Дело о “договорняках”. Процесс на паузе: суд ждет Козлова и свидетелей

20:58, 30 марта 2020
svg image
784
svg image
0
image
Хави идет в печали

Подсудимые друг за другом начали выходить к трибуне еще во вторник, а государственный обвинитель Максим Чуприс засыпал их в общей сложности сотнями вопросов, многие из которых были идентичными. Практически одинаковыми были и ответы — все без исключения фигуранты вину признали и откровенно рассказали, как все было. Заключительным днем допроса стала пятница, когда к трибуне вышли часть игроков светлогорского “Химика”, которую не успели допросить в четверг, футболисты “Немана-Агро”, а также суд более подробно коснулся единственного “волейбольного” случая.

***
Собственно, с футбольными делами было все ясно уже к четвергу. Ланько и Боровицкий на протяжении шести часов рассказывали о схемах, по которым “человек из России” снабжал могилевских организаторов деньгами, те искали посредников в рядах каждого из клубов, которые в свою очередь договаривались с конкретными футболистами-исполнителями. Последних было немало — семнадцать человек оказались на скамье подсудимых, еще пятнадцать также брали деньги за обеспечение нужного результата, однако добровольно явились в правоохранительные органы и взятки вернули. В результате чего уголовное преследование в их отношении было прекращено “в связи с деятельным раскаянием”.
Сколько еще игроков прошли мимо следствия — неизвестно, однако из контекста следует, что таковые имеются. Ведь предполагалось, что и Козлов, который “рулил” в “Орше”, и гомельский россиянин Айдов, получивший на руки за два “слитых” матча 22 тысячи долларов, должны были найти помощников для обеспечения нужного результата. “Было очевидно, что в одиночку матч сдать нельзя, нужны еще люди”, — подобные фразы звучали в зале суда из уст многих обвиняемых.
Но пока разбираются с теми, кто попался. О “Химике”, с которого началась пятница, собственно, все уже сказал Валерий Белявский. Он помог организовать шесть договорных матчей по одной и той же схеме: получал заказ от Боровицкого, подключал еще пять-шесть человек — и светлогорцы проигрывали по нужному сценарию. Получалось, правда, не всегда, поэтому игроки “отрабатывали”, и к следующим играм на всякий случай подключались еще больше исполнителей.
К трибуне вышел и тот самый Прокопенко, о роли которого Белявский накануне говорил: “Зачем подключили? Да потому что ненужный гол забил в предыдущем матче, и он не “сыграл”. Вовлекли, чтоб не забивал больше”. Так как все истории футболистов были синхронизированы, Прокопенко эту версию подтвердил. Да еще и огоньку добавил. “Почему впоследствии решили больше не принимать участия в договорных матчах “Химика”?” — спросил парня обвинитель. “Так больше предложений не поступало…” — последовал честный ответ.

***
С “Неманом-Агро” разобрались относительно быстро. По сути, там лишь один эпизод — матч против “Смолевичей” 1 июля 2017-го (0:3). С таким же счетом столбцовская команда проиграла и предыдущий поединок против “Слонима”, который изначально входил в планы дельцов, однако неманцы не сумели обеспечить в нем нужный сценарий. Денег, как следствие, не получили и вынуждены были играть “матч-отмазку”.
Игру со “Смолевичами” “делали” Тарликовский, который выступал в роли связующего звена с Боровицким, а также его партнеры Костеж, Медведев и Руденок. На команду была выделена сумма 2300 евро. Медведев получил 300, Руденок и Костеж — по 500. Себе Тарликовский оставил тысячу. Он и Костеж в итоге оказались на скамье подсудимых. Оба уповали на то, что играли последняя и первая команды чемпионата, и делать что-либо, дабы обеспечить нужных исход (поражение в первом тайме с разницей как минимум в два гола и во всем матче с разницей в три), не было никакой необходимости. Приблизительно то же самое, напомним, о других “договорняках” говорили иные фигуранты. Впрочем, едва ли это сколь-нибудь повлияет на итог слушаний, поскольку состав преступления заключается не в том, что происходит на поле, а непосредственно в факте передачи вознаграждения. А этого никто из обвиняемых не отрицает.

***
Наконец, последним к трибуне вышел волейболист Осипов, и его риторика не отличалась от рассказов футболистов: “В тот момент была очень сложная финансовая ситуация, поэтому решился на такой шаг, в чем очень раскаиваюсь”. Осипов пояснил, что они с Боровицким учились в УОРе и были старыми знакомыми, а Ланько он раньше не знал. Схема приблизительно такая же: в декабре 2018-го Боровицкий спрашивал, не может ли приятель помочь в поиске действующих волейболистов, которые согласились бы поучаствовать в договорном матче? Так Осипов связался со знакомым ему игроком могилевского “Коммунальника” Николаем Густыром. 38-летний на тот момент волейболист был близок к завершению карьеры — Осипов предполагал, что “это уже опытный человек, поэтому может быть заинтересован в финансовом вопросе”. После того как Густыр “дал согласие”, был выбран матч “Коммунальник” — БАТЭ-БГУФК (5.01.2019), а также условие — хозяева должны были проиграть первую партию, набрав при этом не больше семнадцати очков. Планируемое вознаграждение — 2100 долларов. Сценарий в итоге воплотился в жизнь — БАТЭ- БГУФК победил в стартовом сете 25:15.
После игры должна была состояться передача денег. “Так как я в тот момент находился в Минске, Боровицкий сказал, что передаст мою часть потом, через несколько дней”, — сказал Осипов. Почти сразу после того сообщения Боровицкого и Ланько задержали в Могилеве. Чуть позже вечером того же дня представители правоохранительных органов пришли за Осиповым в столице. Цепочка договорных матчей была прервана. Осипов вину признал на первом же допросе, на суде уповал на сложное финансовое положение, а также добавил, что его отец, узнав об участии сына в договорных матчах, перенес инфаркт.
Заметим, что против Густыра уголовное дело не возбуждено. Вероятно, он также добровольно явился с повинной. Или же оказался единственным честным человеком в этой цепочке и непосредственно с его “подачи” и родилось это объемное уголовное дело?..

***
Пока не допрошен лишь один обвиняемый — экс-футболист “Нафтана” и “Орши” Алексей Козлов, который причастен к нескольким эпизодам с участием новополочан, а также был посредником при организации договорных матчей оршанцев. Может, он расскажет, кто еще из одноклубников причастен (и причастен ли) к нечестным играм? Пока же Козлов находится на больничном.
С учетом обстоятельств судья Лидия Телица решила со следующим заседанием повременить, заодно предоставив время сторонам разобраться с объемными показаниями обвиняемых. Очередное слушание намечено на утро среды, 1 апреля, когда должен начаться допрос свидетелей. Точным его списком мы не располагаем, однако можно предположить, что в нем есть и футболист БАТЭ Захар Волков. Тем не менее с учетом нынешней эпидемиологической обстановки даже за пару суток до заседания нельзя со стопроцентной уверенностью констатировать, что оно состоится.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?