно для профессионального роста. Если постоянно соперничать только с командами уровня Албании, согласитесь, сложно рассчитывать на какой-то прогресс.
— Поговорим о клубных делах. Помнится, прошлым летом ты заключил контракт с греческой “Касторией”, однако вскоре неожиданно вернулся в венгерский “Фалко”, а в середине сезона перешел в “Капошвар”. Поясни, почему происходили столь странные перемещения?
— В греческом клубе работали партнеры моего венгерского агента — они убеждали, что “Кастория” заинтересована в укреплении состава, потому как намерена бороться за выход в элитный дивизион. По регламенту в составе можно иметь только одного иностранца, и тренер хочет, чтобы им был именно я. Условия были озвучены приемлемые, подписал контракт. Но когда приехал туда и потренировался четыре дня, понял, что реальность весьма далека от обещанного. Решил, что оставаться не имеет смысла. Но в “Кастории” уперлись: мол, есть контракт, и ты не можешь так просто уехать. Пришлось напрямую общаться с президентом клуба. Он бизнесмен, адекватный человек — обсудили детали, договорились. Повезло, успел купить последний билет из Салоник — в сентябре огромный наплыв туристов, возвращающихся оттуда домой.
Три недели не мог подписать контракт — греки установили такой карантин: не верили мне, думали, что имею более выгодный вариант, поэтому и ушел. Обратился в “Цмокi” с просьбой потренироваться с командой. Мне пошли навстречу, тем более что впереди маячило игровое окно для сборной. А спустя какое-то время позвонил агент: “У “Фалко” возникла проблема, на твоей позиции сломался американец, ему требуется два месяца на операцию и восстановление, и клуб ищет замену на этот срок. Выбрали тебя, потому что прекрасно знают твои возможности. Если хочешь, приезжай”. Я сразу согласился и уже на следующий день улетел. Познакомился с новым тренером, все сложилось нормально. А через два месяца, после окончания контракта, перешел в “Капошвар”. Было несколько предложений из венгерских клубов, но этот проявил наибольшую заинтересованность и настойчивость. Забавно, что в первом моем матче за “Капошвар” дома обыграли как раз таки “Фалко”. Ирония судьбы…
— Если с “Фалко” ты боролся за золото, то с “Капошваром” — за место за пределами десятки. Не тот интерес?
— “Капошвар” строил новую арену, рассчитывал на хорошие перспективы клубного развития, и цели на сезон у него были более амбициозные. Но все полетело кувырком: в первом круге одержали лишь три победы, шли на последнем месте. Естественно, задача была пересмотрена — сохранить за собой место в главном дивизионе. Поменяли разыгрывающего, еще одного игрока стартовой пятерки, подписали меня. Конечно, забраться в плей-офф было уже крайне сложно. Однако мы едва не совершили невозможное. Жаль, в решающем матче проиграли на выезде главному конкуренту в овертайме. За второй круг потерпели только четыре неудачи, поэтому клубное руководство в целом осталось удовлетворено итогами.
— Предложили тебе контракт?
— Да, еще в апреле. Сейчас там уже открыли новый дворец, подписывают венгров, иностранцев. Спасибо, что ждут меня. Но пока есть время, я не спешу ничего подписывать. Посмотрим. Думаю, недели две на размышления и поиск у нас с агентом еще имеются. Вероятнее всего, продолжу играть в Венгрии. Для меня там все знакомо, организация на высоком уровне, за три года никаких вопросов не возникало. Да и семья чувствует себя комфортно.
— С “Фалко” ты дважды завоевывал серебро, а в минувшем сезоне он стал чемпионом. На золото, наверное, не наиграл?
— Ха, не знаю. Провел за “Фалко” восемь матчей плюс в Кубке ФИБА успел сыграть. После сезона приезжали с семьей в Сомбатхей, погостили у друзей недельку, попали на несколько матчей “Фалко” в финальном раунде. У меня остались хорошие отношения с игроками, с тренером. Поздравил его с чемпионством, и он сказал, что в этой медали есть и мой вклад. Я рад за ребят. Классная команда, лучшая в стране арена, лучшие болельщики. В “Фалко” практикуется нетипичная для Венгрии широкая ротация состава. Обычно в командах играют пять легионеров и два, максимум три венгра. И когда по ходу сезона баскетболисты выбывают по причине травм, возникают серьезные проблемы. Выпадает сильный легионер, а заменить его некем. В таблице же плотно, конкуренция очень серьезная. Скажем, “Альба”, которая вошла в топ-8 Кубка ФИБА, в венгерском чемпионате даже не попала в плей-офф, играла с нами за одиннадцатое место. И вот когда в медальной серии главные конкуренты недосчитывались лидеров, “Фалко” проводил поединки в оптимальном составе. И заслуженно выиграл золото. Команда три года подряд в финале — это уровень. На предстоящий сезон ожидания высокие. Будет сражаться в квалификации Лиги чемпионов.
— Автоспортом по-прежнему болеешь? В каких-то гонках этим летом на своем “Субару” удалось поучаствовать?
— К сожалению, нет. Так получилось, что после сезона с семьей поехали отдыхать в Нижний Новгород, и пробыли там довольно долго. А поскольку сбор национальной команды начался рано, уже с первого июля, то ни на какие соревнования в качестве участника не попадал — только как зритель. Ничего страшного. Отложим до следующего лета.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь