Дмитрий Молош. Бывает, мы засиживаемся в условиях БАТЭ: иногда нужно выходить из зоны комфорта

21:30, 23 января 2020
svg image
2258
svg image
0
image
Хави идет в печали

Теперь он востребован в Латвии ассистентом главного тренера “Лиепаи” и своего ровесника 38-летнего Андрея Калинина. Вчера мы беседовали по следам этой новости и не только: обойтись без пройденного Молошем этапа в борисовском штабе было нельзя.

— Как возник вариант с “Лиепаей”?
— Не спонтанно. Алексею Баге не предложили продлить контракт с БАТЭ, а у нас с Валерием Тарасенко было время подумать. Клуб хотел нас оставить, и решение покинуть его далось сложно. Внутренне боролся сам с собой, но посчитал, что нужно уйти. Хорошо пообщались с Кириллом Альшевским и Андреем Капским, пожали руки — и расстались без обид. Конечно, тяжело оставлять родной клуб, но это не прощание. Кто знает, может, в обозримом будущем меня опять позовут? А в конце прошлого года я пошел учиться на категорию “Prо” в Риге, и судьба свела с новым главным тренером “Лиепаи” Андреем Калининым. Он узнал, что я без работы — и для начала просто решил пообщаться.

— Когда это было?
— Около месяца назад. Откровенно поговорили, каждый изложил свое видение рабочих процессов — и вскоре Калинин предложил сотрудничество. Взвешивал все пару дней: все-таки переезд в другую страну, семья остается в Минске… Но согласился, и уже на первом этапе не пожалел. У Калинина схожие взгляды на футбол, плюс он целеустремленный и постоянно стремится развиваться. Кстати, в штабе три новых тренера — в том числе специалист по физподготовке Георгий Кодица, ассистировавший Олегу Кубареву в его командах.

— В свое время Калинин немного поиграл в высшей лиге нашего чемпионата. Давно знакомы?
— В том-то и дело, что нет. Раньше слышали друг о друге — и не более.

— А Бага не звал вас в “Жальгирис”?
— Грустно, конечно, что наш коллектив распался… Но мы постоянно на связи. И когда у Алексея Анатольевича были варианты — а их появлялось много — собирались, обсуждали, делились новостями. При этом понимал: после такого напряженного года Бага, возможно, захочет отдохнуть, если ничего достойного не предложат. Определенность с “Лиепаей” у меня возникла чуть раньше, о чем сразу сказал ребятам — мы всегда откровенны, все без подвохов. А как иначе, если два года трудились бок о бок — и, считаю, неплохо. Да, обидно, что ничего не выиграли — наверное, этого и заслужили. Хотя работали не покладая рук. Значит, что-то упустили мы, футболисты, менеджмент, весь клуб — в расчет надо брать совокупные усилия. В целом же рад, что весь прошлогодний тренерский штаб БАТЭ при деле. Общаемся и с теми, кто в нем остался — с Лисовским, Дроздом, Кравченко. Переживаем за них, а они за нас.

— Три тренера БАТЭ перебрались в Прибалтику, но уровень там не ахти какой — и даже не чета нашему. Не смущает?
— Так нельзя говорить. И вообще для меня это новый вызов. Кстати, понимал, что в ближайшие полгода в нашу высшую лигу не пошел бы. Ценю титанические усилия, которые Капский и Альшевский прикладывали, чтобы я остался. Клуб, в котором вырос как игрок, делал первые тренерские шаги… В нас здесь много вложили — и многое дали. Поэтому работу в другой команде внутри страны на этом этапе посчитал бы даже предательством по отношению к БАТЭ. Плюс как-то быстро сложилось с “Лиепаей”. Приняли очень доброжелательно — все, с кем ни общался. А осваиваться плотнее помогает еще один ассистент главного тренера Марек Зунтнерс, знающий клуб фактически с детства.

— В прошлом чемпионате при Александре Старкове лиепайчане стали шестыми из десяти…
— Даже из восьми — в конце сезона там играло столько команд. Все понимают: год был самым неудачным для клуба. И надо постараться вернуть “Лиепаю” туда, где она должна быть, — то есть на самые высокие места.

— Кто финансирует “Лиепаю”?
— Ее президент — бизнесмен Олег Храмов, с которым тоже общался. И с характером, и очень целеустремленный. Хочет вникнуть во все детали работы клуба — по первым впечатлениям напомнил мне Анатолия Анатольевича Капского. С одной стороны, для тренеров это тяжело. С другой — ты видишь, как руководитель полностью отдается работе, хочет выжать из своего проекта максимум. И никому спуску не даст: короче, гайки закручены прилично. Хотя так было везде, где я играл. Да и потом, когда работал тренером, — в тех же “Смолевичах” при Михаиле Гавриловиче Загорцеве.

— Свежая новость — переход в “Лиепаю” минского динамовца Яхаи. Вас о нем спрашивали?
— Да, и я ответил, что Яхаю однозначно надо брать. Впрочем, этого мнения был весь тренерский штаб. Тем более команда еще не укомплектована, много молодежи: есть договор с нигерийской академией, откуда приехали порядка десяти человек. Поэтому первая задача — определиться по кадрам.

— Темнокожих легионеров в “Лиепае” много, но ядро составляют латвийцы. Язык общения с игроками?
— Английский, на котором говорят все. Не скажу, что у нас его не знают. Но главное отличие, что там на нем свободно разговаривают все в команде. А Зунтнерс — вообще на пяти!

— Как у вас с “инглишем”?
— Мама учительница английского, и на бытовом уровне вполне могу изъясняться. Но одно дело общие темы, и другое — когда ведешь предметный диалог с игроком. Помимо чисто профессиональных, поставил себе задачу не просто подтянуть язык — освоить его углубленно.

— Впечатления от города?
— Он классный. Море, красивые закаты, приветливые люди — и никакого отторжения, если говоришь с ними по-русски. Но больше знакомился с инфраструктурой клуба. Тренировочное поле, два натуральных, стадион — все уютно и компактно. Да и вообще условия для работы очень хорошие.

— Одно грустно: на прошлый чемпионат в Лиепае ходило в среднем 650 зрителей…
— В Латвии это проблема. Но, насколько слышал, в минувшем сезоне посещаемость оказалась крайне низкой, так как не было результата. Все взаимосвязано — посмотрите на Брест. А в плане уровня не мне сравнивать Беларусь и Латвию. Понятно, БАТЭ — совсем другие задачи, да и все остальное. Это объективно. Но жизнь такова, что ты должен быть готов к разным переменам, и нужно иногда выходить из зоны комфорта. Бывает, мы как-то засиживаемся в условиях БАТЭ: задачи максимальные, дом и семья рядом — что еще нужно? Да, постоянный психологический пресс ответственности за результат, но в топовых клубах так везде.

— Вашу кандидатуру рассматривали на пост главного тренера борисовчан — после того как стало понятно, что Бага покинет пост?
— Не надо ничего скрывать, темнить или стесняться: конкретного разговора на эту тему не было — в том числе потому, что в отношении БАТЭ никогда серьезно ее не воспринимал. Работали с Багой “глаза в глаза”, так же откровенно пообщались и с Альшевским после ухода Алексея Анатольевича. Объяснил Кириллу Петровичу, почему покидаю клуб, чтобы не возникло недомолвок — и он не думал, что не хочу войти именно в его штаб. А пожелает клуб видеть меня через год или пять, с большой честью вернусь, если буду свободен. Альшевскому же пожелаю только добра — у борисовчан все должно получиться.

— И все-таки, причина вашего ухода из БАТЭ? Вслед за Багой как одна команда?
— Их много, но это “одна из”. Каждый волен решать сам, однако мне психологически было бы некомфортно работать, понимая, что Бага ушел, а я остался. В то же время с Альшевским можем созвониться в любой момент и по любому вопросу.

— Что тяжелее всего вспоминать из минувшего года?
— Весь коллектив очень болезненно пережил потерю титула. Наверное, поэтому и были приняты такие меры по отношению к Баге. Но в жизни все течет и меняется, зацикливаться на чем-то нельзя. Опять же уверен, за прошлый год все мы — тренеры, футболисты и клуб во главе с Андреем Капским — стали сильнее. Хотя обидно, что в последнем сезоне не выполнили задачи — и перед Анатолием Капским, и перед его сыном: в первый полноценный год Андрея Анатольевича все пошло не так, как хотелось бы.

— В Баге как в главном тренере увидели новые черты?
— Сто процентов. Юмор, который он “включает” на камеру или на пресс-конференциях — только внешнее впечатление. А внутри это глубокий человек с хорошим знанием психологии. Да и за последние два года он, думаю, очень развился во многих аспектах. Конечно, все приходило в том числе и через ошибки. Но мы отдавали БАТЭ что могли, будучи и футболистами, и тренерами.

— Следите за новостями в минском “Динамо”, где завершали игровую карьеру?
— Да. Кстати, дальше и не продолжил играть, потому что не хотел падать ниже планки группы Лиги Европы — и тренера калибра Владимира Журавля. Вот “пылю” в Минске за любительскую команду “Запад-3” раз в неделю, и хорошо.

— Как думаете, в “Динамо” будет толк?
— Отрадный парадокс: клуб не попал в тройку, а тренера не поменяли! Значит, руководство доверяет Сергею Гуренко. Раньше ведь как происходило? Даже увольнение Журавля вспомнить. Команда была суперуправляемой, тренерской — и полностью принимала требования Владимира Ивановича. В то же время следовало понимать, что есть и “волк” в лице БАТЭ. И никакой супертренер за год не обойдет его в чемпионате — нужно время. Так что сохранение Гуренко хорошо для “Динамо”, но, наверное, плохо для БАТЭ.

— Вместе с тем многие уже называют трех фаворитов в борьбе за золото — и минчане в этот узкий круг не входят…
— Тренера оставили, но текучка кадров в “Динамо” снова большая — это плохо. Опять же не знаю внутренней клубной кухни: кто какими полномочиями обладает, как воздействует на команду и принимает решения. И как у них налажена коммуникация с Сергеем Витальевичем. Важно все — как, само собой, и качество селекции.

— БАТЭ за нее в прошлом году не критиковал только ленивый.
— Мы все берем на себя ответственность: здесь не хочется что-то делить между офисом, тренером, руководством… При этом не скажу, что приглашали плохих футболистов, просто ожидания были еще выше по сравнению с тем, что удалось увидеть. Значит, и мы неправильно сработали, раз взяли людей и не смогли выжать из них не сто, а двести процентов. Это тренерский штаб осознает и принимает как есть. Плюс надо понимать, что команда первый год обходилась без Анатолия Капского. А у Анатольича как ни у кого было развито суперчувство, которому не научат ни на каких курсах, — разбираться в людях. Он насквозь видел, кого брать, кого нет. Видел внутренний резерв человека и насколько он готов. Нашего он, батэшного, склада — или нет. Эта “селекция” была одной из главных заслуг Капского: плохие люди в клубе долго не задерживались. И, конечно, его воздействие на футболистов — сильнейший человек в плане психологии.

— Кстати, на грядущий сезон борисовчанам явно придется искать еще одного центрального защитника: глава БФФ Владимир Базанов сказал, что по следам “дела о “договорняках” Захар Волков тоже будет наказан — и, скорее всего, отстранен…
— Сколько играл, даже не хотел верить в такие дела… Какая-то несусветная глупость. И больше всего жаль молодых парней вроде Волкова — надеюсь, его не накажут слишком сурово. Думаю, люди около тридцати лет или старше понимали, на что идут. Ну, это ваши проблемы: крадешь-берешь, попадешься — получишь на полную катушку! Зачем пацанов втягивать? За них обидно, за тренеров и руководство, когда портят имидж клубов — того же “Нафтана”. А у Захара была очень трудная жизненная ситуация в семье, в Новополоцке с финансами плохо… Не хочу никого оправдывать, для молодежи это хороший урок. Но все же наверняка происходило так: “На тебе деньги”… А раз взял — значит, участвовал. Соблазн велик, но надо иметь большую силу воли и мужество отказаться. И осознавать последствия. Грубо говоря, можно взять 50 долларов вот просто так — мол, тебе положено, мы за тебя все сделали, а теперь делимся — и сломать карьеру.

— Вы как тренер за прошлый год сделали зарубки на память, каких ошибок надо стараться не допускать впредь?
— Да. Расписал на листике все плюсы и минусы — и ушел. Хотя с Андреем Анатольевичем несколько раз по три часа сидели и разговаривали. Для меня это очень ценно. Как важно и то, чтобы люди в БАТЭ понимали, почему так сделал. Не просто психанул — принял взвешенное решение, давшееся очень тяжело. Кто знает, может, сделаю хуже себе. Но клубу и тренерскому штабу, считаю, первое время так будет легче.

— Ваш опыт руководства командой на первых ролях исчерпывается работой со “Смолевичами”. Амбиции быть главным тренером не зачахли?
— Ни в коем случае. Но нужно, чтобы все совпало — и никого не подсиживать. Все честно, открыто, прозрачно. Если есть проблемы, нужно говорить о них друг другу в глаза. Даст жизнь шанс так, как его вижу, — хорошо. Нет — работать помощником в клубе, который ставит высокие задачи и развивается по всем направлениям, тоже отличный вариант.

— Интересно, уже при вас в “Лиепае” говорили о победе над минским “Динамо” в Лиге Европы? По идее единственный достойный внимания результат клуба в прошлом году.
— Не особо: команда прилично обновилась. Разве что разок в тренерском штабе кто-то вспомнил — не без гордости, конечно. Любая еврокубковая победа — достижение. И для белорусских клубов тоже.

— В этом сезоне “Лиепая” останется без международной арены. Как-то скучно — только внутренний чемпионат с малым зрительским вниманием…
— Давайте откровенно: не такого уж я уровня тренер, чтобы меня брали зарубежные команды, участвующие в еврокубках. А возможностей для развития в “Лиепае”, повторюсь, достаточно для всех. Это теперь и вижу главным. Насколько же качественно мы вместе все осуществим, время покажет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?