Лига Европы. БАТЭ. В придачу. И 23 миллиона бывает мало

21:28, 19 августа 2019
svg image
5691
svg image
0
image
Хави идет в печали

Команда в позапрошлом сезоне впервые в истории казахстанского футбола вышла в плей-офф Лиги Европы — футболистам не дали за это премий. Сказать кому-то в Европе, так не поверят, рассмеются. На следующий год команда достойно сражалась там же в группе — есть задержки по зарплатам, иначе могли бы выступить лучше, спонсорам надо задуматься, если хотят и дальше решать серьезные задачи. Команда пятый раз подряд стала чемпионом Казахстана — бюджет клуба не менялся четыре года, “Астану” скоро ждет деградация.
Так говорили и тренер-легионер Станимир Стоилов, и местный специалист Григорий Бабаян, и даже президент “Астаны” Саян Хамитжанов. Стоилов, с которым команда добивалась лучших результатов в своей недолгой истории, в результате не стерпел и возглавил сборную Казахстана. Зарплата рулевого в клубе на тот момент составляла около 1,2 млн евро. Бюджет равнялся 28 млн евро.
Бюджет “Астаны” на текущий сезон впервые за несколько лет существенно сократился — до 23,5 млн евро. Возможно, это одна из причин, почему в клубе больше нет и президента Саяна Хамитжанова. Он ушел сам в конце прошлого года, объявив, что хочет пройти в Западной Европе переподготовку в области футбольного менеджмента. А в итоге объявился в расположении конкурента “Астаны” — “Ордабасы”.

***
Сокращение бюджета — вовсе не свидетельство кризиса. Просто в предолимпийский год часть средств была перенаправлена на подготовку национальных сборных по различным видам спорта. При чем здесь ФК “Астана”?
В казахстанском футболе почти нет частных денег. Практически все клубы находятся на балансе областных акиматов. Есть редкие исключения вроде “Кайрата”, который также не пренебрегает помощью города, но в основном живет за счет личных средств бизнесмена Кайрата Боранбаева. Однако “Астана” в эту категорию не попадает.
У нее, кроме акимата Нур-Султана, есть еще один спонсор — Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. Но и его единственный акционер — государство. Так что финансирование всего спорта в Казахстане фактически идет из одного кармана. Футбол, хоккей, легкая атлетика, вольная борьба… Охота получше подготовиться к Токио-2020 — приходится ужимать ту же “Астану”.
Из-за этого, кстати, и перебои в выплатах, на которые регулярно жалуются тренеры. Национальный холдинг — структура громоздкая, а деньги в клуб приходят не сразу на весь год, а несколькими траншами. Не без бюрократических проволочек, разумеется. Но по счетам клуб платит всегда, пусть иногда и с задержками.

***
Жалобы футболистов в принципе выглядят несерьезно, учитывая, что они главные бенефициары проекта “Астана”. Львиная доля бюджета идет как раз на зарплаты. Сопоставимых затратных статей у клуба нет, как нет и недвижимости, на которую можно было бы тратить свои миллионы.
Стадион “Астана-Арена” и располагающаяся там же база находятся в муниципальной собственности. С одной стороны, о ее содержании думает город, а не клуб. С другой — арена для клуба не совсем чужая, раз у них один собственник.
С третьей — еще в 2016 году у БАТЭ были большие вопросы к убитому газону. Ведь там, кроме “Астаны”, кто только не играл и не тренировался — от дубля команды до сборных ветеранов, депутатов и артистов. И это не говоря о концертах и различных праздниках. Кто платит, тот и заказывает музыку. И далеко не всегда город учитывает интересы именно “Астаны”. Не ради одного футбольного клуба в Нур- Султане воздвигали 30-тысячник за 160 млн евро.
Иногда “Астане” даже приходится искать, где бы провести домашний матч, когда он накладывается, например, на важный государственный праздник. Справедливости ради, случается такое нечасто. Зато в 2017-м на стадионе перестелили газон, теперь на “Астана-Арене” лежит синтетика последнего поколения, которая, как говорят, справляется со всеми нагрузками. А еще многие вопросы решает раздвижная крыша: на трибунах комфортно даже в минусовую температуру.
Всем этим “Астана” пользуется, но ни за что не платит. Из важных расходных статей — резервная команда “Астана М” и футбольный центр (фактически клубная школа). Но это не так много, большую часть денег переваривает первая команда.

***
Парадоксально, но тяжело винить “Астану” в том, что клуб много тратит на зарплаты и жалуется, что госспонсоры выделяют на это мало денег. Во-первых, так в стране делают все футбольные клубы. Во-вторых, хорошие игроки готовы ехать в Казахстан только с переплатой. В-третьих, других опций для развития просто нет. Зрители много денег в клубную казну не приносят, а созданная профессиональная лига никак не может не только продать ТВ-права, а хотя бы договориться о показе матчей чемпионата на центральных каналах.
Единственный эффективный способ привлечь финансирование — попросить у государства еще.
В таких условиях даже с гениями менеджмента и маркетинга в штате тяжело что-то придумать. Например, президент Саян Хамитжанов и гендиректор Кайсар Бекенов, недавно покинувшие клуб, ничего не придумали, хотя об обоих в Казахстане отзываются очень лестно и оба получили образование в Европе. Бекенов, кстати, год отучился в Ливерпуле по программе “Football Industries MBA” вместе с экс-генеральным секретарем БАТЭ Андреем Вашкевичем. Вернулся ставить на европейские рельсы родной клуб, да куда там… В стране не нашлось нужных рельс.
В 2016-м “Астана” попробовала идти по иному пути: на посту генменеджера оказался скандальный агент Марк Трабукка, итальянец с казахстанскими корнями. Ему захотелось чего-то нового, нашлись влиятельные друзья в фонде “Самрук-Казына”… и именно при нем “Астана” выбивала БАТЭ из Лиги Европы. Правда, проработал Трабукка всего два месяца. Здравый смысл возобладал: наверху вовремя поняли, что допускать футбольного агента к руководству клуба — затея провальная и плохо пахнущая.

***
Несмотря ни на что, в стране ценят еврокубковые достижения “Астаны” и отовсюду съезжаются на еврокубковые встречи (равно как едут на игры БАТЭ в группе Лиги чемпионов и Лиги Европы). Хотя чемпионатная посещаемость у команды так себе — около трех с половиной тысяч зрителей.
Сейчас в условиях урезанного бюджета еврокубки заиграли новыми красками, для клуба это отличная возможность пополнить свои закрома. Тем более тренеру “Астаны” Роману Григорчуку есть что доказывать на новом месте работы. А ведь у него тоже есть личный опыт побед над БАТЭ. В 2009-м его “Вентспилс” выбил БАТЭ из Лиги чемпионов. Для рулевого это был серьезнейший евроуспех, он сиял, пришел на пресс-конференцию с ребенком…
Сегодня Григорчук, доводивший одесский “Черноморец” до плей- офф Лиги Европы, намного искушеннее. И игроки в его распоряжении поинтереснее, чем были в “Вентспилсе”. В заявке “Астаны” — почти все сборники, есть люди с опытом игры за дортмундскую “Боруссию”, “Ренн”. А суммарная стоимость состава казахстанской команды, согласно авторитетному порталу Transfermarkt, выше борисовской почти в два раза — 24,83 млн евро против 13,6.
Впрочем, как любят говорить тренеры, соперника нужно уважать, но не бояться. Скажем, в Нур-Султане в ротации хорватский защитник Лука Шимунович, который в прошлом году не прижился в солигорском “Шахтере”. То есть “Астана” богаче БАТЭ, разнообразнее по составу, но команда там вполне земная. Казахстанские журналисты даже начинают махать руками, когда ее просят сравнить с версией-2016, побеждавшей борисовчан. Тогда, говорят, была ощутимо сильнее.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?