Юрий Пунтус. Если в Жодино ничего не получится, надо, наверное, уходить на пенсию
Информация о том, что бывший рулевой БАТЭ, МТЗ-РИПО, молодежной и национальной сборных Беларуси спустя почти десятилетие вернется на большую орбиту, просочилась в публичное поле еще несколько недель назад. 58-летний специалист наведался в Жодино, изучил условия, в которых предстоит работать, провел переговоры. Однако с подписанием контракта вышла заминка. Если руководство и игроки “Белшины” поддержали тренера, то в высоких кабинетах горисполкома не спешили давать добро на расставание с Юрием Иосифовичем, который почти решил задачу по возвращению “шинников” в высшую лигу. Дело, кажется, было именно в этом самом “почти”. Однако в начале нынешней недели стороны все-таки пришли к консенсусу — и Пунтус подписал контракт с “Торпедо”-БелАЗом. А после нескольких тренировок у руля новой команды ответил на вопросы корреспондента “ПБ”.
— Ваш переезд в Жодино несколько затянулся. С чем это было связано?
— Да. Признаюсь, предложение от “Торпедо”-БелАЗа получил еще 2 сентября, когда у руля команды стоял Вадим Скрипченко. Конечно, сказал, что на “живое” место никогда не пойду. Но мне ответили, что решение о расставании с главным тренером уже принято, даже несмотря на то, что Вадим Викторович должен был везти команду на спарринг с тульским “Арсеналом”. Я был польщен — давно хотел поработать в высшей лиге. Соскучился по этому уровню амбиций и возможностей. Но попросил вернуться к разговору в середине месяца, и пока работал Скрипченко, занимался делами “Белшины”. Нужно было отыграть два важных матча — 7-го на выезде с гомельским “Локомотивом”, который наступал на пятки, и 14-го дома с “Барановичами”. Обе встречи в итоге выиграли, и я со спокойной душой приступил к переговорам с “Торпедо”.
— Как к этому отнеслось руководством “Белшины”?
— Скажу сразу: мы расстались полюбовно. Хочу поблагодарить генерального директора бобруйского клуба Виталия Былинина. Именно он в свое время убедил мэра города Александра Студнева рассмотреть мою кандидатуру, хотя у того были свои варианты. Мне было очень комфортно в Бобруйске. За короткое время создали дружную команду. Не побоюсь этого слова, семью. Сегодня этот коллектив — один из сильнейших в первой лиге, что доказывает в том числе результатом. Когда объяснил Былинину свою позицию по поводу варианта с “Торпедо”, он также понял и поддержал меня. И переговоры с жодинцами я вел уже с его разрешения. А когда мне предоставили возможность донести свои мысли до Студнева, и он вошел в мое положение и дал добро.
— То есть у вас нет сомнений, что задача на сезон уже выполнена?
— Если бы я хоть чуть-чуть в этом сомневался, или ситуация была иная — допустим, занимали третье или четвертое место — в таком случае, каким бы соблазнительным ни было предложение из высшей лиги, я бы не согласился. Нужно доводить дело до логического завершения. Но сегодня я уверен, что Эдуард Градобоев, который возглавил команду, доведет его до конца.
— Именно он был вашей правой рукой в Бобруйске?
— Всегда говорил, что я не какой-то цыганский барон, который ходит со своей свитой по всем командам. Кто правая рука, сказать сложно. И Градобоев, и другие ассистенты: Свирков, Мигас, Войцехович — все на равных. Взаимопонимание в тренерском штабе было отличное, никаких разногласий. Но Градобоев вместе со Свирковым выполняли огромный объем работы. Поэтому и говорю, что у Эдуарда Владимировича не будет проблем на тренерском поприще — у нас не было секретов. Убеждал и руководство “Белшины”: не нужно брать тренера со стороны. Он не знает ситуации и может что-то сломать, начав менять. Эдик же на сто процентов будет следовать курсу, который мы выбрали. Конечно, наверняка внесет что-то свое — и это тоже правильно, но генеральную линию ломать не станет. В итоге его назначили даже не исполняющим обязанности, а сразу главным тренером. Это о многом говорит. В общем, уверен, “Белшина” в надежных руках.
— Вы так уверены, что “Белшина” выйдет в высшую лигу, может, потому, что, помимо нее и “Смолевичей”, путевка наверх больше, по сути, никому не нужна?
— Это заблуждение. Еще перед стартом сезона многие ставили задачу повышения в классе. Это и две команды, которые вы назвали, и “Нафтан”, и НФК, и гомельский “Локомотив”. Не говоря уже о “Рухе”, который до сих пор борется за наивысшие места. Да, у кого-то не получилось, однако не потому, что не было желания. Что до “Спутника”, то там аппетит пришел во время еды. Вспомните, как команда попала в первую лигу. Изначально была цель просто там остаться. Но Вячеславу Левчуку, моему хорошему другу, удалось построить отличный коллектив. Уверен, если бы у них получилось, никто в Речице не был бы против повышения.
— Как отреагировала команда на новость о вашем уходе?
— Расскажу по порядку. Со 2 по 15 сентября, как и договаривались, информация об интересе “Торпедо” никуда не просочилась. Никто и носа не подточил, все держалось в тайне. После того как состоялась встреча с генеральным директором БелАЗа Петром Пархомчиком, собрались в Бобруйске с руководством, тренерским штабом и шестью самыми авторитетными футболистам. Я еще раз заверил руководство, что Градобоев уже созрел, чтобы тренировать самостоятельно. От лица команды выступил капитан Андрей Лясюк — лидер “Белшины”, большой профессионал. Очень жалею, что судьба свела меня с ним только сейчас. Он сказал, обращаясь к Былинину: “Если мы в нынешней ситуации с Эдуардом Владимировичем не решим задачу по выходу в высшую лигу, значит, никакие мы не футболисты вообще — команду можно просто разогнать”. Еще немного поговорили, пожелали друг другу успеха и разошлись.
— Ваши первые впечатления от жодинской команды?
— Только положительные. Мне сказали, что, помимо турнирных проблем, у прошлого тренерского штаба были некоторые шероховатости в плане взаимопонимания с коллективом. Однако я увидел другое. За короткий срок нашли контакт с футболистами, все готовы работать.
— Кто будет в вашем тренерском штабе?
— На сегодня изменений не будет. Тот же Сергей Зеневич, который руководил командой в последних двух матчах, проделал огромную работу. В игре со “Слуцком” я не принимал никакого участия в руководстве — не имел морального права. Все делал Зеневич, который останется моей правой рукой. Он на правильном пути. Может, где-то не хватает опыта, но в плане амбиций это уже сформировавшийся главный тренер.
С остальными мы договорились: до конца сезона все остается как есть. Все должны доказать как в спортивном, так и в человеческом плане, что они именно те помощники, которые мне нужны. Оставляю за собой право вносить изменения в структуру штаба, но сейчас меня все устраивает. Мы нашли тесный контакт, и я не исключаю, что все и в дальнейшем останется как есть.
— Летом из “Белшины” в Жодино мог переехать Юшин. Теперь шансы на это возрастают?
— Да, “Торпедо” было заинтересовано в нем, а также в Кухарчике. Но я убедил ребят остаться в “Белшине”. По крайней мере до конца года. Они перспективные. Да, был шанс, что они перейдут в “Торпедо” и сразу заиграют. Но это очень сложно. Чуть не повезло, не хватило доверия, которое было к ним у меня, игровой практики — и все могло сложиться иначе. Поэтому, на мой взгляд, правильно, что они доигрывают сезон в “Белшине”.
— А потом?
— Посмотрим. В первую очередь нужно изучить максимальные возможности футболистов, которые есть в моем распоряжении сейчас. Договорились, что все, невзирая на “размер” контрактов и прочие нюансы, доработают до конца сезона. А потом, если увижу, что условный Юшин или Кухарчик могут помочь команде и готовы к большим свершениям в масштабе высшей лиги, не исключено, что вступим в переговоры с моей бывшей командой. Но до этого еще нужно дожить. Сейчас необходимо сконцентрироваться на матчах чемпионата, думать о каждой последующей игре. Впереди еще большой отрезок, почти треть дистанции. Многое еще можно улучшить.
— Следовательно, ваше приглашение в Жодино — это расчет не только на следующий сезон, но и на то, что еще реально исправить ситуацию в нынешнем чемпионате?
— Конечно. Я, как и руководство жодинского клуба, об этом мечтаю. Думаю, что четвертое место — достижимая задача. Все-таки, даже при нашем максимализме, места с первого по третье, наверное, уже распределены — все знают между кем, только непонятно пока, в каком порядке финишируют брестское “Динамо”, БАТЭ и “Шахтер”. А за четвертую позицию, считаю, реально побороться. Все же она может дать шанс попасть в еврокубки. И в этом плане еще раз хочется отметить работу Зеневича, который в экстренном режиме сумел добыть шесть очков. Они могут стать для нас “золотыми”.
Вообще же, что касается перспектив “Торпедо”… Проведя в Жодино всего несколько дней, понял, что это клуб, которому просто необходимо делать шаг вперед. Зашел в каждое здание, изучил инфраструктуру — могу заверить: по условиям это один из лучших клубов в высшей лиге. Команде пока не хватает результата, но во всем остальном сделано все необходимое. Как говорится, пора уже замахнуться на Вильяма, нашего, Шекспира.
— Вы очень давно — наверное, со времен МТЗ-РИПО — не работали с командами, которые претендуют на высокие места. Готовы?
— Конечно. Я об этом давно мечтал. Вообще, в любом коллективе мы всегда стремились к максимальным результатам. Но везде были свои нюансы. То, что я увидел в “Торпедо”, позволяет ставить высокие задачи. Команда должна не болтаться в середине, а взлететь наверх. Так что да, готов. Сделаю все, чтобы доказать, что еще на многое способен. А если не получится — не побоюсь пафосных слов — надо, наверное, признаться самому себе, что уже не могу и уйти на пенсию заниматься чем-то другим и не мешать молодым.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь