Плавание. Есть проблема. Барьер открытой двери

21:27, 14 октября 2019
svg image
13232
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Чем вызван столь решительный шаг?
— Подала в отставку, когда узнала, что руководство Республиканского центра олимпийской подготовки по водным видам стало искать кандидатуры на должность главного тренера за моей спиной. Директор центра встречался с тренерами, беседовал с ними на предмет замены Шоломицкой. По моей информации, даже за границей зондировали почву. Сама пришла к Леониду Денисенко и поинтересовалась: это правда? Да, говорит, ищу замену, консультируюсь. А меня не нужно поставить в известность? На все ответ один: имею право.

— Разве это компетенция руководства РЦОПа — подбор кадров на должность главного тренера плавательной сборной?
— С какого-то времени это так. На недавнем заседании исполкома Белорусской федерации плавания было сказано, что руководство РЦОПа имеет право подбирать и предлагать кандидатуры главных тренеров. При этом необходимо ходатайство федерации. Но, насколько поняла, главу БФП Эллу Александровну Селицкую о начале поисковой операции никто не известил.

— В личном разговоре с директором РЦОПа вам были высказаны какие-то претензии?
— Конкретики особой не было. Мне кажется, этот тренд был задан критикой с самого верха после нашего безмедального чемпионата мира. По поводу того, что пловцы разучились плавать. Что ж, с критикой я в принципе согласна. Действительно, у команды был шанс на медаль, но реализовать его не получилось. При этом по нашей стратегии медальный план на четырехлетие был заточен исключительно под Александру Герасименю, а не Илью Шимановича, который во многом неожиданно ворвался в элиту мирового брасса. В итоге получилось, что Саши в Кванджу не было и вскоре она официально объявила о завершении карьеры. На минчанина же фактически опустился весь пресс медальных ожиданий. Парень еще молодой, где-то не справился с давлением. Причем свой-то план он выполнил, у него в задачах на ЧМ-2019 значился диапазон с 3-го по 8-е место, а на “полтиннике” брассом он был пятым в финале. Не все происходит так быстро, как нам хочется. Процесс подготовки и подводки спортсменов к главному старту полон нюансов, и все мелочи зависят друг от друга. На сборе перед “миром” у нас вдруг заболел доктор. Нам улетать, а он попал в больницу. Как полагаете, мы без него в Кванджу лучше выступили с подхваченной вирусной инфекцией, чем могли бы выступить с ним? Но это все нюансы, которые болельщику неведомы и вообще не интересны. Спрос всегда по результату.

— После безмедального чемпионата мира-2019 к вам были претензии со стороны Министерства спорта?
— По итогам турнира обсуждала их с замминистра. Естественно, от нас ждали медали, понимали, насколько велики шансы, но в этом их чаяния нисколько не отличались от наших. Мы тоже ощущали реальность шанса. Как- никак в нынешнем сезоне Шиманович на сотне брассом показал второй результат за всю историю мирового плавания (58,29). Но на главном старте сезона реализации потенциала не случилось. Видели бы вы, как после полуфинала расстроились Илья и его тренер Елена Малюско. На них лица не было.

— Представляю: вместо ожидаемых 58 секунд получить на сотне давно пройденные 59.
— Перед грядущим ноябрьским Олимпийским собранием в контексте того, чтобы наши желания всегда совпадали с возможностями, хотелось бы акцентировать внимание на проблемах, которые испытывают национальные команды, например в нашем центре. Возможно, это окажется симптоматичным и для других видов спорта.

— Сначала вопрос. Насколько помню, ранее руководителями РЦОПа по водным видам становились люди из плавания, как самого распространенного и медалеемкого вида. Почему на этот раз центр возглавил заместитель председателя федерации современного пятиборья?
— Да, раньше так и было: все крутилось вокруг плавания, своеобразного маховика всей водной группы. Но в этом сезоне РЦОП возглавил человек из современного пятиборья. Там давно хотели присоединиться к нам и наконец от прикладных видов спорта пришли к водным.

— Только из-за того, что одна пятая программы у них плавание? А почему бы тогда не примкнуть к стрелковым видам или конной группе?
— Не знаю. Они выбрали плавание как основной элемент. Хочу подчеркнуть, что я с огромным уважением отношусь к коллегам из современного пятиборья. Отличный вид спорта, который стал регулярно приносить стране медали самого высокого уровня. Они молодцы, пахари, каких мало. Но есть же специфика. Как специалисты вида спорта, относящегося к воде лишь на одну пятую, смогут выстраивать подготовку в отношении чистых пловцов, прыгунов в воду, представительниц синхронного плавания? Во времена правления главы БФП Анатолия Тозика тоже ходили разговоры о присоединении к нашему центру современного пятиборья, но Анатолий Афанасьевич не считал это правильным шагом. Однако предшественница Денисенко на посту директора РЦОПа Алла Ильинична Чернова, человек из плавания, работавшая в Брестском центре олимпийской подготовки, посчитала такое слияние возможным. Несколько месяцев назад ее на этой должности сменил представитель современного пятиборья, который и занялся поиском кандидатур на должность главного тренера плавательной сборной. А Чернова у него сейчас в замах.

— Какова была позиция Минспорта по поводу присоединения современного пятиборья к водным видам?
— Там согласились с объединением. Уже говорила, что разговоры велись давно. В принципе не вижу в этом катастрофы, но нюансов и нестыковок может быть уйма.
Вернусь к теме проблем взаимодействия национальных команд с РЦОПом. Возьмем сезон-2019, еще до прихода нового директора. В разгаре подготовка к чемпионату мира, где будет происходить отбор на Олимпиаду. При этом все мероприятия за пределами страны для сборной Беларуси по плаванию находятся на грани срыва из-за несвоевременного оформления документов, отчего финансирование осуществляется уже на самом флажке. А почему? Потому что даже не в верхах, а на нашем уровне, на уровне РЦОПа, все согласования и утверждения тянутся просто-таки неимоверно долго. Несчастную докладную записку в аналитический отдел Республиканского научно-практического центра и Министерство спорта не могли оформить в течение нескольких дней. Постоянные очереди перед кабинетом директора, бесконечные правки документа. В итоге деньги на оплату сбора порой переводились в тот момент, когда мы уже прибывали на место. Представляете, принимающая сторона селила белорусов под наше честное слово, что деньги обязательно будут перечислены в кратчайший срок. Морально это невыносимо. Мы же не бомжи, не попрошайки какие-то, мы все-таки национальная сборная Беларуси. Дошло до того, что парень, пришедший на должность начальника команды, не дотерпел до конца года и уволился.
Почему так? Ведь национальные команды, долгое время работающие за границей, имеют долгосрочные планы, календари, где заранее прописывается нахождение коллектива в той или иной точке в тот или иной день. Билеты бронируются заранее, по льготной цене, а не покупаются втридорога в последний момент, резервируются места в гостиницах, исходя из соотношения цена- качество, заказываются тренировочные залы, вода в бассейне. И чтобы это все прошло вовремя, необходима четкая системная работа всего коллектива РЦОПа. Но в нашем случае ее заменили аврал и штурмовщина. Если честно, иногда посещало желание вообще никуда не ехать. Домашний покой лучше гарантированной организационной нервотрепки. А без нее ни сборы, ни соревнования не обходились.
Казалось бы, эти несуразицы из прошлого. Но у нас в сентябре начался олимпийский сезон. И что происходит сейчас? Готовится список пловцов на этап Кубка мира в Казани — отборочный к Токио-2020. Знаете, сколько времени делали в РЦОПе эту банальную докладную записку? Четыре дня! Новый начальник команды, трудолюбивая исполнительная девочка, бегает по кабинетам, а ей все правят и правят, правят и правят. Она уже десяток редакций сделала несчастному документу, а ей все перечеркивают. В конце концов опускаются руки, она возвращается и плачет.
На пятый день докладная записка сверстана окончательно и передана по инстанциям. А теперь смотрите: показываю вам министерский документ о порядке взаимодействия РЦОПов с национальными командами и Министерством спорта при согласовании составов спортивных делегаций для направления их на международные соревнования. Видите, что написано в примечании? Цитирую: “исключения при согласовании составляют направления спортивных делегаций на чемпионаты мира и Европы, этапы Кубка мира и Кубка Европы среди всех возрастных групп”. Получается, мы четыре дня ломились в открытую дверь.
Дальше. На первый этап олимпийской подготовки мы просили дополнительное финансирование у министра спорта, но письмо составили без меня. Цикл подготовки к Токио уже начался, а до января денег нет. Конец года, все такое. И это очень плохо, потому мы каждый год просим на осень-зиму дополнительное финансирование. Изначально нам его почти всегда не дают, но в конце концов выделяют. Однако сейчас выяснилось, что дополнительные средства почему-то пойдут на участие в осенне-зимних этапах Кубка мира. Я выступила против, поскольку главной статьей расходов считаю непосредственную подготовку к Играм. Не только возможность выигрыша лицензий стоит на кону, но и сама подводка к Олимпиаде. В нашем спорте вагон и маленькая тележка таких вот историй, когда атлета натаскивали на отборочные нормативы, как говорится, любой ценой, а потом на главном старте четырехлетия он превращался в статиста, не способного показать даже собственный результат. Это вопрос принципиальнейший.

— Вы рассуждаете довольно логично, какие тогда претензии к вашим доводам?
— Меня обвинили в самоустранении от составления плана. Мол, была в отпуске и не приняла участия в коллективном творчестве, а теперь выступаю против. Но я же не на Марсе находилась, существует электронная почта, она открывается даже в отпускную пору. Можно было прислать проект докладной, чтобы я высказала свои соображения до конечного варианта? Разумеется. Но никто этого не сделал.
Ладно, я плохой специалист. Но вы в РЦОПе создайте комфортные условия для работы других людей. Чтобы они не увольнялись массово, чтобы не бежали без оглядки. За девять месяцев до Олимпиады ощутимо сдали синхронное плавание, прыжки в воду, погрязло в скандалах и разборках водное поло. Теперь нужно плавание умножить на ноль? Дошло до того, что в ход пошли анонимки.

— Вы это серьезно?
— Мне уж точно не до шуток. На меня была написана анонимка. По срокам — специально до аттестации команды. Министерство ее теперь проверяет. Я этот неподписанный опус не читала, но знакомые с его содержанием рассказали, что главный тренер обвиняется в серых схемах при организации учебно-тренировочных сборов, возит с собой крупные суммы наличных денег, получает с этого свой процент, на соревнованиях в Бресте живет в шикарном номере.

— Разве в гостиничном фонде областного олимпийского центра есть шикарные номера?
— Двухкомнатный номер, где в одной комнате жила я, а вторая использовалась для рабочих встреч с тренерами, спортсменами — наподобие штаба. Может, мне нужно было жить на выезде в трехкомнатном номере со спортсменками?.. Представитель министерства побывал в РЦОПе, поднял документы, из которых следует, что основная часть наших выездных мероприятий оплачивается по безналу через банк. Те деньги, что я иногда держала в руках, — суточные, которые по ведомости прописывает начальник команды. Спортсмен расписывается в ведомости, получает на руки суточные — и все, процесс завершен. За всю жизнь ни у кого чужой копейки не взяла.
Нас, кстати, проверяла служба контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Беларусь и никаких нарушений не нашла. Результаты министерской проверки по анонимке мне пока не известны.

— Какова позиция в этом конфликте главы БФП Эллы Селицкой?
— Она меня поддерживала, призывала не поддаваться эмоциям и дождаться аттестации. В итоге Элла Александровна пригласила меня и предложила: Наталья Валентиновна, напишите по собственному желанию. Хорошо, давайте. Тем более решение было уже принято, нынешнего директора РЦОПа я сразу предупредила, что контракт при такой организации работы продлевать не стану.

— У вас нет ощущения апокалипсиса в белорусском спорте? До Игр девять месяцев, а в олимпийских видах, за исключением гребли, сплошные завалы в работе и ноль медалей на чемпионатах мира.
— Категорически не согласна. Вообще не вижу никаких причин для паники. Смотрела я легкую атлетику в сезоне, художественную гимнастику, не говоря уже о гребле. Система подводки спортсмена к Олимпиаде на пике формы подразумевает разные циклы нагрузок, череду функциональных подъемов и заложенных в программу ям. Да, пока нет медалей, но раскройте глаза пошире. В легкой атлетике восемь человек в топ-8 на “мире”, амбициозные ребята и девчата, просто душа радуется за их выступления. И если на их стороне в единой связке будут работать РЦОП, федерация, тренерский штаб, если они будут в одной лодке, то обязательно вырулят в Токио на пьедестал. Точно говорю. Непростые сейчас времена у художественной гимнастики, но там трудится потрясающий коллектив единомышленников, который, уверена, найдет в Японии возможность побороться за медаль. Потому что там не работают по принципу “лебедь, рак и щука”, там складывается единый вектор развития. Завидую им белой завистью.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?