EURO-2020. Михаил Мархель. Когда речь идет о национальной сборной, неуместно говорить о личных конфликтах

22:01, 18 ноября 2019
svg image
1199
svg image
0
image
Хави идет в печали

С главным тренером мы побеседовали и о кадровой политике сборной, и о глобальных вопросах, касающихся белорусского футбола.

— Отразил ли счет 4:0 соотношение сил?
— Конечно, класс и уровень команд отличается. Игра проходила с преимуществом Германии — на другое и не рассчитывали. Но даже по счету мы достойны большего: как минимум гол должны были забить, а пропустить меньше.

— Практически тайм команда сохраняла ворота “сухими” — и все равно крупное поражение.
— Немцы сразу стараются подавить соперников, но в этом плане нам удалось выстоять. Обидно, что только начали нащупывать контригру — и пропустили обидный мяч. Тем более он забит из офсайда. Это не оправдание — случилось как случилось. Но то, что просили в первом тайме, ребята выдерживали, и я им благодарен. Да, не получалось в атаке, хотя мы пытались и настраивали на это. Но поймите правильно: соперник сверхмотивированный и матерый. А по действиям в обороне до перерыва особых претензий нет. Мы не проваливались. Предполагали давление со стороны хозяев — как и то, что будем больше защищаться и играть без мяча.

— Что произошло в первые минуты после антракта? Нем- цы устроили настолько сильное давление или вы не переломили себя после гола Гинтера?
— Получилось, что пропустили “в раздевалку” и “из раздевалки”. Это тяжело психологически: уже понимаешь, что отыграться мало шансов… В перерыве просили ребят так же действовать в обороне, но в первую очередь нацеливали на атаку — и что нужно отодвигать игру от своих ворот. А почему так вышло на первых минутах тайма? Значит, не хватило концентрации. Хотя было очень важно втянуться во вторую половину встречи так, как и в ее начало, о чем говорили в раздевалке. Чувствовал, что у нас есть резерв и мы наладим переход в атаку — концовка первого тайма это предполагала.

— На каких позициях не срослось у самих?
— Сказать, что не угадали с составом, не могу. И не стал бы так говорить даже по прошествии времени. По большому счету, никто не провалился. Но одинаково стабильно действовать в обороне и атаке на всех отрезках, к сожалению, не получилось. Отсюда и результат.

— Лаптева вы заменили первым.
— Не самая лучшая игра Дениса. Однако ему было тяжело — он хорош при позиционных атаках. Но мы не освобождаем форвардов от оборонительных функций. Наоборот, нацеливаем, что придется делать много черновой работы. Такое перестроение для Лаптева не совсем привычно, хотя, считаю, он старался и в этом плане. Может, поэтому Денису чуть не хватало в атакующих действиях. Надеялись, он будет выглядеть столь же агрессивно, как во втором тайме с голландцами. Но раз на раз не приходится, особенно когда противостоишь командам такого уровня. Все равно мы считаем Лаптева нашим ведущим нападающим и ориентируемся на него.

— В свете того, что Лаптев не забивает за сборную, не уйти от вопроса о лучшем бомбардире чемпионата Шкурине. Может, стоило дать Илье шанс?
— Ситуация такова, что сегодня делаем ставку на более опытных Лаптева, Скавыша, Лисаковича. Не знаю, как дальше сложится судьба Шкурина и какой он найдет клуб. Но если получит хорошие отзывы, будем его привлекать. А сейчас, считаю, для него тоже стимул проявить себя через молодежную сборную. И показать, что достоин места в национальной команде. Все зависит от него.

— Однако многие вас критикуют за невызов Шкурина — и задумываются, нет ли здесь личного конфликта.
— Знаете, когда речь идет о национальной сборной, неуместно говорить ни о каких личных конфликтах. Просто считаем, что сейчас оптимальнее делать ставку на других — условно говоря, на Лаптева и Лисаковича. А право выбора есть всегда. Понимаю, что меня критикуют: того не возьмешь — будут говорить, почему не взял этого… Такова жизнь. Да, Шкурин проводит хороший сезон и нормально себя зарекомендовывает. Но должна быть стабильность, плюс у него мало международного опыта. А сразу бросать в национальную сборную… Все нужно делать через определенные ступени. Почему ставлю на того же Лисаковича? Потому что знаю его давно, и он прошел весь институт сборных, начиная с U-15. Здесь нужен принцип постепенности.

— Виталий порадовал?
— Да. Создавал остроту, которой нам не хватало. С его выходом у нас пошли хорошие атаки. Может, Лисаковича стоило выпустить раньше. Тем не менее за отведенное время он доказал, что достоин и на него можно рассчитывать.

— Почему последующие замены произвели еще позже?
— По большому счету, никто не выпадал. В этой ситуации менять оборону неправильно, плюс стало получаться впереди. Понимали, что очень многое зависит от игры флангов, где объем работы должен быть очень приличным. Берегли замены, чтобы усилить края, если кто-то просядет. В итоге Юра Ковалев, которому нередко доставалось в борьбе, сам ее попросил.

— И как себя проявили Ковалев и Нехайчик?
— При таком результате неуместно говорить “добротный матч”, однако ниже своего уровня они не опустились. По самоотдаче — неплохо. Наверное, могли сыграть лучше и острее в атаке, где есть к чему стремиться. Но опять же мы должны понимать, кому противостояли: для меня было важно увидеть, как они сработают в части оборонительных функций. В этом смысле они смотрелись нормально.

— Почему пенальти бил Стасевич?
— Не оговаривали это на установках. Стасевич опытный игрок: кто чувствовал себя увереннее, тот и пошел. Но пенальти такое дело… Ни в коем случае не корю Игоря. Конечно, гол был очень необходим. Но, может, так судьба распорядилась — и мы забьем пенальти, например, в Грузии. Для меня важнее, что команда не опустила руки и после этого создавала моменты — могли забить и без пенальти.

— Немцы сравнили нашу сборную с командой региональной лиги. Не обидно?
— Обиды — удел слабых людей. Надо не обижаться, а работать засучив рукава. Наоборот, это должно не раздражать, а подстегивать. Нужно доказывать, что мы не “региональная лига” и можем чего-то добиваться.

— Национальная сборная уступает Германии 0:4, юноши — 2:9. Иногда задумываетесь, почему мы так безнадежно отстали от топ-соперников?
— Бывало, мы и с юношами 2002 года рождения играли вничью в Германии… Но вы же видите, сколько здесь вкладывают в футбол — и какие стадионы, комплексы, антураж… Да, надеялись на положительный результат. Правда, чтобы добиваться его в матчах с такими соперниками, должно сойтись много составляющих вплоть до удачи. А почему отстаем? Можно долго рассуждать о целом ряде причин. Но, думаю, корень все равно кроется в детском футболе. Саму систему — начиная от тренеров и заканчивая академиями — надо поднимать. И строить больше полей и тех же академий, особенно в регионах. Тогда со временем у нас будет отбор. Все идет от базы — здесь большой плацдарм для работы. И мы должны это сделать, иначе так и продолжим отставать.

— Бюджет детской футбольной школы клуба “Фортуна” из Дюссельдорфа — два миллиона евро. Не говоря о “Баварии” или “Боруссии”, где он в разы больше. Когда слышите такие цифры, зависть не берет?
— По-хорошему берет… Если в Германии делаем простую разминку на тренировочном поле, качество которого намного выше, чем у многих наших команд высшей лиги? Кстати, это был газон детской школы “Боруссии”. Может, и нам пора бросить основные усилия на фундамент? Немцы, когда у них в футболе сборных был кризисный период, выделили порядка 80 миллионов евро детско-юношескому футболу на развитие инфраструктуры и обучение кадров. Именно в этом они видели главную проблему — и в итоге выстроили систему, начиная от школ. Понятно, сопоставлять нас некорректно. Но и мы в своих условиях можем выжимать больше.

— Какой будет ротация на игру с черногорцами?
— На поле выйдут большинство футболистов, не участвовавших в матче с Германией. Для этого и существуют товарищеские встречи. Да и вообще поединки на уровне национальных сборных очень важны для любого игрока. И мы должны проявить уважение к ребятам, вызванным на сбор.

— Наверняка рассматриваете встречу в Подгорице и через призму матча в Лиге наций?
— Да. Нужно найти золотую середину: и в плане тактики, и дать ребятам проявить себя. Увидеть, как они воспримут наши требования. Естественно, с прицелом на ближайшее будущее: могут нам помочь или нет. Это последняя возможность определиться с выбором до февральских матчей — дальше пойдет целенаправленная подготовка к игре с грузинами.

— Вам опять могут возразить: неужели до сих пор нельзя было просмотреть людей, а встречу с черногорцами проводить без экспериментов?
— А разве, не пробуя игроков в боевой обстановке, которую не заменят тренировки, мы окончательно поймем, как они справляются с нашими требованиями? Плюс не снимаем задачу по выстраиванию коллектива. Смотрим очень внимательно не только на то, как ребята выглядят в экстремальных ситуациях на поле, но и в быту, в коммуникации друг с другом. Делаем выбор по совокупности всех факторов. Тем более это не клуб — времени немного. В сборной крайне важен психологический аспект, поскольку за короткие промежутки очень тяжело что-то изменить в той же физической подготовке — только подшлифовать. Все то, что у нас есть, тренер и должен складывать в пазлы. И, конечно, стараться не ошибиться в выборе состава.

— Черногорцы уступили англичанам 0:7 и очень хотят реабилитироваться перед своей публикой. Ждете, что матч будет даже излишне горячим?
— Знаю, что так и произойдет. За функциональное состояние ребят не особо переживаю: прежде всего будем подводить их к матчу психологически. Но ведь и нам есть что доказывать. Предполагаю очень бескомпромиссную борьбу. Черногорский менталитет и характер знаю не понаслышке: в 1992 году играл за “Будучност” из Подгорицы — тогда город еще назывался Титоградом. Первый легионерский опыт, положительные впечатления — даже почувствовал легкую ностальгию.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?