Игорь Зенькович. Кто не приспособится, того отсюда выбросит
А с его особенностями как никто другой знаком Игорь ЗЕНЬКОВИЧ — воспитанник БАТЭ и экс-игрок минского “Динамо” с паспортом Казахстана, где готовится провести девятый сезон в рядах уже восьмой команды. 32-летний форвард становился за это время лучшим бомбардиром чемпионата, а также двукратным владельцем Кубка. По просьбе корреспондента “ПБ” он выступил в качестве эксперта по теме. Но для начала мы навели справки о нынешних делах соотечественника.
— Как ваш просмотр в “Кызыл-Жаре”?
— А его как такового и не было. Прибыл в расположение команды на сборе в Турции. Сыграл где-то полчаса в спарринге с “Александрией” в воскресенье. Я ведь успел потренироваться с парнями всего пару дней. И уже в понедельник заключил с клубом контракт.
— Ну а просмотр в “Актобе” до этого был?
— Да какие там просмотры! Я восемь лет в Казахстане провел. Меня здесь все знают как свои пять пальцев. А что касается “Актобе”, то пообщался с тренером, с руководством клуба. И возвращаться в Актюбинск не стал. Тем более команда в прошлом году вылетела из премьер-лиги. А здесь подвернулся вариант с “Кызыл-Жаром”.
— Почему покинули “Кайсар”, где провели два предыдущих сезона?
— Закончился контракт, и спокойно расстались. У меня было мало практики. Я и сам понимал, что нужно играть. Сидеть на скамейке в тридцать два — не то.
— Где наш защитник Иван Садовничий, с которым выступали в Кызылорде?
— Он продлил с клубом контракт. Но затем случился рецидив травмы. Вроде бы ничего серьезного, однако в “Кайсаре” не стали рисковать. И сам Ваня вместе с клубом решили соглашение расторгнуть.
— О главном. Не думали, что нынче в Казахстан нагрянет столько наших?
— Чего-то такого, наверное, и следовало ожидать. Потому что для белорусов отменили статус легионеров. И тем самым их частично уравняли в правах с местными игроками. Поэтому все ожидаемо. В Казахстане наших уже человек десять, если не больше. Только в “Жетысу” — Наумов, Залеский, Побудей и Зубович. Видно, захотели сделать в чемпионате “белорусскую” команду.
— В чем преимущества и недостатки нововведения для всех сторон?
— Это лишь первый опыт. Поэтому многое станет ясно только в конце сезона. Но уже сейчас понятно, что парни едут в Казахстан, поскольку чемпионат в части финансов превосходит наш. Ребята же видят, что происходит в высшей лиге Беларуси. Им хочется заработать — нормальное явление. Вот и отправляются сюда, чтобы попробовать силы в другой стране и заодно выиграть в финансах. А как это скажется на чемпионате Беларуси… Где-то слышал недовольство тем, что наших деньгами переманивают в Казахстан. В любом случае выбор здесь стал больше. Теперь смотрят не только на местных, но и на футболистов из других стран, входящих в Евразийский экономический союз, — России, Армении и Кыргызстана. Так что конкуренция стала выше.
— Что вообще ждет белорусов в Казахстане?
— Наши чемпионаты чем-то схожи. Премьер-лига Казахстана, может, и немного сильнее. Сюда приезжают легионеры с именем. Сборники. Футболисты, поигравшие на хорошем уровне. Причем с каждым годом — все более качественные. Так что турнир непростой. Много силовой борьбы. Не лучшие климатические условия. Фактор полей: большинство команд играют на синтетике. В общем, есть к чему приспосабливаться. Кто сможет это сделать, принять все условия, тот и заиграет. А кому не удается, того отсюда выбрасывают.
— Достойный уровень турнира или так себе?
— Точно не второе. Чемпионат развивается. Фавориты — “Астана” и “Кайрат”. Остальные стараются к ним подтянуться. Когда выступал в “Тоболе” в 2015-м, команда несколько лет подряд занимала седьмое место. А потом поменялось руководство клуба и появились задачи — и Костанай уже в призерах. Где руководители футбол любят, там он и развивается.
— Вы про акимов?
— Да. Губернаторы поддерживают в каждой области свой клуб, выделяют на него бюджет. Частный — только “Кайрат”, которым владеет Кайрат Боранбаев. Вкладывает свои деньги, развивает академию.
— Реально ли легионеру уехать из Казахстана в Европу?
— Это от человека зависит, от его амбиций. Одни заглядывают сюда на заработки. Другие хотят вырасти и уйти “на повышение”. Больше всего хороших переходов из “Астаны”. Многие отправляются в Турцию, в Грецию. Серба Максимовича вообще никто не знал. Он из Словении приехал, а перешел в “Валенсию”. Ганец Твумаси до этого в Латвии играл, а перебрался тоже в Испанию — в “Алавес”. Сейчас на чемпионат Казахстана смотрят совсем по-другому. Та же “Астана” уже пять лет подряд в групповых раундах еврокубков выступает. А на матчах в Лиге Европы скаутов и агентов немерено. Поэтому на западе знают, что это за команда.
— Выходит, в Казахстане развиваться как футболисту можно. Или это сугубо заработок?
— Конечно, можно. Особенно в “Кайрате”, “Астане”, “Ордабасы”. Местной молодежи здесь точно есть где расти. А касаемо легионеров — уже другой вопрос. Опять-таки все зависит от устремлений самого игрока. Попасть в чемпионат Казахстана нелегко. Но, повторюсь, многим удается пойти “на повышение”, причем не только из “Астаны”. Из “Кайрата” бразилец Исаэл уехал в “Ференцварош”, ивуариец Гоу — в Китай. Примеров хватает. Главное — ставить перед собой такую цель.
— Какие в Казахстане зарплаты, которыми так манят белорусов? В сезоне-2018 средняя цифра — двенадцать тысяч долларов.
— Как и везде, у лидеров больше, у аутсайдеров меньше. Сами понимаете, “Астана” и “Кайрат” приглашают хороших легионеров. За маленькие деньги они играть не будут. Могу сказать примерно: верхняя планка в чемпионате — тридцать-сорок тысяч, нижняя — три-пять.
— У вас в биографии какой разброс в зарплатах?
— Если без цифр, то самая большая была в “Шахтере”, а также в “Актобе” в 2014-м — в мой первый приход в команду. Самая маленькая — в “Акжайыке”, когда только приехал в Казахстан.
— Говорят, кое-где и задержки случаются? Вы, кажется, тоже с этим сталкивались.
— Бывает, как и везде. В “Актобе” в 2017-м не платили три месяца в конце сезона. В “Акжайыке” — вообще полгода. Но потом все равно долги и там, и там погасили. В “Кайсаре” сейчас все было вовремя. Аким поддерживает футбол. Пообещал, что проблем не будет, а главное — результат. И мы его добились — выиграли Кубок. А задача стояла как раз попасть в еврокубки.
— Насколько трудно и долго придется нашим парням привыкать к тому, что сегодня ты играешь на синтетике, завтра на траве, а послезавтра в манеже?
— Нужно знать и понимать, куда едешь. Изучать специфику. Да, нашим на синтетике непривычно. Потому что в Беларуси играют в основном на натуральном газоне. Но синтетика синтетике рознь. В Казахстане к этому строго относятся. Федерация контролирует качество покрытия. Есть специальная комиссия, которая перед началом сезона приезжает на стадион, проверяет поле и принимает решение, допускать ли его к матчам. Раньше было по-другому, а сейчас за этим тщательно следят. Если поле непригодно, то клуб ищет, где играть. Так что все стараются иметь синтетику новейшего поколения. Инфраструктура потихоньку развивается.
— К чему вам было тяжелее всего привыкнуть?
— Даже не знаю. Язык у нас одинаковый. Еда похожая. Культура тоже не чужая. Так что, наверное, опять-таки — поля, климат и перелеты. Страна-то большая, и расстояния несравнимы с нашими. Хотя на самолете добираться на матчи недолго — час-два. На автобусе ездят, если только города рядышком. Это, по местным меркам, километров пятьсот. Что касается погоды, то на юге может быть жара, а приезжаешь на запад — холодно.
— Баранов перед началом сезона еще режут на стадионах?
— По-разному. Эта традиция всегда была. Нужно уважать и принимать местную культуру, какая она есть. А если существует такой обычай, то почему нет. Это ведь не плохо.
— Кровью ворота мажут?
— Да бросьте! Помню, Драгун в каком-то интервью рассказывал про меня: “Играет в Казахстане друг. Он там лучший бомбардир. Потому что этой кровью бутсы мажет”. Конечно, глупости. Думаю, Стас просто пошутил.
— Насколько близко знаете наших игроков, которые переехали в Казахстан?
— Некоторых — очень хорошо. С Залеским и Гавриловичем в 2009-м выиграли чемпионат среди дублеров в рядах минского “Динамо”. С Маевским, который в “Астане” уже четвертый год, успели подружиться. Сейчас вот с Луцевичем познакомился, который вместе со мной в “Кызыл-Жар” перешел.
— В Беларуси много шума из-за договорных матчей. Как с этим в Казахстане?
— В прошлом году поймали ребят из молодежной команды “Актобе”, которая выступала в первой лиге. Видите, кто-то влияет на них. Это есть в Беларуси. Наверное, и до Казахстана дошло. По крайней мере дело такое всплыло. Может, и другие подобные ситуации были, но о них просто не знают. А вообще, это по всему миру есть.
— Планируется ли расширение чемпионата, где сейчас двенадцать команд?
— Такой вопрос обсуждался. Но руководители пришли к мнению, что нужно оставить нынешнее число клубов. В дальнейшем увеличение возможно. Если, конечно, будут видеть, что кто-то из новичков действительно готов выступать в премьер-лиге. Значит, нет пока достойных кандидатов, у которых подходящая инфраструктура и так далее. А расширять чемпионат искусственно никто не собирается. Зачем это делать, чтобы потом возвращаться к тому, что есть сейчас?
— Наших игроков в Казахстане стало больше, а вот тренеров меньше. Команды Александра Седнева и Олега Дулуба вылетели из премьер-лиги, и оба вернулись в Беларусь. Остался один Николай Шпилевский в “Кайрате”.
— Да, и это немного странно. Потому что к белорусским тренерам здесь относятся очень хорошо. О Седневе все отлично отзываются. Оценивают его сугубо положительно — и как специалиста, и как человека. Он уже заработал себе имя. Да, “Актобе” вылетел. Но у Александра Сергеевича вынуждена была играть в основном молодежь. И даже при этом он зарекомендовал себя тренером высокого уровня. Думаю, захотел бы остаться в Казахстане — остался бы. У Дулуба в “Атырау” не получилось. Шпилевский в “Кайрате” проработал сезон. Присмотрелся, что к чему. Сейчас есть второй год. Увидим, что будет.
— А каков в целом уровень тренеров в Казахстане?
— Сюда приезжают наставники довольно высокого уровня. В “Астане” работали Стойлов и Григорчук. Сейчас чех Билек, который возглавляет еще и сборную Казахстана. В “Кайрате” были Вайсс, Бородюк, Цхададзе. В “Шахтере” болгарин Костов работал, а теперь — Грозный.
— Какие наши игроки будут сражаться в наступающем чемпионате за медали?
— Понятно, что “Астана” с Маевским и Эбонгом. К другим претендентам на награды отнес бы “Кайрат”, “Тобол” и “Ордабасы”.
— К слову, с кем предстоит конкурировать Эбонгу на его позиции?
— Насколько понимаю, Макс играет в центре поля рядом с Ваней. Значит, бороться за место на поле придется, возможно, с исландцем Сигурьонссоном. Но перспективы Эбонга все равно оцениваю высоко. Недавно “Астана” выступала на международном турнире в Португалии. Команда провела там три матча — Макс выходил на поле постоянно. Да и тренер отзывается о нем хорошо. Наш земляк молод, для него это отличный шанс проявить себя. Из “Астаны” проще уехать в Европу, чем из Солигорска. Так что, думаю, все у Эбонга сложится как надо.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь