Ренан Брессан. Надеюсь еще поиграть за сборную. Готов приезжать в нее из Бразилии

21:25, 16 апреля 2020
svg image
2073
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тем временем в карьере футболиста произошли изменения. После нескольких сезонов в Португалии минувшим летом он вернулся на родину, где подписал контракт с клубом второго дивизиона “Куяба”. А зимой 31-летний Брессан вновь сменил прописку, перейдя в другую команду бразильской серии “В” — “Парану”. Там ему удался отличный дебют: в феврале Ренан забил три гола — два в чемпионате штата Парана и один в 1/64 финала Кубка страны. Продолжению серии помешала пандемия коронавируса, из-за которой футбол в Бразилии был приостановлен. Сейчас Брессан находится в родном Тубаране, где его и застал звонок корреспондента “ПБ”.

Ренан, чем занимаешься?
— В нашем клубе нет тренировок. Всех игроков отправили в отпуск до 20 апреля. На днях будут решать, что делать дальше. Каникулы могут продлить на десять дней. Раньше мая занятия явно не возобновятся. Пока поддерживаю форму, занимаясь индивидуально с тренером по физподготовке.

— В Бразилии немало людей, заболевших коронавирусом. У вас в городе карантин?
— Две недели назад он был жест- че. Можно было выйти из дома разве что за покупками или на небольшую прогулку. Сейчас ограничения несколько ослабили. Стало легче, потихоньку открываются магазины. Хотя в основном все равно сидим дома. Конечно, скучно. Но нынче всем тяжело. Надо быть осторожным. Один мой знакомый в 34 года умер из-за этого вируса. Он тоже жил в Тубаране, где-то в километре от меня. Здоровым человеком не был, очень много курил. Но мог бы еще долго прожить, если бы не эта болезнь.

— В каком турнире “Парана” должна была сейчас играть?
— До 22 апреля — в чемпионате штата. А 2 мая планировали начать общенациональное первенство в серии “В”. Теперь оно стартует не раньше июня. Причем хотят, чтобы региональные турниры тоже прошли. Но когда их играть?

— А зачем вообще нужны чемпионаты штатов?
— Сам не знаю. Деньги там небольшие, премии невелики. Приходится выступать на плохих стадионах. Наверное, эти турниры проводятся для маленьких клубов. А так они никому особо не интересны.

— В Беларуси чемпионат продолжается. Это поражает?
— Немного. Ведь почти везде футбол закрыли. Играют только где-то в Африке и Азии. Ах да, еще и в Никарагуа. Надеюсь, в Беларуси ситуация под контролем. Иначе, наверное, тоже остановили бы турнир. Я так говорю и другим журналистам — португальским, бразильским. За последние недели дал несколько интервью. Друзья тоже интересуются, почему белорусы не последовали примеру других стран. Для них это немного странно.

— Твой дебют в “Паранеполучился удачным…
— Да вообще сумасшедшим! Начал очень хорошо, забивал красивые голы, болельщики меня уже зауважали. А потом этот коронавирус… Но что поделать. Надо подождать, когда матчи возобновятся.

— Из “Куябы” ты ушел потому, что мало играл?
— Не выходил на поле, поскольку на тренировке получил травму. Когда выздоровел, провел три последних матча сезона. Но контракт был рассчитан лишь на три месяца. Клуб хотел его продлить, в конце ноября звонили каждый день. Однако я надеялся вернуться в Европу. Попросил “Куябу” подождать до января, а они не хотели тянуть. Были варианты в Португалии, но ничего не получилось. В январе позвонил в “Куябу”, спросил, можно ли вернуться. Оказалось, там уже купили футболиста на мою позицию. И как раз поступило предложение от “Параны”. Что ж, нормальный вариант — Куритиба, где базируется клуб, находится недалеко от Тубарана. Всего в 400 километрах.

— “Куяба” и “Парана” — команды одного уровня?
— Примерно да. А вот финансовые условия в “Куябе” лучше. Там очень богатый хозяин — наверное, миллиардер. Лет пять назад команда болталась в четвертом дивизионе, а сейчас здорово поднялась. Хотя и у “Параны” в чем-то схожая история. Лет семь-восемь назад клуб обанкротился, а теперь вернулся на приличный уровень. Думаю, в новом сезоне будем бороться за путевку в бразильскую элиту. У нас много болельщиков, хорошая инфраструктура.

— На странице “Параны” в википедии напротив твоей фамилии красно-зеленый флаг. Ты заявлен как белорус?
— Вряд ли. В таком случае ведь считался бы легионером. Видел, на каком-то сайте я отмечен флагами двух стран. Но меня явно заявили как бразильца. Иностранец в команде лишь один — защитник из Уругвая.

— Есть у вас в составе и Халк, и Марсело…
— Ха! Ну, Марсело — имя распространенное. А Халк — это прозвище. Он чем-то похож на “тезку”: тоже мощный, коренастый.

— Куритиба расположена неподалеку от Атлантического побережья. А Куяба — в глубине страны. Там и климат другой?
— О-о-о, да. Очень жаркий, постоянно 35-38 градусов. А воздух то очень влажный, то совсем сухой. В этом смысле там тяжело. И в плане логистики тоже. Из Куритибы можно добраться почти куда угодно прямым рейсом. А из Куябы мы летали с одной или двумя пересадками. Я, конечно, знал, что Бразилия большая. Но за эти месяцы ощутил ее масштабы на себе. Странно, но мы даже почти не тренировались. В пятницу матч где-нибудь на юге — потом восстановление, долгая поездка, а уже во вторник игра на севере.

— Много лет ты приезжал в Бразилию лишь в отпуск. Пришлось заново привыкать к жизни в стране?
— Точно. Ситуация у нас непростая, все сильно подорожало. Лет 15 назад цены были ниже. Ладно мы, футболисты, получаем хорошие деньги. А простым людям живется тяжелее. И криминал… Официально его стало меньше. Но, судя по тому, что вижу в газетах и по телевизору, ситуация ухудшилась. Люди убивают друг друга. Боимся, что будет сейчас. Пандемия плохо влияет на экономику, многие остались без денег. Что они станут делать? Воровать и грабить. Через пару месяцев могут возникнуть серьезные проблемы.

— В Бразилии очень много талантов. Ваша серия “В” заметно превосходит первенство Беларуси?
— Сложно сказать. В белорусской лиге есть БАТЭ, Брест, “Шахтер” — сильные команды. Но общий уровень выше здесь. Даже в серии “С” хорошие клубы. В серии же “В” в новом сезоне будет выступать знаменитый “Крузейро”. Он еще несколько лет назад был чемпионом страны, брал Кубок, а сейчас вылетел. Конкуренция за путевки в топ-дивизион ожидается большая.

— БАТЭ в лучшие годы мог бы успешно выступать в бразильской элите?
— Вполне. Хотя чемпионом вряд ли стал бы. У нас есть “Гремио”, “Фламенго”, “Коринтианс”, “Сан- Паулу”… Но в шестерку борисовчане вполне могли бы попасть.

— Если бы твой “Шавеш” в прошлом году остался в португальской элите, ты и сейчас выступал бы за эту команду?
— Наверняка. Я был готов играть даже во втором дивизионе, но в клубе после вылета сильно сократили бюджет. У меня была хорошая, по португальским меркам, зарплата, и руководство само попросило расторгнуть контракт. Пошел ему навстречу.

— Ты рассказывал, что летом были варианты в Турции, Греции, даже Иране…
— Предложений хватало. Хотел уехать в Турцию — сказали, что там дадут очень хороший контракт. Однако постоянно говорили “жди, жди, жди”. Я ждал, но, к сожалению, ничего не получилось. А тем временем иные интересовавшиеся мной команды приобрели других игроков. В общем, виноват сам, ну и агент тоже. Потом в конце августа возник вариант в Греции. Даже не помню название клуба, но он все время борется за выживание, и деньги небольшие. Я отказался. Оставались предложения из Ирана и от “Куябы”. В Иране зарплата не очень, да и с ребенком туда ехать не хотелось. В Куябе, правда, платили еще меньше. Вернувшись в Бразилию, в деньгах я потерял, зато семье здесь комфортно. Что будет дальше — не знаю. Если появится шанс, может, и вернусь в Европу.

— А где планируешь поселиться по окончании карьеры?
— В принципе в Бразилии. Дом здесь у меня уже есть. Но сейчас собираюсь купить жилье и в Португалии — в районе Порту или Браги. Пусть будут два дома, а там уже решим.

— Осенью тебе исполнится 32 года. Уже можно подводить предварительные итоги карьеры?
— Нет! Хочу и могу еще поиграть. Так что давай подождем года три-четыре. Если продержусь в футболе этот срок, буду доволен.

— Твой расцвет пришелся на время в БАТЭ?
— Пожалуй. В Борисове провел три сумасшедших сезона. Мы выступали в Лиге чемпионов, в 2012-м я поехал в составе сборной Беларуси на Олимпиаду, и в том же году меня признали лучшим футболистом страны. Хороший период. Хотя и в Португалии у меня был яркий отрезок, когда “Риу Аве” занял шестое место. В этой стране мне всегда нравилось. Как я говорю, Португалия — это та же Бразилия, но более безопасная.

— Когда играл за БАТЭ и сборную, со многими звездами поменялся майками?
— Регулярно делал это, так что дома в Бразилии собралась солидная коллекция. Робиньо, Марио Гомес, Тиаго Алькантара, Халк, Вагнер Лав… Часто менялся с бразильцами — ха, с ними договориться легче.

— За семь с лишним лет после ухода из БАТЭ ты сильно изменился как человек?
— Надеюсь, стал лучше. Теперь я более… как это по-русски… солидарный, что ли. Помогаю бедным людям. Давно это делаю, просто не афиширую. Например, сейчас карантин, некоторые не работали две недели. Им нужны были деньги, еда, медикаменты. Я находил в интернете таких нуждающихся, покупал им все необходимое. Брал адреса и просто ехал туда. Иногда с женой, иногда один или с другом.

— Ты по-прежнему легко и свободно общаешься по-русски. А практики ведь нет?
— Последний раз, наверное, использовал язык в 2018-м, когда меня вызывали в сборную. Хотя нет, в прошлом году давал интервью твоему коллеге. Практиковался бы чаще — говорил бы еще лучше. Но русский не забуду уже никогда.

— Можешь выругаться на нем на поле в Бразилии или Португалии?
— Раньше — да. Эти слова прочно сидели в голове, и использовал их на автомате. Но сейчас уже нет. Как-то все ушло. Были бы в команде русские или белорусы — тогда, наверное, ругался бы.

— В БАТЭ тебе хоть раз всерьез предлагали вернуться?
— Нет. Знаю, что другие ребята уходили, а затем возвращались. Но, может, я был не нужен?

— Удивился, что в прошлом сезоне борисовчане уступили чемпионство?
— Команда брала титул 13 раз подряд, верно? Видимо, пришло время прервать серию. Для меня это плохо, потому что по-прежнему переживаю за БАТЭ. Но для белорусского футбола хорошо, что появился новый чемпион. Надо было что-то менять. Знал, что брестское “Динамо” — сильный конкурент. Его триумф закономерен и заслужен.

— Как ты отреагировал, когда этот клуб пригласил Диего Марадону?
— Это же было сделано ради маркетинга. Все знали, что он не останется там работать. А чисто для пиара придумали хорошо.

— В нынешнем году БАТЭ вернет золото?
— Сложно сказать. Прошло всего четыре тура, да? Фаворит — Брест, потому что он чемпион. Но БАТЭ есть БАТЭ, команда будет бороться до конца. Минское “Динамо” стартовало слабо, “Шахтер” тоже не очень. Надеюсь, титул возьмут борисовчане.

— Знаком ли ты с Кириллом Альшевским и Андреем Капским?
— Да, с обоими. С Альшевским не очень хорошо, а вот Капский- младший часто ездил на наши игры, летал на международные матчи.

— Каким в твоей памяти остался его отец?
— Он был для БАТЭ всем. Не случайно после его ухода команда стала намного хуже. Надеюсь, и Андрей добьется многого. Но сделать то, что удалось Капскому-старшему, не сможет никто — в ближайшие лет пятьдесят так точно. Играя в Борисове, я чувствовал, что на нем держится все. Мы иногда даже просили, чтобы он успокоился, уехал куда-нибудь отдохнуть с семьей. Но Анатолий Анатольевич не хотел. БАТЭ был его жизнью, он отдавал клубу много эмоций. Порой у него возникали дела на заводе, в бизнесе, но он ими не занимался, потому что все время уделял нам. Капский мог накричать на всех — часто и на Михалыча, то есть Гончаренко. Доставалось от него и мне. Пару раз было обидно, но я понимал, что если он так выражает эмоции после неудач, то ему намного тяжелее, чем мне. Если наш босс чувствовал, что неправ, то на следующий день звонил и извинялся.

— В нынешнем составе БАТЭ тебе знакомы многие фамилии?
— Филипенко, Драгун, Бага-младший, Скавыш, Стасевич. Особо с ними не общаюсь, но иногда можем прокомментировать фото друг друга в инстаграме.

— Знаешь, сколько матчей за сборную Беларуси у тебя на счету?
— 29, да? Хотелось бы увеличить это число. Если буду так же играть за “Парану”, как в начале года, то надеюсь на приглашение в национальную команду. Готов приезжать в нее даже из Бразилии. А что здесь такого — бразильцы же летают из Европы домой на отборочные встречи.

— Сколько голов ты забил за Беларусь?
— Три. Два армянам и один грузинам. Можно сказать, я специалист по командам из этого региона.

— Со сборной Грузии нам рано или поздно предстоит сразиться в матче плей-офф чемпионата Европы. Кстати, с Михаилом Мархелем ты знаком?
— Он же был ассистентом Георгия Кондратьева на Олимпиаде в Лондоне. А сейчас наоборот, верно? Георгий Петрович помогает Мархелю. Но мы в последнее время не общались.

— Недавно мы путем редакционного голосования назвали 50 лучших футболистов Беларуси всех времен. Ты занял 36-е место…
— Да? Ну что ж, неплохой результат. В стране хватало сильных игроков. Если меня вспомнили, уже хорошо. А кого выбрали лучшим?

— Сергея Алейникова.
— Никогда о таком не слышал. Наверное, он играл давно. Я на первое место поставил бы Глеба. Кого еще включил бы в тройку? Кутузова — пусть даже лично с ним не знаком. Но человек выступал за “Милан”… И еще много хорошего слышал о Белькевиче, хотя ни разу не видел его в игре.

— Как поживает твоя семья?
— Все хорошо, сыну уже четыре года. Так ловко управляется с мячом, что, думаю, может стать хорошим футболистом.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?