Андрей Вавлев. Работать за границей меня не тянет, я и в “Цмоках” отнюдь не скучаю
По количеству титулов он обошел Анатолия Буяльского и сравнялся с Александром Шимковяком. Что дальше? Есть ли мотивация бороться за рекордное в отечественных реалиях достижение? Или, может, манят легионерские хлеба? Об этом, и не только, мы расспросили 46-летнего специалиста, который почти тридцать из них посвятил тренерской работе.
— Как оценивали ситуацию с коронавирусом, сколько процентов давали на то, что чемпионат может быть возобновлен?
— Нисколько.
— Неужели были так уверены, что продолжения не последует?
— Имелся вариант завершить чемпионат в апреле — уплотнили бы плей-офф, сыграли. Но в Европе стали закрывать национальные лиги, и стало ясно: ситуация очень серьезная. Когда же отменили “финал четырех” Евролиги, понял, что у нас ничего не будет.
— А если бы федерация предложила, как мужчинам, доиграть в сентябре, это добавило бы проблем?
— В сентябре ведь и Кубок надо разыграть. Проблемы наверняка испытают все. Важный вопрос — когда укомплектуемся. В обычное время к началу сезона у нас практически все позиции в составе закрыты, решено с легионерами. А сейчас непонятно, когда иностранцы смогут приехать, каких мы найдем, в каком количестве, какого качества. Многое зависит от того, какие у клуба будут финансовые возможности.
— С кем-то из легионеров, игравших в “Цмоках”, хотели бы продолжить сотрудничество?
— В этом сезоне мы почувствовали, что уперлись в планку и не можем ее преодолеть. А тут еще этот коронавирус… Надо что-то менять. Сейчас и ситуация помогает. Может, есть смысл сделать шаг назад, чтобы потом совершить два вперед.
— Имеете в виду “свежую кровь”?
— Думаю, у нас появится еще больше молодых игроков.
— Помнится, несколько лет назад вы взяли из РГУОРа группу молодежи, однако на сегодня в “Цмоках” стабильно играет только Рыбалко.
— Да, Катя и в Еврокубке помогала, и в чемпионате выходила в стартовой пятерке в серьезных матчах. Остальные? Каждая свою роль на определенном этапе сыграла. У кого-то амбиции выше собственных возможностей, кто-то не прогрессирует. Но я должен сказать: если на уровень Еврокубка или сборной из определенного возраста пробивается хотя бы один человек — это уже здорово. Если два или три — супер! Было бы так — никаких проблем не испытывала бы национальная сборная. У нас же по десять лет новых имен не появляется, или максимум одно. Потому проблема старения сборной и выглядит так остро.
— Почему так происходит? Растет бесталанная молодежь?
— Причин много. Машина под названием “Горизонт” множество лет не имела базы, получила ее только два года назад. И пока нормальная работа наладится, необходимо какое-то время. А сколько возрастов практически потеряно! Вспомните, в сборной всегда было так: половина баскетболисток прошла школу “Горизонта”, остальные — выпускницы РГУОРа. И когда эти две машины работали исправно, все было нормально. Мы не болтались в дивизионе “В”, а ехали на чемпионат Европы бороться за медали. И если не получалось — расстраивались. Таланты периодически появляются, но когда четко работала система, они быстрее раскрывались.
— Если скажу, что вашими главными учителями были отец, Семен Халипский и Виктор Белевич, не погрешу против истины?
— Нет. Но добавил бы к ним Григория Каленто. Отец привел в баскетбол, за что ему огромное спасибо, многому научил на первых порах. Виктор Иванович снял с меня розовые очки. О педагогических достоинствах Семена Львовича можно говорить долго. Самое важное — он показал, каким должно быть профессиональное отношение к баскетболу, как строить отношения в команде на взрослом уровне. А Григорий Анатольевич — это дока в плане организации, методических рекомендаций, умения руководить коллективом. Огромное счастье и везение, что удалось поработать с такими мэтрами.
— Ваш отец Валерий Петрович полвека посвятил работе с юными баскетболистами. Наверняка с ним обсуждаете, почему стало меньше ярких личностей. Что кардинально изменилось в последнее время?
— Сейчас дети очень плохо идут в баскетбол. Раньше в тех же Мостах с набором было проще, нынче — прямо беда. Доходит до того, что приходится брать часы в общеобразовательной школе и на уроках пытаться заинтересовывать учеников этой прекрасной игрой. Детей стало меньше — рождаемость-то упала. И здоровье у них совсем не то, что раньше. Вроде набрал группу, а потом доктора то одного “зарубили”, то второго. И снова нужно заниматься поиском.
— Тренерскую деятельность вы начинали в “Горизонте” — матчи с ним имеют особую принципиальность?
— Нет. Просто игра с основным конкурентом за чемпионский титул.
— Десять последних чемпионатов только три команды — “Цмокi”, “Горизонт” и “Олимпия” — занимали места на пьедестале. Почему никто не может составить конкуренцию фаворитам?
— Когда играла “Березина”, то давала бой лидерам.
— Причем под вашим руководством. И даже дважды, в 2008 и 2010 годах, выигрывала золото. А что же другие?
— Объяснение на поверхности: не хватает квалифицированных игроков. Дефицит испытывают даже фавориты, что уж говорить об остальных командах. Ветераны потихоньку заканчивают, а притока талантливой молодежи нет.
— В минувшем чемпионате в 24 матчах “Цмокаў” настигла лишь одна неудача. Вы довольны?
— В принципе неплохо. Ощущали проблемы, когда играли на нескольких фронтах — в чемпионате, Еврокубке, Европейской лиге. Начинались перелеты, переезды — и баскетболистки физически не выдерживали. Это волновало. Старались в чемпионате достаточно много шансов сыграть давать молодежи. Иногда поддержку лидеров полностью устраняли, чтобы чувствовали: за спиной никого нет. Приятно, что нигде не облажались.
— Будто специально перед остановкой первенства календарь подкинул вам дуэли с основными конкурентами, и “Цмокi” уверенно превзошли “Олимпию” и “Горизонт”.
— Не сказал бы, что “Горизонт” обыграли уверенно. Матч сложился тяжело, хотя и победили. Готовились к “финалу четырех” Европейской лиги, поэтому команда была под серьезной нагрузкой. А потом раз — и все отменилось. Работа впустую.
— Я к тому, что безоговорочное лидерство “Цмокаў” облегчило принятие решения по женскому чемпионату на заседании исполкома федерации. Или кто-то настаивал на “продолжении банкета”?
— До нас информацию, как там было, не доводили. Полагаю, у кого-то желание присутствовало. Если есть малейший шанс, надо воспользоваться. Будь я на месте тех, кто финишировал ниже нас, обязательно настаивал бы на проведении плей-офф. Это спорт. Могут быть болезни, травмы, кто-то не угадает с пиком формы.
— “Цмокi” имели перед соперниками весомое преимущество за счет наличия двойной башни Чидом — Гаспер. Согласны?
— Не совсем. Чаще всего Одера и Вика вдвоем были на площадке лишь короткие отрезки. Не получалось у них друг с другом взаимодействовать, как нам хотелось. Ни в защите, ни в нападении.
— Тем не менее Чидом стала лучшим снайпером первенства, первой по среднему показателю эффективности. Ценное приобретение?
— Мы были бы не против, чтобы и следующий сезон американка провела у нас. По уровню “цена — качество” она вполне устроила. Одера — человек работящий. Когда собирали о ней информацию, сделали вывод, что после университета добавляла в каждом новом клубе. Чидом — не классический центровой, ей не хватает массы. Да и на позиции четвертого номера есть в чем прибавлять: по технике, передачам, броскам. Хотя над ним она усердно работала, и есть надежда, что начнет попадать. Вопрос — когда, и есть ли у нас это время.
— А привлечение Фролкиной насколько себя оправдало?
— Женя толком не успела ничего показать — травмировалась. Она — игрок качественный, способна была помочь нам в ротации, когда команду накрыла череда травм. Хотели, чтобы Фролкина намного раньше приехала. Тогда в Еврокубке нам было бы легче. К сожалению, курское “Динамо” ее отпустило только в зимнем трансферном окне, после того как отыграло в Кубке России.
— В “Цмоках” есть шестнадцатилетняя центровая Яна Макуца с ростом 197 сантиметров. Насколько она перспективна для клуба и, возможно, в будущем для сборной?
— Начнем с того, что игроков с такими габаритами в Беларуси нет. Некоторый прогресс ощущается. Однако не все так однозначно. Она пришла в команду абсолютным новичком, без физической базы. Если бросить в игровую мясорубку, ее просто могут поломать. Организм формируется, и давать сверхнагрузки невозможно. Хотелось бы, чтобы у Яны был более твердый характер. Как у ее мамы — целенаправленной, агрессивной, деятельной. Она когда-то в Гродно занималась у Евгения Николаевича Елисеева. Яна же, к сожалению, плывет по течению.
— В начале 90-х, когда Семен Халипский работал в польской “Олимпии”, он ежедневно персонально занимался с высоченной, но мало что умевшей тогда Малгожатой Дыдек, и та в дальнейшем выросла в звезду женской НБА. Иного рецепта не придумаешь.
— Так Сергей Светник с Яной тоже персонально занимается — и до общекомандной тренировки, и после. Но важна ответная реакция самой спортсменки. Должна понимать: если четко выполнять то, что говорит тренер, быстрее сформируешься как профессионал. От Макуцы, к сожалению, осознанной реакции пока нет. Стоишь рядом — делает, чуть отвернулся — все.
— Ваш тандем со Светником выглядит очень интересным. Вы такие разные — и по росту и по характеру. В чем секрет успеха?
— В двух словах разве объяснишь… Мне комфортно работать с Матвеевичем, надеюсь, ему со мной тоже. Да, у нас разные характеры, темперамент, зато мы удачно дополняем друг друга. Я убежден: если люди порядочные, то, несмотря на подобные различия, всегда найдут способ, как продуктивно совместно работать и добиваться результата.
— Не опасаетесь, что недоброжелатели станут называть вас коронавирусным или бумажным чемпионом? Все-таки до конца первенство не довели.
— У самих осадочек остался. И по Европейской лиге, и по чемпионату. Но, думаю, это все скоро забудется.
— Футбольный чемпионат продолжается, почему баскетбольный прервали? Из-за того, что контактный вид спорта?
— Затрудняюсь ответить. Когда сезон останавливали, нашим мнением особо не интересовались.
— А вообще в Беларуси случаи заболевания баскетболистов коронавирусом случались?
— Вроде бы нет. Ничего такого не слышал.
— Как защищаетесь от вируса?
— Как все. Стараемся меньше куда-то выходить, а больше сидеть дома. Для баскетболисток индивидуальный план тренировок расписали еще в апреле. В клуб они если и приходят, то по два-три человека. Кто-то в тренажерный зал, кто-то в игровой. Контактов практически избегаем.
— Вы выиграли в Беларуси все, осталась ли мотивация снова бороться за титул? Нет ли желания поработать в заграничном клубе?
— Подобные мысли витают. Но сейчас такое неспокойное время, непонятно, что ждет впереди. Если появится лестное предложение, естественно, подумаю. Мне важно, чтобы здесь все успешно функционировало. “Цмокi” выходят на новый виток развития, поэтому работы — непочатый край.
— А в мужской баскетбол не тянет? Легендарный Сан Саныч Борисов, выигравший десять мужских чемпионатов страны, помнится, начинал в “Горизонте”, помогая Халипскому.
— В жизни всякое бывает. Поэтому никогда не говори “никогда”. Пока у меня в женском баскетболе есть и цели, и амбиции, так что на ближайшие два-три года никаких иных планов не строю. В “Цмоках” хорошая организация, база, нормальное финансирование. От добра добра не ищут.
— Но считается, что раз в семь лет человеку полезно сменить род деятельности или место работы. То есть вы этого правила не придерживаетесь?
— Нет. Я и на одном месте не скучаю.
— В интервью вы сказали: “Победы не должны делать тебя заносчивым, а поражения — чересчур злым”. Ваше кредо?
— Именно. Кстати, каждый из четырех моих учителей, о которых мы вспоминали, четко придерживался этого правила.
— С 2012 по 2014 год вы были ассистентом главного тренера сборной Беларуси Римантаса Григаса. С каким чувством вспоминаете тот период?
— С теплым. Приятно, что посчастливилось поработать со сборной. Было интересно. Да и результата добились неплохого — заняли пятое место на чемпионате Европы.
— Сейчас бы тот результат восприняли на ура, а тогда огорчались…
— И еще не известно, когда доберемся до него в следующий раз. Потому что сборная в нынешнем виде, по-моему, поет лебединую песню. Левченко в составе уже нет, когда завершат выступления Веремеенко и Гаспер — впереди образуется дыра. Никого на смену им нет. И в ближайшем будущем вряд ли появятся — не видно этих центровых. А ведь это одна из ключевых позиций.
— Стремительно развивается баскетбол “3×3”. Стоит ли вводить специализацию или допустимо совмещение, как это делает, например, Марина Иващенко, выступающая за две сборные?
— Мое мнение: надо полностью разделить два вида. Во-первых, баскетбол “3×3” — это игра с элементами борьбы. Во-вторых, приходится играть на площадках с разным покрытием. Пока никто не анализировал нюансы, в том числе медицинские, при переходе от “3×3” к “5×5”, а зря. Летом девчонки бегают на пластике, потом приходят в клуб, начинают тренироваться на паркете — и сразу летят колени, ахиллы, появляются боли в спине. На лечение теряется драгоценное время — это серьезная проблема для тренера. К тому же по ходу сезона “выдергивают” игроков, если они выступают за сборную “3×3”. Ни один тренер не воспримет это с радостью. В свою очередь коллега, целенаправленно работающий в “малом” баскетболе, точно с таким же чувством будет воспринимать временное перепрофилирование своих подопечных. По большому счету, это отдельный вид спорта.
— А вам он симпатичен? Хотели бы поработать в нем?
— Нет. Там лишь одно кольцо, а мне этого мало.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь