Дела соседские. Победы украинской сборной — это разовая удача. Успех одного поколения

21:50, 24 октября 2019
svg image
3136
svg image
0
image
Хави идет в печали

Команда под руководством Андрея Шевченко в рамках квалификации на EURO»2020 выиграла у португальцев (2:1) и обеспечила участие в финальной стадии. Суммируем одно с другим и находим повод набрать украинский номер.

— На мой взгляд, это разовая удача. Мы наблюдаем успех отдельного поколения, и то пока лишь в одном отборочном турнире. Для иного не вижу никаких предпосылок. Состояние детско-юношеского футбола печалит, уровень национального чемпионата за последние пять лет снизился — все это не позволяет говорить о качественном прогрессе.

— Тем не менее украинская “молодежка” (U-20) в июне взяла золото чемпионата мира…
— Ха! Если есть уже два эпизода, конечно, нельзя утверждать, что случайность. И все-таки, чтобы стали возможны такие победы, необходимы годы. Эти ребята — результат более ранней работы, проделанной еще до падения нашего футбола, когда ситуация была благополучнее. Сейчас они дозрели. У нас очень талантливое поколение игроков вообще и в киевском “Динамо” в частности. Они составили костяк молодежной и национальной сборных. Но при этом уровень чемпионата… Может, в некотором роде зажрались, и есть лиги намного слабее, но за последние пять лет мы рухнули. Это очевидно и удручает.

— Сегодняшняя сборная сильнее той, за которую играли Шевченко и Ребров?
— Не люблю сравнивать эпохи. Ладно, давайте так: вы можете представить, что кто-то из украинцев в ближайшем будущем завоюет или сможет претендовать на “Золотой мяч”? То-то же. При всем уважении никого не назову. Исполнителей уровня Шевченко и Реброва нет.
Если анализировать успехи, сравнение пока тоже не в пользу теперешней команды. Та сборная проходила более ожесточенный отбор, чтобы попасть на топ-турнир. Я высказал уйму комплиментов действующим игрокам и тренерскому штабу. Победить сербов и португальцев — дорогого стоит. Однако не забывайте: выходить на EURO легче, чем раньше, за счет расширения количества участников финальной части.

— В чем феномен Шевченко?
— Андрей четко придерживается провозглашенной линии и проповедует атакующий футбол, основанный на контроле мяча. Кстати, “молодежка”, которая взяла золото, действовала совершенно иначе. Поэтому поначалу я возражал против модели Шевченко, не видя исполнителей, способных в нее встроиться. До некоторых пор считал, что наступательная игра в украинском исполнении — своего рода оксюморон. Однако он доказывает мою неправоту делом.

— На кого похож тренер Шевченко?
— Если подразумеваете Лобановского, то Валерий Васильевич известен в первую очередь как клубный тренер. А это абсолютно разные профессии. С легкой горечью понимаю: рано или поздно Шевченко из сборной уйдет — вероятно, в какой-то клуб. И тогда мы узнаем о нем как о специалисте намного больше.

— На одной из пресс-конференций он отверг вариант с возвращением в команду Милевского. А вообще, украинцу из чемпионата Беларуси реально обратить на себя внимание?
— Только если будет отдельный исполнитель, который вдруг совершит какой-то скачок. В то же время конкуренция в вашем первенстве такова, что всерьез рассматривать его в качестве поставщика кадров для “жовто-блакитных” нельзя. Уровень белорусской “вышки” все равно ниже чемпионата Украины, нещадно мною критикуемого. И не вижу игроков, могущих влиться в состав наших грандов. Извините, но качеству белорусского футбола сочувствую.

— Атмосфера на домашних матчах сборной Украины потрясает. Футбол объединяет нацию?
— Безусловно. Хотя политику сюда не приплетал бы. Не замечал, чтобы лишь она гнала людей на трибуны. В конце концов, вспомните отбор на ЧМ-2006: разве команда тогда не собирала аншлаги? И разве тогда вслед за ней народ не рванул в Германию? Главное, что привлекает — результаты и зрелищная игра.
Обратный пример. Вспомните, как перед отправкой на EURO»2016 у нас гостила сборная Уэльса, когда Шевченко трудился ассистентом у Михаила Фоменко. В столице собралась… ну неприлично малая аудитория. Народ здорово чувствует запах успеха и ищет позитивные эмоции. Если он в команду верит и от нее чего-то ждет, на стадион идет.
Аншлаг, который недавно был на “Олимпийском”, — нечто уникальное. Ведь в столице зритель пресыщен большим футболом и мог прийти, наверное, лишь на португальцев. Были бы, условно говоря, литовцы — вопрос. Скажем, во Львове и Харькове сборную порой поддерживают лучше. Так, что просто песня. Там она любима, вне зависимости от соперника.

— Вы не приветствовали отказ от услуг Ярослава Ракицкого из “Зенита”. Он — фигура заменимая?
— Спорт не существует в особом мире, он неотделим от социума, выставляющего некоторые рамки. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Убежден: невызов Ракицкого к футболу имел опосредованное отношение, первая причина — политика. Ситуация сложилась именно так. Не говорю, что плохо или хорошо, но ее надо принять. Сейчас в обороне играет пара Кривцов — Матвиенко, она вполне справилась с обязанностями. Ракицкий же был и остается сильным защитником. Если бы не все обстоятельства, Ярослав представлял бы сборную. К счастью, нашлись игроки, готовые его безболезненно заменить.

— Много говорят о возможном матче сборных Украины и России. Хотите его увидеть?
— Негатив превысит любой позитив. Избегал бы проведения этой встречи до тех пор, пока не станет неминуемой. А вероятна она только на очень далекой стадии чемпионата Европы-2020. Товарищеский же поединок в ближайшее время исключен вообще. Поймите, мы сейчас — как Сербия и Хорватия в 1995 году.

— Сборная Украины победила бы?
— Вопрос из области абстракции. Разумеется, всегда верю в своих. Сегодня они способны надрать задницу любому. У нас есть определенные козыри. Впрочем, как и у соперника. Думаю, уже долгое время обе сборные находятся примерно на одном уровне. Победа в любом случае не была бы простой. Кстати, а почему вы все про Россию, а не про белорусскую команду спрашиваете? Как думаете, чем бы завершился их матч? Знаете ответ?

— Вы не сторонник льготных условий в еврокубках для “малых” стран. А как относитесь к Лиге наций?
— Во мне борются два начала. Одно из них — болельщик, который часто неразумен и поддается эмоциям. В Европе 55 ассоциаций, причем есть такие “выдающиеся”, как Андорра и Сан-Марино, чей голос равен Германии, Франции, Англии. Такова демократия. Хочется, конечно, взять полтора десятка сборных и устроить им отдельную квалификацию, откуда они уже будут попадать в нормальный отборочный турнир. Как это сделать, не представляю. Лига наций же для меня — прежде всего способ избавиться от опостылевших “товарняков” с семью заменами. Они неинформативны и всем надоели.

— Многие украинские футболисты уехали на Запад, а в чемпионате осталось лишь двенадцать команд, — с этим можно связывать недавний прорыв?
— Однозначно. Подозреваю, игроки вроде Яремчука, Зинченко, Малиновского просто не состоялись бы, выступая на Украине. Они могли там благополучно провести всю карьеру и остаться на уровне дублирующего состава сборной. От Андрея Шевченко этот фактор не зависел, но он мастерски поставил его на службу главной команде страны.
Что касается числа клубов в чемпионате, то я — сторонник шестнадцати. И к этому, хотя и запоздало, все-таки идем. Со следующего сезона в премьер- лиге будет 14 участников, а еще спустя год планируется 16. Тогда мы, наконец, вернемся к игре в два круга. Более того, не исключаю, что это произойдет уже при четырнадцати коллективах. Во всяком случае сами они против двухэтапной формулы.

— Есть риск, что расширение плодит бедноту, неготовую к требованиям элиты.
— Если кто-то сомневается, пусть заглянет в таблицу первой лиги. Там на повышение в классе претендуют восемь команд. В шести я уверен абсолютно — не однодневки. Да, много где имеется зависимость от идейного вдохновителя или владельца. Что-то произойдет с его бизнесом — загнется клуб. Такое характерно не только для Украины, у вас — тоже. Правда, сейчас не тот случай. Выходцы из “пердива” чувствуют себя в “вышке” весьма надежно. Яркий пример — черниговская “Десна”, которая лишь второй сезон в истории проводит в премьер-лиге и располагается на третьем месте.

— Деньги в украинском футболе скромные, если не касаться “Динамо” и “Шахтера”?
— Смотря с чем сравнивать. Думаю, они все же большие, чем в чемпионате Беларуси. Средний уровень зарплат, несомненно, уменьшился, в первой лиге — также. Думаю, это даже позитивный момент. Ибо случилось эдакое переформатирование. Футболист отныне имеет меньший базовый оклад, а суммарный заработок слагается из бонусов и премиальных. Впрочем, об урезании в “Шахтере” не слышал.

— Что происходит с киевским “Динамо”, которое вы критикуете особенно?
— Я целую жизнь связан с этим клубом, преклоняюсь перед его историей. Поэтому все, о чем пишу, связано с личной болью. Мечтаю, чтобы киевляне не опускались ниже определенной планки. Естественно, сравнивать экономические возможности “Динамо” 2012 года, когда оно позволяло себе тратить 50 миллионов долларов за полгода на усиление состава, и теперь — нельзя. Отсюда возникает некоторое противоречие. Все чаще звучит идея: мол, самый верный вариант — ставка на свою молодежь, тем более игроки из сборных U-19 и U-21 очень талантливы. В будущем они могут дорасти до основы крепких европейских команд. С другой стороны, подобный вектор развития сказывается на результатах прямо сейчас.
Но! Есть сугубо локальные неудачи. Александр Хацкевич — разумеется, не чужой Украине и “Динамо” человек. Тем не менее за три года он ни разу не вывел команду в групповой раунд Лиги чемпионов. И если вылет от “Аякса” можно понять, то поражения от “Янг Бойз” и “Брюгге” воспринимаю мучительно.

— Кажется, между вами не профессиональные разногласия, а нечто личное: как-то вы назвали его клоуном-неудачником…
— Эти слова послужили ответом на необъяснимые нападки Хацкевича в адрес меня и моего заместителя и друга Андрея Шахова. Величайшая глупость, когда тренер, тем более потерявший работу, начинает сводить счеты с журналистами. В данном случае я поддался на провокацию. Обычно ничего подобного себе не позволяю, даже если с кем-то связывают не очень теплые отношения. Спустя время жалею, что возобладали эмоции и был слишком резок в формулировках.

— У Хацкевича есть шанс трудоустроиться на Украине?
— Почему нет? Дело в ином: многие считают, что у нас только два клуба. И какую он работу сочтет для себя достойной после Киева, не знаю. В любом случае искренне желаю Хацкевичу удачи. Собственно, мой ответ на его выпад как раз сводился к тезису: возьмите команду, поработайте там и докажите всем, что вы — классный наставник. Я сниму шляпу и признаю: был не прав.

— Тройка сильнейших белорусских специалистов?
— Виктор Гончаренко. Его работа вызывает огромное уважение. ЦСКА вообще во многом образцовый клуб. Далее — Олег Кононов. Еще? Вполне допускаю, что в вашем чемпионате есть тренер, чье имя не на слуху и который с минимальными ресурсами добивается результата, выжимая 150 процентов.

— У нас активно обсуждается тема создания Профессиональной футбольной лиги. На Украине модель работает?
— Мне кажется, она и близко не выполнила задач, ради которых создавалась. Премьер-лиге необходимо вернуться к истокам. То есть к собранию хозяев клубов, принимающих решения и способных обеспечить их реализацию. Поскольку она превратилась в сплошные заседания третьих-четвертых лиц, где лишь эпизодически присутствуют руководители клубов. Фактически это просто отдел по проведению соревнований. Отсюда и провалы по судьбоносным вопросам. Важнейшая цель — капитализация зрелища — далека от выполнения.

— У нас на начальном этапе хотят заработать на телеправах до миллиона евро. Реально?
— На основании собственного опыта не вижу, где можно взять такую сумму. Более того, в этом вопросе люди должны быть единомышленниками. Выкрутить руки, заставив объединиться, — подход неконструктивный. Надо найти точки соприкосновения, обнулить взаимные претензии — и только тогда приниматься за дело. Досконально ваш проект не знаю, но, будучи в курсе уровня белорусского первенства, представляю степень привлекательности продукта. Невысокую.

— Посыл актуален и для ваших реалий, как члена исполкома украинской федерации?
— Туда больше не вхожу. На ближайшем заседании после того, как киевское “Динамо” два года назад отказалось выезжать на матч чемпионата в Мариуполь, за что было наказано техническим поражением, меня исключили из состава органа. Я испытываю только несказанное облегчение. Должность общественная, никакого заработка не приносила. Зато теперь беспощадно критикую деятельность нынешнего руководства федерации. Никакой обиды нет. Чтобы мстить, точно не думаю. Более того, продолжаю дружить со многими, кто проголосовал против моего членства. Могу представить, под каким давлением оказались люди. Впрочем, тот период работы все равно полезен. Присмотревшись на наш футбол изнутри, испытал глубокое чувство вины за многое, что делалось при моем участии. Взамен приобрел ценную информацию, дабы на своем месте пытаться предотвратить скатывание украинского футбола в коррупцию и безразличие.

— И поэтому стали активничать в интернет-пространстве: ютьюб-канал, телеграм-канал, твиттер — как все успеваете?..
— Стараюсь. Отчасти напрягает. Но надо стремиться быть актуальным. Вдруг через некоторое время исчезнет мой журнал? Время печатных СМИ уходит. Думаю, так и в Беларуси. Пока мы изо всех сил держимся на уровне самоокупаемости. Однако нужно заботиться о будущем, поддерживать любые возможные средства коммуникации с читателем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?