“Городея” на грани. Александр Марченко: мы уперлись в тупик. Это напоминает войну с ветряными мельницами

21:23, 1 июня 2020
svg image
447
svg image
0
image
Хави идет в печали

Во многом они стали отголосками шумных январских событий, когда в числе руководителей белорусских сахарных заводов задержали и директора городейского комбината Михаила Криштаповича. Переходный период на предприятии не мог не отразиться на футбольном клубе, однако там продолжали верить в светлое завтра. Но вот на дворе июнь, а оно все никак не наступит — скорее, совсем наоборот. После матча 10-го тура в Мозыре главный тренер “сахарных” Олег Радушко сказал: “Даже не знаю, закончим ли мы вообще чемпионат. Много задолженностей, зарплата полностью не выплачена даже за февраль. Но выходим и бьемся — этот отрезок прошли на сплочении, волевых качествах. А что будет дальше, неясно. Надеюсь, все наладится и встанет на свои места. Но пока этого не видно”…
Так что же все-таки будет дальше? По поводу актуальной темы мы обратились к директору ФК “Городея” Александру МАРЧЕНКО.

— Какова сейчас ситуация в клубе?
— Позвольте я начну не с этого года, а с конца предыдущего. Когда заняли седьмое место, показав лучший результат в истории “Городеи” в высшей лиге, наш учредитель в лице руководства сахарного комбината поставил задачу побороться в новом сезоне за попадание в пятерку. Или по крайней мере выступить не хуже прошлогоднего. Сформировали бюджет, и сначала — во всяком случае, на бумаге — его доходная часть четко прослеживалась. К началу января заключили значительную часть договоров. Казалось, они позволят клубу как минимум месяцев семь-восемь работать по графику, а остальное добрать в течение года. Конечно, основная часть финансирования планировалась от сахарного комбината — порядка 75 процентов. Остальное за счет других спонсоров, рекламы, собственной хозяйственной деятельности и прочего — на сегодня у нас около тридцати партнеров. Но в январе случились известные события, к тому же поменялось руководство концерна “Белгоспищепром”. А его наблюдательный совет и является хозяином Городейского сахарного комбината. Соответственно изменилась вся обстановка: даже действия уже заключенных договоров приостановили.

— И у “Городеи” начались проблемы.
— Да. В первую очередь мы свернули процесс комплектования. По сути, в команде остались игроки, которых подписали до Нового года. А потом по зарплатам как-то смогли закрыть январь и февраль, где остался только небольшой “хвостик”. Но дальше уперлись в тупик: ребята без денег март, апрель и май.

— На комбинате снизилось внимание к команде?
— Сахарный завод готов финансировать клуб, пусть и не в прежних объемах. Та же позиция, что его нужно оставить, и у Несвижского района. Но почему-то все тормозится… Еще раньше работники ФК “Городея” и его ДЮСШ, да и родители наших юных футболистов обращались с письмами в “Белгоспищепром”. Оттуда нам ответили: в связи с тяжелым положением сахарный комбинат не может поддерживать клуб в прежних объемах. Тем не менее они не возражают в финансировании по льготе и налогам на недвижимость и землю, которые предоставляет Несвижский район. По сути, это и есть деньги района. А на комбинате на тот момент не было руководителя, и там не могли принять решений, которые помогли бы подать в “Белгоспищепром” документы на спонсорство. Позже пришел новый директор Игорь Николаевич Макар. Согласился, что клуб нельзя разваливать. Встречался он и с руководством концерна, когда вроде как предварительно обо всем условились.

— Так в чем же дело?
— Подготовили договор, который подписали Макар и я. Отправили его наблюдательному совету “Белгоспищепрома”. Но в итоге получилось так, что через неделю там все развернули назад…

— Когда это было?
— 29 апреля. Нам сказали, что на наблюдательном совете приняли решение голосовать против финансирования “Городеи” сахарным комбинатом. И чем теперь все закончится, непонятно. Насколько знаю, “Белгоспище- пром” склоняется к передаче клуба на баланс Несвижского района. Но это не избавит нас от проблем, ведь именно городейский завод всегда финансировал районный футбол — что в наши дни, что в бытность того же “Вераса”. По большому счету, сейчас у “Городеи” денег нет. И если в ближайшие две-три недели со стороны комбината что-то не решится хотя бы минимально… Он ведь все равно выступает локомотивом, а остальные партнеры отвечают так: извините, не вытащим вас, хоть и готовы помогать. В общем, если ничего не изменится, то очень остро будет стоять вопрос уже по нашему участию во втором круге чемпионата.

— Даже так?
— Ну не могут же ребята все время жить без зарплаты! Спасибо им, что выходят на поле и играют. Но, конечно, огня в глазах нет…

— Вам наверняка приходится держать ответ перед командой. Что говорите футболистам?
— Естественно, они задают вопросы. Пока я видел хоть какой-то свет в конце тоннеля, что-то еще обещал. Недели три назад мы поверили, что скоро начнутся не только выплаты футболистам, но и нашим кредиторам. А потом, когда концерн дал отказ, поговорили с ребятами и в любом случае решили играть до конца первого круга. Дальше — неизвестность…

— На футболистов “Городеи” выходят другие клубы?
— Да, спрос есть.

— А есть ли смысл Артему Архипову возвращаться из России при такой ситуации?
— Думаю, да — даже ради практики. Пусть пока и неясно, какой она будет по длительности.

— Если резко снизится уровень финансирования, что произойдет с инфраструктурой “Городеи”?
— Очень больная тема. Пятнадцать лет наш маленький клуб все время двигался вперед. Возьмите стадион, который возвели с нуля. Да, не “Борисов-Арена” — и не уровень областных центров. Тем не менее уютный, сделан своими руками. Люди на субботники выходили, а различные организации просто помогали: кто-то услугами сварщиков, кто-то экскаватором, кто-то прочим транспортом. Скажем так, строили народным методом. Сегодня у нас есть козырьки, электроосвещение, полив, хороший газон… И этот стадион из-за своей возможной невостребованности рискует захиреть. А потом, как часто бывает, по цепочке “ляжет” все. Обидно и потому, что уже сделали базу: ребята заезжают и живут в новенькой гостинице. В Несвиже на стадионе “Урожай” по линии федерации футбола летом должны укладывать полноформатное искусственное покрытие, под которое уже практически готово основание. Его планировалось использовать для детей и дубля, а для основы — ранней весной и в осенне-зимний период. Проектировалось там и еще одно поле для тренировочного процесса главной команды. Соответственно здесь и рабочие места, и загруженность объектов. И все это тоже сойдет на нет?

— А что в таком случае произойдет с детско-юношескими подразделениями клуба, объединяющими Городею, Несвиж, Фаниполь?
— Наверное, Городея и Несвиж могут перейти под район. А Фаниполь он, понятное дело, содержать не станет. Ну и уровень, конечно… Представляете, футбольное отделение районной ДЮСШ лет семь-восемь назад не могло выехать за тридцать километров в Столбцы — бензина не было… Не исключаю, все опять может вернуться к такому плачевному положению.

— А что вам говорят игроки? У них еще есть вера в лучшее?
— Живем не только ею, но и ведем переписку с различными инстанциями. Однако пока все это напоминает войну с ветряными мельницами… Несколько дней назад встречались с костяком команды — ребятами, которые провели в ней по три-пять лет. Снова обсудили ситуацию. Конечно, перед футболистами есть гарантии, потому что учредитель клуба — сахарный завод. И даже в худшем случае развития событий долги им закроют. Но это очень слабое утешение. Вопрос куда более глобальный — обо всем клубе, судьба которого игрокам небезразлична. Жаль, если все закроется и рухнет.

— “Смолевичи”, “Городея”… Да и в “Слуцке” ситуация так себе. Задумывались почему?
— Если брать “Городею” со “Слуцком”, то иногда посещают мысли, что где-то просто умышленно перекрывают кислород. Повторюсь: само предприятие готово нам помогать. А в Слуцке, по-моему, комбинат вообще прибыльный. Но почему все это блокируется, большой вопрос. Экономическая ситуация на городейском заводе? Так прошлый год был не легче, особенно его концовка. Сейчас обстановка, может, даже проще — есть и сбыт, и определенный оборот. Да и вообще финансовая ситуация там все равно нормализуется — не сегодня, так завтра. А вот с футбольным хозяйством сложнее: за год можно упустить и разрушить все, что строилось пятнадцать лет. И восстановить это потом будет практически нереально.

— Что говорят про “Городею” жители поселка? Поддерживают или называют дармоедами, как у нас любят попенять не только футболистам?
— Есть разные мнения. Одним неинтересно, другие вообще не поддерживают, но так происходит везде — это обычная ситуация. Кому-то спорт нравится, кому-то нет. А кто к нему неравнодушен — особенно те, чьи дети занимаются в структуре клуба, — все понимают, переживают за команду и болеют за нее. Опять же, где еще в нашем регионе проводятся большие спортивные мероприятия на уровне высшей лиги? В Минске и Солигорске. Стокилометровый радиус — далековато. К нам на футбол приезжают из Столбцов, Кореличей, Барановичей. Домашняя посещаемость “Городеи” в прошлом году насчитывала больше тысячи, и это в 4,5-тысячном поселке. Нынешний сезон, по понятным причинам, в расчет не беру.

— Кстати, изменилась ли жизнь команды в связи с коронавирусом?
— По большому счету, нет. Тренировки, игры — обычный рабочий процесс. Единственное, атмосфера на стадионе совсем другая. Вспоминаю первый домашний матч с “Шахтером”: ни зон активности, ни движения болельщиков — ничего. Раньше у нас обычно все начиналось за час-полтора. Люди приходили не только посмотреть футбол, но и отдохнуть, попить пива, поесть шашлычка, фотографировались с игроками… Когда этого нет, все, конечно, несопоставимо с праздничной обстановкой, какая была раньше. Тем не менее ситуация с коронавирусом тесно не связана с нашими финансовыми проблемами. Да, есть партнеры, у которых на этом фоне возникли сложности, но никто из них не отказывается помогать, когда в мире все образуется. Сегодня не могут по объективным причинам, однако в дальнейшем готовы продолжать сотрудничество. С другой стороны, вот подписали мы договор с компанией “Superbetin” в апреле. Да и, может, в связи с пандемией белорусский футбол вообще сыграл в плюс — даже на примере того, что нас сегодня смотрят много стран.

— Однако ваш “минус” от этого не уменьшается.
— Наверное, все решится за ближайшие три недели. Мы надеемся на лучшее. Но, честно говоря, просвета пока не видим…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?