На дне. Третье пике

21:33, 10 октября 2019
svg image
658
svg image
0
image
Хави идет в печали

Ситуация неприятная, но в локальном смысле, казалось бы, не критическая, тем более все еще поправимая. В глобальном же — неважно, вылетят “рыси” или останутся — пора кричать караул. Футбол в крупнейшем областном центре страны деградировал до невиданных прежде глубин.

***
Шестнадцать лет назад “Гомель” в первый и пока что последний раз стал чемпионом страны. Бойкая команда Сергея Подпалого метелила соперников по “вышке” направо и налево, пропустила всего лишь двенадцать очков и привезла восемь БАТЭ. Любить тот коллектив гомельским болельщикам было просто: большинство игроков — в доску свои. Данилов, Никитенко, Морозов, Усов, Горовцов — пять воспитанников клуба были ключевыми футболистами. Добавьте сюда светлогорца Близнюка, мозырянина Гаева, бобруйчан Афанасенко и Лукашенко. И лишь немного та команда была приправлена легионерами, точечно собранными главным тренером.
Этого “немного” “Гомелю” всегда хватало — в прошлом десятилетии клуб, как и многие в стране, в значительной степени опирался на своих. А если помогали “чужие” — то это было как нельзя кстати. Как, например, брестско-пинский дуэт Василюк — Стрипейкис, привезший на берега Сожа серебряные медали чемпионата-2007. “Химия” в ударной паре форвардов оказалась неимоверно сильной — на двоих они забили 38 из 49 голов “Гомеля” в чемпионате. Или бразильская связка Майкон — Брессан. Она стала единственным поводом для гордости в кошмарном сезоне-2009. Майкон с 15 голами стал лучшим бомбардиром лиги, Брессан набрал 13 результативных баллов по системе “гол плюс пас” и пошел на повышение в БАТЭ. Не будь тогда у Юсипца и Борсука бразильцев — “рыси” рухнули бы во второй дивизион задолго до последнего тура.

***
То было время первого кризиса гомельского футбола в новейшей истории. Хотя спустя десять лет это и кризисом-то назвать язык не поворачивается. Так, досадная случайность, случившаяся к тому же, по злой иронии, в год столетия гомельского (читай: белорусского) футбола.
Тем не менее к такому падению были все предпосылки, однако они никак не были связаны с тем, что происходило на поле. Болельщики даже во время самого крутого пике поддерживали футболистов и главного тренера — коренного гомельчанина Андрея Юсипца. Он был уволен в начале осени, и команда завершала сезон под руководством Леонида Борсука, но ситуацию не выправила, а, напротив, усугубила.
На орехи же в основном доставалось руководству клуба: мол, система управления крайне неэффективна, решения принимаются мало того что сомнительные, так еще и очень медленно. Короче говоря, выступление клуба совсем не соответствует его возможностям — очень хорошим, по меркам нашей лиги, на тот момент. Для сравнения: могилевский “Днепр” с одним из самых низких бюджетов в чемпионате (1,4 млн долларов — неплохо, правда?) в том сезоне стал бронзовым призером, а затем успел пошуметь в Лиге Европы.
Спустя время многие приходили к выводу, что тот вылет в первую лигу — едва ли не событие со знаком “плюс”. В том смысле, что перезагрузка во втором дивизионе стала столь необходимой “шоковой терапией”. В клубе сменилось руководство: на посту директора Олега Евстратова сменил 30-летний Евгений Поболовец, а у руля команды стал Олег Кубарев. Первую лигу гомельчане выиграли, победив в 27 матчах из 30 и набрав 82 очка. А уже спустя полтора года, с ходу после возвращения завоевали бронзу, на переполненном “Центральном” они принимали “Ливерпуль”.

***
Казалось бы, все шло как нельзя лучше. “Гомель” снова рвался в элиту отечественного футбола и был в когорте тех, кто грозился прервать гегемонию уже вошедшего в раж БАТЭ. С наполеоновскими планами и трехлетней программой развития клуб намеревался вступить в новую эру. Одной из ключевых ее составляющих было омоложение состава, а также расчет на местных футболистов. По замыслу руководства, спустя несколько лет в основном составе “Гомеля” должны были выходить шесть-семь воспитанников клуба. Совсем как это было в чемпионском 2003-м. В первую очередь поэтому после выступления в Лиге Европы и четвертого места в сезоне-2012 случилось увольнение Олега Кубарева, которое в Гомеле до сих пор многие называют главной ошибкой десятилетия.
Команду возглавил Алексей Меркулов, который прежде возглавлял дублирующий состав и был лучше других знаком с молодежным футболом города. Однако реальность оказалась гораздо более суровой — к концу заявленного в программе развития срока “Гомель” второй раз опустился в первую лигу.
Тот провал, впрочем, был даже ожидаемым. Он случился в самое непростое для гомельского футбола время с экономической точки зрения. Грянул финансовый кризис, рухнули цены на нефть — как следствие, команда лишилась поддержки генерального спонсора “Белоруснефти”, которая отказалась от обязательств буквально за несколько недель до старта чемпионата-2015. Платить игрокам стало нечем, долги копились, команда разбежалась. “Гомель” остался у разбитого корыта и был вынужден обходиться собственными воспитанниками. “Зато омоложение удалось”, — горько иронизировали гомельские болельщики. В составе клуба в том сезоне выступало 91,7 процента собственных воспитанников — наивысший показатель среди всех клубов Европы! Чтобы понять, в каких условиях существовала команда, вспомним некоторые фамилии — Сазонович, Ижаковский, Игнатенко, Трояков, Чмыриков, Милевский, Сулим, Медведев, Чернышов, Теслюк, Янченко, Санец. Спустя четыре года лишь несколько человек из этого списка существуют в координатах высшей лиги. Второе понижение в классе было неизбежным. И в Гомеле это понимали.

***
Спустя четыре года, на волоске от третьего за десять лет вылета, ситуация совсем иная. 10-е место в 2017 году, сразу после возвращения, сочли нормальным результатом. Через год “Гомель” финишировал 12-м. В команде началась сумасшедшая текучка кадров, списки “пришли” и “ушли” в каждое трансферное окно были одними из самых внушительных в лиге. Причем это в основном легионеры. Появление отдельных из них вызывало лишь удивление и сомнение в сугубо спортивных мотивах их приглашения. Их скорый отъезд, напротив, неожиданностью не становился.
Ситуацию усугубило “сближение” белорусского и российского футбола прошлой зимой. Отменой легионерского статуса для наших восточных соседей на берегах Сожа воспользовались по полной программе. В “Гомель” была завезена целая партия футболистов. Некоторые вскоре остались вне игры. Некто Бени Юнаев, к примеру, вовсе не провел за “рысей” ни одного матча. Что предприняли в “Гомеле”? Летом заменили одну партию легионеров на другую: из “Шинника”, “Армавира”, “Арарата”…
О собственных воспитанниках речи уже давно не идет. Хороший показатель: если еще в середине десятилетия дублирующий состав находился на ведуших ролях в стране (а в 2012-м вовсе брал золото!), то сейчас прозябает на задворках. Да что там воспитанники — в последнем матче чемпионата с “Дняпром” в основе “Гомеля” вышло всего лишь два белоруса (Юденков и Шрамченко), зато сразу семь россиян. Стоило ли теперь ожидать поддержки болельщиков? Уволенному в конце лета Меркулову (также коренному гомельчанину), в отличие от Юсипца за десять лет до этого, они также адресовали баннеры — но содержание их было диаметрально противоположным. К сменившему его Александру Кульчию отношение пока хорошее…
Диспозиция сегодня такая: есть три клуба — “Энергетик”, “Дняпро” и “Гомель”. Один из них отправится в первую лигу вслед за торпедовцами, еще один — зацепится за стыковые матчи. Впрочем, даже если “Гомель” сохранит прописку в элите, можно констатировать: в клубе назрели перемены. И, по нашим сведениям, они будут носить глобальный характер, независимо от исхода сезона. Он может быть разным еще и в ином смысле — нам ведь до сих пор ничего не рассказали о расследовании договорных матчей, хотя скоро обещают. Но это уже другая история…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?