Байдарки и каноэ. Ольга Худенко. Можно попросить вас об одной услуге?

21:22, 5 сентября 2019
svg image
12763
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не только чиновники, но и болельщики. На каждых Играх в составе любой команды есть такая звезда, способная принести в общую копилку медаль любого достоинства.
У нас она тоже есть. Двукратный бронзовый призер Игр в Лондоне и Рио Ольга ХУДЕНКО. И, главное, двукратная чемпионка и двукратный серебряный призер мирового первенства, которое завершилось в августе в венгерском Сегеде. Три из этих дистанций — олимпийские, пятисотметровые. В одиночке, двойке и в четверке.
В Рио-2016 знаменитая венгерка Данута Козак триумфально выиграла на них три золота, окончательно утвердив за собой статус легенды. Но в Минске на Европейских играх Ольга ее обошла, а потом победила и в Венгрии. Правда, обе ничего не смогли сделать с новозеландкой Лизой Кэррингтон, и теперь Токио ждет настоящая битва — на радость тем, кто разбирается в этом непростом и чрезвычайно энергозатратном виде спорта.
Мой звонок находит Ольгу в Москве, где она принимает участие в турнире на Кубок президента России.

— Статус турнира довольно высокий, сюда приехали все сильнейшие гребцы. Тем не менее напряжение уже не то, что на чемпионате мира. Скажем так, все стараются показать красивую греблю. Ну и хозяева делают все, чтобы мы получили максимум удовольствия от выступлений. Принимают очень хорошо, относятся как к родным, поэтому нам всегда нравится сюда приезжать.
Россияне стараются показать греблю как вид спорта, доступный каждому. Поэтому гоняемся на реке, в естественных условиях. Ищем новые форматы. Например, в четверке вместе с нами в лодке сидела венгерка Дора Лутц — вместо Надежды Лепешко. Мы выиграли, кстати.
На следующий день гребем уже в составе микстов, одна половина команды девочки, другая мальчики. Все это необычно и вызывает у болельщиков повышенный интерес. Нам же, повторюсь, тоже интересны такие эксперименты.

— Судя по всему, венгерку можно брать в нашу сборную.
— Да, новичку обычно трудно сразу вписаться в слаженный экипаж, понять нашу стратегию прохождения дистанции, но Лутц это удалось. Но все равно мы Надю ни на кого не променяем. (Смеется). Ценный человек.

— На чемпионате мира белорусы взяли верх в командном зачете. Это очень круто.
— Согласна. Победить венгров, у которых гребля — национальный вид спорта… Да еще у них дома. В Сегеде были тысячи зрителей, которые поклоняются нашему виду спорта, живут им. Приезжаешь на канал, и у тебя сразу мурашки по коже — просто от того, какое количество людей на трибунах. Атмосфера, которую трудно встретить где-то еще.

— Что нам мешает ее повторить?
— Да ничего, наверное. После проведения Европейских игр — очень хорошего, по мнению всех западных специалистов, — и медалей, которые мы завоевали на родном канале, думаю, все сдвинется в лучшую сторону. Люди больше узнали о нашем виде, и мамы будут приводить в него детей.
Общеизвестно, что в гребле разыгрывается много олимпийских медалей, а в Беларуси хватает грамотных специалистов, чтобы вывести ребенка на орбиту крупных международных соревнований. Это хороший шанс для построения профессиональной спортивной карьеры.

— Будь у гребцов зарплаты, как у хоккеистов, к вам вообще не зарастала бы народная тропа…
— Надо признать очевидное: с игровыми видами спорта трудно соперничать. Нет у нас таких возможностей, контрактов и бонусов за набранные в сезоне очки. Только то, чем сумеет поощрить государство за победу на чемпионатах Европы, мира и Олимпиадах.

— Зато наши игровики вряд ли когда-нибудь станут олимпийскими чемпионами.
— Ну да, здесь, пожалуй, шансов побольше. Каждый из нас мечтает попасть на Игры. И, конечно, выиграть там прежде всего именно золотую медаль.

— После ваших успехов на чемпионате мира все посчитают, что из Токио Ольга Худенко просто обязана будет привезти не одну, а две или даже три медали.
— Я, бесспорно, уважаю чужое мнение, но ни в коем случае не загоняю себя мыслями, что от меня кто-то чего-то ждет. Все это морально убивает спортсмена — знаю по опыту других видов. Многие планируют, чуть ли не вешают спортсмену медаль на шею. А потом ввиду некоторых непредвиденных ситуаций ничего не выходит. Это спорт, случиться может что угодно. Поэтому лучше об этом не думать и просто настраиваться на максимум. Главное, не проиграть самой себе — если получится, будет и результат.

— Насколько вы устойчивы психологически?
— Гребля — универсальный вид спорта, он закаляет с детства. И в холод, и в жару, и в дождь, и в снег надо себя преодолевать и идти на тренировку. Опять же максимальные нагрузки. С каждым днем это нарабатывается, и профессиональный спортсмен должен быть морально устойчивым.

— Как объяснить, что этот год стал для вас самым удачным в спорте?
— Ну, в четверке мы всегда были в топе. В одиночке я тоже уже завоевывала медали на чемпионатах мира и Европы. А что касается байдарки-двойки, то да, мы недавно возобновили наше сотрудничество с Мариной Литвинчук. И сразу начали показывать результат. Мы к этому шли давно — около шести лет. Получилось так, что раньше у нас не было стабильности, а потом Марина сидела с другой девочкой, и они очень хорошо выступали на 200 метров. Затем Марина вернулась из декретного отпуска, и мы решили попробовать снова.

— Успешно — два золота на чемпионате мира.
— Наверное, стали более профессиональными, опытными. Плюс отличная физическая форма, соответствующее техническое исполнение. И вот он результат, которого мы дождались. То, что все будет хорошо, интуитивно поняли, когда поехали на первый Кубок мира. Лодка, что называется, полетела. Так что теперь нам остается только совершенствоваться. Работать и надеяться, что и в Токио все получится.

— Как вы успеваете практически одновременно выступать в одиночке, двойке и четверке? Ведь перерывы между гонками бывают совсем крошечными…
— Когда мы увидели программу Европейских игр, были слегка шокированы. Есть правило: организаторы могут корректировать расписание под свою команду. Наша федерация так и поступила, но международная это не одобрила и все переделала. Видимо, в более привычном для нее ключе. Что делать — деваться некуда. Наш тренер грамотно составил тренировочный режим и правильно распределили нагрузки, чтобы на соревнованиях в Минске мы могли выдержать этот бешеный ритм.

— Вообще-то я имел в виду чемпионат мира.
— Там была куда более мягкая программа. В отличие от Европейских игр он длился пять дней, а не три, поэтому все очень хорошо совмещалось. А в Минске, выходя из одиночки, я даже не могла порадоваться своей победе, понимала, что через полчаса надо снова садиться в лодку и ехать те же 500 метров.
Лето получилось непростым. Нам надо было сделать два выхода на максимальный пик подготовки. Вначале к Европейским играм, потом немного передохнули и снова начали накатывать — уже к Сегеду. Сделали все грамотно, за что спасибо нашему тренеру Геннадию Николаевичу Галицкому. В спорте далеко не все зависит от самого спортсмена. Многое решает окружение, где главную роль играет тренер. Нам в этом плане, считаю, повезло.

— На какой результат в Сегеде вас нацеливал Галицкий, который вдобавок еще и твой личный наставник?
— Геннадий Николаевич максималист. Четыре золота. Жестко, но правильно. Если считаешь, что команда готова идеально, то и ставить надо самые высокие цели. Обидно, в четверке проиграли — снова венгеркам, как и в Минске. Но там мы неверно разложили свои силы по дистанции, и они накатили на финише, на чемпионате мира же… Ладно, не буду в этом копаться, по идее мы свои ошибки знаем.

— В чем они?
— Их не так уж и много. Пока нам не хватает финишного спурта, над ним надо работать. Но мы прибавляем. После возвращения девчонок из декретного отпуска все шло не так гладко, только-только набирали обороты. В прошлом году на чемпионате мира были четвертыми, сейчас вторыми, так что прогресс налицо. Думаю, в Токио все будет нормально.

— Хватит ли здоровья у самой Ольги Худенко, чтобы закрыть все дистанции?
— Главное — у нас есть олимпийские лицензии. А внутри команды мы разберемся. В Токио в одиночке и двойке будем иметь право выставить по два экипажа. И это хороший шанс для всех, кто хочет попасть на Игры и бороться там за медали. Это увеличит конкуренцию, что можно только приветствовать. Что касается моего здоровья… Поживем — увидим.

— Может, стоит посоветоваться с Владимиром Парфеновичем, которому удалось выиграть три золотые медали на Олимпиаде-80 в Москве?
— Пожалуй, неплохая идея. Мы часто встречаемся на внутренних соревнованиях, и, если будет возможность, я обязательно спрошу, в чем был его секрет на канале в Крылатском.

— Он самый легендарный белорусский гребец?
— У нас много именитых. Но он, безусловно, один из.

— Следующие претенденты на топ это вы — наша четверка, двойка и одиночка.
— Хотелось бы. Я приложу максимум усилий, чтобы в историю белорусской гребли вписать наши имена. Чтобы нами гордились и брали пример. Хотя и сейчас скажу, что мы всегда рады передать секреты мастерства молодым спортсменам, никаких проблем с этим нет. И чем больше в нашей команде будет талантливых спортсменов, тем лучший результат мы сможем показать.

— Главный тренер национальной сборной Владимир Шантарович в фильме “Наши” сказал, что по натуре вы гонщица. Что имел в виду мэтр?
— Мне самой интересно. Может, то, что именно на соревнованиях крупного масштаба могу реализовать себя в полной мере. Да, пожалуй, я гонщица. Но с переменным настроением. Может быть не все гладко, помарки в технике или тактике, но тренеры знают, что я всегда стараюсь отработать до конца — в любой гонке. Особенно если гребешь не в одиночке — выложиться за подруг надо на все сто. Для меня это дело чести.

— Соперники вас уже боятся?
— Не знаю, но, надеюсь, уважают и принимают как серьезную соперницу. Мы своим экипажем завоевали право на это.

— Культовый персонаж в женской гребле — пятикратная олимпийская чемпионка Данута Козак. Вы с ней общаетесь?
— Довольно поверхностно, языковой барьер никто не отменял. Да и какие могут быть задушевные разговоры у людей, которые все время стараются обогнать друг друга? Другое дело, я заметила, что в последнее время у нее появилось другое отношение ко мне. Не такое, как к обычной спортсменке. Наверное, это и есть признание моей силы. Приятно осознавать, чего уж там.

— В подготовке сборной есть какие-то секреты?
— В нашем виде все просто: чем больше и продуктивнее работаешь, тем лучше. Ну, только что с возрастом больше включаешь голову. Ну и опять же тренеры… Многое зависит от того, как тебя подведут к соревнованиям.

— Тренерам проще — им не надо умирать на последних метрах. Интересно, какие мысли посещают по ходу гонки?
— Обычно я не запоминаю дистанцию, но Сегед стал исключением. В финале одиночки отчетливо видела, что новозеландка Лиза Кэррингтон сделала очень мощный старт — очень уж далеко она уехала. Конечно, у меня была надежда, что на второй половине смогу приблизиться, но когда она начала добавлять к финишу, поняла, что ее не достать. Довольствовалась тем, что подтвердила статус и что моя победа над Козак в Минске не была случайной. Обыграть ее второй раз было делом чести.

— Теперь вместе с венгеркой надо решать, как обогнать новозеландку.
— Нужно анализировать эту гонку и думать, как ее достать. Будет нелегко — это очевидно. Даже на двухсотке Лиза имела такое преимущество, что это казалось какой-то фантастикой. В Сегеде она была просто в выдающейся форме.

— Галицкий рассказывал, что на тренировках вас зачастую приходится останавливать, с таким рвением вы стремитесь загрузить себя по максимуму.
— Геннадий Николаевич немного преувеличивает. Я не настолько фанатична и всего лишь выполняю задания, которые он дает. У каждого профессионального спортсмена есть чуйка. Он знает, когда надо добавить нагрузки, а когда следует остановиться, чтобы не принести себе вреда перед тренировкой.

— Поражение от Лизы задело самолюбие?
— Не буду лукавить, я была настроена на победу. И, естественно, буду работать больше над стартом и финишем. Мне есть еще где добавить. Думаю, и наша подготовка будет построена в таком ключе, чтобы прибавить к той в принципе хорошей форме, в которой я находилась в Сегеде. Но вообще я счастлива, что наш труд не пропал даром и теперь тобой гордится страна. Это очень много значит для каждого спортсмена.

— Президент заметил, что теперь будет ходить на все ваши соревнования. Приятно было слышать?
— Это стало неожиданностью. Хотя еще раньше порадовало, что Александр Григорьевич приехал поболеть за нас на Европейских играх. Тем более именно в тот момент, когда мы выигрывали медали. Думаю, в эти минуты президент нами гордился. А потом мы еще раз показали свой уровень, завоевали первое место среди всех стран — да еще в Венгрии. Это был фурор. Мы этого признания очень долго ждали.

— Прямо как Марина Литвинчук свою квартиру?
— Я такая же, еще с Лондона-2012 ее дожидаюсь. Это какая-то нерешаемая проблема, она никак не продвигается.

— Так вы же с президентом встречаетесь, могли бы задать вопрос.
— Ну как бы шел разговор… Он сказал обращаться к губернаторам. Те говорят, мол, у нас нет таких законов, чтобы мы бесплатно выдавали жилье. В общем, палка о двух концах. Губернаторы отправляют обратно к президенту, за приказом.

— Государство стимулирует спортсменов на выигрыш олимпийских медалей. Ваша судьба в ваших руках.
— А где гарантия, что нам дадут жилье?

— Зато у вас будут деньги.
— Ну да, согласна. Будем работать. Олимпиада — это все же особые соревнования, ни с каким чемпионатом мира не сравнить. Тут нужна не только физическая форма, но и психология. Все взаимосвязано, и любая мелочь может повлиять на результат. Нужно максимально концентрироваться на подготовке.

— И что, никакой личной жизни?
— Надо выбирать. Хотя, конечно, необходимо совмещать. Стараюсь всегда побывать дома и проведать близких. Это неплохо отвлекает от тренировочного процесса.

— Евгений Монархович, очень зажигательно комментирующий греблю на спортивном ТВ-канале, сказал, что ваше сердце свободно.
— Ложная информация, сердце мое давно уже не свободно. Вообще Женя много чего говорит: что я общаюсь на французском и английском, что готовлю отлично, что книги всякие умные читаю. Но, если откровенно, на все это у меня просто не хватает времени.

— Ваш комментатор шокирует обилием инсайдерской информации — очень необычно для белорусского болельщика.
— Женя бывший гребец и комментирует все наши национальные соревнования. Вообще-то он молодец, ничего не скрывает. Говорит не останавливаясь. Кажется, пауз в его репортажах вообще нет. Конечно, может что-то приукрасить — из любви к нашему виду спорта. Но мы не обижаемся, а, наоборот, приветствуем. Он умеет создавать хорошее настроение, и, думаю, те, кто смотрит соревнования по телевизору, слушают Женю с удовольствием. Вообще здорово, что у нашего вида есть такой яркий комментатор.

— Это да. Несмотря на огромное количество медалей, пиара гребле все-таки не хватает. Представители других видов дают почву для пересудов после посещения любых публичных мест. Особенно ресторанов.
— Это точно не мое. Лучший отдых всегда в кругу семьи, друзей и близких. Выпить тоже можно, все мы живые люди. Но только красное сухое вино. Классический вариант, как сказал бы Монархович.

— Желаю вам открыть такую бутылочку еще в Токио — через одиннадцать месяцев.
— Вначале надо завоевать это право на наших отборах. Ну а потом, конечно, буду делать все возможное и невозможное. И еще. Можно попросить вас об одной услуге?

— Разумеется.
— Я не большой специалист по пиару, и наши спортсмены действительно нечасто ходят по ночным клубам и попадают в светскую хронику, но все они, поверьте, хотят достичь максимальных результатов. Поэтому пишите о гребле больше. Нам нравится, когда у нас берут интервью. Поверьте, мы делаем все, чтобы белорусский спорт прозвучал на весь мир. Не потому, что хочется славы. Просто много ребят и девчонок где-то там пашут каждый день, в холод и в жару, в снег и в дождь. И все не напрасно. Практически с каждого старта — взрослого или юниорского — мы возвращаемся с медалями самой высокой пробы. Будет здорово, если страна лучше узнает имена своих героев.
Ну и родители опять же призадумаются. Пусть и сложный вид спорта эта гребля, но здорово развивает физически и формирует характер. Это же классно. А если еще их ребенок потом начнет показывать результаты, защищая честь страны, восходить на пьедестал, получать медали, то он и сам поймет, как это здорово. Видеть в небе поднимающийся белорусский флаг. Это очень круто! Даже не знаю, с чем это можно сравнить…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?