Быть или не быть? Сумерки “Динамо”: останутся ли “зубры” в КХЛ?

21:08, 7 мая 2020
svg image
1088
svg image
0
image
Хави идет в печали

Все комментаторы, которые пускались в рассуждения на эту порядком избитую тему, исходили из того, что белорусский представитель в открытом чемпионате России так или иначе будет. Но во вторник несколько новостей потрясли информационное пространство и заставили сомневаться в светлом будущем “зубров”.
Клуб объявил о расставании с Андреем Костицыным — капитаном и одним из лидеров команды в прошедшем сезоне. Бывший форвард “Монреаля” тепло попрощался с болельщиками “Динамо”. Сказал, что был не против остаться, но такова жизнь профессионального спортсмена. А на следующий день подписал контракт с “Нефтехимиком”. Факт печальный, но он, как оказалось, был лишь верхушкой скалы, с которой на “зубров” покатился громадный снежный ком. Поясняя трансферную весть, гендиректор “Динамо” Дмитрий Басков заявил: основной спонсор клуба — “Беларуськалий” — с января не финансирует клуб. Из-за этого перед игроками образовались долги по зарплатам за прошлый сезон. Более того, менеджмент просто не может заниматься селекцией и приглашать хоккеистов на следующий чемпионат, ведь вопрос с бюджетом повис в воздухе. Попросту говоря, прямо сейчас у “Динамо” нет денег, и появятся ли они — большой вопрос.
Вторую информационную бомбу взорвал агент Костицына Александр Черных. “Сейчас нет ясности, продолжит ли “Динамо” выступать в Континентальной хоккейной лиге. Вы же видели, что клуб не сделал квалификационные предложения молодым игрокам. Так что мы даже суммы контракта не обсуждали”, — заявил он, озвучив самые мрачные опасения.
На следующий день пресс-служба ФХБ в комментарии ТАСС попыталась снизить напряжение, но получилось скорее наоборот: “Руководством “Динамо” ведется работа по привлечению партнеров и спонсоров как для комплектования конкурентоспособного состава на предстоящий сезон, так и для выполнения всех условий регламента лиги”. Это еще одно косвенное подтверждение больших проблем с финансированием. А слова о соблюдении регламента КХЛ только подтверждают всю серьезность происходящего.
Пожалуй, минское “Динамо” еще никогда не было так близко к черте. Той самой, за которой КХЛовское настоящее может смениться туманным будущим. Например, будущим в чемпионате Беларуси. Или того хуже. Еще пару лет назад такой сценарий назвали бы апокалиптичным, почти нереальным. Сейчас возможно все. Как так вышло, и что теперь будет?

***
Двенадцатилетнее пребывание “Динамо” в Континентальной лиге не назовешь безоблачным. Времена были всякие. И идеи, которые вкладывались в основу проекта, постоянно эволюционировали. От практически полностью легионерской опытной команды в первые неудачные годы до наполовину молодежного коллектива в прошлом сезоне. От приоритета успешному выступлению в лиге к примату интересов сборной — и обратно. Соблюдать баланс этих во многом противоположных интересов не получалось, что и вызывало критику на самом высоком уровне.
Ужесточилась риторика в 2013 году. Сборная не вышла на Олимпиаду, “зубры” остались без плей-офф, Александр Лукашенко был недоволен. “Динамо” — самый богатый клуб, где хоккеисты зарабатывают приличные деньги. Мне вдвойне стыдно не только говорить, а даже слушать о том, как играет наше минское “Динамо”, — негодовал президент и обещал принять самые серьезные меры.
Тогда же он заявил: шальных денег спортсменам не видать, если не будет результата. Был подписан указ, согласно которому спортивные клубы к 2015 году должны были выйти на 50-процентную самоокупаемость. В сезоне-2013/14 зарплатная ведомость “Динамо” сократилась на 1,5 млн долларов, составив почти 9 млн. По этому показателю минчане обходили лишь пять клубов КХЛ. Еще раньше возникли проблемы с тем же “Беларуськалием”, у которого назрела экономическая война с российским “Уралкалием”. На этом фоне партнер резко сократил финансирование клуба, но плечо молитвами президента КХЛ Александра Медведева подставил “Газпром”.
Общий годовой бюджет клуба исчислялся 20 млн долларов, то есть в районе нижней шестерки КХЛ. Он сохранялся на этом уровне несколько последующих лет. При этом львиная доля средств приходилась на государство и спонсоров той же государственной собственности. О самоокупаемости в 50 % вопрос не стоял. В 2015 году гендиректор клуба Максим Субботкин называл цифру в 23 %, и это звучало очень оптимистично. Не говорилось и о значительном увеличении доли частных спонсоров: в Беларуси просто не было приватных компаний, которые могли тратить много денег на ХК. Тем не менее о каких-то серьезных проблемах с финансированием речи не шло. Разве что кроме истории с задолженностью перед бывшим наставником Александром Андриевским: коуч покинул “Динамо” в 2013-м, а в 2015-м глава профсоюза КХЛ Андрей Коваленко заявил, что “Динамо” со специалистом до сих пор не рассчиталось. В “медовые” же годы все казалось почти идеальным. Например, чешский защитник Лукаш Крайчек в 2014 году не скрывал, что “Динамо” — единственный клуб в КХЛ, который платит зарплату в долларах.

***
Но уже в сезоне-2016/17, самом успешном в истории клуба с точки зрения результата в “регулярке”, раздались тревожные сигналы. В концовке чемпионата в прессе появились слухи о долгах по зарплате в минском “Динамо”. Информацию позже подтвердил гендиректор клуба Анатолий Курилец, который, однако, заявил, что задержка была лишь в январе из-за более позднего заседания правления “Беларуськалия”. Все дело в том, что калийный гигант выделяет “Динамо” деньги не на сезон, а на календарный год, и это важный момент в свете последующих событий.
Позже оказалось, что задержки по выплатам не ограничились январем. Задолженности перед игроками сохранялись еще в мае и июне, летом минский клуб входил в четверку должников в КХЛ. О проблемах рассказал и Александр Лукашенко на встрече с игроками перед стартом следующего сезона: “Мы сейчас определяемся, где найти те деньги, чтобы содержать достойно команду, чтобы не было повторения конца прошлого сезона, когда не всем вовремя смогли выплатить заработную плату”.
Дальше тучи над “зубрами” только сгущались. Из-за долгого согласования “калийной” части бюджета состав приходилось комплектовать впритык к старту сезона. Пропал и спортивный результат. В сезоне-2017/18 команда уже Горди Дуайера отстала от зоны плей-офф на десять очков. До конца следующего сезона канадец не доработал: “Динамо” стало предпоследним на Западе, а наверху заканчивалось терпение.

***
И тогда наступил первый критический момент. Во-первых, бюджет “Динамо” был, судя по всему, радикально сокращен. В сезоне-2018/19 он составил всего 12 млн долларов. Зарплатная ведомость и вовсе сократилась на 4 млн долларов в сравнении с предыдущим сезоном. Во-вторых, возникли проблемы с главным спонсором. Об этом зимой 2019-го сообщил президент страны: “Мы миллионы долларов растратили на “Динамо”, и где они сейчас? “Беларуськалий” прекратил их финансировать и правильно сделал — будут банкротами. За что платить? Выиграли — все рассчитываем, отдаем. Проиграли — пятьсот долларов”. И все же калийная компания тогда не пропала из списка спонсоров клуба на официальном сайте. Финансовая информация не публикуется, однако косвенно можно судить о том, что “Беларуськалий” тогда с “Динамо” не попрощался, но финансирование все же урезал — бюджет на сезоне-2019/20 “просел” в полтора раза и стал, по заверениям Дмитрия Баскова, самым скромным во всей КХЛ.
Еще один критический момент: знаменитая “суперсерия” между минским “Динамо” и сборной клубов экстралиги, которая прошла по окончании сезона. Ее инициатором стал сам Александр Лукашенко, о чем он и рассказал, отвечая на вопрос “Прессбола” во время “Большого разговора”: “Кто выиграет, тот и будет в КХЛ, тот будет тренером, тот будет иметь финансирование. А проигравший — идите в Канаду и нанимайтесь там на работу”.
Насколько серьезна была угроза выхода “Динамо” из КХЛ, сказать сложно — “зубры” с горем пополам, но все-таки выиграли серию. Однако в апреле президент вновь поднял вопрос о целесообразности бытия минского клуба в лиге: “До 15 миллионов в год имеют — и что показали? Может, один год они еще во главе с Шуневичем опозорятся, а дальше — не нужна нам эта КХЛ и вообще такая команда. За эти деньги мы сами будем содержать весь хоккей в Беларуси!” И если тогда можно было подумать, что глава государства сказал это сгоряча, то теперь все выглядит куда серьезнее.

***
Прошедший сезон “Динамо” провалило пуще прежних — последнее место в сводной таблице, антирекордная для всей лиги, 12-матчевая, серия поражений. У клуба, по словам руководства, был самый маленький бюджет в лиге, в его финансовых рамках “Динамо” взяло на вооружение менее затратную стратегию по массовому привлечению в команду белорусской молодежи. Еще один яркий маркер, который свидетельствовал о серьезном охлаждении государства к проекту, проявился в феврале. “Динамо” распространило заявление Баскова, в котором руководитель клуба впервые прямо заявил, что госфинансирование серьезно урезается и организация ищет инвесторов, чтобы стать первым в Беларуси частным клубом. С одной стороны, намерение всецело благое. С другой — такой, по сути, выдержанный в канцелярских формулировках крик души — прямое свидетельство непростых времен. Ведь если деньги есть, просить их у бизнеса не приходится.
Еще один сигнал, что все плохо, прозвучал из уст главы ФХБ Геннадия Савилова. Вначале он заявил, что спорт, а в особенности хоккей, должен приносить прибыль и призвал прекратить издеваться над страной. “Нельзя постоянно и настолько сидеть на шее у государства, как это было в последнее время. Тем более не принося результата”, — довольно прозрачный намек. А вскоре в интервью “ПБ” глава федерации и вовсе сказал, что участие “Динамо” в КХЛ — вопрос для обсуждения на самом высоком уровне: “Все громче звучит недовольство, зачем нам расфуфыривать белорусские деньги в другом государстве без видимых успехов”.
Это было всего полмесяца назад. Тогда общественность еще не знала, в какой финансовой ситуации оказалось “Динамо” и насколько все плохо. Теперь завеса приоткрылась. Многое стало понятно. И вполне логично. Во-первых, в условиях экономического кризиса, который накрыл не только Беларусь, но и весь мир из-за всем известной пандемии, спорт перестает быть приоритетом. И если государству придется экономить, а ему придется, спортивные клубы будут в начале списка — и тем более там будет самый богатый, даже с учетом всех сокращений, хоккейный клуб.
Во-вторых, история с “Беларуськалием” в принципе объяснима и предсказуема. Компания не первый год с большими сомнениями выделяет “Динамо” средства на сезон, не впервые урезает финансирование. Да и руководитель ОАО Иван Головатый, судя по всему, к “зубрам” совсем охладел. Ему куда больше по душе футбольный “Шахтер”, в жизни которого он, по словам главного тренера Юрия Вернидуба, проявляет очень активное и заботливое участие. А еще он тепло относится к хоккейным “кротам”: в минувшей серии плей-офф Кубка президента босс “Беларуськалия” старался не пропускать не только домашние, но и гостевые матчи осеребрившегося “Шахтера”, щеголял в клубной атрибутике и заходил в раздевалку пообщаться с командой. В общем, “Динамо” явно не в приоритете у руководства компании, от которой прямо сейчас зависит существование клуба на прежнем уровне.
В-третьих, три подряд неудачных сезона не могли не повлиять на отношение к команде в самых верхах. Там уже давно недовольны слабой спортивной отдачей клуба, который обильно тратит государственный деньги. А здесь еще кризис. В общем, идеальный шторм — уйма негативных факторов в конкретный момент времени.

***
“Динамо” действительно как никогда близко к выходу из КХЛ. Такого же мнения придерживаются многие аналитики. Если руководство страны каким-то образом не убедит “Беларуськалий” остаться в проекте, клубу действительно придется худо. А найти частного спонсора, который смог бы финансировать столь дорогостоящий проект, — это и в сытые времена в Беларуси миссия не из простых. Что уж говорить о финансово трудном сегодня. К тому же неясна пока судьба всего будущего сезона КХЛ. Когда откроют границы и как будет построено взаимодействие с зарубежными для России клубами? Не безоблачно у российских команд и с финансами: “Адмирал” уже успел отказаться от участия в новом сезоне, у “Салавата” были долги по зарплатам…
Но оптимистичный сценарий все еще очень вероятен. Уход “Динамо” из КХЛ повлечет за собой серьезные тектонические сдвиги с не менее серьезными издержками для белорусского хоккея. Исчезнет вершина пирамиды, ориентир для молодежи, которая пока еще имеет возможность попробовать себя на высоком уровне в команде родной страны. Белорусов в КХЛ запросто могут вернуть в категорию легионеров, что автоматически закроет большинству из наших хоккеистов путь в лигу и потенциально спровоцирует новую волну “отказных писем” — со всеми вытекающими для сборной последствиями. А на проект ВЕХЛ-2 надежды мало — не те времена для запуска столь сложной логистически и финансово лиги. Поэтому вполне вероятно, что высшее руководство страны найдет аргументы для госкомпаний, а те — деньги для “Динамо”. Пусть минимум, но для участия в КХЛ.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?