Фуросемид в легкой атлетике. Сначала Арзамасова, теперь Набоков...

21:47, 4 ноября 2019
svg image
8934
svg image
0
image
Хави идет в печали

Это второе за два с небольшим месяца обвинение в употреблении допинга, предъявленное нашим легкоатлетам. 22 августа такое же получила Марина Арзамасова.

“Домашний герой”
Пока это лишь обвинение, в соответствии с которым рекордсмен страны по прыжкам в высоту, участник матча Европа — США в Минске и недавнего ЧМ в Катаре отстранен от соревнований.
В 2014-м 18-летний воспитанник могилевского тренера Владимира Олейника стал вице-чемпионом мира среди юниоров (U-20) — 2,24. Через три года с таким же результатом победил на молодежном чемпионате Европы (U-23). Тогда Дима уже был под опекой столичного наставника Владимира Фомичева. В мае 2018-го на республиканской универсиаде в Бресте Набоков побил четвертьвековой национальный рекорд, покорив 2,36. Специально для утверждения достижения был организован допинг-тест. Но…
В те дни автору этих строк довелось написать материал “Рекорд и сомнения” (“ПБ” от 31.05.2018), в котором, в частности, говорилось: “Однако и сомнения гложут. Занимается с Набоковым заслуженный тренер Беларуси Владимир Фомичев, причастный к дисквалификациям трех его подопечных. В 1997 году угодила в допинговую яму победительница Кубка Европы-1994 Татьяна Шевчик (внесоревновательный контроль в польском Спале). В 2004-м на Олимпиаде в Афинах допинг-тест провалил Алексей Лесничий. На молодежном первенстве Европы-2007 Елена Иванова, уступившая бронзу по попыткам, также засветилась на контроле. Владимиру Леонидовичу крепко повезло, что он живет и работает в Беларуси, а не где-то в Европе. Там ему за трех дисквалификантов выписали бы “волчий билет”… Допинг-контроль, вероятно, можно надуть, но организм — вряд ли. Через время он обязательно отреагирует на жесткое вмешательство извне травмами или резким падением результатов…”
Похоже, так и случилось с Дмитрием. После рекорда его показатели заметно упали. Парня повезли на ЧЕ-2018 в Берлин — там он в сектор не вышел. А зимой — травма и операция на голеностопе.
Пропуск топ-турниров — словно фирменный знак Набокова. Зимой 2016-го он выиграл чемпионат страны в залах — 2,30. Однако на мировой форум в Портленд не полетел. Объявили: травмирован. Через два года пропустил еще один зимний ЧМ в Бирмингеме. Туда отправился Недосеков, а Набоков в те же дни дома прыгнул на 2,32. Есть в его биографии последние места на ЧЕ-2016 и Играх в Рио с удручающими результатами 2,09 и 2,17. То есть типичный “домашний герой”. При этом БФЛА представляла Диму звездным атлетом. На пресс-конференциях перед матчем Европа — США Набоков был спикером наряду с президентом ЕАА Хансеном, олимпийскими чемпионами Стефаниди, Риз, Ролером…
В августе Дмитрий дважды взял 2,30 на второстепенных турнирах. Руководство БФЛА и национальной команды позволило ему пропустить чемпионат страны ради выступления на коммерческом турнире. На матче Европа — США — 2,26, в Дохе — 2,22 и 2,26 с третьих попыток, 18-е место, мимо финала. Теперь вот грустная новость, вполне сообразующаяся с изложенным.

“Коллекционер”
Десять лет назад тренеры из трех регионов Беларуси прислали в “Прессбол” коллективное письмо. Цитируем: “Мы, специалисты легкой атлетики из разных регионов Беларуси, вынуждены обратиться к вам по поводу вопиющей ситуации, сложившейся в белорусских прыжках в высоту. Тренер Республиканского центра олимпийской подготовки Владимир Фомичев настойчиво разрушает давно созданные “кусты” развития нашего вида легкой атлетики в городских и областных ДЮСШ, УОРах, ШВСМ, где есть традиции и знающие специалисты… Как ему доверяют подготовку спортсменов высокого уровня? Сколько можно разрушать души и тела молодых людей, подрывать региональные центры развития прыжков в высоту, наносить ущерб коллегам и местным спортивным учреждениям, в которых они трудятся?.. Невыносимо далее терпеть ситуацию, когда один зарвавшийся тренер всеми правдами и неправдами обирает своих коллег и губит спортсменов”.
В письме назывались имена атлетов, которых Фомичев увел у коллег, и последствия работы под его началом: Александр Иванов из Могилева (тяжелая травма и окончание карьеры), Алексей Лесничий из Новополоцка (допинговая дисквалификация и финиш карьеры), Елена Иванова (допинговая дисквалификация, окончание карьеры), Александр Плиско (травма позвоночника) и Алеся Герасимова из Витебска, Алеся Блашкевич из Гродно… С тех пор мало что изменилось. 71-летний Фомичев теперь уже старший тренер РЦОПа. Недавно от него ушла Елизавета Симанович, пропустившая больше года из-за тяжелой травмы. Про Набокова вы уже знаете. Его возможная дисквалификация может стать четвертой в допинговой “коллекции” Фомичева. Есть ли еще в Европе страна, в которой практикует тренер с таким послужным списком?!
Нынешний инцидент, к которому причастен Фомичев, наглядно демонстрирует: тренеры, десятилетиями работавшие по допинговой технологии, продолжают идти по опасной тропе. Тем более их никто не останавливает, а при случае — поощряют. Иванова и Набоков с разницей в 12 лет погорели на одном и том же — фуросемиде.
Фуросемид не является допингом, но используется для выведения запрещенных веществ. Поэтому он и приравнен к недозволенным препаратам и запрещен ВАДА в 2008-м. Его употребляют и в качестве средства для похудения, что тоже расценивается как применение допинга.

Где же НАДА?
Обнаружение запрещенных препаратов в пробах кандидатов на участие в Олимпийских играх может иметь негативные последствия для всей национальной команды Беларуси. Напомним, БФЛА из-за множественных дисквалификаций наших спортсменов, а также легкоатлетические структуры Кении, Украины и Эфиопии ИААФ относит к “группе риска”. Это значит, что атлеты упомянутых стран обязаны проходить первичное тестирование на допинг уже за десять месяцев до топ-соревнований высшего ранга. Между тем Олимпийские игры-2020 откроются в Токио 24 июля, то есть через восемь с половиной месяцев.
Сайт athleticsintegrity.org информирует, что в четвертом квартале нынешнего года протестированы более 500 топ-атлетов, и в их числе дюжина белорусов: Павел Борейша, Эльвира Герман, Алена Дубицкая, Юлия Леонтюк, Ольга Мазуренок, Анна Малыщик, Анастасия Мирончик-Иванова, Дмитрий Набоков, Максим Недосеков, Алина Талай, Карина Таранда (теперь Демидик), Татьяна Холодович. Это едва ли не вся наша элита, шесть из восьми финалистов ЧМ в Дохе. Не хватает лишь шестовички Ирины Жук и молотобойца Глеба Дударева.
Если открыть упомянутый сайт прямо сейчас, в глаза бросится удручающая для нас картина. На веб-странице имена пяти легкоатлетов: кенийка, эфиоп и три белоруса — Набоков, а также Елена Матошко и Анис Ананенко, олимпийцы-2012.
18 октября сайт БФЛА опубликовал информацию под грифом “Нарушение антидопинговых правил”. В ней сообщается, что перепроверка допинг-проб, взятых на Олимпийских играх в Лондоне, показала наличие запрещенных веществ у белорусских легкоатлетов. У метательницы молота Матошко выявлен оксандролон, у бегуна на 800 м Ананенко — туринабол. Решением дисциплинарной и антидопинговой комиссии БФЛА Матошко дисквалифицирована на два года — с 20.02.2019 по 19.02.2021. Ее результаты, показанные с 7.08.2012 по 6.08.2014, аннулированы. Поскольку Ананенко уже отбыл четырехлетнюю дисквалификацию за использование гормона роста, он не дисквалифицирован на новый срок, но его результаты с 8.08.2012 по 27.05.2015 также аннулированы. Оба закончили выступления в профессиональном спорте. Увы, этим печальная история перепроверок не исчерпывается. На очереди дело еще одного участника Игр-2012 шестовика Станислава Тивончика.
Третий год председатель БФЛА Вадим Девятовский уверяет всех, что допинга у нас нет. В самом деле, белорусское НАДА почти два года не фиксирует положительных тестов у легкоатлетов. Почему же тогда их ловит AIU?! На содержание НАДА и антидопинговой лаборатории государство тратит немалые средства. У наших специалистов низкая квалификация? Или еще хуже — кто-то крышует допингистов в нарушение международных правил и обязательств?
Двойная бухгалтерия уже привела нашу легкую атлетику к сдаче семи олимпийских медалей, в том числе двух золотых, и, как следствие, попадание в “зону риска”, очерченную ИААФ. Продолжение игры в кошки-мышки с AIU чревато позором сродни российскому. За дисквалификации после перепроверок олимпийских допинг-проб ответственно прежнее руководство. Однако нынешние проколы запишут на счет ведомства Вадима Девятовского, которое он возглавляет шестой год. И тогда БФЛА не спасет никакой Хансен.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?