Матч моей жизни. Александр Сулима. “Это была не команда, а семья”
Но в летописи он остается в первую очередь как легенда гродненского “Немана”. С родным клубом голкипер тоже повидал немало и оказался причастен к самому успешному сезону “желто-зеленых”. В 2002 году парни тогда еще молодого наставника Сергея Солодовникова завоевали серебро, почти добравшись до золота: весь второй круг шли на первом месте и на финише насчитывали семь очков запаса. Но уже имевший чемпионский опыт борисовский БАТЭ нагнал соперника на падающем флажке, и белорусскому футболу впервые в истории понадобился “золотой матч”…
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ БЕЛАРУСИ-2002
Дополнительный матч для определения чемпиона
НЕМАН (Гродно) — БАТЭ (Борисов) — 0:1
МИНСК. 8 ноября 2002 года. Стадион “Трактор”. 7000 зрителей (вместимость — 17 000). Начало в 13.10.
СУДЬИ: В.Суховаров (Орша), В.Быков (Могилев), Ю.Дупанов (Минск).
НЕМАН: СУЛИМА — Мамидо, Ровнейко, Любчук, Дятлов — Надиевский (Турчинович, 111), Борисейко (Доля, 52), Таращик, Смирных (Гинтов, 79) — Радушко, Коваленок.
БАТЭ: Жевнов — Рогожкин, Мардас, А.Бага, Невинский (Тарасенко, 30) — Шмигеро, Лихтарович, Чумаченко, Скрипченко (Лошанков, 52) — Гончарик (Концевой, 70), Беганский.
ГОЛ: 0:1 — Тарасенко (102-г, пас — Чумаченко, со штрафного).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Смирных (10), Беганский (43), Рогожкин (45), Шмигеро (77) (все — за грубую игру), Концевой (118, за неспортивное поведение).
Дух и коллектив
— В 2000-м и 2001-м “Неман” два года подряд финишировал четвертым. И если поначалу такой результат воспринимался как достижение, то потом пришел аппетит — захотелось подняться на пьедестал. Мы становились по-настоящему боеспособным коллективом, который в итоге смог побороться за чемпионство. Правда, в преддверии сезона-2002 из Гродно ушли некоторые лидеры. На них возник спрос в других клубах, в том числе в России. Но команда — это механизм, где периодически приходится менять различные винтики. Обновления неизбежны.
Зимой съездили на сборы в Чехию и Польшу, что было пределом мечтаний — о турецких берегах тогда еще не думали. Излюбленным местом был польский Вонгровец. В те годы периодически возникали финансовые трудности, но на них не хочется акцентировать внимание. Когда ввязываешься в борьбу за золото и видишь реальный шанс стать чемпионом, это отходит на второй план. Деньги в данном случае лишь как приложение к хорошо проделанной работе. Мы примерно так и мыслили — время было немного другое.
В целом у нас с начала сезона многое стало получаться. Регулярно побеждали, набирали очки, и все шло по накатанной. Когда попадаешь в колею, команду уже трудно остановить. В первом круге держались в районе тройки, а весь второй — на первом месте. Еще в ходе двух предыдущих чемпионатов в городе чувствовался ажиотаж, а в 2002-м он стал запредельным. Люди действительно жили футболом — трибуны регулярно заполнялись под завязку. Десять-двенадцать тысяч зрителей было средним показателем. Атмосфера на старом стадионе была сумасшедшей. Мне он всегда нравился больше нового, потому что ходил туда с детства — еще на матчи “Химика” в чемпионате СССР. Если не ошибаюсь, во втором круге на игре с БАТЭ установили рекорд посещаемости — народ сидел на ступеньках между рядами. Знаете, в то время чувствовался какой-то особенный гродненский дух. Даже те, кто приезжал из других мест, проникались городом и любовью к клубу. После матчей футболистов встречали жены, дети, девушки. Собирались и всей командой шли гулять по пешеходной улице. Болельщики подтягивались, начиналось общение. Подобрался очень классный коллектив, с которым можно было решать любые задачи. Стояли друг за друга горой. До сих пор могу встретить кого-нибудь из того состава, и мы непременно тепло пообщаемся. Это была даже не команда, а большая семья. Образец человеческих отношений.
В общем, дух города, единство коллектива и зрительская поддержка — три главных фактора, на которых строилась борьба за чемпионство. Благодаря этому на поле все складывалось удачно: здорово действовали в обороне, хорошо использовали моменты в атаке… Конечно, и тренировались много, особенно молодые — приходили первыми, уходили последними. Тренерский штаб старался как можно больше в нас вложить. За счет этого только начинавшие футболисты не уступали ветеранам. Был отличный сплав молодости и опыта. Сергей Солодовников вообще максималист по жизни и прекрасно умеет мотивировать. Говорил, что мы должны стремиться к наивысшим достижениям.
Подъем и праздник
Для меня лично 2002 год тоже складывался здорово. Во всех матчах выходил в основе, мало пропускал, часто играл “на ноль”… В октябре 2001-го у меня родился сын — думаю, это стало хорошим подспорьем к успешному сезону. Взрослел вместе с ним. Вообще, для меня любое приятное событие в семье всегда становилось стимулом работать еще больше и лучше. Говорят, после свадьбы у футболистов часто наступает спад — у меня, наоборот, был подъем. То же самое и после рождения сына.
К концу чемпионата мы имели семь очков запаса перед БАТЭ, который шел вторым. Но, видимо, не хватило опыта борьбы за трофеи. За девять лет до этого “Неман” взял Кубок Беларуси, а больше серьезных достижений не было. Когда клуб из года в год борется за медали, он вырабатывает определенную закалку. А мы тогда на финише дрогнули. Хотя в предпоследнем туре победили дома минское “Динамо” — 2:0. БАТЭ отставал на два балла. В заключительном матче нужно было одолеть в гостях другое “Динамо” — брестское, которое располагалось во второй половине таблицы. Поехали, забили “в раздевалку”, вели 1:0… А потом пропустили. Борисов свой поединок в Могилеве выиграл и сравнялся с нами по очкам. Пришлось впервые в истории белорусского футбола проводить “золотой матч”.
На подготовку оставалось не так много времени. Третьего ноября вечером вернулись, день отдохнули, два потренировались — и поехали в Минск. Решающая встреча проходила на “Тракторе”. Никто не нагнетал. Все и так понимали, что для нас это был ключевой матч в карьере. Тем не менее расценивали его больше как семейный праздник. Знали, что приедет очень много болельщиков из Гродно, родные, близкие. Мой отец тоже был на трибуне.
Жаль, мы лишились двоих футболистов, заработавших в последнем туре четные предупреждения, — Ковалевича и Сучкова. Очень важные исполнители для того “Немана”. Как по мне, перед такими встречами все карточки должны аннулироваться, чтобы на поле находились лучшие — это позволит победить сильнейшему.
В чемпионате мы дважды проиграли БАТЭ. Поединок в Борисове, когда уступили 1:2, плохо помню, а вот игра в Гродно на переполненном стадионе осталась в памяти. Там чувствовался приличный пресс — очень не хотелось подвести публику. Я тогда в первом тайме отразил пенальти от Ермаковича. Партнеры сразу же убежали в контратаку и едва не забили. Сейчас у вратарей есть вся статистика относительно тех, кто исполняет пенальти. А в то время, что увидел в программе “Столичный футбол”, то и запомнил. Но в итоге мы уступили 0:1, пропустив во втором тайме.
Снег и разочарование
Ночью перед “золотым матчем” в Минске выпал снег. Поле “Трактора” расчищали всем миром. “Неман” всегда приезжал впритык — минут за сорок пять до стартового свистка. Чтобы меньше находиться на стадионе и меньше нервничать. А в тот раз и вовсе с опозданием вышли на разминку, потому что нашу половину расчистили позже, чем борисовскую минут на пять-семь. Газон был замерзшим. Конечно, не самые благоприятные условия для борьбы за чемпионство — все время боишься поскользнуться. Тем не менее обе команды находились в равных условиях — здесь не на кого пенять.
Понятно, к концу сезона накапливается усталость. В первую очередь психологическая: когда идешь на первом месте, а соперники догоняют, испытываешь давление. Но это “золотой матч” — его можно сыграть в любом состоянии. В целом поединок проходил на равных, потому что встретились две достойные команды, которые заслуживали чемпионства. Больше повезло БАТЭ: борисовчане в дополнительное время забили после “стандарта”. Чумаченко подал штрафной, и Тарасенко головой пробил в правый от меня угол.
Естественно, мы расстроились. В раздевалке царило огромное разочарование. Я еще и два матча дисквалификации вслед получил — не очень лестно высказался о людях. Ха! Не только о судьях — обо всех подряд. Когда долгое время мысленно готовишь себя к первому в истории золоту, а этого не происходит, начинают захлестывать эмоции. Тем более команда реально была чемпионская — очень обидно упустить свой шанс. Даже с учетом того, что для “Немана” серебро тоже стало большим успехом.
“Лада” и “Спартак”
Уже осенью, за семь-восемь туров до финиша, я подписал контракт с тольяттинской “Ладой” и знал, что в межсезонье уеду в российский чемпионат. Тот отрезок карьеры получился недолгим, однако тоже вместил в себя несколько памятных матчей. Особенно в розыгрыше Кубка, где дошли до полуфинала. Правда, тогда дисквалификации в чемпионате Беларуси распространялись и на другие турниры под эгидой УЕФА. Руководители клуба перед четвертьфиналом с “Сатурном” узнали, что я должен пропускать встречу. Начали спешно решать вопрос и, если не ошибаюсь, добились замены дисквалификации на денежный штраф. В итоге вышел и провел классный поединок. Сыграли 0:0 в основное и дополнительное время. Все, что летело в сторону ворот, я забирал. А потом еще отразил три удара в серии пенальти — победили 3:2. Помню, тогда основательно готовился и примерно знал, кто куда бьет. Но два из трех отразил благодаря интуиции. Еще одну попытку раскусил, однако не дотянулся до мяча. Болельщики, которых собралось тысяч десять- двенадцать, после матча скандировали “Су-ли-ма! Су-ли-ма!”. Приятно: первая игра за новый клуб — и сразу такая яркая. Тем более знали, что в следующем раунде попадем на “Спартак” — в то время лучший клуб страны. Кроме того, выход в полуфинал Кубка для российских футболистов означал еще и получение звания мастер спорта.
Перед “Спартаком” в городе стоял нешуточный ажиотаж — это было большим событием для Тольятти. Тогда тоже классный поединок получился. Вот только я на пятой минуте покинул поле: в падении забирал мяч после прострела, а бразилец Роберт, пробегая мимо, задел ногой… Очнулся уже в больнице. Черепно-мозговая травма, после которой пришлось три месяца лечиться. У меня потом в карьере еще два сотрясения было. Наверное, с этим связаны теперешние мигрени. А “Спартаку” все же уступили 2:3 в дополнительное время, хотя вели к тридцатой минуте 2:0…
Через полгода после переезда в “Ладу” вернулся в Гродно, хотя имел два предложения из России: одно из премьер-лиги, другое — из второго дивизиона. Но из-за той травмы ситуация со здоровьем складывалась непросто — хотелось долечиться, находясь дома рядом с семьей. Плюс было желание помочь “Неману” в Европе. Второе место открыло дорогу в Кубок УЕФА, где встречались со “Стяуа” — довольно статусным соперником в то время. Как только врачи дали добро, сыграл два матча на внутренней арене, чтобы подготовиться ко встречам с бухарестским клубом. Для меня это был дебют в еврокубках. Очень интересные поединки. В Гродно тогда строили новый стадион, поэтому домашний матч проводили в Минске. Закончили 1:1, пропустив на 89-й минуте. В гостях — 0:0. Румыны прошли только благодаря голу на чужом поле. Конечно, в Бухаресте соперник нас превзошел, хотя Дима Коваленок один реальный момент имел. Могли зацепиться.
В карьере хватает и других ярких матчей: дебюты за сборные разных возрастов, за национальную команду, победы в Кубке Беларуси, медали в чемпионате с МТЗ-РИПО и минским “Динамо”… Все это определенные вехи в карьере, которые навсегда останутся в памяти.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь