Трансферные промахи “шахтера” за три года. Выстрелы в “молоко”. Везут из Руанды, Либерии, Хорватии, Болгарии, Казахстана, Грузии, Латвии...
Самородки вроде Бакая в этом потоке обнаруживаются редко, но если руду копают, значит, это кому-нибудь нужно.
Мы решили подсчитать, сколько “пустой породы” прошло сквозь солигорский транзитный пункт. Узнать, чего это стоило клубной бухгалтерии, подпитывающейся от щедрот “Беларуськалия”, не в наших силах. Зато имена — вот они, на поверхности. Некоторые уже почти забыты.
Иван КАРАДЖОВ (Болгария)
Вратарь, 1989, в “Шахтере” — с марта 2017-го по март 2018-го.
Иван болгарский прибыл в город шахтеров из заштатного клуба “Верея” (Стара Загора). Подписал двухлетний контракт, но отработал лишь половину срока. Если быть совсем точным — полгода. Он заиграл летом, когда травму получил Владимир Бушма. Всего за “Шахтер” провел 18 матчей во всех турнирах, пропустив 18 мячей. Самый памятный поединок Караджова — в Мариямполе против “Судувы” в квалификации Лиги Европы. Горняки уступили 1:2 и выбыли из еврокубков уже на самой ранней стадии.
Скоротав год в Беларуси, Иван вернулся на родину. Сначала выступал в третьем дивизионе, сейчас играет в элитном — за клуб-середняк “Арда”.
Даниэл ЗЛАТКОВ (Болгария)
Защитник, 1989, в “Шахтере” — с марта по июль 2017-го.
Тоже болгарин и ровесник Караджова, этот парень приехал из “Ботева”. Четыре матча за дубль и четыре за основу — весь вклад защитника в процветание солигорского футбола. Его сравнивали с Криштиану Роналду — но только внешне. После расставания с “Шахтером” впору было сравнивать с Макгрегором — парень неожиданно всплыл в ММА. Затем пробовал себя на телевидении. После — на эстраде. В футбол несостоявшийся оплот солигорской обороны возвращаться не спешил. Но таки вернулся. Если верить википедии, играет за команду “Вихрен” из третьего болгарского дивизиона.
Дамир ЗЛОМИСЛИЧ (Босния и Герцеговина)
Полузащитник, 1991, в “Шахтере” — с июля 2017-го по январь 2018-го.
Этот очередной балканец приехал к солигорским рудникам из “Широкого-Бриега”. Туда и вернулся полгода спустя, проведя за “Шахтер” 14 матчей. Главным качеством легионера, подмеченным в Беларуси, стал высокий рост — 193 сантиметра. Голов в форме горняков он не забивал. Трибуны ему, мягко говоря, не рукоплескали. За прошедшее после Солигорска время успел побывать еще в двух командах — сербской “Войводине” и боснийском “Зриньски”. Вполне себе фигаро — за десять лет в портфолио футболиста появились записи о десяти клубах.
Дражен БАГАРИЧ (Хорватия)
Полузащитник, 1992, в “Шахтере” — с февраля 2017-го по январь 2018-го.
Продолжаем исследовать плодородный балканский регион. Когда в “Шахтере” встал на довольствие 24-летний хавбек Багарич, у него была густая борода и израильский “Ашдод” за плечами. В принципе какой-то след на белорусских полях он оставил — 27 матчей на всех фронтах, пять голов. Но ощутимой прибавки в классе в Солигорске не почувствовали, а коли так — значит, до свидания. Этот хоть не пилигрим. Уехав из Беларуси, трудоустроился в боснийском клубе “Широки-Бриег”, где поныне и играет.
Любан ЦРЕПУЛЯ (Хорватия)
Полузащитник, 1993, в “Шахтере” — с февраля по декабрь 2017-го.
Еще один хорват. Его сравнивали не с Криштиану, а с Месси — опять-таки за внешнее сходство. “Шахтер” арендовал Любана на сезон у бельгийского “Мехелена”. Как оказалось, ради 26 матчей, четырех голов и крайне смешанных впечатлений. Разлука вышла без печали. После Беларуси Црепуля перебазировался в боснийский “Сараево”. Минувший год заканчивал в румынской “Астре”.
Патрик СИБОМАНА (Руанда)
Полузащитник, 1996, в “Шахтере” — с августа 2017-го по декабрь 2018-го.
Темнокожий полузащитник приехал в Беларусь в статусе игрока сборной Руанды. Заключил с “Шахтером” аж трехлетний контракт, но дальше дубля не продвинулся. Четыре матча в основе за полтора года — явно не та статистика, за которой стоило срываться из Африки. От таких цифр надо бежать — и легионер сбежал на родной континент. Сначала играл в первенстве Руанды, затем перебрался в Танзанию.
Томислав КИШ (Хорватия)
Нападающий, 1994, в “Шахтере” — с июля 2017-го по сентябрь 2018-го.
Этого форварда агенты выдернули из второго бельгийского дивизиона. Сразу показалось, ради общего блага — за первые полгода Томислав сделал годную статистику. 12 матчей и “5+2” по системе “гол плюс пас”. Но дальше как отрезало — год 2018-й вылетел в трубу. Двенадцать матчей, один гол — и полюбовное расторжение контракта в начале осени. Получив расчет, Киш поехал на родину, где какое-то время кантовался во втором дивизионе. Затем был сезон в вильнюсском “Жальгирисе”, где хорват наколотил 27 мячей. Пару недель назад он отправился покорять Южную Корею.
Сергей ХИЖНИЧЕНКО (Казахстан)
Нападающий, 1991, в “Шахтере” — с января по июнь 2017-го
Один из самых загадочных солигорских трансферов эпохи освоения капитала. Общеизвестно, что в Казахстане зарплаты у футболистов намного выше, чем в Беларуси. И если игрок калибра сборной идет против течения, диктуемого рынком, то это вызывает вопросы. Вопросов стало еще больше, когда выяснилось, что ничего хорошего Хижниченко “Шахтеру” дать не может. Конкуренцию проиграл, провел на поле 12 матчей, забил три гола… Ну и отбыл в начале лета на родину. В какие отступные вылился разрыв контракта, история умалчивает. В Солигорск форвард приехал из костанайского “Тобола”. После Солигорска маялся в карагандинском “Шахтере”, “Ордабасы” и “Астане”. Маялся — правильный глагол. Нигде на прежний уровень Хижниченко выйти не удалось.
Пири СОЙРИ (Финляндия)
Полузащитник, 1994, в “Шахтере” — с февраля 2017-го по август 2018-го.
За полтора года в Солигорске колоритный финн-полукровка так и не стал основным игроком. В первом сезоне хотя бы играл — пусть чаще всего и неполные матчи. Таковых в итоге набежало аж 28 (с учетом Кубка и еврокубков), в которых легионер забил четыре мяча. В 2018-м все закончилось. Проведя на поле в матчах чемпионата всего 65 минут (четыре игры), Сойри захандрил и стал поглядывать на сторону. Благо была отдушина — сборная Финляндии, куда вингера стали регулярно вызывать. Летом он уехал в австрийскую “Адмиру Ваккер”, что стало благом для всех. Затем перешел в датский “Эсбьерг”, в составе которого в прошлом году сыграл против “Шахтера” в Лиге Европы.
Кристофер ДЖЕКСОН (Либерия)
Нападающий, 1996, в “Шахтере” — с марта по декабрь 2018-го.
Лучший бомбардир чемпионата Либерии. Один из худших трансферов “Шахтера” последних лет. В чемпионате два матча (20 минут), в Кубке — четыре (два гола в ворота второлигового “Андердога”). И на этом все, если не считать дубль. Трехлетний контракт нивелировали от греха. Вернулся туда, откуда приехал. То есть на родину.
Никола РАСПОПОВИЧ (Сербия)
Защитник, 1989, в “Шахтере” — с апреля по июнь 2018-го.
Никто в Беларуси так и не понял, что это за футболист. Три солигорских месяца затесались в его карьере между сербскими “Радничками” и чешской “Дуклой”. За это время за “Шахтер” он сыграл всего тайм, и то в первенстве дублеров. Недавно отправился в Малайзию.
Рохер КАНЬЯС (Колумбия)
Полузащитник, 1990, в “Шахтере” — с февраля по август 2018-го.
Еще один странный персонаж. От колумбийца, прежде игравшего в России, Казахстане и на Кипре, ждали многого — чуть ли не лидерской роли на поле. Но авансы ушли в песок. Не считать же героической статистику, где на 21 матч (16 в чемпионате) не пришлось ни одного забитого мяча. Главное “достижение” Каньяса в “Шахтере” — его неожиданное бегство в конце лета. Как говорится, “прапаў, як порткi з плоту”. Через полгода всплыл в павлодарском “Иртыше”, затем снова исчез, теперь вроде как собирается выступать на своей далекой родине.
Евгений КОЗЛОВ (Россия)
Полузащитник, 1995, в “Шахтере” — с января 2018-го по август 2019-го.
Был взят из юрмальского “Спартака” не котом в мешке. Лучший игрок чемпионата Латвии и лучший же его бомбардир. Мешок появился позже. За двадцать месяцев в “Шахтере” его видели на поле восемь раз. Все матчи были сыграны в 2018 году, в 2019-м не играл вообще. Разве что в дубле, который пришелся ему впору — 13 матчей, семь голов. Контракт с россиянином расторгли досрочно и снова-таки по соглашению сторон. Нынешнее местонахождение Козлова неизвестно.
Лука ШИМУНОВИЧ (Хорватия)
Защитник, 1997, в “Шахтере” — с апреля по декабрь 2018-го.
Еще один хорват. Еще один делегат из Юрмалы. Еще один выстрел в воздух. Ключевым игроком в Солигорске не стал и близко, даже удивительно, как собрал внешне достойную для молодого новичка статистику — 15 и “1+1”. Однако футбол не обманешь — в декабре контракт пришлось разрывать. После “Шахтера” Лука обосновался в “Астане”. Стал там чемпионом Казахстана, а в еврокубках сыграл против БАТЭ.
Никита ТАТАРКОВ (Украина)
Полузащитник, 1995, в “Шахтере” — с марта по август 2019-го.
Его восемь матчей за “желто-черных” в чемпионате — это 219 сыгранных минут. С учетом других турниров поединков набралось 16, но это все не то. Экс-хавбека “Черноморца” проводили с миром в августе — спустя пять месяцев после того, как приветили. Сейчас Татарков во “Львове”.
Василий ПРИЙМА (Украина)
Защитник, 1991, в “Шахтере” — с февраля 2019-го по январь 2020-го.
Переехал в Солигорск из луганской “Зари”, где играл под началом Юрия Вернидуба. Сам же Вернидуб, возглавив “Шахтер”, от услуг соотечественника и отказался. У Приймы есть в биографии итальянская страница (“Торино”, “Фрозиноне”), но белорусская оказалась совсем короткой. Всего десять матчей, в чемпионате — шесть (из них лишь два от звонка до звонка). Сотрудничество прекращено полторы недели назад по обоюдному согласию сторон.
Ион НИКОЛАЕСКУ (Молдова)
Нападающий, 1998, в “Шахтере” — с августа-2018.
Молодого молдаванина солигорцы выписали из кишиневского “Зимбру”, и до сих пор непонятно, ради чего. Во второй части сезона-2018 новичок провел на поле 61 минуту, мимолетно засветившись в восьми матчах. В 2019-м белорусский стаж Иона увеличился еще на 232 минуты (7 поединков). Итого — 15 игр за полтора сезона. Голов форвард не забивал. Недавно в “Шахтере” решили: зачем нам легионер, чей вклад в общее дело приходится исчислять минутами? И отдали его в аренду “Витебску”.
Эдуард ВИШНЯКОВ (Латвия)
Нападающий, 1990, в “Шахтере” — с марта 2019-го.
Перед появлением в Беларуси у него был годичный простой — из-за тяжелой травмы. Перезагрузить карьеру в Солигорске пока не получается — всего шесть матчей за прошлый сезон. В чемпионате вышел лишь трижды, накопив наигрыш в 70 минут. До сих пор в команде, пытается понравиться новому тренерскому штабу.
Александр ФИЛЬЦОВ (Россия)
Вратарь, 1990, в “Шахтере” — с августа 2019-го.
В “Шахтер” его позвали из российской ФНЛ, где он выступал за “Ротор”. Нужда заставила — после отъезда в “Оренбург” Андрея Климовича в команде прохудилась вратарская позиция. Сильно ее россиянин не залатал. За полгода побывал в деле один-единственный раз. Что не помешало в декабре продлить контракт с солигорцами.
Зария ЛАМБУЛИЧ (Сербия)
Защитник, 1998, в “Шахтере” — с августа 2019-го.
На Зарию позарились, и тот явился из сербского “Пролетера”. Три матча за полгода — совсем скудно, но, может, парня еще ждет удача. В “Шахтере” его пока оставили.
Аздрен ЛУЛАКУ (Албания)
Полузащитник, 1988, в “Шахтере” — с августа 2019-го.
Этого парня приговаривать тоже рано. Навык при нем, и навык хороший. Первые месяцы Беларуси ему подпортила травма. Албанец взял курс в Солигорск после сезона в румынской “Астре”. До этого были казахстанские “Астана” и “Тобол”. Большой пользы горнякам пока не принес: шесть матчей, 220 минут, один гол. Но в будущем на него рассчитывают всерьез.
Лаша ШИНДАГОРИДЗЕ (Грузия)
Нападающий, 1993, в “Шахтере” — с августа 2019-го.
Все примерно так, как у Фильцова и Ламбулича. Первые впечатления — не тот кадр, что поведет “Шахтер” к сияющим вершинам. 10 матчей (326 минут) и два гола скромно характеризуют бывшего форварда грузинского “Сабуртало”. Но есть надежда, что в новом сезоне Лаша сподобится.
P.S. Разумеется, промахивались в Солигорске не только с легионерами. Белорусы также оказывались сбоку припека. Из таковых выделим троих — Александра Володько, Максима Бордачева и Дмитрия Игнатенко, не сыгравших за “Шахтер” в чемпионате-2019 ни одного матча.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь