Матч моей жизни. Павел Беганский. Юрий Мамаев. “Гони бабки — верну кубок!”

21:15, 14 мая 2020
svg image
1010
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако это не помешало ему попасть в молодечненскую ДЮСШ, а затем в столичный РУОР, где мощный форвард наработал на приглашение в БАТЭ. С борисовчанами Беганский уже в 21 год взял золото чемпионата, а в следующем сезоне стал лидером командных атак — 16 голов в 27 матчах. Заодно помог “молодежке” впервые в истории пробиться на EURO.
После БАТЭ в карьере нападающего было немало клубов, но особенно ему удались две вылазки в Казахстан, где сначала Павел завоевал Кубок страны, а спустя пять лет стал чемпионом. Ниже рассказ об этом и не только…

Иосифович и кювет
— Столько всего в карьере пережито! Сейчас собрать бы всех друзей да повспоминать… Но если мы говорим про конкретные матчи, то, конечно, стоит назвать отборочный турнир молодежного чемпионата Европы в 2003-2004 годах. Тогда голландцев два раза обыграли. А у них бригада была — ого-го-го! Дома я появился со скамейки: пешком походил — а в концовке решающий забил. Но особенно запомнилась встреча с чехами в Борисове. У нас критическая ситуация сложилась — либо да, либо нет. В итоге победили 1:0. Вообще тогда всю квалификацию был футболистом основного состава, а вот в финальной стадии почти не играл. Юрий Иосифович (Пунтус. — “ПБ”.) сделал ставку на других, поэтому провел лишь тайм с хорватами. Но турнир все равно запомнился яркой победой над итальянцами и поражением от сербов, когда “чудо-юдо” судило. Я же потом в Румынии выступал и еще раз пересекся с этим Тудором. Хотелось ли ему пару ласковых высказать? Хотелось немножко по лицу постучать. (Смеется.)
Та “молодежка” — это супер! Сейчас такую не соберешь. Иосифович — великий мотиватор и человек слова. Что обещал — все выполнял. В то же время не мешал парням играть. А они играть умели. Сейчас в сборную берут из дубля, из первой лиги… Тогда если в “вышке” в основе не выходишь — до свидания, шансов нет.
Пунтус и в БАТЭ создавал прекрасную атмосферу. У меня до сих пор много друзей из числа тех, с кем выступал в Борисове. Очень классный коллектив. Младшие уважали старших — не приходилось указывать, кому мячи носить. Тем не менее за пределами поля всегда вместе: теннис, бильярд… Дружно, позитивно.
Конечно, для меня БАТЭ — особенный клуб. С ним выиграл свое единственное в Беларуси чемпионство. В 2002 году как раз стал регулярно появляться в основном составе. Забил немного, но наиграл прилично. За четыре матча до конца отставали от “Немана” на семь очков, однако очень мощно прошли финишный отрезок, а соперник как раз забарахлил. Прекрасно помню последний тур. Легендарная история! Отправились к “Днепру” в Могилев. Валил снег. Водителем был Сашка Канадец. Получил такую кличку от Пудышева, потому что в хоккей хорошо играл. Ездил, будто у него кирпич на педали газа. В автобусе постоянно был мех семок: одной рукой лузгал, другой за руль держался. Полный флегматик. Нигде не притормаживал — стабильно шли восемьдесят-девяносто. А еще в команде работал массажист Сергей Абирало, который очень любил дальние выезды. Его хлебом не корми — дай из Минска в Китай добраться. Всегда садился на откидное кресло рядом с водителем. Я как молодой тоже располагался ближе к началу салона. Сейчас по дороге из Борисова в Могилев в районе Березино сделали хорошую развязку, а раньше был обычный т-образный перекресток. И вот представьте: кругом белым-бело, дороги не видно, “Икарус” идет восемьдесят километров в час… До этого перекрестка остается метров шестьдесят. Канадец уже понимает, что все, кранты — не вписываемся! Дает по тормозам, начинает выруливать влево. Я тоже вижу: шансов нет! И вдруг фраза массажиста: “Б…, приехали!” Мы прямо в полете расхохотались.
Хорошо, что других машин не было. Автобус бочком в кювет — и на дерево оперся. Иосифович сразу скомандовал перейти на другую сторону салона — чтобы не опрокинулись. Кое-как выбрались, стоим, смотрим… А Юрий Алексеевич (Пудышев. — “ПБ”.) давай бегать по лесу и матюгаться. Но Пунтус быстро сориентировался — пошел попутки ловить. Приехали и выиграли 4:1 — я дубль сделал. “Прессбол” тогда написал: “Восстали из кювета”.
А “Неман” в последнем туре разошелся миром с Брестом. В итоге равенство очков и “золотой матч”. В нем я отыграл все 120 минут. Ну как отыграл… Отъездил на льду. Поле замерзло — настоящий бетон. Только ко второму тайму немного подтаяло. Бились до последнего — друг за друга. Как сейчас помню: концовка дополнительного времени, ноги деревянные, бежать уже невозможно… А Юра Жевнов с другого конца кричит: “Прессингуй!” Я ему в ответ: “Не могу!” В итоге победили 1:0. Думаю, справедливо — моментов создали побольше.

Казахи и барашек
У меня и следующий сезон хорошо сложился. Как начал со сборов забивать, так и не останавливался. Жаль, золотой успех не повторили. А ушел из БАТЭ в 2005-м. Стартовал в чемпионате шикарно — семь голов. Но в какой-то момент не сошлись с Анатольевичем (Анатолием Капским. — “ПБ”.). Сначала поехал в Харьков. Там рады были оставить, однако в Борисове денег захотели. Пока тянули, вариант сорвался. Позвонил знакомый, предложил перебраться в казахстанский “Женис”. Команда как раз в Москве на сборах была. Я из Харькова сразу в российскую столицу. А мобильников нет — жене не позвонить. Неделю дома отсутствовал — она хотела в розыск подавать. Только из Москвы смог набрать.
С “Женисом” подписал контракт на полгода. Клуб шел на тринадцатом месте, хотя по финансам и составу мог бороться за первое. Были и хорошая база, и вся инфраструктура. Перед вторым кругом нас собрало руководство. Поставило задачу выиграть Кубок, чтобы попасть в еврокубки. Команда к тому моменту уже вышла в финал. Но мы и в чемпионате пошумели — поднялись на восьмую строку в таблице. Интересно было поработать с Владимиром Мухановым — очень хороший специалист. На тренировках никаких лишних телодвижений — все по делу. Местами, конечно, тяжеловато приходилось. От “голландских квадратов” хотелось повеситься. Тридцать на тридцать — и носишься за мячами. Передача — ускорение, передача — ускорение. А потом к тебе бежит доктор с кислородной подушкой, чтобы откачать. Ну и команда по именам приличная собралась. Люди хоть и возрастные, однако с богатым опытом. Сергей Гришин, отыгравший пять сезонов в московском “Динамо”, Юра Дроздов и Леша Косолапов — легенды “Локомотива”… Хлопцы простые, без понтов.
Платили в Казахстане хорошо. Чтобы заработать столько, сколько за полгода “Женисе”, в Беларуси пришлось бы два года играть и ничего не тратить. Казахи, конечно, — специфические. В клубе в основном выступали русские ребята с местными паспортами. Но был и один коренной — Айдар Кумисбеков. Регулярно выходил в составе. Однако как только пост — переставал днем есть. В спортивном понимании полностью голодал. Ну, травы поклюет — и все. Однажды я ночью просыпаюсь — он возле холодильника колбасу наяривает! Говорю: “Ты чего?” Отвечает: “Так ведь ночью можно — Аллах не видит”. Думаю: все ясно!
Когда потом в “Тоболе” выступал, прямо на поле на удачу резали молодого барана. Но я уходил, как только начиналось это безобразие. Жуткое зрелище. Правда, плов из него очень вкусный получился. (Смеется.) А команда в итоге чемпионом стала — получается, сработало.

Нилтон и кубок
С “Женисом” к финалу Кубка готовились как обычно — ничего особенного. Летели в Шымкент самолетом, а там возле трапа уже ждал клубный автобус, который специально по такому поводу пригнали за полторы тысячи километров. Это юг страны: несмотря на ноябрь, стояла хорошая погода — около двадцати градусов. Поле качественное. Болельщиков много приехало. Правда, сама игра прошла без изысков. Абсолютно равная встреча: бегали туда-сюда, бодались… “Кайрат” сначала поддушил, но первыми забили мы. Я метрах в тридцати от ворот принял мяч и заработал “стандарт”. Подумал: перспективно! Пошел не торопясь в штрафную. А в “Женисе” партнеры называли меня Бел — сокращенно от белорус. И Костя Головской крикнул в спину: “Бел!” Я повернулся — он покатил вразрез. Вышел один на один и разобрался с вратарем. Соперник показывал, что был офсайд. Мы потом пересмотрели — ничего подобного.
Правда, счет очень быстро стал равным. Так и доиграли до дополнительного времени. А там победный забил бразилец Нилтон Мендес — один из лучших легионеров в истории чемпионата Казахстана. Шла передача на дальнюю, вратарь упал, возникла суматоха — и Нилтон заполз с мячом в пустые. Талантливый парень был. Потом перебрался в карагандинский “Шахтер”. Через год на одной из тренировок стало плохо — сердце. “Скорая” долго ехала — спасти не успели…
А в том финале до конца оставалось четыре минуты — и мы уже Кубок не отдали. После свистка побежали обниматься. “Кайрат” в 2005-м выиграл бронзовые медали и вообще имел большие амбиции. Его спонсировала железная дорога. У клуба был заказан спецпоезд из Шымкента в Алматы — естественно, с вагонами-ресторанами. Собирались по пути домой праздновать победу. Но не тут-то было — праздновали мы! Хорошо пошумели и в раздевалке, и в автобусе. К самолету уже сил не осталось — летели вымотанные.
Нам обещали хорошие бонусы за победу. Но после финала руководство начало мутить воду. Казалось бы, чемпионат закончился — выплачивай премиальные и распускай команду. Однако сказали недельку подождать. Мол, потренируйтесь, потом церемония награждения — и там разъедемся. Неделя прошла — денег нет. Вот уже награждение в центральном зале Астаны: большой праздник, концерт, банкет… И Мендес говорит: “Дайте хоть кубок подержать”. Взял, пошел куда-то. Через какое-то время спохватились: “А где Нилтон? Где трофей?” Ну, бог его знает — найдется. Не маленький же. На следующий день звонят бразильцу: “Где кубок?” Отвечает: “У меня”. Руководство к нему домой, а он не пускает. И на своем русском с акцентом: “Гони бабки — тогда верну!” Короче, дня три просидел в квартире с кубком. (Смеется.) На четвертый кое-как уговорили отдать. А премиальные вернули только в конце декабря. Прилетели еще раз в Астану — там же всей бригадой Рождество встретили. Игрокам сказали: “Ждите, позвоним”. Но команда в межсезонье, по сути, развалилась, так и не сыграв в еврокубках. Сменился руководитель, вернулось старое название “Астана”, начались разные нездоровые процессы…
Однако ту победу всегда приятно вспомнить. Тем более у меня с кубковыми финалами всю карьеру не складывалось — ни до, ни после. Перед “Женисом” проиграл два финала с БАТЭ: первый — “Гомелю” в 2002-м, второй — МТЗ-РИПО в том же 2005-м. Я даже в Шымкенте пацанам говорил: “Блин, простите, наверное, без шансов. Совсем нефартовый”. Тем не менее сломали традицию. Однако вернулся в Беларусь — и опять как отрезало. В 2006-м с “Шахтером” и в 2010-м с жодинским “Торпедо” отдавали трофей БАТЭ. Ну никак!
А Казахстан для меня вообще везучая страна. В 2010-м стал чемпионом страны с “Тоболом”, когда барашка резали. В первом же матче оформил дубль. Все кругом восхищались: “Что за футболист!” Но, видимо, сглазили. После этого забил только один да еще и сломался. В решающем поединке участия не принимал. Мышца беспокоила — сидел на скамейке. Играли в Атырау. Тогдашний тренер Равиль Сабитов спрашивал: “Выйдешь?” Но я понимал, что в таком напряженном матче при счете 1:0 мог навредить. Тем не менее медаль получил и вспомнить тоже приятно…

ТАБЛО
КУБОК КАЗАХСТАНА-2005. Финал
ЖЕНИС (Астана) — КАЙРАТ (Алматы) — 2:1
ШЫМКЕНТ. 11 ноября 2005 года. Стадион имени Хаджимукана Мунайтпасова. 8000 зрителей (вместимость — 20000). Начало в 15.00.
СУДЬИ: А.Холматов (Кызылорда), Р.Дузмамбетов (Усть-Каменогорск), Б.Копжасаров (Костанай).
ЖЕНИС: Плотников — Шишкин, Хохлов, Андреев, Чичулин (Сергиенко, 91+) — Головской, Дроздов, Косолапов — Гришин, Сучков (Нилтон Мендес, 62), БЕГАНСКИЙ (Мочуляк, 79).
КАЙРАТ: Бойченко — Ф.Ирисметов, Абдулин, Смаков, Сосновский, Нурдаулетов (Ловчев, 70) — Лихобабенко (Утабаев, 67), Луцу, Карпович — Тлехугов, Асанбаев.
ГОЛЫ: 1:0 — БЕГАНСКИЙ (19, пас — Головской). 1:1 — Луцу (25). 2:1 — Нилтон Мендес (116).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Луцу (33), Головской (40), Чичулин (56), Ф.Ирисметов (63), Карпович (65), Сосновский (76).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?