Сборная с Захаровым: служба начинается с улыбки. Михаил Захаров: натурализация не помешает

21:24, 22 августа 2019
svg image
1445
svg image
0
image
Хави идет в печали

Команда решила главную задачу — оперативно вернулась в элиту, пусть со скрипом, но вопреки эпидемии травм и пессимистичным прогнозам. Продлить контракт с ФХБ Сидоренко тем не менее не предложили. Тогда, в начале мая, он еще наверняка не знал, но, возможно, догадывался, что на смену придет не кто иной, как его главный антагонист со стародавних времен — Михаил Захаров.

***
Если формально, то кандидатуру наставника сильнейшего клуба страны выдвинул заседавший во вторник за закрытыми дверями тренерский совет федерации, а исполком его вскоре утвердил. Но не трудно догадаться, что инициатива исходила с более высоких инстанций, где прекрасно осведомлены о проблемах нашего многострадального хоккея. И хотя потом зампред ФХБ Анатолий Варивончик то ли в шутку, то ли всерьез говорил, что рассматривался также вариант продления кредита доверия к Сидоренко, альтернативы Захарову, по сути, не было. О чем и поспешил протрубить сайт ФХБ, едва представители тренерского совета расселись по местам.
Кандидатуру Захарова предложил его бывший ассистент в “Юности”, а ныне рулевой “Химика” Олег Хмыль. Четырнадцать наставников остальных клубов экстралиги единогласно поддержали. Дмитрий Кравченко (“Динамо-Молодечно”) и Андрей Ковалев (“Брест”) на брифинге отсутствовали. Равно как и кто-либо из тренерского штаба минского “Динамо”, находящегося в эти дни на рижском “Кубке LDZ”.
Новоизбранный вышел к журналистам летящей походкой и с сияющей улыбкой. Но на вопросы отвечал серьезно, по обыкновению откровенно, хотя и сумбурно — как человек, чьи слова едва успевают за ходом мыслей. “Ответственность серьезная — впереди чемпионат мира-2021 в Минске. Понятно, что хоккей у нас забуксовал. Увы, нет игроков уровня Калюжного, Грабовского, Костицыных. Но никто рук не опускает. Есть задачи, которые надо выполнять. Сможем это сделать только вместе с федерацией и коллегами”, — начал Захаров.
Первым делом всех интересовали срок контракта и фамилии ассистентов. “Как я понял, контракт на два года. К сожалению, на два. Ну, ничего страшного. В ближайшие два-три года уровень белорусского хоккея пойдет вверх. Он не будет падать так, как сегодня. Уже есть наработки. Специалисты готовы засучить рукава и помочь работать на общее благо. Надо, чтобы как можно быстрее заработали детские школы. Затронули эту тему с Геннадием Геннадьевичем (Савиловым. — “ПБ”.). Его цель — сделать так, чтобы клубы подтянули собственные школы и играли своими воспитанниками”, — сказал Захаров.
Как и предшественник, старый-новый рулевой сборной намерен разрываться на два фронта. Аргументация следующая: “Считаю, когда тренер работает только со сборной — это неправильно. Идет расслабление, снижается кпд”.
С ассистентами пока сплошной туман: “Позже решим коллегиально. Не будет такого: мол, хочу работать с тем-то и тем-то. Один решать не собираюсь”. При этом Михал Михалыч дал понять, что не гарантирует наличия в штабе кого-то из минского “Динамо”: “Посмотрим, сколько хоккеистов оттуда попадет в сборную. Уже отмечал: на последнем чемпионате мира динамовцы не выполнили задачу. Они не забросили ни одной шайбы! Это делали ребята из внутреннего чемпионата и легионеры. В сборной будут только те, кто заслужит вызова. Если Шинкевич или Стасенко окажутся сильнее минских динамовцев, значит, поедут они. Есть Шарангович, другие хоккеисты…”
Кто-то из коллег предложил включить в ассистенты Алексея Калюжного, Михаила Грабовского и Сергея Пушкова. Захаров парировал: “Вариант неплохой. Но Грабовского мы знаем как великолепного игрока. Как тренер он себя еще не показал. С другой стороны, почему не Кольцов? Чем он хуже? Почему не Стась или Хмыль?”

***
Ближайший топ-турнир для сборной — майский чемпионат мира в Лозанне и Цюрихе. В Швейцарии белорусы наряду с латвийцами застрахованы от вылета на правах хозяев следующего форума. “Да, мы застрахованы. Но на предыдущем чемпионате мира в элите вылетели с треском. Французам проиграли 1:6 (На самом деле 2:6. — “ПБ”.). Скажи мне, что так случится, посмеялся бы. Плюс 1:4 от австрийцев (0:4. — “ПБ”.). Итого 2:10 за два матча. Уже тогда было очевидно: что-то делаем не так”, — рассуждает Захаров. К сказанному уместно добавить, что к тому провалу был причастен и нынешний коуч, ходивший в ассистентах Дэйва Льюиса, покинувшего команду в разгар ЧМ-2018 под давлением удручающих результатов.
Рассуждая о целях на ЧМ-2021 в Минске, Михал Михалыч всячески пытался увернуться от конкретики: “Задача — бороться до конца в каждом матче, не сдаваться и не опускать руки”. Но пишуще-снимающая братия была настойчива: какое место будет успехом? “Чем выше, тем лучше. Медали будут через десять лет. А насчет минского форума конкретную задачу пока никто не ставил. Федерация осознает наличие проблем, находим с ней общий язык. Существуют шероховатости. Однако через пять-шесть лет результат придет. И неважно, кто будет во главе сборной — я или кто-то другой. Просто запомните эти слова: результат будет. Однозначно!”
Можно предположить, что одна из шероховатостей — разное отношение к натурализации. Ранее Геннадий Савилов давал понять, что этот процесс хорошо бы прекратить. Поэтому и инициировал изменения в детско-юношеском хоккее, чтобы в перспективе наши школы вырастили с полсотни игроков для НХЛ. Но об эффективности принятых мер мы сможем судить только через несколько лет. Тогда как до домашнего ЧМ-2021 остается меньше двух. И, чтобы не ударить в грязь лицом перед родными болельщиками, Захаров призывает вернуться к практике раздачи паспортов: “В сборной Казахстана 14 натурализованных хоккеистов: два русских вратаря, один швед, канадцы, американцы. На сегодня натурализация нам не помешала бы. Потому что мы сами, повторюсь, забуксовали. Игроков должны давать не только “Юность”, Новополоцк и “Динамо”, а все области. А то у нас некоторые вообще не представлены в группе “А”: Витебская, Могилевская, Брестская. Работает фактически одна школа — “Юность”. Возьмите “Неман”: он семь раз становился чемпионом, но в команде там только три воспитанника. Плюс Лисовец, Гаврус, Амброжейчик и Павлович. Это все, что дала школа. А нужно, чтобы, как у нас или в Новополоцке, — 50 процентов хоккеистов свои”.
Позже 57-летний специалист углубился в проблемные позиции и признал, что “больше всего волнует вратарская”: “Кто у нас лучшие? Мезин, Коваль, Мильчаков. К большому сожалению, все — не белорусы. Мы много внимания уделяем вратарям, но даже трем названным нет равных в стране. Что делать? Время есть. Надо подумать. Нашли же казахи трех вратарей”.

***
Признаться, неприятно слышать такие слова из уст человека, который позиционируется сильнейшим тренером страны. С чего он вдруг решил, что нам нужно равняться на Казахстан? Почему не взять пример со шведов, финнов или хотя бы латвийцев, где издревле не было привозных исполнителей? Те же прибалты также переживали смутные времена, стояли на грани вылета из элиты, у них слабый чемпионат, но они никогда не задумывались о натурализации. Не оттого ли у сборной Латвии на любом топ-турнире сумасшедшая поддержка? Людям просто в кайф болеть за своих. А что Казахстан? Даже со всеми своими иностранцами тамошняя сборная, мягко говоря, не блещет. Да нам должно быть стыдно равняться на команду, которая полтора десятка лет не в состоянии отобраться на Олимпиаду и закрепиться в высшем дивизионе чемпионата мира!
Еще неприятнее осознавать, что возврат к натурализации, похоже, неминуем. Об этом можно судить хотя бы по тому, что на тренерском совете поднимался вопрос заявки за фарм-клубы трех россиян до 18 лет. Обоснование убивает — “в интересах сборной”. Кто бы объяснил ратующим за паспортизацию: на ЧМ-2021 свет клином не сошелся. Да, хочется выстрелить в родных стенах, но стоит ли ради этого жертвовать здравым смыслом? Лучше бы сосредоточили усилия на том, чтобы перекрыть шлюз на восток для перебежчиков…
Кстати, о перебежчиках. Или так называемых отказниках. Захаров их таковыми не считает: “Не знаю, кого вы имеете в виду. Да, я читал, эта тема активно муссируется. Но я не слышал, чтобы кто-то отказывался от белорусского гражданства и паспорта. Стась был готов приехать в сборную — помешала тяжелая травма. У Коробова схватило спину. Стасенко шайба попала в голову. Подчеркну, приехать хотели все, однако травмы не позволили”. Андрей Сидоренко рассчитывал на воспитанника гомельского хоккея Владислава Кодолу, однако форвард “Северстали” так и не появился на родине, а впоследствии засветился в форме олимпийской сборной России на недавнем турнире в Сочи. “Вы же знаете, это неофициальный турнир. У нас и Гальченюк выступал за сборную России, а потом — за белорусскую. Здесь считается только чемпионат мира. Кодола может играть за нас”, — аргументировал Захаров. Здесь не поспоришь. Вот только вряд ли сам Кодола горит желанием играть за сборную исторической родины…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?