Юрий Файков. Кто мы были для Майка Бэбкока? Что белорусы, что северокорейцы...

21:30, 23 января 2020
svg image
3124
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тем более — если приплюсовать игровую карьеру, завершившуюся только после размена пятого десятка лет. И уж совсем тем более, если учесть, что с 2015-го по 2018-й он трудился на обычно “расстрельных” у нас должностях — в тренерских штабах юношеской и молодежной сборных. И все же разговор начали с актуального — дел возглавляемого ныне собеседником солигорского “Шахтера”.

— Смотришь на текущую таблицу экстралиги — и становится скучновато. Опять, видимо, нам светит финал “Юность” — “Неман”…
— Не стал бы торопить события. Лучше чуть хуже быть сейчас, чем в марте. Хотя и сейчас не все так плохо. Не перепроверял, но едва ли в истории найдется много случаев, когда бы в восьми свиданиях “Шахтера” с “Юностью” пять побед остались за Солигорском. Да и в прошлый понедельник возможную шестую отняли у себя сами — игра была совершенно нашей. Особенно если бы в большинстве сделали 2:0, а не пропустили позже в меньшинстве.

— За это в последнее время игрокам от вас достается даже на пресс-конференциях. Могу пред- ставить, что творится в раздевалке.
— Ну а что же, по головке гладить, если который матч с реализацией лишнего — завал? При том что до этого показатели были вполне неплохими. А сейчас что-то крутят по углам, про пятак будто вовсе забыли. Конечно, у нас свои сложности. В большинстве клубов так или иначе идет ротация состава, а мы весь сезон играем в 22 хоккеиста.

— Ну так и плюс есть — сыгранность.
— Разве что. И все равно нужна конкуренция. А мы как с предсезонки встали в колею, так практически неизменным составом и молотим. А вытянуть ровно весь сезон сложновато.

— В чем проблема обострить? Неужто “Беларуськалий” плохо кормит?
— На попечителей точно грешить не станем. Но клубы же сейчас, кроме прочего, и в тисках регламентных ограничений. В том числе по размеру зарплатной ведомости. А приглашать абы кого, чтобы просто пригласить, не хочется. И еще один личный момент: очень не люблю расставаться с игроками. Так и не научился объявлять кому-то об увольнении со спокойной душой.

— Но положение все равно обязывает периодически делать это.
— Приходится собирать волю в кулак. Вот с Гринем сейчас расставались — подобрал какие-то слова. Обменяли его в “Металлург” на Полищука. Все-таки он, считай, мой игрок, 1999 года. Не один сезон вместе отработали. Хотя и Гринь не чужой — год назад в Молодечно неплохо сработались. Но в этом что-то у парня не пошло: 25 игр, 1 шайба…

— То есть сейчас “абы кого” в “Шахтере” нет?
— Надеюсь. Карабань вот к нам присоединился — очень на него надеюсь. И тоже не первый год знаю: на молодежном “мире” в Финляндии вместе работали, хоть я тогда еще и не был в “молодежке” главным.

— Сами вышли на тему, которую не обойти, — декабрьский молодежный чемпионат мира на “Чижовка-Арене”. Уверен, что уделили ему внимание.
— Само собой. Правда, вживую не видел ни матча, несмотря на паузу в национальном чемпионате. Вернее, именно из-за нее: сложно вырваться из Солигорска, когда у команды двухразовые тренировки. Но за трансляциями, понятно, следил внимательно.

— И что увидел экс-главный “молодежки”?
— Что в общем все было неплохо. Просто в паре моментов, где нужно было дотерпеть и дожать, сделать это не смогли. Датчане откровенно и неприятно удивили. Приехать в ранге вчерашнего завсегдатая элиты и так откровенно отбывать номер — вот этого не понимаю.

— Да, не будь словенцев, могли и “сквозняком” укатить в Д3.
— Вполне. Латвия же годом ранее тоже ходила под этим топором.

— И избежала только, добившись победы над нами же. В матче, где для нас результат уже ничего не решал…
— Намек на “договорняк” с соседями? Не думаю. На таком уровне подобным не балуются. Даже в низших дивизионах — слава богу, опыт работы со сборной Эмиратов у меня немалый. Да и позже на разных уровнях и в разных наших сборных.

— И все же какое впечатление оставила нынешняя молодежь?
— Очень даже неплохое, если на секунду забыть о результате. В мою бытность, когда работали с поколением конца 90-х, у нас такого сильного состава не было. Но все равно плотно занимались парнями в центре сборных и чего-то добивались. Сейчас почти вся молодежь, наигрываемая в минском “Динамо”, прошла через ту нашу команду: Еременко, Дроздов, Мартынов, Дерябин — и это еще не все. Некоторые прошли со мной по четыре чемпионата мира, половина из которых — в элите. А перед пятым меня “сбили”.

— Обиделись?
— Не без этого. Когда проделано столько работы, отдано пять лет жизни… Перенимали опыт, ездили в Западную и Северную Европу, в Америку — вплоть до стажировки в НХЛ.

— Ну что поделать: отставка — обычное дело после вылета “молодежки” из элиты на стыке 2017 и 2018 годов.
— Как раз это было ни при чем: по итогам того чемпионата контракт со мной продлили. Шапиро, помню, сказал: “Я понимаю, насколько сложнее быть тренером молодежной сборной Беларуси по сравнению со сборной Швеции”. Ну что поделать, если 1998 год рождения был неурожайным на таланты? И не только у нас. Тренер россиян Валерий Брагин тоже в Баффало говорил: мол, ну что поделать, если такой провал в кадрах этого года? Кажется, он спокойно воспринял даже пятое место на том турнире. Вот и у нас катастрофы не делали. Но потом власть в федерации сменилась, и договор расторгли без объяснения причин.

— С тех пор отношения с федерацией натянутые?
— Почему натянутые — их просто нет. Не считая разве что заседаний тренерских советов.

— И недавнего штрафа за критику ФХБ…
— Ой, вообще бред какой-то получился. Как заверил Савилов, он в той истории был ни при чем, кто-то другой в федерации подсуетился, и даже предполагаю кто. Пункт в регламенте какой-то откопали… А в чем была моя вина-то? В том, что высказал свое мнение? Это уже запрещено? Тем более ко мне журналисты обратились именно как к одному из прежних наставников “молодежки”, а не как к нынешнему — “Шахтера”. Причем мнение было даже не о работе руководства федерации, а о действиях главного тренера, который до этого высказал претензии ко мне, к Кравченко… Ладно, оштрафовали и оштрафовали — бог с ним.

— Вернемся к молодежной сборной. Похоже, в нынешнем ее поколении и вправду есть потенциально большие мастера.
— Безусловно. Говорю же, пять лет работы центра сборных не могли пройти даром, мы все здорово потрудились эти годы. Женю Есаулова я в центр перетянул из Гомеля — чувствуется в нем тренерская жилка. У Катаева — тоже. Про стажировки и турниры в Северной Америке уже упоминал. Не могло это просто уйти в песок.

— И чем запомнилась стажировка?
— Такое не забывается. Около двух недель в Детройте, вникание в принципы работы клуба НХЛ, общение с Бэбкоком. Майк поразил и преданностью делу, и расположением к коллегам. Не могу себе представить, чтобы между утренней раскаткой и вечерней игрой кто-то из наших тренеров согласился бы уделить несколько часов просвещению коллег. Да еще какой игрой — дома против “Рейнджерс”! А он — запросто. И кем для него могли быть тренеры из какой-то Беларуси? Все равно что из Северной Кореи. Хотя понятно: многое стало возможным, поскольку с нами был Льюис. Дэйва в Детройте действительно уважают, да и в связке с Майком он проработал не один сезон.

— У нас Льюиса тоже не шибко гнобили. Правда, ушел он как- то… В общем, показалось, что Дэйв банально стал выдыхаться.
— Ничего подобного. Просто вспомните, в какие условия его поставили в последний год работы. Он даже ассистентов не имел права подбирать — ну где такое видано в национальной сборной в элите?!

— Одного мог.
— Ну да, Мезина отстоял. И то, слышал, не без труда. Без него Дэйву пришлось бы совсем туго: и с вратарями кому-то работать нужно было, и языковой барьер Андрей помогал устранить. Но то была единственная уступка федерации. Уверен, не будь тогда этой чехарды, не вылетели бы мы в Копенгагене из топ-16. Даже Михаил Михайлович во всеуслышание заявлял, что не вполне понимает, что он в том штабе делал.

— Зато теперь понимает.
— Ну и правильно. И помощников, уверен, ему никто сейчас не станет навязывать. Так и должно быть. Дело руководства — поставить задачу, выдать карт-бланш и не вмешиваться.

— Полагаете, в Лозанне по весне ломанем?
— Не удивлюсь. Почему нет? Михаил Михайлович и мотиватор хороший, и человек, к которому едут — и игроки, и тренеры в штаб.

— Что думаете об упразднении команды U-20 в национальном чемпионате?
— А у меня могут быть варианты? При наблюдении, как проект, которому отдал не один год, разваливают.

— Но есть приметы, что идея себя изжила. Словаки вон тоже отказались.
— Словаки отказались, американцы — нет.

— Но у янки централизованной команды U-20 в институте сборных никогда и не было.
— Зато U-18 была и остается. Причем все успехи на юношеских чемпионатах мира явно и напрямую связаны именно с этим проектом. Вообще, перенимая какой-то опыт, нельзя это делать один к одному. Уже хотя бы потому, что в тех же Штатах — с полмиллиона хоккеистов и развитая система молодежных лиг. А у нас что — пять тысяч и?..

— Теперь — опять МХЛ.
— У нас же там в свое время играли аж две команды. И где в итоге были наши сборные — что юношеская, что молодежная? А когда центр нормально и полноценно функционировал, сборные всех возрастов играли в элите. Даже при постоянном дефиците вратарей. Кто у нас был на том самом молодежном “мире”-2018 в Баффало? Родик и Грищенко. И Толопило — третьим. Родик уже закончил, Грищенко вроде в “Гомеле” на хорошем счету. Но это — сейчас, а играли-то тогда. Когда его коллеги имели опыт в сильных и даже сильнейших лигах Европы и Америки.

— Дефицит усугубляется и тем, что, как говорил Салтыков-Щедрин, “воруют”. Шостака дай бог вернуть бы, а Устименко, видимо, потерян.
— О первом ничего не скажу, с этим возрастом не работал. А Устименко как только ни уговаривали не ехать в Россию. И с ним беседовал, и с родителями, и место в юношеской сборной гарантировал — все без толку. Хотя я его предупреждал, что об отказе он наверняка пожалеет.

— Ну сыграл же он в итоге в сборной России.
— Где? На юношеском чемпионате мира два матча? И дальше что? А сейчас мог бы как минимум вратарем минского “Динамо” стать.

— Нынче в нем два игрока “Шахтера” — Дадонов и Достанко. Не срамят честь Солигорска?
— Считаю, нисколько. Это при том, что в выступлении молодежи в КХЛ много нюансов: в какое звено определят, сколько времени доверят. Но в последнее время “Динамо” стало больше доверять молодым — факт.

— Позиции клуба в таблице — не прямое следствие этого?
— Не думаю. Наша молодежь способная, особенно та, что появилась на свет на стыке веков. Ну, может, 1998 год был похуже в этом смысле, а позже толковые ребята пошли косяком. Так что работать есть с кем. А о причинах неудач “Динамо” мне сложно рассуждать, не зная всей картины. Я же не в курсе, скажем, бюджета. Может, он объективно не позволяет пригласить более классных легионеров, рядом с которыми и наши прогрессировали бы быстрее.

— А может, надо перестать гоняться за двумя зайцами?
— И смириться с вечной позицией аутсайдеров? Ой, не знаю… Ясно, что эта “вилка” — между результатом сейчас и перспективой потом — всегда будет присутствовать. Но нужно искать максимально возможный баланс. В конце концов, на мнение болельщиков тоже нельзя плевать. А далеко не каждый из них будет согласен постоянно подсчитывать очередную серию поражений клуба.

— Кстати, о молодежи — на близком вам примере. Отчего, коли уж такая короткая скамейка, не подтягивать в “Шахтер” больше игроков “фарма”?
— Было бы кого… Простой пример: периодически привлекаем Сашу Щемеля. На выходе — ноль очков в тридцати с лишним играх. При том что в “вышке” у него уже пара-тройка хет-триков. Вот вам и иллюстрация разрыва в уровнях.

— Достанко с Дадоновым же скоро вернутся в “Шахтер”?
— Да, и это нам здорово поможет.

— На заседании совета директоров клубов, помимо этого вопроса, рассматривались и другие, касающиеся возможных изменений в регламенте следующего сезона. Есть соображения на сей счет?
— Новая формула чемпионата в общем нормальная. Разве что не стал бы рвать сезон на три части: пусть бы восьмерка доиграла “регулярку”, а перед плей-офф пара худших провела бы серии до двух побед с двумя лучшими из дивизиона “Б” за право участвовать в играх на вылет. А то как-то громоздко получается. Если речь о лимитах, то легионерский я не трогал бы, он более или менее взвешенный. И квота на молодых должна быть. А вот возрастной, считаю, давно пора отменять, он ничего не дает. Вообще не понимаю, почему планка в 28 лет, а не, скажем, 30 или 32?.. Я в “Керамине” закончил за 40, и то мне еще предлагали продлить контракт.

— Нет опасения, что в случае очередной бронзы, руководство попросит “на выход”, как несколько лет назад произошло со штабом Цыплакова?
— Насколько знаю, никто их не выгонял, ушли сами. Вот Володю вспомнили…

— Вы же одногодки?
— Да, разница буквально в пару месяцев. Мне в феврале стукнет 51, ему должно было стукнуть в апреле. Оба рано женились, супруги наши ладили. Мы, понятно, тоже. Была у нас тусовка: Вова, Антоненко, Фатиков. До сих пор больно вспоминать тот день, когда телефон стал разрываться. Вот был человек — и нет его…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?