Из Бразилии с любовью. В Сальвадоре приставили нож к горлу — даже шрам остался

20:55, 2 апреля 2020
svg image
1367
svg image
0
image
Хави идет в печали

С его подачи в Беларусь не первый год приезжают бразильские игроки — в “Ислочь” и “Витебск”, в Жодино и Брест. О специфике скаутинга в стране пляжей и футбола — в интервью “ПБ”.

— Как вышло, что ты стал привозить к нам бразильцев?
— Все началось в 2011-м с моего интервью и знакомства с Ренаном Брессаном. Он научил паре-тройке португальских слов. Я взялся за язык. В 2012-м у нас в “Гомеле” появился колумбийский защитник Паломеке Мена, говорящий на родственном испанском. Помогал ему с переводом, насколько мог. Что самое интересное, из того состава он добился наивысших результатов. Вернулся на родину — выиграл Суперкубок Южной Америки. А сейчас играет в Саудовской Аравии. Миллионер.
Ну а я слетал в Бразилию. В 2013-м месяц отдыхал в столице штата Баия — Сальвадоре. Там посмотрел на большой футбол. Серия “А”, “Баия” против “Флуминенсе”, новый стадион “Фонте-Нова”, сорок тысяч зрителей. И попробовал пригласить в Беларусь бразильского игрока. Но мы оба оказались недостаточно хороши. Это стало ошибкой, за которую я заплатил сам — купил обратный билет в Бразилию. Со временем понял, насколько детально нужно отбирать футболистов.

— Бразилия — криминальная страна. Происшествия на улице случались?
— Как-то на нас со знакомым из Португалии налетела местная шпана. Человек восемь. И сразу нож к горлу. Когда вернулся в Беларусь, на шее шрам остался. А тогда это выглядело, как в фильмах. Забрали все — телефон, цепочку, кошелек. Правда, без денег, зато с карточками.

— Наркоторговцы на каждом шагу?
— Купить можно все что хочешь — и где хочешь. По крайней мере тогда было так. А исходя из моего общения с бразильцами, ситуация сильно не изменилась. Да, весь этот криминал вокруг создает дискомфорт. Ты не можешь прилечь и просто расслабиться. Хочешь на пляже селфи сделать, но телефон-то надо оставить дома. Иначе есть риск остаться вообще без всего. На море лучше идти только в шортах и шлепанцах. А когда идешь купаться — присыпать их песком. Потому что домой можно вернуться в одних плавках. Но вообще, это прекрасная страна, где много моря, солнца и пляжей.

— Все ясно. Тот случай с неустроенным игроком, похоже, тебя только раззадорил?
— Затем несколько лет работал переводчиком португальского. А около трех лет назад предложили бразильского футболиста, и мы — наша с соучредителями фирма — рискнули. Попробовали трудоустроить его в Беларуси. Игрок был на просмотре в “Луче” и “Минске”, съездил в Польшу, но нигде так и не остался. И это снова стало серьезной ошибкой, за которую опять-таки пришлось заплатить. Можешь сам представить, сколько стоит перелет из Бразилии к нам.

— Разве что примерно.
— Из-за нюансов тамошнего законодательства в одну сторону билет не возьмешь — только туда и обратно. Это 1300-1500 долларов.

— Зато взамен ты получил опыт.
— Это ценнейшая вещь. А потом случайно привлек внимание один футболист. Жоао Фигередо — молодой игрок из “Атлетико Минейро”, где тренировался вместе с Роналдиньо и Робиньо. Прислали ссылку на видео матчей парня. Я, конечно, мог доверять своим знаниям в области бразильского футбола. Но к тому времени уже понял, что для профессиональной оценки игрока нужен взгляд специалиста со стороны — тренера, скаута. Вот так понемногу, шаг за шагом у нас в работе появилась системность. Приобщил к делу известного белорусского специалиста, который помогает с анализом действий футболистов. Со временем таких людей стало больше. Затем ощутили потребность в видео из Бразилии. Если матчи непопулярных штатов либо низших лиг, у компаний “InStat” и “WyScout” этого зачастую нет. А мне партнеры предоставляют доступ к огромной базе матчей. Также поняли, что нужно защищать свои интересы, и без сильного спортивного юриста тоже не обойтись. Плюс со временем к нам подключились люди с Украины, которые плотно занимаются бразильцами. Мы начали друг другу помогать. А это, кстати, очень благоприятная для бразильцев страна.

— И чем же она лучше Беларуси?
— Им там легче жить. Не такие жесткие миграционные законы. У нас, чтобы купить сим-карту и подключить телефон, нужно выполнить множество операций. А там — ни паспорта не надо, ничего. Снять квартиру — то же самое. Здесь для этого требуется пройти кучу инстанций. Ну и за счет донецкого “Шахтера”, “Металлиста” и отчасти киевского “Динамо” у Украины сформировался образ страны, куда бразильцам надо ехать.

— Так а что Фигередо?
— Он не подошел белорусским клубам. Но мы не растерялись — отправили его в Литву. Так посоветовали наши же тренеры. Потому что там техничному игроку проявить себя проще — футбол более открытый, не такой контактный, как у нас. А ему как раз и нужна была свобода на поле. К тому же это Евросоюз. Зарплата в валюте. Защищенность от колебаний курса. Короче, Фигередо перешел в каунасский “Жальгирис”. В прошлом году в чемпионате Литвы забил десять мячей в семнадцати матчах. В августе перебрался в греческий ОФИ — там уже девять голов. К нему есть интерес в Испании и Португалии. А прописанная в контракте сумма отступных — 1,6 миллиона евро.

— Твоя работа — это все-таки скаутская или агентская деятельность?
— Первое. Это все же не агентская деятельность. Потому что мы не представляем интересы каких-то конкретных игроков или клубов. У нас в Бразилии обширные связи — и обширная выборка футболистов. За время работы образовалась сеть контактов: сотни футболистов, десятки агентов и скаутов. А сам процесс происходит так. К нам обращается клуб с запросом на условного нападающего. При этом обозначает его зарплатные рамки, квалификацию, антропометрию и так далее. Мы предоставляем список из десятка игроков, которые отвечают заявленным параметрам. И уже сам клуб из него выбирает. А затем сообщает, что тот или иной парень ему интересен — для переговоров, просмотра, подписания контракта.
То есть с нашей стороны это аутсорсинг — передача услуг сторонней организации. Немногие клубы могут озадачить кого-то отслеживанием футболистов сугубо в Бразилии, поскольку это нерационально и дорого. Если есть скаут, то у него в охвате будет как минимум вся Латинская Америка. Повторюсь, мне все равно, с каким именно игроком подпишут контракт. У них самих есть агенты. А наш заработок — это оказанная услуга. Я перевожу, помогаю с документами или с освобождением футболиста из предыдущего клуба. Поэтому меня и не интересуют околофутбольные схемы.

— В каком именно разрезе ты ищешь игроков?
— Это молодые ребята — желательно до двадцати трех лет, которые прошли школу больших клубов. У них за плечами как минимум пят лет в структурах “Атлетико Минейро”, “Коринтианса”, “Фламенго”. То есть обученные парни. Расскажу, почему они сюда едут. Есть финансовый фактор. Все-таки реал — довольно шаткая валюта. Но главное, что хорошие клубы ежегодно выпускают по тридцать-сорок футболистов. Двух-трех оставят себе, и все. А один только штат Сан-Паулу — это больше восьмидесяти взрослых команд, у которых есть юношеские группы. Представляешь, сколько игроков на выходе? И большинство из них потом вообще играть не будут из-за громадной конкуренции. Просто потому, что негде. И у них есть три выхода. Первый — найти себе мелкую команду где-нибудь за Амазонкой. Второй — уехать в Европу, где конкуренция ниже. И третий — закончить с футболом и идти работать. А надо понимать, что если парень не подошел “Фламенго”, то это еще не значит, что он не подойдет и нашим клубам. Пример — Тео в “Ислочи”.

— Знаем такого.
— С “Фламенго” в своей возрастной категории он выиграл все, вплоть до чемпионата страны. Очень хорошее резюме. Но на родине оказался не нужен, поскольку он там всего лишь один из многих. “Ислочь” искала центрального полузащитника. Мы предложили ряд кандидатур. Клуб сказал, что готов пригласить на просмотр Тео. И заключил с ним контракт.

— Что у Тео не сложилось в “Ислочи”?
— Провел четырнадцать матчей, а затем получил травму. Ну и ему было просто тяжело в нашей стране. Парень родом из Рио. Он столкнулся с тем, что люди у нас холодные. Меньше тактильного общения, чем в Бразилии — меньше улыбок и разговоров. А еще его сильно подкосил климат. Когда зимой прилетел в Беларусь, было минус четырнадцать. Он такого никогда не видел. После тренировки у человека ногти слазили от холода. Наши к морозу привычны, а вот для бразильца — шок. Хотя надо сказать, что не все футболисты из Рио воспринимают это так же. Некоторые, как тот же Фигередо, сжимают зубы и работают. А как у нас оказался Брессан?

— И правда: как?
— Точно так же. На родине столкнулся с высокой конкуренцией. Приехал из скромной команды “Атлетико Тубаран”. Решил попытать счастья в Беларуси — получилось. Я это к тому, что парням по двадцать лет. Перед их предыдущими клубами нет каких-либо обязательств. Они приезжают сюда за адекватные деньги. Могут проявить свои возможности. А затем продавай. Лучше получить небольшие деньги, а не только потратить. Надо самим себе давать шанс заработать.

— Как не запутаться в системе чемпионатов лиг и штатов Бразилии?
— С января по май проходят чемпионаты штатов. А с мая по декабрь — чемпионат страны в сериях “А”, “В” и “С”. При этом известные “Коринтианс”, “Сан-Паулу”, “Палмейрас”, “Сантос” играют сразу в чемпионате штата Сан-Паулу, а затем в серии “А”. И то, что футболист выступает в чемпионате штата, не должно смущать. Этому радоваться надо! Донецкий “Шахтер” год назад за пятнадцать миллионов евро купил у “Гремио” Тете, который на взрослом уровне вообще не играл.

— Специфика в работе с бразильцами?
— Во-первых, на родине со многими из них заключают контракт только на время выступления в чемпионате штата — до мая. Если парни не смогли продлить соглашение на вторую часть сезона, то они свободны. И это удобная пора, чтобы переманить их в Европу. А если игроки остались без денег, они готовы отправиться куда угодно.
Во-вторых, некоторые футболисты в Бразилии выступают в топ-командах типа “Палмейраса” или “Коринтианса”. Но там они, оказывается, только в аренде. А принадлежат маленьким агентским клубам, которые могут даже нигде не выступать. И платить за такого игрока, если захочешь выкупить, придется именно им.
В-третьих, в Бразилии нет известных нам сборов. И если привезти в Европу футболиста, который намного старше двадцати, он может просто не привыкнуть к таким нагрузкам и иному режиму работы. Для подавляющего большинства это будет стресс. И одна из причин, почему многих и тянет назад.
В-четвертых, бразильцы — как волнистые попугайчики. Они не могут быть в команде по одному, без соотечественников. Им нужно общение, иначе начинают тосковать по дому. Карнавал? Так его могут и двое устроить. Только в донецком “Шахтере” ничего такого не произошло.
В-пятых, любая команда из серии “А” может позволить себе платить игроку от пятнадцати тысяч долларов в месяц. Вернувшаяся в элиту “Форталеза” — вообще миллион долларов в год. Потому что у клубов солидные спонсоры. Отсюда и экипировка, и стадионы. Нам с ними тягаться невозможно. Серия “А” для нас недоступна — сегодня это чистый футбольный капитализм. И искать в Беларусь игроков можно максимум из серии “В”, где в “Паране” играет Брессан. Есть и другие нюансы, которые можно перечислять часами.
А вообще Бразилия у всех ассоциируется с футболом, как Канада — с хоккеем. За бразильцами следят всегда и везде. Если это, конечно, не одноногий Абелардо. Они интересны всем. Сейчас — клубам Азербайджана, Украины, Латвии. Да, аргентинцы тоже классные ребята. Но бразильцы — это марка, эталон.

— Самый известный игрок, с которым ты вел переговоры?
— Иногда клубы просят выступить в качестве переводчика. Если исходить из этого, то был диалог с Элиасом, некогда футболистом “Атлетико”, “Спортинга” и сборной Бразилии. Еще — с Лукасом Силвой, игравшим в “Марселе” и чуть-чуть в “Реале”. А недавно к нам обратился агент Денилсона, выступавшего в “Арсенале” с Глебом. Игрок не просил большую зарплату — денег у него хватает. Просто хотел перезапустить карьеру после травмы. Мы предложили его одному из наших топ-клубов, но там посчитали, что футболист после длительного простоя из-за травмы уже не принесет результат.

— Кстати, давай о Виллиаме и других наших бразильцах.
— Агент повез его в Прибалтику. Там обещали одну зарплату, а на месте выяснилось, что она вдвое ниже. Естественно, не остался. А рядом — Беларусь. Обратились знакомые бразильцы: “Выручай, есть качественный защитник неподалеку”. Я связался с “Рухом”. Так Виллиам прошел полноценные сборы и оказался в Бресте. Жулио Сезар на родине не проявил себя во взрослом футболе. Тоже левый центральный защитник. А это востребованная в нашем чемпионате позиция. В ноябре был месяц на просмотре в “Витебске”. Игрока привели в форму и заключили контракт.

— Жодинские бразильцы приехали из Грузии и Украины. Значит ли, что оба уже адаптированы к игре на постсоветском пространстве?
— Они и вправду не смотрят здесь на все огромными глазами. Но это далеко не главная причина, по которой их позвали в “Торпедо”-БелАЗ. Велозо захотел покинуть “Львов” — его взяли в аренду. Игрок великолепный. Самый сильный из бразильцев, с которым я непосредственно контактировал. Но две недели после приезда в Жодино он провел на карантине. Немного сходил с ума, конечно. Ему в квартиру передавали еду. Сам для поддержания формы делал дома отжимания. Так что игроку еще, видимо, предстоит набрать кондиции. Что касается Рамоса, то это футболист с хорошей школой “Фламенго”. За ним стоит серьезное агентство, которое нашло ему команду в Южной Корее. Однако вмешался коронавирус, и теперь он в “Торпедо”-БелАЗе.

— Истории с бразильцами в Беларуси?
— Прошлым летом приехал один на просмотр в “Энергетик”. Юревич, конечно, тут же скомандовал сбрить бороду. А после тренировки в раздевалке кому-то из ребят устроил нагоняй. Бедный бразилец так испугался Анатолия Ивановича, что назавтра улетел домой. Хотя игрок “Энергетика” Виктор Диас уговаривал: “Оставайся! У нас здесь круто. Девчонки красивые. Этот тренер нам как отец”. И я упрашивал на тренировку поехать. Но напрасно: “Не выйду из номера, и все”. Сейчас это смешно, а тогда было не очень.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?