Дело о “договорняках”. Шестнадцать нечестных матчей, 90 тысяч долларов на взятки
Причем матчи, которые попали под подозрение, датированы сезонами-2017 и -2018. То есть многие из них состоялись уже после того, как были наказаны фигуранты первого дела.
***
В зале заседаний здания на проспекте газеты “Правда” людно как никогда. На скамье обвиняемых — 20 человек. Плюс многочисленные защитники, юристы и представители масс-медиа — заседания проходят в открытом режиме. Это дает повод кому-то пошутить, а кому-то побеспокоиться, что происходящее вполне тянет на массовое мероприятие, столь нежелательное в условиях пандемии.
Футболисты, многие из которых за это время успели стать бывшими, полностью занимают два ряда. Целая палитра лиц — кое-кто выглядит подавленным, кто-то тревожится из-за непривычной обстановки, но в большинстве своем все спокойны. Анкетирование обвиняемых со стороны судьи занимает более получаса: фигуранты называют свои данные, из которых становится понятно, что почти все они уже не связаны с футболом. Кто-то устроился менеджером по продажам, кто-то стал разнорабочим, а добрая половина вовсе без работы. Среди них выделяются трое — экс-футболисты Виталий Ланько, Виктор Боровицкий и экс-волейболист Денис Осипов. Это их задержали 5 января 2019-го и поместили под стражу, что и дало начало распутыванию дела. Они, однако, все уже давно не под стражей. Осипов пробыл под арестом до 8 марта, Ланько — до 4 апреля, Боровицкий — до 2 июля.
Всей троице предъявлены обвинения в подкупе участников профессиональных соревнований (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 УК РБ). Подобных эпизодов следствие насчитало пятнадцать плюс одно покушение на такой подкуп (ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 253 УК РБ). Кроме того, Боровицкому инкриминированы 12 фактов хищений, связанных с “мошенническим завладением денег букмекерских контор” (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 209 УК). Простыми словами — Боровицкий делал ставки на матчи, которые должны были завершиться по известному ему сценарию, а затем выводил деньги. По данным следствия, таких поединков набралось десять, ставок — двенадцать. Всего, исходя из материалов дела, таким образом Боровицкий вывел на свой счет около 13 700 рублей.
Именно Боровицкий и Ланько являются главными фигурантами дела. Именно они, по версии обвинения, подбирали исполнителей, договаривались, передавали деньги. Однако несложно предположить, что за этим наверняка стоят зарубежные заказчики. Кто и откуда — пока неизвестно. Однако суммы, которые вчера прозвучали в суде, впечатляют…
***
Об остальных фигурантах “ПБ” уже писал. На скамье подсудимых 17 футболистов, непосредственно исполнявших “спектакли”. Это Алексей Козлов (“Нафтан”, “Орша”), Михаил Горбачев (“Нафтан”, “Лида”), Игорь Лисица (“Нафтан”, “Лида”), Александр Юдицкий (“Нафтан”, “Химик”), Валерий Белявский, Александр Белявский, Евгений Белявский, Денис Лебедев, Вячеслав Голик, Александр Прокопенко (все — “Химик”), Алексей Сучков, Игорь Холодков, Артем Теплов, Андрей Штыгель (все — “Нафтан”), Сергей Цветинский (“Лида”), Александр Тарликовский, Александр Костеж (оба — “Неман-Агро”). Из них многие выступали в роли посредников. А Сучков и В.Белявский, напомним, уже признаны БФФ персонами нон грата. Многие уже получили штрафы от федерации. Еще 15 футболистов освобождены от уголовного преследования в связи с “деятельным раскаянием”. Среди них защитник БАТЭ и сборной Беларуси Захар Волков. Дело гомельского россиянина Айдова выделено в отдельное производство.
Что эта песня может затянуться очень надолго, стало понятно, когда прокурор начал зачитывать текст обвинения. Одно лишь описание деяний Ланько и Боровицкого затянулось на добрых полтора часа. Именно за это время была озвучена суть дела, поскольку цепочка событий, идущая к каждому из матчей (по крайней мере, непосредственно в Беларуси), начинается как раз с них. Могилевский дуэт слушал, опустив головы, список матчей. Именно его, собственно, и не хватало прежде для полноты картины. И многие из предположений “ПБ” оказались верны.
Нечестных игр, дошедших до суда, — шестнадцать. Один волейбольный матч и пятнадцать футбольных. Оборот, особенно по сравнению с первой волной, — огромный. Всего по данным следствия обвиняемые получили на руки 84 600 долларов и 6 300 евро.
***
Итак, матчи. Согласно обвинению, “Нафтан” уличен в трех “договорняках”. В 11-м туре высшей лиги-2017 новополочане уступили с нужной разницей в два гола брестскому “Динамо” (4.06.2017, 0:2). Горбачев, Лисица, Козлов, Богунов и Сучков получили за это по 800 евро. 22 июля 2017 года “Нафтан” в 1/16 финала Кубка страны принимал “Крумкачы”. По сценарию хозяевам нужно было проиграть, что они не без труда сделали — 1:2. Горбачев как посредник был награжден Боровицким суммой в 1750 долларов. Еще пятеро — Лисица, Козлов, Штыгель, Сучков и тот самый Захар Волков — получили по 1450 долларов. Еще один эпизод с участием новополочан случился уже в первой лиге сезона-2018: “Лида” — “Нафтан” (13.05.2018, 1:0). Пятеро игроков северян (Теплов, Холодков, Жуков, Харитонов, Юдицкий), а также посредник Сучков, получили по 1000 долларов.
Участник Олимпиады-2012 Алексей Козлов в 2018-м перешел в “Оршу”, которая замечена в двух эпизодах. Первый — матч против “Энергетика”-БГУ (5.05.2018, 0:4). За него Козлов единолично получил 6000 долларов. Второй — кубковый матч с “Витебском” (24.07.2018, 0:4). Тот же Козлов получил 7500 долларов. Однако вторая игра по факту не была договорной. Следствие установило, что Козлов не попал в заявку, но давал заказчикам информацию о том, что ему удалось договориться с ребятами — как оказалось, ложную. Это и есть то самое “покушение на подкуп”.
Сразу шесть эпизодов — “Химика”, где процессом “рулил” Валерий Белявский. За игру с “Лучом” (12.08.2017, 1:4) семь светлогорцев получили на всех 3000 долларов. За матч с “Белшиной” (2.09.2017, 1:3) — 4000 долларов. За сдачу встречи с “Волной” (14.10.2017, 1:3) — 3000 долларов. Продолжились “игры” и в следующем сезоне. “Химик” по сценарию проиграл “Славии” (14.04.2018, 0:2) — и семеро игроков обогатились в сумме на 2000 долларов. Наконец, в сентябре “Химик” по доброй воле уступил “Граниту” (22.09.2018, 1:4) — еще 4000 долларов на восьмерых.
“Неман-Агро” сыграл нечестный матч со “Смолевичами” (1.07.2017, 0:3) — здесь в качестве посредника выступил Тарликовский, получивший 1000 евро. Партнерам Руденку и Костежу досталось по 500, Медведеву — 300 евро.
Наконец, о самом громком и еще до конца не разгаданном. Два договорных матча, как и предполагал “ПБ”, нашли у “Гомеля”. Из южан в материалах дела присутствует лишь россиянин Айдов. За сдачу игры с БАТЭ (13.06.2018, 0:3) он получил от Боровицкого 12000 долларов. За крупный проигрыш брестскому “Динамо” (29.06.2018, 0:6) — 10000 долларов. Как распределялись деньги в команде и делились ли они вообще — следствием пока не установлено.
Что касается волейбольного эпизода — речь о матче высшей лиги “Коммунальник” — БАТЭ-БГУФК (5.01.2019), после которого и были задержаны Боровицкий, Ланько и Осипов. Хозяева проиграли с необходимым счетом первую партию (15:25), а их игрок Густыр через Осипова получил за это 2100 долларов.
Такой вал информации обрушился из уст прокурора буквально за два часа. Но это лишь начало. Процесс только начинается и наверняка растянется не на одну неделю. А “ПБ”, разумеется, продолжит следить за развитием ситуации.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь