Итоги ЧМ-2019. Позитив без медали
— Если кратко: какова ваша оценка выступления сборной в Кванджу?
— Самое большое разочарование — это отсутствие медали. Награда была абсолютно реальной для Ильи Шимановича, речь — о дистанции 100 метров брассом. Не получилось. Спортсмен — уж точно не машина, его невозможно заранее запрограммировать на безоговорочный успех. Тем и прекрасен спорт, что в нем нет предопределенности.
Илья был хорошо готов к чемпионату, и от этого обидно еще больше. В ином случае можно было покаяться: мол, промахнулись с выходом на пик, что-то не рассчитали. Но вы же видели, как здорово он проплыл дистанцию в квалификации — быстрее 59 секунд, но в полуфинале все сразу пошло не так. Илья очень расстроился. Это мягко говоря.
Мы повезли на “мир” четырех человек в личных видах и трех — на эстафетные дистанции с целью завоевать олимпийские лицензии для квартетов. Все командные бойцы очень расстроились, что остановились в шаге от финалов, заняв девятые места, однако стратегическую задачу квалифицироваться в Токио- 2020 выполнили с запасом.
— Очень высокие результаты те же Илья Шиманович и Алина Змушко начали показывать довольно рано — в марте-апреле. Это вас не насторожило с учетом июльских сроков главного старта сезона?
— Наоборот, порадовало. Обратите внимание, что Алина Змушко в Кванджу дважды проплыла брассом по рекорду Беларуси на сотне и уже в квалификации вплотную подошла к рекорду страны на “полтиннике”. Плюс Никита Цмыг установил национальный рекорд на стометровке на спине. Плюс Шиманович все три заплыва на “полтиннике” брассом провел на уровне, превышающем гроссмейстерские 900 очков по таблице ФИНА. Да, случился сбой в полуфинале на сотне при очень хорошей утренней квалификации. А в остальном спортсмен подошел к чемпионату мира в хорошей готовности. Это видно по его результатам в эстафетах. Именно с такими секундами он должен был выступить в личном первенстве. Но в этот раз он их выдал только в командном формате.
На таком уровне, куда нынче забрался наш брассист (а я напомню, что за всю историю мирового плавания быстрее минчанина сто метров брассом преодолевал лишь Адам Пити), мелочей нет и быть не может. Особенно в части техники плавания. Если не отточишь технику, на суперрезультат никогда не выйдешь. Елена Евгеньевна Малюско нашла с Ильей оптимальную двигательную картину прохождения дистанции, трансформировала ее из теории в реальность, и теперь она тренер обладателя второго в истории результата.
То же самое могу сказать в адрес Игоря Алексеевича Макеева и его подопечной Алины Змушко. Сколько лет она плавала сотню за 1.10,0, за 1.11,0! Казалось, уперлась в какую-то стену — и ни с места! А вот нашли тренер и ученица рецепт прорыва, поработали над стартом, поворотами, обкатали какие-то технические особенности, и пожалуйста — три раз за сезон Алина выдает результаты лучше 1.08,0. Но, как мы видим, это передовая техника брасса еще сыровата и может давать сбои, особенно при сильном волнении. Ее нужно нарабатывать до автоматизма.
— Эмоции на чемпионате мира зашкаливали?
— Вы себе не представляете, насколько в Южной Корее все было наэлектризовано, насколько все были заряжены на высокий результат, готовы были выгрызать его зубами. Наши ребята и девчата боролись до конца и прошли через тяжелейшие испытания всех своих наработок. Сейчас у команды непростой период, нет в ней прежних лидеров, нет рядом Саши Герасимени, Павла Санковича… Меняются поколения, приходит молодежь, которая постепенно теснит аксакалов, заявляет о себе. Процесс непростой, порой болезненный и не очень скорый.
— С акклиматизацией не ошиблись? Все-таки шестичасовая разница с движением на восток.
— Все сроки были подобраны правильно. Дело в том, что мы прибыли в Южную Корею за двенадцать дней до старта чемпионата мира, дислоцировались на учебно-тренировочной базе. Туда же приехали венгры, казахстанцы. Хорошие были условия, мы даже заказывали себе комплект электронной фиксации времени, чтобы обкатать эстафеты, определить переходы от этапа к этапу, замерить стартовые реакции. Но здесь одна общая проблема: длинные транспортные “концы”. Мы не столько тренировались, сколько постоянно куда-то ехали. Не было такого, что ты заселился в гостиницу хотя бы в полукилометре от бассейна и спокойно перемещаешься между двумя объектами. Здесь полчаса ждали автобуса, полчаса двигались. Расстояния огромные.
— Что, на ваш взгляд, стало главной причиной неудачи Шимановича на стометровке?
— Бывает, когда даже высококлассные спортсмены непроизвольно соскакивают на не свой темп, подхватывая движения лидера. В результате наработанная структура движений рассыпается. К сожалению, в такую ситуацию попал и наш потенциальный медалист.
— Но на предыдущих международных турнирах он подобных сбоев не допускал.
— Там не было таких психологического давления и груза ответственности. Международные турниры были просто контрольными стартами, по которым корректировалась подготовка. Илья с тренером искали варианты прохождения дистанции, раскладки сил.
— Так вышло, что на чемпионате мира у нас был лишь один финал плюс три девятых места. Помимо эстафетных квартетов, в решающий заплыв могла попасть Алина Змушко на “полтиннике” брассом, но у нее так же, как и у Шимановича, образовалось большое отступление в полуфинале (31,11) по сравнению с квалификацией (30,71). Природа ухудшения результата та же?
— Не совсем. Алина впервые выступала на чемпионате мира, и опыта подобной “мясорубки” у нее не было. В этом случае она откровенно засиделась на старте — время реакции составило 0,77 секунды. Для “полтинника” это практически неотыгрываемый гандикап. Но даже с таким сбоем белоруска едва не отобралась в финал, уступив восьмому месту всего сотую долю секунды.
— Кто же на дистанции 50 метров расслабляется на тумбе и зевает сигнал стартера!
— Не скажите. На этом чемпионате мира к судьям было огромное количество претензий. Я за тренерскую карьеру такой некомпетентности на главном старте сезона никогда не наблюдала. Были даже ошибки в командах стартера. На одной из дистанций сигнал вообще не сработал, а спортсмен плюхнулся в воду с тумбочки, что неминуемо влечет за собой дисквалификацию. Но жюри признало “косяк” стартовой бригады и разрешило участнику стартовать вновь. Спинисты были вообще в шоке, когда им упоры для ног повесили, минуя специальные пазы, предназначенные для этого! В итоге ощущения были совсем другими, все прежние стартовые наработки, биомеханику отталкивания можно было выбросить в мусорку! И это чемпионат мира, куда съезжается элита! Удивляюсь, как в таких условиях Никита Цмыг побил национальный рекорд на стометровке на спине. У него нормальный старт с этих упоров практически не получался.
— Беспокоит отсутствие прогресса в результатах Евгения Цуркина. Это же в недалеком прошлом был классный дельфинист, а сейчас он даже на свой уровень шестилетней давности вернуться не может.
— Женя как спортсмен очень требователен к себе, он — максималист. Естественно, такое положение дел его категорически не устраивает. Личный рекорд на “полтиннике” баттерфляем стоит с 2013 года, на сотне — с 2015-го. На Олимпиаде в Рио ничего не получилось, на “мире”- 2017 — тоже. Сейчас на его счету лишь полуфинал на сотне, в результатах все очень нестабильно. Но к нему как к спортсмену сборной Беларуси нет претензий. Цуркин пашет на тренировках за двоих. И он нам здорово помог в деле завоевания олимпийской лицензии мужской комбинированной эстафетой. Будем работать. У него хороший опытный тренер Анна Павловна Букреева. Надеюсь, проверенная связка даст со временем хотя бы тот, прежний, результат.
— В сборной есть стратегия беречь Анастасию Шкурдай? Насколько знаю, еще в начале сезона была договоренность, что 16-летняя брестчанка сделает акцент только на юниорском календаре, а на взрослом “мире” проплывет только эстафету.
— Да, мы вполне сознательно бережем Настю и не бросаем ее в горнило взрослых разборок. Это была согласованная позиция с ее тренером Ольгой Ясенович. Главные старты Насти в 2019 году — юниорский чемпионат Европы, где она выступила очень успешно, и юниорский “мир”, куда скоро отправится. Шкурдай планировалась в Кванджу только в смешанную эстафету и прилетела в Южную Корею даже без акклиматизации и без личного тренера — Ольга Яковлевна была с юниорской командой на олимпийском фестивале в Баку. При этом отмечу, что Настя ничуть не растерялась во взрослой компании и свой этап баттерфляем проплыла блестяще. 22-го прилетела, 24-го вышла на старт, 25-го улетела для продолжения подготовки. Умничка и профи!
— Полагаю, она и в Токио-2020 не затеряется. По крайней мере у нее есть все шансы пробиться в олимпийский финал на сотне баттерфляем.
— Я тоже очень на это надеюсь.
— Есть вероятность, что на Олимпиаду-2020 пойдет молодая мама и самая титулованная белорусская пловчиха Александра Герасименя? В смешанной эстафете она вам здорово пригодилась бы в вольном стиле, секунды две могла бы снять с нынешнего результата.
— Не решусь говорить за нее. Ответ на этот вопрос знает только Саша, и, возможно, она скоро скажет свое слово. Рассуждая чисто прагматически: по срокам она уже не успевает выйти на пик к Токио. Спортсменка очень ответственно подходит к материнству, ей нужно поднять на ноги дочку, и разрываться между ней и спортом Саша точно не будет. Подождем ее окончательного решения.
— Павел Санкович уже закончил выступать?
— Он тоже со Светой Хохловой растит маленького ребенка. Не бросит же он жену одну за океаном. Пока Павел официально не объявлял о завершении карьеры, но фактически уже не выступает. Мы даже вынуждены были снять спортсмена с контракта, поскольку у него за сезон не было никаких результатов.
— Каковы общие впечатления от мирового форума?
— Главный мой негатив — доселе никогда не видела, чтобы спортсмены на чемпионате мира выстаивали очереди в ожидании автобуса по четыре раза в день! Атлет размялся, проплыл дистанции, “замялся”, выходит к автобусу, а его нет полчаса и больше! Хотя в расписании показан 20-минутный интервал. Стоит такая 15-кратная чемпионка мира Кэти Ледеки в толпе, переминается с ноги на ногу и ждет “шаттл”…
— Я там не был, поэтому у меня другое впечатление от “мира”. Юная поросль демонстрирует просто сумасшедшие результаты. Школьники выигрывали взрослые медали вплоть до золота, били мировые рекорды. Может, зря вы Шкурдай сдерживаете?
— Нет, ну что вы! Настя — это наш самородок на долгую перспективу. Именно так мы к ней относимся, так строится ее подготовка.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь