Славословие. Год за пятнадцать

21:22, 5 сентября 2019
svg image
531
svg image
0
image
Хави идет в печали

В качестве предисловия
Говорят, на презентации одного из эпизодов “Звездных вой” Джордж Лукас сыграл с журналистами на опережение: “Господа, я знаю, что звук в вакууме не распространяется. А теперь пожалуйста, задавайте ваши вопросы”. Тем самым мастодонт Голливуда с ходу выбил козырь у желавших подкузьмить его за большое количество “бабахов” в сценах космических баталий.
Ни разу не пытаясь поставить себя вровень с мэтром, все же последую его примеру. Да, через год ваш покорный слуга вернулся, скажем так, в “неотраслевую” журналистику после работы в “отраслевой” — в пресс-службе ФХБ. Прошу конспирологов выдохнуть — никаких скандалов и обид (надеюсь, взаимно). Это просто был полезный опыт и попытка взглянуть на родной хоккей с другого ракурса.
А если и были в процессе какие-то разочарования, то разве что одно: с другого ракурса почти ничего нового. Никаких цифр, явок, паролей. В смысле — новых, которых не знал бы год назад. Мощный маркетинговый импульс очевиден, равно как и реформы на всех уровнях (от детского хоккея до экстралиги) впечатляют и в основном радуют. Однако у подобных масштабных начинаний есть одно “но” — их эффект всегда отложен как минимум на несколько лет. А в актуальном сегодня темы прежние. И лица — тоже.

И снова здравствуйте!
Подзаголовком салютовал, понятно, не себе, любимому, а Михаилу Михайловичу Захарову. В день его третьего восхождения на трон национальной сборной поначалу взгрустнул. Не от восхождения — от своей, скажем так, профессиональной полупозиции на дату события. С одной стороны, уже почти не работник федерации — дорабатывал последнюю неделю по контракту. С другой — пока еще не реинкарнировавшийся как сторонний журналист. Писать что-то на тот день было не вполне этично, что бы ни написал. Хотя, врать не буду, “перло”. Но после подумал: возможно, пауза и к лучшему. Уже потому, что мысли коллег в многочисленных материалах “на тему” немало перекликались с собственными. Но в чем-то и разнились.
Итак, эмоции от третьего пришествия Захарова? На удивление, от факта как такового — практически нейтральные. Что, по-моему, косвенно свидетельствует о пока не преодоленной и длящейся уже несколько лет стагнации нашего хоккея. Думаю, даже громко возмутившиеся назначением возмущались больше инерционно — просто привыкли, что Захаров им не люб. На мой любимый в таких случаях вопрос “кто вместо и почему” едва ли нашлось бы много аргументированных ответов. Ибо очевидные “вместо” или заняты в других сборных (речь, понятно, в первую очередь об Андрее Скабелке), или еще недостаточно наработали тренерские портфолио (Калюжный, Грабовский, Кольцов), или, наконец, едва могли бы рассматриваться всерьез. Из-за “цены вопроса” заодно с “пятой графой”.
За год с гаком мое мнение не изменилось: после наделавшей шуму (в основном — временем увольнения) отставки Дэйва Льюиса продолжаю считать, что иностранец у руля нашей сборной сейчас — бессмыслица. Хэнлон? Можно было, конечно, дать канадцу четвертый раз войти в белорусскую реку. Но, что-то подсказывает, его выпрыгивание из нее в финале третьего захода до сих пор заставляет морщиться. Причем не только госверхи: швейцарский соскок Глена был болезненно воспринят и немалой частью болельщицких масс. Да, Хэнлон продолжает оставаться самым продуктивным тренером в истории нашей сборной. И, видимо, надолго. Но его пики пришлись на годы, когда деревья были большими, лидерами команды — игроки калибра Салея, Калюжного, Антоненко, Кольцова или Грабовского с обоими Костицыными. Сейчас это сработало бы едва ли — одного психологического таланта Глена не хватило бы.
Смысл приглашать иностранца появится не ранее, чем наша школа восстановит статус-кво на середину двухтысячных. То есть хотя бы с пяток белорусов в НХЛ и как минимум столько же — на заметных ролях в клубах КХЛ, не считая минского “Динамо”. А если и в нем наскребется еще столько же, и “зубры” при этом не будут смотреть на соперников по конференции в основном снизу вверх — вообще шикардос. Тогда можно приглашать инспеца. Хотя бы для разнообразия и свежей струи.
Пока же — что имеем. И из этого “что имеем”, считаю, больший кпд выжмет местный тренер. К последним, кстати, причисляю и Сергея Пушкова. И вот его назначение принял бы с энтузиазмом. Как минимум по одной фундаментальной причине.

Старая песня
Она опять же не нова и изрядно утомила. По простоте душевной искренне надеялся, что Бэйлен с Лингле стали “последними из могикан” на ниве паспортизации. Помнится, Игорь Рачковский это даже обещал. Но где он теперь, Игорь Анатольевич…
Народ не обманешь: “Ну все, сейчас загрузят паспортные столы”, — примерно в таком духе был выдержан не один комментарий к новостям о назначении Захарова. Кажется, Пушков на его месте не решился бы вскрывать карту натурализации. А возможно, и задействовать бы ее не стал. Хотя бы из чувства такта: он хоть и давно уже “натурализовавшийся” в наших палестинах, но все-таки иностранец. Михаил Михайлович с комсомольской прямотой с ходу стал и не видит в этом ничего зазорного.
И от этого грустно. От того, что за полтора десятка лет (то есть полтора поколения!) не изменилось ровным счетом ничего. Базис паспортизации все тот же — “пока не справляются наши школы”. Надстройка тоже не нова — как бы не опростоволоситься на домашнем “мире”. Под него, правда, натурализовывать кого-то со стороны уже поздновато — сроки карантина поджимают. Значит, того хуже: выбирать будут преимущественно из тех, кто уже здесь. А среди них новых Платтов и Бэйленов с Лаландами не просматривается.
Да хоть бы и просматривалось — на личное неприятие натурализации “под сборную” это не повлияло бы никак. Если вернемся на эту дорожку, в 2035-м будем озвучивать ту же причину паспортизации, что и сейчас, на пороге 2020-го, и ранее, в середине 2000-х. Цепочка моих рассуждений здесь тоже стара как мир: латание “варягами” кадровых прорех в сборной подкашивает смыл усиленного взращивания собственных талантов. И если во второй половине 2000-х это только угадывалось, то сейчас доказано временем.
“Посмотрите на казахов” — не убеждает. Паспортизацией в тамошних степях занялись тоже далеко не вчера, а все равно “лифтят” между дивизионами. Так на это, уверен, способны и мы с костылем в виде уже натурализованных, а то и без них. Состав в распоряжении штаба Андрея Сидоренко в Нур-Султане был ослабленный, даже по современным белорусским меркам. И ничего — справились. Устраивающий обе стороны “договорняк” в игре с теми же казахстанцами теоретически возможен, но практически недоказуем. Да и не из одного матча состоял “мир” в дивизионе 1.

Голгофа для Захарова
Вообще история с назначением нового главного тренера сборной интересна. Хотя бы тем, что неочевиден первоисточник инициативы. По всем приметам это не федерация (что само по себе отдельный повод для грусти). Самое любопытное, что, возможно, и не Захаров. И дело не в том, что он не раз заявлял о нежелании вновь возглавлять сборную — просто нерадостный расклад для него очевиден. Критиковать его со стороны куда проще, чем впрягаться в этот хомут.
Прозрачный намек на возможный вариант развития событий озвучил сразу после назначения тренера Анатолий Варивончик: “Есть скрытые моменты, которые мы не знаем”. Не в курсе, имел ли Анатолий Михайлович здесь в виду вмешательство первого лица страны, но знаю, что многими присутствовавшими журналистами это было воспринято именно так. Понятно, что назначение Захарова с Александром Лукашенко как минимум согласовывалось. А, возможно, им же инициировалось. Мол, хватит критиковать “подрывную деятельность” канадцев да федерации — иди и сделай!
Если так или примерно так дело и было, мозаика 20 августа (дата стремительного утверждения тренера сборной) складывается идеально. А Михаилу Михайловичу впору посочувствовать — экзамен впереди серьезный, последствия провала непредсказуемы, но в любом случае вряд ли приятны. Правда, стартовые условия внешне выглядят ободряюще: на ближайшем швейцарском чемпионате мира белорусы застрахованы от вылета из элиты как одни из хозяев следующего. Но между двумя “мирами” закопан “чертик” — олимпийская квалификация. С ней у тренера сложные взаимоотношения, да и стартовые позиции здесь хуже, чем были даже у Льюиса в 2016-м: поддержка родных стен теперь не светит. И сколькими “новыми белорусами” коуч захочет подпереть этот мост — даже ему, видимо, пока точно неизвестно. Но то, что захочет — уже очевидно. И печально.
Не менее печально, что, кажется, уже и “Динамо” готово включиться в паспортизационную игру, поимев в ней свой профит. Но это уже тема другого разговора. Сезон только начинается.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?