Тень святого карантина. “Нам остается только играть и приносить положительные эмоции”

21:12, 6 апреля 2020
svg image
742
svg image
0
image
Хави идет в печали

воскресенье “Манагуа” разошлась миром с клубом “Реал Мадрис” и продолжает лидировать в первенстве Никарагуа.
Футбола на планете сегодня очень мало. Все ушли на карантин. Берегутся от коронавируса, проникающего всюду, где жизнь. В игре остались считанные страны. Таджикистан, Никарагуа, Бурунди. И в их компании европейская Беларусь, где продолжают считать, что вредоносность COVID-19 сильно преувеличена.

***
Однако сумерки сгущаются. Вчерашняя сводка Минздрава зафиксировала очередное ухудшение эпидемиологической ситуации. Всего по стране установлено 700 случаев заражения. 53 человека выздоровели, под наблюдением врачей остаются 634 пациента, 13 умерли… Воскресный срез показывает тревожную динамику — за день до того вирусоносителей насчитывалось 562, смертельных исходов — 8. В субботу цифры были еще меньше — очевидно, что кривая заболеваемости неуклонно стремится вверх, и когда достигнет пика, науке пока неизвестно.
Часть общества настойчиво ратует за безотлагательное введение в Беларуси карантина — по примеру большинства европейских стран. Еще вчера сторонников этой идеи иронично называли новомодным словом “алармисты” (читай: паникеры), но их количество растет, а убежденных отрицателей пандемии все меньше. Александр Лукашенко, чьим решением только и может быть внедрен режим всеобщей изоляции, продолжает считать, что крайние меры в стране преждевременны. В президентской трактовке происходящее вокруг ситуации с коронавирусом по-прежнему напоминает психоз, а с экспансией COVID-19 нужно бороться точечно, хладнокровно и не парализуя экономику.
Так пока и живем, хотя гайки потихоньку начинают завинчивать. В субботу объявлено о продлении школьных каникул — пока на неделю, а там будет видно. Ранее было скорректировано расписание занятий в вузах. Прибывающих из-за границы помещают под 14-дневное медицинское наблюдение. Перепрофилируют больницы, увеличивая мощности для лечения воспаления легких. Последнее очень кстати: медики героически борются с наплывом пациентов, на глазах становясь самой важной-отважной категорией социума.
В пятницу Минздрав обнародовал данные заражения по регионам. На тот момент более половины случаев было зарегистрировано в Минске (190 из 351), и можно предположить, что пропорция сохраняется. Однако не в столице больше всего коронавирусных тревог, а в Витебской области (89 эпизодов по состоянию на 3 апреля). И конкретно — в самом областном центре, о чем “ПБ” писал еще в прошлом номере.
Аккурат на берегах Двины и произошло первое вмешательство “ковида” в футбольную жизнь. Воскресный матч “Витебска” со “Смолевичами” до последнего намеревались провести по месту прописки хозяев, но в итоге не решились и перенесли в Борисов. Официально, как сообщила пресс-служба БФФ, это произошло по инициативе витеблян, которые сослались на “сложные погодные условия последних дней и минусовую среднесуточную температуру, из-за чего состояние поля вызвало большое опасение”. Но не то сейчас время, когда болельщик верит эвфемизмам, и истинные причины не пришлось даже прочитывать между строк. Они на поверхности — в статистике инфицированных-госпитализированных в Витебске, где под нужды пульмонологии перестроены четыре городские больницы.
Этот пример окончательно утвердил в ощущении, что сегодня мы живем будто в двойной реальности. В официальной, где работает метро, гудят поезда и работают предприятия. Где людям рекомендовано беречься, носить маски, омываться антисептиком и соблюдать “социальную дистанцию”. Но не велено бояться и тем более паниковать — потому как ситуация под контролем. И в параллельной, где карантина нет, но люди максимально самоизолированы и стараются лишний раз на улицу не выходить. Меньше машин стало на улицах и пешеходов на тротуарах, ниже явка в студенческих аудиториях, минимизирована “движуха” в торговых центрах и других публичных местах. Каждый читает новости и, примеряя на себя, видит в зеркале потенциальную жертву коронавируса. И слышит внутренний голос, который приказывает закупить побольше провизии и сидеть дома.

***
Неудивительно, что матчи третьего тура футбольного чемпионата посетило наименьшее количество зрителей за всю нашу суверенную историю. Средняя аудитория на трибунах — 327 человек, но, кажется, антирекорд долго не устоит. Сообразно росту числа инфицированных он может быть побит уже в ближайшие выходные, когда запланирован тур четвертый.
Впрочем, состоится ли он? Как будет развиваться ситуация дальше, и не последует ли отмашка сверху: мол, хватит играть с огнем? Прямо сейчас давать определенные прогнозы сложно, хотя все понятно и так. Каждая новая сотня зараженных в сводках Минздрава, каждая новая жертва неминуемо приближают наш футбол к тому, чтобы отделиться от бесстрашных Никарагуа и Бурунди и присоединиться к остальному человечеству, научившемуся переоборудовать стадионы в госпитали.
Болельщики перестали заполнять трибуны, но что характерно: консенсуса по вопросу приостановки сезона среди них нет. Интернет-опрос “ПБ”, опубликованный на первой странице, показывает раскол аудитории надвое. Логика “продолжателей” сезона плюс- минус понятна: если нет чрезвычайных мер в стране, не с чего их вводить и в спорте. В вечернем троллейбусе болельщик рискует больше, чем на трибуне, обдуваемой свежим воздухом. В такси футболист вдохнет вирус скорее, чем на поле в силовом единоборстве.
Впрочем, футбол — явление сложной сборки, и постановка его на паузу чревата последствиями, которые цивилизованный мир с каждым днем осознает все больше. Речь о колоссальных убытках, неминуемых в условиях всеобщего карантина. Даже в преуспевающих и богатых европейских лигах клубы уже чешут репу, подсчитывая потерянное и прикидывая, как свести концы с концами. Игрокам массово срезают зарплаты, но метод такой экономии беспомощен на длинной дистанции. Застыл рынок рекламы, заморожены телевизионные контракты, не продаются билеты — коронавирусная конъюнктура бьет по футболу со всех сторон, лишая его здорового финансового будущего.
Поэтому в Англии всерьез размышляют о возобновлении сезона в какой-нибудь эпидемиологически безопасной локации. О том же задумались даже в Италии, полыхающей от COVID-19 пуще других. И даже президент УЕФА Александер Чеферин выходит к прессе со словами, не требующими толкований: “Лучше играть без болельщиков и показывать матчи по телевидению, чем вообще не играть. Это то, что нужно любителям спорта. Нужно играть, поскольку футбол приносит позитивную энергию в их дома”.

***
Мы скажем: так то Европа. У них футбол — бизнес, а у нас — социальный проект на госфинансировании. Здоровье дороже, а щедрое государство не бросит и поможет потом, когда эпидемия пойдет на спад.
В том-то и дело, что далеко не факт. Жизнь в Беларуси во многом потому и не замерла, что велика опасность загнать в минус нашу прекрасную экономику. Футбол в нее вшит известными протекционистскими указами, и если сегодня распустить команды по домам, то завтра их будет трудно собрать.
Представим, что условный “Неман” уйдет на бессрочные каникулы. Кто уверен, что источники финансирования клуба моментально не пересохнут, а работникам этого госпредприятия не придется оформить отпуск за свой счет? И если так поступят все по периметру, легко ли будет восстановить разорванные спонсорские связи потом — после безоговорочной капитуляции вируса? Сегодня и так чуть не треть высшей лиги живут на прожиточный минимум — как бы в завтрашней обеззараженной Беларуси вместо всеобщего карантина не случился всеобщий краудфандинг.
В клубах это не могут не понимать, хотя нельзя не слышать и футболистов. Многие, особенно легионеры, выходят на поле с ощущением нарастающего страха, которым затем робко делятся в интервью. Тренеры на пресс- конференциях высказываются политически правильно, но и в их словах все чаще звучит справедливый рефрен: “Нет ничего более важного, чем здоровье людей”. Впрочем, прямым текстом о необходимости нажать на тормоза никто пока не говорит. Корреспонденты “ПБ” в минувшем туре специально интересовались мнением на самую тревожную тему, и коллективный ответ тренерского цеха можно прочитать в словах рулевого БАТЭ Кирилла Альшевского: “Если есть угроза здоровью и жизни, надо реагировать. Но мы люди в некотором роде подневольные и не можем просто отказаться выходить на поле. Самый большой груз ответственности несут медики, им большой респект. Не всегда это приводит к благополучным исходам. Нам остается только играть и приносить положительные эмоции”.

***
Пока “подневольность” доминирует, и футбол продолжается. Но, не приведи господь, заболеет кто-то из игроков — это сразу потребует “карантинных” решений. Не дай бог, статистика инфицирования войдет в экспоненциальный рост — тотчас мы вспомним, что спорт это всего лишь индустрия развлечений, которой можно и нужно пожертвовать. Каждый день приносит новую информацию — и с каждым днем она все больше не в пользу благополучного продолжения банкета. И нет никаких гарантий, что в чемпионате пройдет по расписанию даже ближайший тур.
Известно лишь, что сегодня в Беларуси ждут миссию ВОЗ, которая оценит, насколько успешно наше здравоохранение противостоит коронавирусу. Известно также, что завтра — кубковые полуфиналы, и им наверняка быть. Брестское “Динамо” сыграет с “Шахтером”, а БАТЭ на выезде встретится со “Славией”. В другой раз от приближения такого футбола у нас захватывало бы дух. Сейчас больше захватывает от того, что любой матч может оказаться последним.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?