Крах минского “Торпедо”. Доктор сказал: в морг. Просто денег нет. А держаться невмоготу

21:31, 5 августа 2019
svg image
898
svg image
0
image
Хави идет в печали

О том, что пора ставить свечки за упокой, журналистам сообщил лично главный тренер “автозавода” Владимир Невинский. Это случилось после субботнего поражения от БАТЭ. “К сожалению, мы свой путь завершили. Как сказал директор клуба в раздевалке, “Торпедо” свой путь закончило совсем”, — молвил рулевой команды, которая два месяца не видела денег. Его слова прозвучали настолько неожиданно, что пресс-центр впал в ступор, и толком расспросить о подробностях журналисты даже не успели.

***
Корреспонденту “ПБ” пришлось работать вдогонку. По горячим следам он разыскал Владимира НЕВИНСКОГО у выхода с “Борисов-Арены”, и тот не отказал в коротком интервью.

— Что у вас сейчас на душе?
— Скажу за себя и ребят, которые играли, которые остались… Мы сделали все от нас зависящее. Хотели играть и надеялись, что ситуация разрешится. Что найдется спонсор. Варианты были, но, к сожалению, нигде не срослось. Поэтому все и пришло к такому завершению.

— Как долго вы играли исключительно за идею?
— В конце мая наш основной инвестор (российский бизнесмен Михаил Мироненков. — “ПБ”.) отказался от финансирования команды. С тех пор денег мы не получали.

— Ваша команда прибыла на игру на микроавтобусе…
— Из-за экономии так ездили и в Клецк, и в Борисов. Кто не поместился, добирались на личном транспорте. Но, повторюсь, мы до конца верили, что ситуация нормализуется. В кубковой игре с “Клецком” ребята проявили себя с лучшей стороны. А сейчас для молодых парней, которые вышли на лучший футбольный стадион страны, это тоже будет подспорьем. Они увидели, к чему надо стремиться и как расти, чтобы у них было побольше матчей на таких аренах и в такой обстановке.

— Положа руку на сердце: не жалеете, что ввязались в этот проект, а не остались в БАТЭ?
— То, что я не остался в Борисове, зависело не от меня. Когда пришел Олег Анатольевич Дулуб со своим штабом, мне позвонил Анатолий Анатольевич Капский и сказал, что новый тренер не видит меня в своей команде. Поэтому я и ушел по истечении срока контракта. А что касается “Торпедо”… Нисколько не жалею. Это опыт и сумасшедшая жизненная школа. Возможность быть главным тренером не купишь ни за какие деньги. Могу только поблагодарить Михаила Мироненкова, что предоставил мне такую возможность. Равно как и людей, с которыми работал в команде. Они настоящие профессионалы — ребята, тренерский и медико-административный штаб. Это время однозначно прошло для меня с пользой. И отдельное спасибо болельщикам, которые всегда были с нами. Мы вместе и радовались победам, и переживали неприятные дни.

— Что будет дальше с торпедовскими футболистами?
— Сложно сказать. Те, кто мог, уже куда-то устроились. Остальные… Если им поступят какие-то предложения, они не закончат с футболом и продолжат играть в других местах.

— А вы сами?
— Поищу варианты. Скучно сидеть дома и смотреть сериалы. Работу свою люблю, поэтому хочу быть полезным.

***
Естественно, точку в истории “Торпедо” прямо сейчас ставить рано. Да, денег нет и держаться уже невмоготу, но снятие с чемпионата — это целая юридическая процедура. Ее финальный этап — решение о выводе клуба из числа участников чемпионата — должен утвердить исполком БФФ. Дата ближайшего заседания пока не определена, а раз так, то формально автозаводцы еще в игре.
В действительности же все плохо — и именно так, как сказал Невинский. Вернувшись из Борисове на маршрутке, футболисты разбрелись по домам и с тех пор не тренируются. Желание, может, у кого и есть — нет возможности. Чтобы провести занятие, необходимо арендовать поле. Но платить за это нечем. И попроситься “на вексель” тоже не к кому. Из-за накопившихся долгов “черно-белых” банкротов уже никуда не пускают. А хвосты висят не только за аренду — за многое другое, включая зарплаты футболистов.
Как здесь не сказать: бог не фраер. Сегодня “Торпедо” находится приблизительно в тех же условиях, в каких оказались “Крумкачы” в начале 2018 года. “Вороны” тогда тоже остались у разбитого корыта, их скандально отфутболили из высшей лиги, забраковав процедуру лицензирования. На опустевшее и еще не остывшее место сразу же запустили земляков-торпедовцев — как третью команду первой лиги. Легенда гласит, что Мироненков и Ко так сильно хотели заменить в элите Шунто и Ко, что иных вариантов не рассматривали и здоровья и благополучия “Крумкачам”, мягко говоря, не желали.
Теперь они в той же лодке, и эта лодка идет ко дну. Проникнув в высшую лигу на чужой беде и чужом горбу, глубокого следа в ней “Торпедо” не оставит. И, по гамбургскому счету, не могло оставить. Бюджет маленький, футболисты очень уж средней ноги, цели и задачи размыты. Так и осталось невыясненным, зачем было российскому предпринимателю городить этот огород.
Говорят, неравнодушный к футболу Мироненков сильно рассчитывал на господдержку, которая положена элитным клубам. Однако “Торпедо” проект частный, поэтому бюджетных средств ему не досталось. Еще говорят, будто россиянин Михаил Николаевич рассчитывал в Беларуси на некие преференции по бизнесу — якобы взамен на футбольное меценатство, и эти ожидания пошли прахом. Еще говорят, что у московского хозяина банально упали доходы, и тащить далее футбольный неликвид с сомнительными перспективами стало просто невмоготу. Ничего личного, так сказать, просто бизнес.
Многое говорят, но от сути слагаемых сумма не меняется. Это был третий приход Мироненкова в белорусский футбол, и все они завершались вот так — резким перекрытием краника. Сначала был “Лунинец” — денег и амбиций там хватило ровно на сезон. Далее жодинское “Торпедо”, которое у опасной черты подхватил автозавод БелАЗ. Сейчас вот “Торпедо” минское. Его спасать некому.

***
Хотя, конечно, можно надеть розовые очки. И представить, что благодаря резонансу в прессе у клуба вдруг резко появится новый благодетель. А что: вот команда из столичного города и с элитной пропиской. Бери и финансируй, строй честолюбивые планы. По тем же российским меркам, деньги небольшие. В этом году нужно лишь удержаться на плаву, а зимой можно развернуться. Прибрать что плохо лежит — отличный шанс для какого-нибудь залетного капиталиста заняться футболом не с нуля. Вероятно, на это только и остается иллюзорная надежда у последних оптимистов из торпедовского лагеря. И заодно их болельщиков, обманутых уже дважды.
В середине “нулевых” именно фанаты по принципу “кто сколько может” спасали клуб, когда тот впервые обанкротился и после неуклюжего объединения с ФК “Минск” скатился на любительский уровень плинтуса. Той искры в итоге хватило, чтобы возродить проект, внедрить его во вторую лигу и привлечь спонсоров. Теперь, будем объективны, в такой вариант верится с трудом. Бренд померк, его главные победы остались в далеком прошлом, сильно поредели ряды болельщиков. Средняя домашняя посещаемость у команды — вторая с конца в чемпионате (836 человек). Меньше зрителей ходит только на дебютантов “энергетиков”. И кого тут спасать? И главное — ради чего?
В этом году “Торпедо” не спасет даже гипотетический Дед Мороз с мешком долларов. После 15 матчей “черно-белые” замыкают таблицу чемпионата. Одна-единственная победа, шесть очков, четыре забитых мяча. В обойме остались одни дублеры, а трансферный период скоро закончится. Конечно, можно вспомнить прошлый сезон, когда минчане также шли ко дну, но спаслись в самой концовке. Кто-то скажет: это был героический финиш. Но есть и другое мнение. С чего это вдруг команда валилась-валилась — имела всего две победы после 22 туров, — а затем резко оттолкнулась от дна? И в оставшихся восьми турах удвоила количество очков, раздобыв сразу четыре виктории. Многие до сих пор считают тот осенний рывок подозрительным, и с ними вполне можно согласиться.

***
Однако не будем витать в облаках и загадывать утопающему соломинку. Доктор сказал в морг — значит в морг. Невинский сказал, что команда “закончила совсем”, следовательно, ситуация приняла необратимые формы. “Торпедо” идет по пути “Крумкачоў”, и едва ли кто-то бросит ему спасательный круг.
Впрочем, регламент есть регламент, на бумаге минчане остаются участниками чемпионата и в ближайшем туре им играть в гостях у “Ислочи”. “Волки”, знаем, штатно готовятся к матчу. Факт неявки соперника можно будет установить только опытным путем. Если только “Торпедо” заранее не уведомит официальным заявлением, что на него можно не рассчитывать. А оно не торопится. Даже напротив: директор автозаводцев Андрей Салангин — тот самый, который объявил эвтаназию в раздевалке “Борисов-Арены”, — вскоре после этого возвестил на клубной интернет-странице: “Команда будет жить”.
Действительно, почему бы не подождать? Вдруг в конце тоннеля появится свет. За первую неявку прогульщикам грозит лишь техническое поражение 0:3 (плюс штраф). И только после второй закон предусматривает снятие команды с чемпионата. То есть до 18 августа, когда в гости приедет “Витебск”, время у “Торпедо” есть. И его не стоит торопить. Как сказано в старом кино, сесть я всегда успею.
Важно знать и другой процедурный момент. Если чуда не случится и минчане в скором времени самоликвидируются, их текущие результаты аннулированы не будут. Они останутся в силе согласно регламенту, который гласит: если клуб успел провести в чемпионате 50 и более процентов матчей, то его вклад в турнирную таблицу сохраняется. А во всех последующих турах ему, конечно, запишут технические поражения 0:3. Позади у “Торпедо” сегодня ровно 15 игр. То есть аккурат те самые пятьдесят процентов.
История белорусской высшей лиги знает лишь один случай, когда команда сходила с дистанции, не дотерпев до финиша. В 1998-м прямо на ходу дало дуба столичное “Динамо-93”. Спустя два десятка лет история повторяется с минским “Торпедо” — клубом с 72-летней историей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?