Отступление. Кто играет?
Не в плане номинаций, люди наверняка найдутся, а в контексте соответствия их нынешнего теннисного уровня планке крупных состязаний.
Лучше сразу напомнить диспозицию будущего, чтобы потом о ней не забывать. 7-8 февраля состоится встреча квалификационного раунда Кубка федерации, в котором сборная Беларуси в гостях сыграет с командой Нидерландов на крытом грунтовом корте комплекса “Sportcampus Zuiderpark” в Гааге. Матч носит судьбоносный характер, поскольку его победитель отправится прямиком в кубковый финал, который пройдет с 14 по 19 апреля в Будапеште.
Так как неделя Кубка федерации начнется сразу же после завершения “Australian Open”, уже сейчас можно констатировать: в связи с ранним вылетом белорусок в одиночном разряде наша подготовка к рандеву с нидерландками пройдет в условиях дефицита соревновательной практики. С начала 2020 года Арина Соболенко успела сыграть лишь семь матчей (4-3), Александра Саснович — шесть (3-3).
Далее на горизонте стратегически более важное событие — с 24 июля по 9 августа в Токио пройдут XXXII летние Олимпийские игры. Международная теннисная федерация уже обнародовала критерии отбора на ОИ-2020. За награды среди мужчин и женщин будут бороться по 64 игрока, начиная с 1/32 финала. При этом право сыграть на Олимпиаде получат по 56 лучших игроков в рейтингах АТП и ВТА по состоянию на 8 июня 2020 года. Еще по восемь путевок во власти ИТФ. Пропуск на Игры гарантирован для победителей и финалистов Панамериканских игр-2019 в Лиме, победителей Азиатских игр-2018 в Джакарте и чемпионов Африканских игр-2019. Еще по одному игроку из Европы и Океании по своим критериям выберет ИТФ. Кроме того, по одной позиции в сетке зарезервированы для победителей предыдущих Олимпийских игр в одиночном разряде или турниров “Большого шлема”, не выпавших по состоянию на 8 июня из топ-300. Еще по одному месту в сетке достанется представителям Японии, в случае если они не попадут на турнир по общим критериям отбора.
Прямой пропуск в парный разряд получат игроки, которые входят в тop-10 парного рейтинга АТП/ВТА по состоянию на 8 июня 2020 года. Они смогут выбрать любого партнера из своей страны при условии, что он входит в тoп-300 одиночного или парного рейтинга. В микст напрямую квалифицируются 15 дуэтов из соотечественников, имеющих наивысший комбинированный рейтинг при условии, что оба игрока уже квалифицировались на Игры в одиночном или парном разряде.
Из приведенных параметров следует, что по состоянию на третью декаду января 2020 года сборная Беларуси может получить на Олимпиаде только по одному месту в женском одиночном и парном разрядах. Арина Соболенко проходит в одиночную сетку (N 12 ВТА) и как 5-я ракетка мира в паре может подтащить на Игры любую соотечественницу из топ-300. Номинально на одиночку пока претендует не начавшая сезон Виктория Азаренко, но планов на год и на карьеру не знает, похоже, даже сама 50-я ракетка мира.
Вернемся к ближайшей перспективе и посмотрим, на кого может рассчитывать в Гааге капитан сборной Беларуси Татьяна Пучек? Все финалистки КФ-2017 вроде как под рукой, вот только сейчас от некоторых в буквальном смысле осталось только имя.
Соболенко после неплохого финиша года скомкала предсезонную подготовку, в ходе которой рассталась (на этот раз окончательно) с личным тренером Дмитрием Турсуновым, выбрав себе в кураторы спарринг-партнера Антона Дуброва. На профессиональные неурядицы наслоилась личная трагедия — смерть отца. С начала 2020 года Арина потерпела поражения в 1/8 финала Шэньчженя (от Кристины Плишковой), в полуфинале Аделаиды (от Даяны Ястремской) и в 1/64 финала “Australian Open”. В Мельбурне обидчицей белоруски стала испанка Карла Суарес-Наварро, которая до этого имела в пассиве пять подряд поражений на харде на самых разных турнирах. Но вот ей подвернулась Соболенко, с неровной эмоциональной игрой, размашистой и доминирующей манерой без всяких поправок на сильный ветер, гулявший по корту. В то утро в ауты было снесено немало — в пассиве белоруски 58 (!) невынужденных ошибок. То есть с начала года у Арины — одни сплошные минусы в рейтинге от незащищенных прошлогодних очков, хотя 12-е место в мировой табели о рангах первая ракетка страны пока удерживает.
Веру Лапко и Викторию Азаренко приглашать на Кубок федерации бесполезно, поскольку теннисистки сезон вообще не начинали. У Вики продолжается судебная тяжба по сыну, Вера, не игравшая с “Уимблдона”, залечивает травму и рассчитывает начать весной. Лидия Морозова никакой погоды в одиночке не сделает да и в паре пока не блещет, расставшись с привычной партнершей из Японии Сюкой Аямой. Ольга Говорцова ныне пребывает на границе второй и третьей сотен мирового рейтинга и пока в 2020 году отметилась лишь неудачной попыткой преодоления квалификации “Australian Open” (поражение во втором раунде).
Из реальных вариантов латания прорех остается лишь Александра Саснович, хотя именно она стала главным разочарованием для белорусских болельщиков на старте нового сезона. Да и во второй половине прошлого.
Кажется, это было уже давно и неправда. 2018 год Саша завершила на 30-й строке мирового рейтинга, в интервью озвучивала задачу атаковать первую десятку рейтинга ВТА. А в реальности начала 2020 года мы имеем 113-ю ракетку мира в онлайн-рейтинге с полным отсутствием перспектив попадания в основные сетки турниров ВТА и гарантированными муторными квалификационными отборами.
Падение ставок амбициозной спортсменки началось еще в 2019-м. Обладая завидным игровым интеллектом, способная на нетрафаретные ходы Александра редко баловала поклонников своего таланта практическими результатами, вследствие чего буквально за год разменяла стартовую 30-ю позицию на место в седьмом десятке рейтинга ВТА (N 68).
Практически весь актив прошлого года для минчанки пришелся на январь: четвертьфинал в Брисбене, полуфинал в Сиднее и выход в третий раунд на “Australian Open”. Но после такого обнадеживающего начала — пустые закрома. Серия “Большого шлема” третьей ракетки страны ничем не отличалась от выступлений подруг по сборной: “Australian Open” — 1/16 финала, “Ролан Гаррос” — 1/64 финала, “Уимблдон” — 1/64 финала, “US Open” — 1/32 финала. При этом Александра стала автором белорусского “антирекорда” сезона: теннисистка проиграла стартовые матчи сразу на 13 (!) турнирах (Доха, Индиан- Уэллс, Рим, “Ролан Гаррос”, Бирмингем, Истбурн, “Уимблдон”, Юрмала, Торонто, Гуньчжоу, Ухань, Пекин и Москва).
На фоне отсутствия прогресса в результатах Саснович стала искать причину не в себе, а на стороне. В апреле приняла решение расстаться с личным тренером Александром Ленючевым и начала сотрудничать со словацким наставником Владимиром Платеником. Тренер с хорошей репутацией в ВТА-туре, директор теннисной академии в Трнаве, ранее работавший с Доминикой Цыбулковой, Белиндой Бенчич и Дарьей Касаткиной, виделся очень неплохим вариантом для белоруски, но для налаживания полноценных контактов обоим не хватило терпения. После семи поражений в восьми матчах Саснович и Платеник расстались. Сейчас Саша ездит по турнирам с отцом, который, по словам теннисистки, “меня знает, чувствует и в теннисе разбирается не хуже многих тренеров”. Однако с таким режимом наибольшего благоприятствования теннисистка ушла в устойчивый “минус” как по игровым, так и по рейтинговым показателям: впервые за 28 месяцев она покинет топ-100 из-за поражения в 1/8 финала в Шэньчжене, проигрыша в первом раунде турнира в Аделаиде и фиаско на старте “Australian Open” от 119-й ракетки мира Грет Миннен при 62 (!) невынужденных ошибках.
Если бы в прошлом году кто-то сказал, что в графе “unforced errors” у аккуратистки Саснович будет семь десятков собственных “киксов” за матч — ни за что не поверил бы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь