Артем Жук. Играть за сборную России — моя мечта

22:53, 12 декабря 2019
svg image
4507
svg image
0
image
Хави идет в печали

Где впоследствии и сменил спортивное гражданство. Впервые белорус с российским паспортом всерьез заставил говорить о себе весной этого года, когда сенсационно оказался в заявке СКА на полуфинальные битвы Кубка Гагарина с ЦСКА. Вчерашний юниор не провел на льду ни секунды, но уже сам факт попадания в состав на все семь матчей серии с будущим триумфатором КХЛ свидетельствует о высоком потенциале. В этом интервью 19-летний форвард фарм-клуба СКА из МХЛ, заработавший 26 (10+16) результативных баллов, 60 штрафных минут и показатель полезности +29 в 33 матчах сезона, рассказывает о карьере, объясняет, почему в детстве подался на восток, а также недвусмысленно дает понять, что обратной дороги нет. Хотя ни за одну из сборных под эгидой ИИХФ Жук по-прежнему не заигран.

— В СКА-1946 ты уже третий год. Как впечатления?
— МХЛ — это довольно серьезный уровень. С каждым годом я расту. С другой стороны, появляются новые игроки, поэтому, можно сказать, уже немножко не мой формат. Хочется большего. В первом сезоне я был самый младший в команде — сейчас один из “старичков”.

— Считаешь, перерос эту лигу?
— Возможно. Хотя всегда есть что доказывать. В первую очередь самому себе.

— В Беларуси о тебе громко заговорили, когда ты оказался в СКА. И даже попадал в заявку команды в полуфинальной серии Кубка Гагарина против ЦСКА. Незабываемые ощущения?
— Это было словно гром среди ясного неба. Конечно, очень приятно. Эмоции меня накрыли, ведь мечтал об этом со дня переезда в Санкт-Петербург. А здесь еще такая компания: Дацюк, Гусев, Прохоркин…

— Если бы еще на площадку выпустили…
— Была установка — в любой момент быть готовым выйти на лед и помочь команде. А почему так и не сыграл?.. Решение всегда за тренером.

— Что чувствует молодой хоккеист, делящий раздевалку и скамейку с Гусевым и Дацюком?
— Огромную ответственность. Наблюдал за игрой, старался подмечать каждое движение, слушал обсуждение эпизодов. Интересно. Получил прекрасный урок.

— Аксакалы подбадривали, советы давали?
— Да, в том числе шуточные. “Не замерзни!” Но и серьезно подсказывали: “Будь готов выйти, вначале играй попроще”. Павел Валерьевич Дацюк на тренировках обращал внимание даже на мелочи. Перед первым матчем с ЦСКА в Москве выпустили на раскатку. Чтобы немного привык к арене, шуму, большому количеству зрителей. Хотя и не впервой, но атмосфера там была уникальная.

— СКА-1946 возглавляет бывший скаут “Чикаго” и известный в прошлом российский нападающий Лев Бердичевский. Какой он тренер?
— Выкладывается во всем, эмоционально настроен на каждый матч. Может и с судьями поспорить, чтобы защитить своих ребят. К каждому хоккеисту у него свой подход. Часто вызывает к себе меня, капитана и ассистента. Таким образом узнает состояние коллектива. Визуально мы с ним знакомы давно, но только в начале сезона пообщались плотнее. Тренер интересовался моей семьей, мнением по многим вопросам. Сказал, что верит в меня как в лидера команды.

— Знаешь, что Бердичевский завершил карьеру в минской “Юности”?
— Если честно, нет. Хм, хоккейный мир тесен.

— Ты прошел и через “Серебряных львов” — молодежную команду СКА. Причем играл вместе с защитником Никитой Пятыревым из Могилева…
— Мы вместе приехали в Питер. И жили под одной крышей. Отлично общались, правда, сейчас контакта нет. Так получилось: у меня своя жизнь, у него своя.

— В СКА-1946 с тобой выступал воспитанник гомельского хоккея Кирилл Петьков — сейчас один из лучших бомбардиров лидирующего в ВХЛ СКА- “Невы”…
— Очень боевой парень, всегда был нацелен на ворота. Держит удар, по-спортивному наглый.

— Он мог бы усилить сборную Беларуси?
— Думаю, да. Кирилл способен усилить любую сборную, такие игроки всем нужны.

— Вернемся к тебе. Ждешь второго шанса в СКА?
— Каждый день внутренне к этому готовлюсь. Понимаю, что такое может произойти в любой момент. Значит, надо постоянно быть в отличной форме.

— Минская СДЮШОР, гомельская СДЮШОР-5… Какие воспоминания о белорусском детстве?
— В Беларуси условия не очень… У меня отец бывший хоккеист. Он понимает, насколько важен для юных игроков лед. Знает, что в детстве его должно быть много. Необходима регулярная практика. Отец договаривался с тренерами, чтобы они позволяли мне заниматься дополнительно. Поверьте, если бы было все хорошо, я не уехал бы. Однако Беларусь не смогла дать тот уровень подготовки, который был необходим. А российские команды всегда котировались выше белорусских, причем по всем показателям. И если поступило хорошее предложение — почему бы и нет? В Беларуси делать было нечего.

— Как вообще возник вариант уехать в Россию?
— На финале одного из турниров — он проходил в Витебске — мой отец познакомился с отцом другого парня. И тот рассказал, что в России формируется команда с хорошими условиями и ясными задачами. После этого папа связался с представителями этого клуба. Первый вопрос россиян: “Чего добился в Беларуси?” А я как раз получил приз лучшего бомбардира. Пригласили на просмотр. Провел одну игру — поступило предложение.

— Как пришла идея сменить гражданство?
— У меня корни в России. Здесь очень много родственников. Я вообще не делю людей на русских и белорусов. Раньше мы были одной страной. Но заиграть за сборную России — это для меня мечта и престиж. Уже не раз говорили, что меня держат на заметке, но вызову препятствовал белорусский паспорт. А затем в МХЛ ввели правило, запрещающее играть белорусам. Пришлось решать вопрос, потому что возвращаться не хотел.

— Ты понимал, что на родине это воспримут без восторга?
— Мы хоккеисты. После хорошего матча тебя боготворят, после неудачного — поливают чем только можно. Отец присылал мне материалы из различных СМИ… Я не принимал это близко к сердцу. Да, писали, что я предатель родины, изменник. Но пусть диванные критики сначала узнают, что толкнуло человека на этот шаг. Вы готовы отпустить малолетнего ребенка в другую страну? Я с детства играю в России, выстраиваю карьеру. И не готов был из-за регламента все рушить. Специалисты из Беларуси и России, кто знает и понимает, через что я прошел, меня только поддерживают. А было все: ужасные условия проживания, не лучшее питание… Чтобы добраться на тренировку, вставал в пять утра и шел пешком. После нее — на учебу. По правде, я просто спал за партой. Из-за этого случались конфликты с преподавателями, приходилось выкручиваться. Как говорится, хочешь жить — умей вертеться.

— В Беларуси остались друзья?
— Нет. Иногда общаюсь с выходцами из минской “Юности”. Это Костя Шостак из “Алмаза” и Арсен Гаспарян из “Бобруйска”.

— В Питере ты давно — с 2012-го. За эти годы получал предложения из других российских клубов?
— Проявлял интерес ярославский “Локомотив”. Но это в начале карьеры — было бы просто некрасиво покинуть Санкт-Петербург. Здесь мне дали прекрасную возможность попробовать силы на новом уровне.

— Со стороны Беларуси чувствуешь к себе внимание?
— Знаю, что минское “Динамо” неоднократно общалось с моим агентом.

— За белорусским хоккеем внимательно следишь?
— Специально — нет. Но статистику той же экстралиги могу посмотреть. Что сказать… Все очень плохо. Лет десять назад была интрига, конкуренция, известные хоккеисты играли, посещаемость держалась на неплохом уровне. Сегодня все однотипно. У большинства клубов нет достойного финансирования. Конкурировать могут только те, у кого есть хоть что-то на банковских счетах. Например, “Гомель” — клуб с богатой белорусской историей, но он неуклонно сдает позиции. Пару лет назад мне рассказали, что вратарь из Новополоцка ушел из хоккея на завод. Только бы прокормить семью. О чем говорить? Надо проверять расход денежных средств. Когда будет честность, будет и прогресс. Тренер, хоккеист, как и любой специалист в любой области, должны быть мотивированы на результат.

— Ты числишься в преддрафтовом рейтинге НХЛ и мог быть выбран уже в этом году…
— Что-то не сложилось. Хотелось бы, конечно, получить уникальный заокеанский опыт, чтобы потом применить его в той же КХЛ.

— За сборную России ты до сих пор не заигран. Все еще рассчитываешь?
— Надежда умирает последней.

— А если бы перед домашним МЧМ позвали в белорусскую “молодежку”? Все же легионерский лимит для нас в России отменили…
— Звонили. Но я не решился.

— Продолжим о различиях российского хоккея и белорусского. Что еще можешь отметить?
— В России отличные условия для роста. Много спортивных интернатов, где созданы все удобства. Все в шаговой доступности. Выверенный режим дня. Получение образования организовано максимально комфортно. Тренировочный процесс постоянно контролируется и корректируется. В результате команда — как семья. Всем спортивным классом мы жили, тренировались, учились.

— Белорусскому хоккею этого не хватает?
— В Беларуси у нового поколения слабая подготовка. Сегодня ребята массово уезжают жить и тренироваться за границу — туда, где условия лучше. Работа с молодежью провалена.

— Что из белорусского детства вспоминаешь чаще всего?
— Серебрянку — мой родной район. Помню, как летом уезжал из города на дачу, на природу. Очень люблю натуральные продукты, особенно молочные. В России таких не найти.

— У тебя есть кумир?
— Одного нет, но импонируют многие: Сидни Кросби, Никита Кучеров, Александр Овечкин.

— Санкт-Петербург — чудесный город. Как ты в нем обустроился?
— Для меня Питер — как дом родной. Снимаю квартиру. Здесь здорово. Просто гулять по улицам — уже отдых. У нас лучшая база в России, лучшая арена. Повторюсь, есть все условия для работы.

— Что с досугом? В ночные клубы заглядываешь?
— С ребятами постоянно что-то придумываем: кино, музеи. Иногда всем коллективом можем сходить в ресторан. Ночные заведения не посещаю. Ночью надо спать, чтобы были силы для тренировок.

— Футбол?
— За сезон могу выбраться на пару матчей. Это тоже удовольствие.

— “Зенит” в городе популярнее СКА?
— Думаю, пятьдесят на пятьдесят.

— Прозвище в команде есть?
— Жук, Жучара. В первой команде — Незнайка.

— Почему Незнайка?
— Из-за “веселой” прически.

— Последний забавный случай из жизни СКА-1946…
— С меня в команде пошла традиция. Мой день рождения — в июле. Это межсезонье, тренировочные сборы. Как-то мы жили в отеле, и ребята решили меня креативно поздравить. В четыре утра проникли в номер, разбудили — и р-р-раз, тортом в лицо. Потом это перешло на лед. После тренировок вот так “вкусно” поздравляем именинников. А в прошлом году — и тренера Александра Александровича Савченкова.

— Питерский СКА — клуб зажиточный. Игроки МХЛовского “фарма” ощущают это на своем кармане?
— В СКА действительно все на высшем уровне. Прежде всего отмечу условия. Вплоть до мелочей: оборудование, инвентарь, оснащение, ремонт помещений… Что касается финансового достатка, то мы можем позволить себе… Например, улететь на отдых. А так кто-то копит на автомобиль, кто-то вкладывается в строительство жилья.

— Твоя самая дорогостоящая покупка?
— Купил телефон за 70 тысяч российских рублей (около 1100 долларов. — “ПБ”.)

— Какие цели поставил себе на ближайшее будущее?
— Цели останутся при мне, но одну озвучить могу — завоевать чемпионство в МХЛ.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?