Дело о “договорняках”. “Мы уступили 0:3. После матча Солодовников обвинил нас в сдаче игры. Мне было стыдно...”
Если на первом этапе слушания проходили практически ежедневно, то сейчас между ними — несколько дней, а то и вовсе неделя. Разбирательство растягивается во времени, что заметно нервирует многочисленных обвиняемых. Они уже давно во всем сознались и в подробностях рассказали, как все было. По их лицам еще до “карантина” читалось: скорее бы уже все закончилось, давайте приговор.
***
Но приговора нет. Пока процесс находится на стадии сбора свидетельских показаний. Почему так медленно? Причин может быть несколько. Во-первых, серьезное дело действительно не терпит спешки. Во-вторых, его тормозят объективные обстоятельства. Например, по-прежнему на больничном один из обвиняемых — экс-игрок “Орши” Алексей Козлов. Он был в числе посредников между организаторами договорных матчей Ланько и Боровицким и игроками-исполнителями. Вот только, напомним, больше никто из футболистов “Орши” по делу не проходит. То есть Козлов может стать нитью к целому сегменту дела.
Пока он остается единственным из подсудимых, кто до сих пор не допрошен. Без этого попросту не складывается полная картина процесса, что мешает перейти к его решающей стадии. Кроме того, следствие ведь тоже продолжается. В частности, эпизоды с участием российского “гомельчанина” Дмитрия Айдова выведены в отдельное производство. Однако футболиста, по словам прокурора, пока не могут найти на территории России.
Остается постепенно опрашивать свидетелей. Однако непосредственно в суде после паузы выступил лишь руководитель судейского департамента БФФ Андрей Чепа. В минувший вторник звучали показания еще троих, правда, заочно. Экс-футболист “Нафтана” украинец Ярослав Богунов сейчас на родине. Бывший хавбек “Лиды” Симон Огар 31 декабря 2019 года улетел из Минска в Нигерию, и попробуй его там сыщи. Пропал с радаров и экс-вратарь “Химика” Максим Танько. В связи с этим судья Лидия Телица предложила гособвинителю Максиму Чупрису зачитать их слова, сказанные в ГУБОПиК на этапе следствия. Что и было сделано.
***
Из этих показаний не следовало ничего нового — о подробностях всех шестнадцати договорных игр уже рассказал каждый из обвиняемых. Вот как объяснялся, к примеру, Симон ОГАР:
— Давно живу в Беларуси, достаточно хорошо говорю по-русски. Но хочу, чтобы в следственных действиях принял участие переводчик. Я пришел в Следственный комитет добровольно. Написал заявление о договорном характере матча “Лида” — “Минск”. За день до этой игры ко мне подошел Цветинский и сказал, что вся команда приняла решение проиграть матч за деньги. Считаю, что всегда нужно стремиться к победе. Понимаю, что сговор на проигрыш — это плохо, но решил не портить отношения с коллективом, поэтому согласился. Очень старался не выйти на игру. Помню, жаловался главному тренеру Солодовникову, что у меня болит спина. Но он сказал, что матч важный, поэтому нужно выйти на поле. Играли очень плохо, не препятствовали атакам “Минска”. Мне было стыдно… Мы уступили 0:3. После матча Солодовников был очень зол, обвинил нас в сдаче игры. Потом были два выходных, после которых ко мне в комнату на базе пришел Цветинский и передал тысячу долларов.
А это выдержки из рассказа вратаря Максима ТАНЬКО, который принимал участие в матче с “Гранитом” (22.09.2018, 1:4):
— За три дня до игры меня в коридоре общежития встретил капитан Валерий Белявский. Спросил, хочу ли я заработать. Ответил: конечно. Нужно было проиграть первый тайм с любым счетом. Он сказал, что не я один буду обеспечивать результат. Взял время на раздумья, а на следующий день дал согласие. Понимал, что соглашаюсь на незаконную сделку, но в то же время все этим занимаются, не считал возможным идти против течения, против общей традиции. Те удары, которые мог отбить, отбивал. Голы залетели без моей помощи. Все действия команды давали понять, что не только я участвую в договорном матче. Первый тайм проиграли 0:3. После итогового поражения встретился с Белявским и в его машине получил шестьсот долларов.
***
Также “слушали” украинца Ярослава БОГУНОВА, который участвовал в договорном матче “Динамо” (Брест) — “Нафтан” (4.06.2017, 2:0):
— В “Нафтане” была непростая ситуация, долго не платили зарплату. Примерно около года. В июне 2017-го команда приехала в Брест. В гостинице ко мне подошел Михаил Горбачев и сказал, что у него есть знакомые, которые готовы дать деньги за наш проигрыш Бресту. Мне была обещана тысяча долларов, я согласился. В стартовый состав не попал, вышел на замену. Брестчане действовали намного опаснее. Я играл, как обычно, тут даже не приходилось поддаваться. Ничего особо не делал. В итоге “Динамо” выиграло 2:0. После игры Горбачев похлопал меня по плечу, а уже в автобусе на заднем сидении передал восемьсот евро. Эти деньги я взял.
Интересно, что буквально через месяц Богунов перешел в “Крумкачы” и участвовал в также признанном договорным матче 1/16 финала Кубка страны против “Нафтана” (22.07.2017, 2:1). Более того, Богунов на 89-й минуте забил победный гол “воронов”, который обеспечил также победу всех “нужных” ставок. Коснулся Ярослав и того поединка.
— Перед игрой ко мне подошел Горбачев, из разговора с ним я узнал, что “Нафтан” будет обеспечивать себе проигрыш. Я об этом никому в своей новой команде не сказал. “Нафтан” действовал слабо. Сразу понял: матч договорной. Могли делать счет 2:1 уже с пенальти, но вратарь “Нафтана” удар парировал. А на последней минуте мне удалось забить победный мяч. В том эпизоде защита “Нафтана” сыграла не идеально. Никто не подсказал Захару Волкову, что я у него за спиной. Он сам расположился неудачно и не смог выбить мяч после прострела с фланга.
Любопытно, что на нечестный характер поединка Богунов намекал тогда же, в 2017-м. Празднуя гол, Ярослав продемонстрировал, как будто бы снимает шляпу, и поклонился. А после матча дал следующий комментарий: “Снимаю шляпу перед руководством “Нафтана”. Вот и все. Футбол — это же театр, а мы актеры. Спектакль закончился, я его отыграл нормально, роль свою выполнил. Так что можно и шляпу снять”. Но на слово “спектакль” тогда никто не обратил внимания, как, кстати, и на обращение именно к руководству новополочан. Что бы это значило?
***
Кстати, Богунов, как и Волков в БАТЭ, успешно продолжает выступать на высшем уровне. Не далее как 31 мая он провел весь матч за “Львов” против “Ворсклы” (1:1) в возобновившемся чемпионате Украины. А всего в нынешнем сезоне провел за эту команду 20 игр и забил один гол. Стоит отметить, что даже грядущая дисквалификация (а она, несомненно, последует) на карьеру Богунова по идее не повлияет — она действует только в отношении соревнований под эгидой БФФ. Точно так же экс-форвард “Ислочи” Александр Алумона после первой волны “договорняков” без проблем выступал за российские “Тамбов” и брянское “Динамо”.
Но и это не все. Еще двое из тех, кто “деятельно раскаялся”, продолжают карьеры. Бывший полузащитник “Лиды” Сергей Корсак вовсю играет во второй лиге за “Молодечно”, на минувших выходных даже отличился в матче с “Мелиоратором” (1:1). Еще один экс-“лидчанин” Станислав Гнедько выступает в “Граните” — более того, носит капитанскую повязку в команде, которая терпит бедствие в первой лиге.
А легитимно продолжать играть им позволяет то, что они не явились на заседание КДК БФФ 14 января, на котором шестнадцать из тридцати пяти футболистов, замешанных в “договорняках”, получили наказания по футбольным законам. При этом они по-прежнему ждут второго заседания, но в Доме футбола почему-то не торопятся. Почему же? С этим вопросом “ПБ” обратился к председателю контрольно-дисциплинарного комитета БФФ Андрею АВДЕЕВУ, заодно попросив его разъяснить позицию Захара Волкова, который вину якобы не признал, хотя при этом был освобожден от уголовной ответственности “в связи с деятельным раскаянием”:
— Дисциплинарный комитет принял решение в отношении лиц, явившихся на заседание и признавших вину. Указанный вами футболист (Волков. — “ПБ”.) также явился, но вину не признал. В распоряжении КДК достаточных доказательств, подтверждавших его вину, не имелось. В связи с этим, как и в предыдущей ситуации с договорными матчами, основанием для рассмотрения и применения дисциплинарных наказаний будет судебное постановление, вступившее в законную силу. После его получения КДК оперативно соберется и даст оценку действиям всех причастных лиц в ракурсе норм дисциплинарного кодекса.
Напомним, что по делу Волков проходит лишь в качестве свидетеля.
Между тем, процесс хоть и медленно, но продолжается, и конец его (а с ним и начало суда футбольного), кажется, еще за горами. Сколько это продлится, неясно, особенно с учетом по-прежнему сложной эпидемиологической обстановки. Можно спланировать лишь следующий шаг: ближайшее заседание намечено на вторник, 9 июня.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь