Святослав Киселев. Безусловно, Протасу или Колячонку было бы лучше в “Динамо”. Но только если играть по 12-14 минут, а не полировать лавку

23:23, 16 января 2020
svg image
3059
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Обычно агенты — люди общительные, но при этом панически боящиеся сказать лишнего. Насколько ты готов к откровенности?
— К откровенности готов, но “мочилово” кого-то устраивать не собираюсь. Тем более — заочное. Считай это профессиональной этикой. Сторонник коллегиального решения проблем.

— Я и не ждал отстрела оппонентов. Хватает событий и тенденций, так что поговорить есть о чем. Для начала давай набросаем диспозицию: ты в агентский бизнес пришел…
— Пересекался с ним так или иначе давно, но одним из основных видов деятельности он для меня стал в конце 2015 года. Основным и единственным — в начале 2016-го.

— Своего нынешнего босса Дэна Мильштейна именно ты поставил на хоккейные рельсы, побудив создать агентство “Gold Star”?
— Вовсе нет. Скорее к этому его подтолкнуло место жительства в Детройте и, как следствие, давняя любовь к хоккею. Знакомство с Павлом Дацюком да и в принципе со многими игроками и тренерами из системы “Ред Уингз”. В какой-то момент прежний ипотечный бизнес Дэна был налажен и настроен настолько хорошо, что он смог доверить оперативное управление партнеру, а сам вплотную занялся агентской деятельностью. Приятно, что я тоже стоял у истоков агентства вплоть до разработки его лого и сайта. В тесной связи с Дэном определяли стратегию будущей работы, боролись за первых клиентов.

— Сколько сейчас ваших клиентов в молодежной и юношеской сборных Беларуси?
— Сколько во второй — ответить сложно, это зависит от выбора тренеров перед юношеским чемпионатом мира. Однако надеюсь, что наши ребята проявят себя наилучшим образом и помогут сборной достичь желаемых результатов. А в “молодежке”, которая сейчас выступала на “Чижовке”, — давай перечислять: Протас, Колячонок, Оксентюк, Пинчук, Соловьев, Барковский, Паша Денисов, Щечин.

— Практически полсостава и все “сливки”…
— С нами охотно работают. “Gold Star” на сегодня — лидер в НХЛ по количеству русскоязычных игроков, интересы которых мы представляем. И не только по количеству, но и по совокупной сумме контрактов. В частности, и потому, что мы не ограничиваемся переговорами с клубами при заключении контрактов. Быт, логистика, визовые проблемы игроков и даже членов их семей — мы решаем и эти вопросы.
Вообще уверен, что схема работы нашего агентства почти идеальная. Во главе — успешный бизнесмен, в штате — хоккейные спецы. Не подумай, что я о себе: полагаю, фамилия Тыжных о чем-то скажет, и других специалистов, которые помогают по ту сторону океана нашим молодым проспектам.

— Чтобы не превращать разговор в рекламу агентства, подкину шпильку. Успех в вашем бизнесе — те самые суммы контрактов клиентов. То есть нужно продать их услуги как можно дороже и как можно быстрее. И вот это “быстрее” не всегда на пользу карьере молодого игрока.
— Понимаю, к чему клонишь, но едва ли кто-то может нас упрекнуть, что из-за интересов агентства дальнейшая карьера полетела кувырком. При том надо учесть: пока речь идет о молодежи, о профите говорить не приходится. Зато затраты — здесь и сейчас: на решение тех или иных проблем наших клиентов ежегодно выделяются сотни тысяч долларов.

— Где тебе проще работалось: в федерации со сборными или на агентском поприще?
— Везде свои заморочки. Хотя в организационном плане сегодня, конечно, удобнее: вся бумажная и бюрократическая волокита отдана на аутсорс, я же могу работать непосредственно с людьми. А вот в плане конечного результата сложнее. Со сборной-то все понятно: она или успешно выступила, или нет. Сейчас же возможный успех может быть отложен на годы. Высокие номера драфта Протаса и Колячонка, безусловно, приятны, но все же понимают, что это пока — даже не половина успеха.

— С молодыми сложно работать?
— Непросто. И это еще одно преимущество работы менеджера взрослой сборной. Когда приходилось сотрудничать с игроками калибра Скабелки, Салея, Макрицкого, Копатя, Калюжного и другими мастерами, голова не болела, что они могут куда-то вляпаться. С молодыми же только и смотри, чтобы удержались на рельсах. Особенно теперь, когда у нас стали проклевываться действительно потенциальные звезды серьезного масштаба.

— Кстати, приятно, что если почти все 2010-е мы больше сокрушались, что молодежь измельчала, то на пороге 2020-х она действительно заявляет о себе. Система наконец заработала?
— И это тоже, но главное — появились толковые тренеры, стремящиеся совершенствоваться. Плюс большое дело — международная практика, которую сейчас регулярно получают наши молодые в институте сборных — это уже заслуга Минспорта, федерации, “Раубичей”…

— Федерация сейчас решила отстричь верхушку института сборных — команду U-20. Что думаешь?
— Что вопрос полемичный. Если бы я глубже вникал в эту систему, знал все нюансы, тогда ответил бы определенно. А так можно судить разве что по результатам, которые в последние годы не слишком радуют.

— Почему в декабре мы пролетели мимо молодежной элиты на родном льду?
— Не первый раз склоняюсь к тому, что дело в голове. К примеру, каждое новое поражение наших команд соседям из Латвии в матчах с серьезной ставкой только укрепляет в этой мысли. По средневзвешенному уровню мастерства их игроки точно не сильнее наших. Но соседи умеют доставать из себя все, мы же, увы, так и не научились. Это даже не хоккейная, а, если хочешь, культурная проблема белорусов.

— “Памяркоўнасць з абыякавасцю”?
— Так и знал, что это вспомнишь. Нет — это слишком упрощенно. Но уверенности и здоровой наглости нам точно не хватает. Помнишь, в фильме “Москва слезам не верит” одна из героинь говорит: “А ты ляпай! Но ляпай уверенно”. Вот у канадцев это здорово развито: правы они или не правы — будут переть до конца. И на льду, и в жизни. Если уж они выбрали цель и стратегию, будут ее придерживаться во что бы то ни стало.

— Но давай ближе к реформам U20: покидаем национальный чемпионат, возвращаем команду МХЛ. Лично я не жду от такого финта какого-то прорыва. А ты?..
— В том, что убирают команду из экстралиги, катастрофы не вижу. В ее сильнейшем дивизионе молодые часто и много уступали, заканчивая сезон с “минус много”, это тоже не дело. А дивизионом ниже — не тот уровень практики. Но и от возвращения в МХЛ чудес не жду. И здесь не нужно даже что-то прогнозировать, достаточно посмотреть на не покидавших проект латвийцев и казахстанцев, с которыми у нас примерно сопоставимые условия. Заодно с результатами. Другое дело, что третьего пути не просматривается.
Хотя снятие с белорусов легионерского статуса в российских клубах — хорошее подспорье. Сейчас два моих клиента — Буйнич и Юзленко — в МХЛовской “Чайке”. Руки им по паспортному вопросу никто не выкручивает, в сборную отпускают без проблем — это мы обговорили заранее. Клуб почтет за честь, что его игроки выступают за сборную, пусть и не российскую.

— Теперь поток желающих двинуть в юношеские лиги Северной Америки наверняка просядет. Бизнес пострадает?
— Нисколько. Нет особой разницы, по какую сторону океана представлять интересы игрока, главное — его развитие. Никто их насильно в Канаду и Штаты не тянет и уж тем более на них не зарабатывает, пока они в системе юношеских лиг CHL. Один из первых вопросов на старте сотрудничества — чего хоккеист хочет сам. Затем разъяснение всех плюсов и минусов любого из вариантов. Более того, если вижу, что игроку явно рано или не нужно ехать в Новый Свет — стараюсь его в этом убедить.

— Были прецеденты?
— Были. Веремейчик вот как-то заболел Америкой, готов был все бросить. Даже съездил туда попробовать. А я видел, что ему еще рано было. Потом другой агент стал настойчиво сватать Даниила в Россию. Но это как раз было время, когда там наших заставляли сочинять “отказные” письма. Как могли противились, понимая, что тогда парень с немалой долей вероятности будет потерян для нашей сборной.
Или другой пример: латыши вот обычно лучше адаптируются к зарубежью. В силу того что, в отличие от наших, с детства основательно учат английский и уже к юношеству неплохо им владеют. И то была история с Харийсом Брантсем, который через пару- тройку месяцев, наоборот, хотел бросить все в CHL и вернуться домой. Так что универсального ответа, что лучше для молодого — МХЛ или CHL — просто не существует.

— А если взять другую формулу — CHL или КХЛ? Знаю: “Динамо” не в восторге от того, что тот же Протас нынче там, а не здесь.
— Смотря в какой роли здесь. Если быть уверенным, что тот же Протас будет регулярно получать здесь 12-14 минут айстайма в матче — это одно. Если полировать скамейку — совершенно другое.
Больше скажу: совсем недавно у меня состоялся разговор и с игроками, и с руководством и тренерским штабом “Динамо” на предмет перспектив сотрудничества уже в будущем сезоне. Прошлым летом клуб долго не мог определиться, насколько и в ком из наших молодых он заинтересован. А во время предсезонной подготовки подвешенное состояние — не лучший вариант, пришлось определяться самим. Хотя не стоит думать, что отъезд Колячонка и Протаса сослужил клубу и нашему хоккею в целом плохую службу: появились шансы проявить себя Дерябину, Денисову, Павленко. Едва ли клуб рискнул бы привлечь абсолютно всех перспективных молодых. Хочется верить, что в этом году перспективы молодежи в стане “зубров” определятся заранее. Вот об этом и начинаем переговоры уже сейчас.

— Тогда возникает третий перекресток — AHL или КХЛ?
— Здесь ответить проще. Если ты не Малкин или Панарин, миновать ступень Американской хоккейной лиги по дороге в НХЛ практически нереально. Все наши последние таланты, закрепившиеся в сильнейшей лиге мира, не миновали АХЛовского сита — и Грабовский, и оба Костицыных.

— Выходит, нельзя обойтись без AHL, но можно без CHL?
— Теоретически можно все. Практически — чем старше ты становишься, тем сложнее адаптироваться за океаном. Тем более, как уже говорил, наша молодежь не сильно стремится учить английский дома. Мол, приеду — там освою. А это уже не работает. Прежде работало, когда туда ехали единицы и десятки. Сейчас — сотни. И при прочих равных знание языка — твое изначальное преимущество. Даже поэтому многие наши там в итоге никуда не пробились.

— Есть ощущение, что юношеская сборная U-18 на ближайшем чемпионате мира продолжит успешную поступь?
— Даже не ощущение — уверенность.

— Приятно слышать. Еще бы чем-то уверенность подкрепить…
— Исполнители, которые могут быть в распоряжении штаба, очень способные. Тот же Саша Пальчик не просто 2002 года, а позднего 2002-го, ему драфтоваться еще через год. А уже не теряется в “Юности” и выходит на лед с таким матерым мастером, как Кулаков. Клавдиев в USHL, возможно, пока не рвет рекорды. Но не стоит забывать, что это самый молодой белорус в истории, уехавший играть в высшую юниорскую лигу Северной Америки. Пинчук не был в тени и в “молодежке” в декабре, а по возрасту еще проходит и в сборную U-18…
Так что надеяться есть на кого. Плюс — и это очень важно — оптимизм вселяет вратарская линия сборной юниоров. Все успехи наших сборных разных возрастов непременно опирались на этот фундамент.

— Вопрос глобальный и скользкий: твои отношения с ФХБ? Понятно, что существовать с федерацией в параллельных мирах агент не может.
— Бывают ситуации, когда складывается впечатление, что я “путаюсь под ногами”. Причем складывается не у меня, а информация об этом доходит через третьи руки. Но, слава богу, такое происходит нечасто. Вообще же у меня, считаю, налажены хорошие и обоюдно полезные отношения с тренерами всех команд, где выступают наши хоккеисты. И по эту сторону океана, и по ту.

— В том числе с Захаровым?
— С ним проще всего. Уже хотя бы потому, что тех игроков, которые под его началом в национальной сборной, не нужно так тщательно опекать, как молодых.

— А как обстоят дела с руководством федерации? Ты же за свою менеджерскую и хоккейную карьеру переживаешь уже…
— …получается, пятого. Как агент работал при правлении троих. С Рачковским было легко: он как раз и задал тренд максимального представительства наших молодых игроков в юношеских лигах Северной Америки. С Шапиро в силу кратковременности его пребывания на посту пересекаться довелось не так часто. С Савиловым общаемся конструктивно: обмениваемся мнением об игроках, их проблемах и перспективах.
Единственное, было бы грамотно, если бы у агентов был доступ на заседания федерации. И было право хотя бы совещательного голоса. Вообще, считаю, давно назрело создание в федерации скаутско-агентского отдела, тем более разговоры об этом идут давно. Чтобы, как сказал вначале, не заниматься взаимной пикировкой через прессу, а в открытом диалоге находить компромисс. В конце концов, у всех у нас одна цель — успехи сборных Беларуси и как можно большее представительство наших игроков в ведущих клубах мира.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?