Восточный экспресс. Наших в Казахстане уже десять. Не считая тренера Шпилевского
Чемпионат Казахстана стартует 7 марта, и уже сейчас можно загадывать, что белорусское представительство в нем будет как никогда широким. Если не верите — мы представим доказательства.
***
Тренд обозначился еще год назад, когда на щедрые казахстанские харчи принялись устраиваться не только футболисты из Беларуси, но и тренеры. В итоге в прошлом сезоне в просторной стране, где хорошо говорят по-русски, успели оставить след аж одиннадцать наших профи. Трое главных — Алексей Шпилевский (“Кайрат”), Олег Дулуб (“Атырау”) и Александр Седнев (“Актобе”) плюс восемь игроков — Иван Маевский (“Астана”), Сергей Политевич (“Кайрат”), Михаил Гордейчук (“Тобол”), Никита Наумов и Андрей Лебедев (оба — “Жетысу”), Игорь Зенькович, Иван Садовничий (оба — “Кайсар”), Владислав Космынин (“Окжетпес”).
В ходе сезона с Казахстаном распрощались трое — Дулуб, Гордейчук и Космынин. По завершении чемпионата покинули страну еще трое: Седнев возглавил брестский “Рух”, Политевич перешел в солигорский “Шахтер”, Лебедев на днях присоединился к “Витебску”.
Общественное мнение поначалу ожидало также отставки Шпилевского, чей “Кайрат” не смог сковырнуть с чемпионского трона “Астану”, но руководство алматинцев решило дать молодому белорусскому тренеру еще один шанс. Впрочем, наш сказ не о тренерах — об игроках, перед которыми и расстелили ковровую дорожку.
Футбол в Казахстане имеет выраженную специфику. Большие расстояния и перелеты. Сложный климат. Чередование искусственных и натуральных полей — похлеще нашего. Кое-где приходится даже играть под крышей, что также требует особого навыка. И, разумеется, аутентична игра, больше заточенная на атлетизм, нежели на комбинаторику. Некогда здесь не смогли заиграть такие технари-плеймейкеры, как Ренан Брессан и Олег Страханович, и где-то в этой плоскости стоит искать причины казахстанского фальстарта лучшего футболиста Беларуси-2017 Гордейчука. Он так и не встроился в схемы “Тобола”, растерял форму, но вот фокус — стоило вернуться в родные пределы, как Михаил снова заговорить о себе заставил. В Бресте, рвавшемся к чемпионству, его приняли как родного, и его помощь пришлась команде очень кстати.
А вот гренадер Наумов встроился. И быстро стал в “Жетысу” не просто основным защитником, но иногда и капитаном. А заодно — и футболистом белорусской сборной. Именно такие солдаты здесь в цене — суровые, боевые, умеющие не финтить, но высекать искру и твердо ставить ногу. Еще два характерных примера — Садовничий и Зенькович. В Беларуси звезд с неба не хватали, зато в силовой казахстанский футбол вписались так, что по выслуге лет даже приняли местное гражданство. Первый в огромной стране уже пять с половиной лет, второй — вообще с 2012-го.
Из той же оперы — опорник Маевский. С техникой у Ивана в принципе порядок, но куда больше в чемпионате Казахстана он пользует работоспособность, характер, бойцовские навыки. Все это хорошо дополняет известный апокриф, как работник Речицкого метизного завода стал основным в сборной и многократным чемпионом в “Астане”.
***
В ноябре было объявлено: легионерские барьеры в Казахстане для белорусов ликвидируют. Вскоре после этого само собой возникло предложение, которое родило спрос. И отправились белорусы в дружественные степи, где их начали принимать за своих.
Самый статусный трансфер на этом направлении — переход Сергея Черника в “Иртыш”. По сведениям “ПБ”, этот вариант не был у опытнейшего вратаря приоритетным — в силу той самой местной специфики, но, видно, выбирать не приходилось. В итоге экс-голкипер БАТЭ и “Нанси” решился на переезд в Павлодар, где в 2018-м недолго выступал Сергей Кисляк. О нынешнем брестчанине мы вспомнили не случайно. В декабрьском интервью “Прессболу” об инфраструктуре “Иртыша” он высказался без излишнего политеса: “В плане профессионального развития там было нелегко. Тренировочное поле такое ужасное, что когда ночью ложишься спать, ощущение, будто ты бутсы не снимал. Такие ”шипы“ на ступнях”. Добавим, что домашняя арена нового клуба Черника оснащена искусственным полем, уложенным еще в 2014 году.
Еще одним неординарным событием стал переход солигорца Макса Эбонга в “Астану”. С одной стороны, 20-летний хавбек, на которого имеет виды тренерский штаб сборной. С другой — безоговорочный флагман казахстанского футбола последних лет. Что получится из их союза, если учесть, что: а) Эбонг в “Шахтере” не успел стать железным игроком основы; б) конкуренция в его новом клубе очень жесткая; в) наш парень универсал и может закрыть несколько позиций в полузащите; г) “Астане” снова придется играть много и мотаться за тридевять земель на выездные еврокубковые матчи. Там, где преуспел закаленный Маевский, справится ли молодой да ранний?
Идем по списку дальше. Компанию Наумову в Талдыкоргане составят два соотечественника. Андрей Залеский и Вадим Побудей. Один пришел из минского “Динамо”, другой — из “Дняпра”. Один — мобильный край, умеющий вспахать бровку. Другой — из технарей, которые в Казахстане не одинаково полезны.
И еще парочка трансферов, которые уже состоялись. Алексей Гаврилович сменил минское “Динамо” на “Окжетпес”. Даже в нынешнем своем переходном состоянии “бело-синие” кажутся сильнее середняка казахстанской премьер-лиги. Но делать ли из этого вывод, что Гаврилович запросто покорит Кокшетау? Конечно, это излишне. Недавно справивший 30-летие защитник впервые едет за границу — вот и посмотрим, что у него получится. Равно как и у Терентия Луцевича, выбравшего “Кызыл-Жар”. С “Гомелем” в прошлом году темнокожий белорус из элиты вылетел, теперь же влился в ряды новичка сильнейшего дивизиона Казахстана, представляющего Петропавловск. Для него это будет второй легионерский опыт. Первый был в узбекском “Нефтчи” из Ферганы — тогда, в 2017-м, на чужбине Луцевич выдержал всего полгода.
***
Почему белорусы охотно едут в Казахстан? Это очень простой вопрос, так ответ давно известен: там можно хорошенько заработать. Впрочем, не всегда. Нынешней зимой туда поехали было витебляне Дмитрий Гущенко, Артем Скитов и Антон Матвеенко, но как поехали, так и вернулись. Благоразумно решив, что предложенные условия не стоят того, чтобы коренным образом менять свою жизнь.
И все-таки денег в футбольном Казахстане существенно больше, чем в Беларуси. Это факт общеизвестный. И подтверждается, к примеру, тем, что в обратном направлении рабочая сила перетекает эпизодически и крайне редко. Оперировать конкретными цифрами здесь сложно. На постсоветском пространстве размеры зарплат в футболе предпочитают не светить. Но кое-какая информация время от времени просачивается, убедительно подтверждая оценки и ощущения. Так, по итогам 2018 года интернет-ресурс “Sporting Intelligence” обнародовал данные по доходам футболистов в чемпионатах различных стран. Казахстан в этом рейтинге оказался на высоком 25-м месте в мире — со средним годовым заработком около 148 тысяч долларов. Путем простейших арифметических действий получаем, что среднестатистический игрок КПЛ в месяц получает примерно 12,3 тысячи долларов. Беларусь в списке — 44-я. Это 36,8 тысячи долларов в год в среднем на человека, то есть чуть более трех тысяч в месяц.
Вряд ли за минувший год с небольшим ситуация сильно изменилась. А разница, согласитесь, существенна. Ради нее можно рвануть в далекие дали, пользуясь упразднением легионерских квот. И в этом смысле все для белорусских игроков только начинается.
БЕЛОРУССКИЕ ИГРОКИ В КПЛ-2020
Иван МАЕВСКИЙ | 1988 | Астана |
Макс ЭБОНГ | 1999 | Астана |
Иван САДОВНИЧИЙ | 1987 | Кайсар |
Игорь ЗЕНЬКОВИЧ | 1987 | Кайсар |
Никита НАУМОВ | 1989 | Жетысу |
Вадим ПОБУДЕЙ | 1994 | Жетысу |
Андрей ЗАЛЕСКИЙ | 1991 | Жетысу |
Сергей ЧЕРНИК | 1988 | Иртыш |
Алексей ГАВРИЛОВИЧ | 1990 | Окжетпес |
Терентий ЛУЦЕВИЧ | 1991 | Кызыл-Жар |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь