Исполком ФХРБ. Вдогонку. “Пожелай исполненья желаний, новой встречи нам всем пожелай”

21:24, 22 августа 2019
svg image
1114
svg image
0
image
Хави идет в печали

Очередное назначение Михаила Захарова главным тренером сборной Беларуси, прямо скажем, непопулярное. Кажется, даже сверхрезультат едва ли существенно изменит отношение к рулевому. Тому есть пуд причин, маленькая тележка прицепом, а сбоку еще и бантик. Обозначим основные, хотя, возможно, и не самые важные.

Уже работал со сборной, и мало чего хорошего из этого вышло
Захаров возглавлял национальную команду дважды, а кроме того, бывал ассистентом. С его именем связано, вероятно, самое оглушительное поражение в истории сборной. Речь идет о рижских событиях февраля 2005-го. Думается, именно тогда он настроил против себя целое поколение болельщиков — то, для которого начало боления совпало с обретением Беларусью суверенитета.
Важно представлять приметы того времени. Национальные сборные — как хоккейная, так и футбольная — вызывали колоссальный интерес. Они без проблем выигрывали конкуренцию за зрителя, потому как выбор был невелик. И близко не имелось нынешнего набора спортивных трансляций, невозможно было представить регулярный приезд в Беларусь команд калибра “Барселоны” и “Баварии”, еще не выросли те, для кого условный “Челси” станет важнее, скажем, минского “Динамо”.
В решающем матче рижской квалификации, с латвийцами, белорусы вели в две шайбы. Играть оставалось около пяти минут, и нас устраивала ничья. Но случились сразу три пробоины — за две минуты и двадцать секунд.
Олимпиада в Турине обошлась без белорусского хоккея. И соответственно без Захарова, который сделал крайними судей. Те действительно отработали с симпатией к хозяевам льда, но соль не в том — считать виноватыми всех, кроме себя, отличительная черта Михаила Михайловича. И время не лечит.
На свою Олимпиаду тренер не доехал, а через несколько лет он отправился на чужую. Ее белорусам подарил Глен Хэнлон. Результаты сборной под его руководством позволили впервые получить путевку на Игры без участия в отборочных турнирах. Но Хэнлону добавили “общественную нагрузку” — в виде столичного “Динамо”. На этом участке работы он не справился — только испортил отношения с главой федерации Владимиром Наумовым.
Они разошлись, когда до Олимпиады оставалось менее четырех месяцев. Так Захаров оказался на царстве во второй раз. И стал первым тренером, который одновременно возглавлял клуб (“Юность”) и две сборные (белорусскую и украинскую). Олимпиада в Ванкувере поныне остается последней для белорусов. Команда Захарова выиграла лишь один матч (5:3 у немцев) и довольствовалась встречей за выход в четвертьфинал. Нам попались швейцарцы, оказавшиеся сильнее в буллитной серии. А из стремления Захарова винить во всех бедах окружающую действительность родилась ныне легендарная история про голых финских хоккеисток.

Не выбирал средств для достижения собственных целей
Михаил Михайлович мог стать тренером сборной еще в прошлом веке. В 1996-м национальная команда поехала в Эйндховен добывать путевку в элитный дивизион. Возглавлял ее Андрей Сидоренко, который считал Захарова своим верным адъютантом. И он решил, что помощь будет важнее на льду — Михаил отправился в Голландию игроком. Во время выборов капитана Захаров набрал минимальное количество голосов, однако впоследствии это не помешало ему консолидировать партнеров.
Из Эйндховена команда вернулась на щите. Вскоре появилось то самое “письмо 23-х” — хоккеисты выразили вотум недоверия главному тренеру. Сидоренко небезосновательно считал Захарова идейным вдохновителем письма и на его счет высказывался резко: “Моя главная ошибка заключается в том, что взял этих людей. И они замутили воду, личные амбиции оказались выше интересов сборной. Один дурачок предложил идти топиться, а все остальные послушно потянулись за ним”.
Сидоренко ушел в сторону, Захаров оказался среди кандидатов, но стал лишь помощником Анатолия Варивончика. В минувший вторник именно Варивончик (как заместитель председателя ФХБ) комментировал назначение Захарова. К слову, по этой линии отношения тоже не были безоблачными. Некогда Михаил Михайлович подверг критике Анатолия Михайловича, у которого был ассистентом. Те уколы наносились, скажем так, в рамках предвыборной кампании, однако в должность тогда вступил Владимир Крикунов.
Захаров значился в числе ассистентов и на ЧМ-2018, где белорусы уступили во всех семи матчах — под руководством Дэйва Льюиса, а затем Сергея Пушкова.
Возвращать команду в элиту поручили Сидоренко. По словам Савилова, за эту черновую работу никто не хотел браться: “Даже положив на стол список лучших хоккеистов Беларуси, все понимали, что в Казахстане у нас не будет легкой прогулки”. Не способствовало легкости и поведение рулевого “Юности”. Незадолго до турнира Захаров передал “теленапутствие”: “Зачем надо было ставить Сидоренко, когда его все равно придется снимать? Вся страна это понимает. Так зачем тянуть?”
Задача, хотя и со скрипом, оказалась выполнена — белорусы вернулись в элиту. Сидоренко как будто заслужил продление контракта, и такая возможность, по его словам, с ним оговаривалась. Однако на заседании тренерского совета его кандидатура даже не обсуждалась.

Не способен к компромиссам
Под этим заголовком можно прикрепить почти все, что написано выше. Но есть еще одна мелкая деталь, и это характерная мелочь. Однажды Михаил Михайлович обиделся на сообщение на прессболовском форуме. Точнее, на картинку-коллаж, откуда-то скопированную. Копировавший получил повестку в суд. На тот момент он был студентом БНТУ — то ли первого, то ли второго курса. Когда дело подходило к кульминации, судья сообщила, что ответчик не имеет возможности посещать заседания. Причина была уважительная — призыв в армию. С резолютивной частью он знакомился уже там…
Не секрет, что именно действия Захарова стали предтечей “суперсерии”, за которой хоккейная общественность наблюдала на стыке зимы и весны. Сборная клубов экстралиги против минского “Динамо” — это было захватывающе и не всегда понятно. Однозначным было лишь отношение динамовских болельщиков и самого клуба к Захарову. “Пятиминутки ненависти” он получал регулярно, а ирония порой была на грани. Перечеркнутая эмблема “Бентли” на плакате, надпись “даже Бентли затормозит” на бортах — как прозрачный намек на ДТП с участием Захарова. Легендарная песня “До свидания, наш ласковый мишка” — как отсыл к улетающему со стадиона талисману Олимпиады. И, конечно, те самые “финские хоккеистки” — в образе динамовских болельщиц с баннерами саркастичного содержания.
Впоследствии случилась заочная пикировка с тренером “Динамо” Даниэлем Корсо, который некогда ассистировал Захарову, закадровый “обмен мнениями” с динамовским гендиром Дмитрием Басковым, палки в колеса Сидоренко. Теперь, как ни крути, Захарову необходимо идти с “Динамо” на мировую — с позиции главного тренера сборной. Он обязан объединять, а получится ли это у человека, не склонного к компромиссам, — больной вопрос.
Не гладко у нового рулевого и в отношениях с федерацией. И года не прошло, как Захаров грозил судебной тяжбой главе ФХБ. Тот задался вопросом “сколько за последние 15 лет “Юность” подготовила хоккеистов для Суперлиги, КХЛ, НХЛ?” и сам же ответил — ноль! Стоило бы, конечно, сказать “чуть больше нуля”, но по сути Савилов был скорее прав, чем виноват.
По следам вторничного назначения Захарова глава ФХБ к прессе не вышел — будто и не имел отношения к ситуации. Впереди мировое первенство, где у нас броня от вылета, и домашний чемпионат мира.
А между ними — отбор на Олимпиаду…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?