ИМЯ НА СЛУХУ. Андрей Жигалко: игра — привычка

07:05, 20 января 2006
svg image
4256
svg image
0
image
Хави идет в печали

О “Веснянке”

— В сентябре в итальянском городке Сен-Винсент проходил двадцать первый командный чемпионат Европы. Участвовала в нем и наша “Веснянка”. Замечу, что состав команды практически не менялся на протяжении четырех лет. Только если годом ранее мы стали десятыми, то сейчас показали семнадцатый результат. Тоже, между прочим, довольно неплохо, ведь наш клуб был посеян двадцать вторым.

— Говорят, соперники немало удивляются тому, как можно собрать приличную команду шахматистов на базе всего лишь городского микрорайона…

— Тем не менее сейчас четверо из пяти постоянных членов команды проживают именно в Веснянке. Только Сергей Азаров живет в районе проспекта Пушкина — тоже недалеко. “Веснянка” появилась благодаря энтузиазму и стараниям Михаила Гинзбурга, Евгения Вениаминовича и Русланы Ивановны Мочаловых. Гинзбург и Мочалов сами постоянно играют за клуб. А с тех пор как четыре года назад мы заявились в клубное первенство, в команду влились Сергей Азаров, я и мой брат Сергей. На чемпионатах Беларуси выступают Владимир Литвинов и Владимир Куценков.

— Верно, что с этого года европейское командное первенство ожидают коренные преобразования?

— У капитанов команд интересовались мнением относительно изменения схемы соревнований. Может быть, сделают предварительный этап, а затем — финальный турнир уже для сильнейших. Или разделят клубы на лиги.

— Какому варианту отдала предпочтение “Веснянка”?

— К единому не пришли. Евгений Вениаминович, насколько знаю, высказался за реформы. А мне по душе прежний формат.

— Что ждет вашу команду в случае разделения на лиги?

— Планируем усилить состав, пригласить известных белорусских шахматистов. Тогда целью будет попадание в первую восьмерку. Но для этого придется уж очень постараться.

— На чемпионате Европы за российский “Урал” выступал Алексей Александров, за польскую “Полонию” — Борис Гельфанд. Не возникает ли у тебя желания сменить клуб? Или даже страну…

— О смене гражданства вопрос не стоит в принципе. А если поступит хорошее предложение, то всегда можно сыграть в какой-нибудь национальной лиге. Но на европейском первенстве однозначно буду защищать цвета только родного клуба. И дело не в том, что здесь меня все устраивает. Просто это стало уже привычкой, традицией.

О любимой игре

— Наверное, уже трудно назвать количество турниров, в которых ты принимал участие…

— Не трудно — нереально. Хотя если начать восстанавливать события, то примерную цифру назову. В шахматах я десять лет, ежегодно бывает в среднем по десятку турниров. Выходит, порядка сотни уже сыграл.

— Однако первый официальный старт или первые деньги, заработанные “собственным умом”, в памяти уж точно остались…

— Денежный выигрыш не помню абсолютно, а турнир не забуду никогда. Первенство СДЮСШОР-11, в 96-м или в 97-м году. Разряда у меня тогда не было. И вот на первых же соревнованиях выполнил норму второго. Победил в дебютной партии, весь турнир провел довольно ровно. А ощущения, которые испытывал, словами не передать.

— Что ставишь во главу угла, когда садишься за доску в официальном турнире: славу, рейтинг, результат, материальное вознаграждение, престиж страны, собственное удовольствие?

— Никогда над этим не задумывался. Не знаю, удовольствие ли это. Но то, что играть в шахматы стало привычкой, потребностью, — точно. Своего рода наркотик.

— Многое ли диктуется в подготовке к партии личностью предстоящего оппонента? Или это уже отработанный привычный процесс?

— Ну, если соперник уже знаком по прежним встречам, то, естественно, играть будет проще. А вот если предстоит сесть с кем-то за доску впервые, здесь без компьютера и Интернета не обойтись.

— Давай пофантазируем: шахматы изменились, за доской сидят по три-четыре человека с каждой стороны…

— Тогда пришлось бы подбирать партнеров, схожих по стилю игры и мышлению. Кстати, партии “два на два” сейчас практикуются. Шахматисты ходят по очереди. Но если они мыслят по-разному, то возникают комичные ситуации: один сделает ход, а другой эту же фигуру возвращает на прежнее поле.

— Твои победы за доской — результат прежде всего мозгового штурма? Или важна гармония — силы духа, ума, тела?

— Без физической подготовки, естественно, не обойтись. Несколько часов за доской — нагрузка нешуточная. Да и психология, сила духа важны не меньше. Иными словами, в шахматах, по-моему, гораздо сложнее, чем в других видах спорта.

О родных

— Тебе не раз приходилось играть против младшего брата. Интересно, ведется ли у вас статистика семейного соперничества?

— Конечно. В последнее время на официальных турнирах побеждаю в основном я. Может, лучше настраиваюсь. А вот дома, когда играем с Сергеем блиц, чаще оказываюсь побежденным.

— К таким дерби каждый, небось, готовится в обстановке особой секретности?

— Последний раз мне пришлось это делать, когда брат спал. Кстати, выиграл довольно быстро и легко, хотя за доской элементарно засыпал. Но взял верх благодаря лишь отличной подготовке.

— Кто из вас стал первым передвигать фигуры?

— Меня научил играть отец. А уже затем я — брата. Приличного соперника себе подготовил!

— Почему именно шахматы? Насколько мне известно, ваши родители всерьез увлечены ими не были.

— Точно: отец — мастер спорта по вольной борьбе, а у мамы первый разряд по легкой атлетике. Когда-то и я серьезно занимался борьбой. А шахматы всплыли случайно. У папы были две группы. Я готовился в первой, а на время второй тренировки, чтобы чем-то сына занять, отец пристроил меня в шахматную секцию по соседству, в нашем клубе “Трактор”. И шахматная атмосфера, не сравнимая ни с чем, привлекла меня. Одно время занимался тремя видами: борьбой, шахматами и большим теннисом. Однако нагрузки росли, становилось тяжело совмещать все сразу. Сначала оставил ковер, затем корт. Сконцентрировался на шахматах. Они нравились мне намного больше остального.

— Младший брат может устроить тебе разнос? За неудачный ход, например.

— Такие конфликты случаются у нас постоянно: то он меня учит жизни, то наоборот. Очень часто расходимся в оценке позиций. И начинается: “Зачем так сыграл? Что это такое?”

— А поощрением за победы, как и прежде, служат походы в “Макдональдс” и компьютерные игры?

— Это осталось. Но уже в меньшей степени. “Макдональдс” чаще посещаем по окончании соревнований. А перед компьютером после турнира Сергей может зависнуть на целый день. Я же предпочитаю другой отдых: полежать, послушать музыку. Частенько бегаю — минут по 30-40. Меня успокаивают монотонные, циклические действия. Короче, типичный флегматик.

О себе

— Вне мира шахмат Андрей Жигалко…

— …студент третьего курса университета физической культуры. Специализация — спортивная психология. Почему именно она? Уверен, знания в этой области пригодятся во многих жизненных ситуациях. Однако в теории эта наука кажется более простой, чем на практике. Не знаю почему, но полученные знания мне легче реализовать по отношению к другим, нежели к себе.

— Любимыми предметами в школе были те, где в цене точность и логика?

— Одно время очень нравилась математика. Хотя физика давалась значительно легче. Но все же вне конкуренции оставались биология и история. Что касается литературы, то читать не любил. Зато сейчас, как только выдается свободная минутка, с удовольствием беру томики классиков: Пушкина, Лермонтова, Достоевского.

— Попробуем продолжить в режиме блица. Любимый вид спорта? Кроме шахмат, конечно.

— Большой теннис.

— Любимая пора года?

— Лето. Хотя и осень с весной — неплохо. Но только не зима.

— Цвет фигур?

— Не буду оригинальным. Отвечу словами Тиграна Петросяна, сославшегося на поговорку своего тренера Болеславского: “Полюбите нас черненькими, — просят шахматные фигуры, — а беленькими нас всякий полюбит”. Конечно же, предпочитаю играть белыми.

— Цвет в природе?

— Синий. Хотя хожу постоянно в черном.

— Музыкальное направление?

— Русский рок. Цой, Гребенщиков, Кинчев, Науменко, Шевчук, Бутусов. Их творчество заставляет задуматься над вопросами бытия. Могу послушать и классику. Хотя времени ей, к сожалению, уделяю меньше.

— Литературные пристрастия?

— Поэзия. Философские романы. Любимое произведение — “Преступление и наказание”.

— Театр или кино?

— Мне не нравится сама идея театра. Уж очень там все наиграно, неестественно. Впрочем, как и в кино.

— Спортсмен?

— Любимого назвать не могу. Но поразило выступление Агасси на последнем “US Open”.

— Шахматист?

— Обычно все называют Каспарова. Не буду исключением. Однако учиться стараюсь у каждого сильного игрока.

— Любимое место на земном шаре?

— Дом.

— Зарубежная страна?

— Вне конкуренции — Чехия. Люди там напоминают белорусов. Еще Греция и Испания.

— Где только мечтаешь побывать?

— Из городов — в Санкт-Петербурге. Это центр советского рока, город Цоя, Гребенщикова. Хотел бы увидеть восточные страны. Китай, например.

— Что не устраивает в себе?

— Многое. И очень сомневаюсь, что смогу искоренить все негативное.

— И напоследок: пришлось хоть однажды пожалеть о шахматном выборе?

— В принципе меня устраивает то, что есть. Пока все складывается успешно. А значит, без поводов для сожаления.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?