Виталий Лютыч. Очень надеюсь, что “Самару” примут в Единую лигу ВТБ
Многое пошло не так, как хотелось, на коронавирусную паузу ушел с чувством неудовлетворения — собой, обстоятельствами. И с четким ощущением: пришло время перемен. Перезагрузить карьеру один из лидеров белорусской сборной намерен в “Самаре”, выступающей в российской Суперлиге-1.
— Причина ухода из “Цмокаў” — конфликт с Ростиславом Вергуном?
— Ни в коем случае. Сезон сложился не совсем удачно. Моя роль в команде вроде бы была неплохой, но хотелось большего. Пока восстанавливался после травмы колена, пропустил предсезонку. А это время, когда наигрывается состав. Понятно, что меня сложно было интегрировать в систему. Только к матчам сборной я реально набрал форму и почувствовал тренерское доверие — играл много, иногда по тридцать минут. Никого винить не собираюсь — только себя.
— Почему именно “Самара”? Были иные варианты?
— Из-за коронавируса в Европе чемпионаты не завершились, и когда там все придет в норму, неизвестно. Команды не готовы подписывать контракты с новичками. За исключением, может, топ-клубов, играющих в Евролиге и Еврокубке. Определенности пришлось бы ждать как минимум до сентября. В России были два варианта: “Парма” и “Самара”. Но в Перми намеревались подписать после того, как будет принято решение, что белорусы не являются в лиге ВТБ легионерами, а заседание планируется только в июле. Подумал и остановил выбор на “Самаре”. Там у меня, скорее всего, будет активная игровая практика. К тому же клубное руководство проявило больше инициативы по моему приглашению — и президент, и директор, и тренер. Такое внимание ценно.
— Но ты ведь на сезон выпадешь из обоймы “банковской” лиги. Не опасаешься, что о тебе могут позабыть?
— Тогда же, в июле, будет решаться вопрос и о приеме “Самары” в лигу ВТБ. Президент клуба поедет на заседание совета лиги, попробует убедить, что команда уже сейчас способна там выступать. “Самара” отвечает всем требованиям регламента, за исключением одного — зала. Честно говоря, не понимаю сути этих претензий. Хороший зал, в нем несколько лет в лиге ВТБ выступали “Красные крылья”. Приходилось играть в залах и похуже. Скажем, “Байзонс” чуть ли не в школьном принимал, ВЭФ только с грандами играл на большой арене, с остальными — в скромной. В Самаре через полгода достроят большой, вместительный зал. Президент клуба будет просить, чтобы до нового года разрешили играть в старом, а дальше — переехать в новый. Надеюсь, лига пойдет навстречу.
Общался с Володей Печкуровым из “Самары”, мы с ним в Красноярске были одноклубниками. Он уверяет, что в клубе все на хорошем уровне: организация, крепкий состав с легионерами, бюджет. Команда завоевала Кубок России, где победила “Нижний Новгород”, “Парму” — представителей лиги ВТБ. В прошлом сезоне стала чемпионом Суперлиги-1, в этом на момент остановки делила первое место со “Спартаком-Приморье”. Кстати, мой контракт составлен под два соревнования — лигу ВТБ и Суперлигу. Хотелось бы, чтобы сработал первый вариант.
— А если все-таки второй?
— Ничего страшного. Естественно, это не уровень ВТБ, но ребята, поигравшие там, убеждают, что он тоже весьма приличный. Проблемы не вижу: на данном этапе может и стоит сделать шаг назад, чтобы потом — два вперед. Хочу почувствовать, что я на баскетбольном пике, в отличном игровом ритме, как было раньше в “Калеве”, “Енисее”, в прошлом году в “Цмоках” до травмы.
В минувшем сезоне по разным причинам этого не ощущал. На одной позиции нас трое: я, Женя Белянков и Леша Тростинецкий. Ясно, что тренер не хотел никого обидеть, давал играть примерно поровну. Однако 13-15 минут, я считаю, недостаточно, чтобы полностью себя проявить. Взять, допустим, Макса Салаша — он супергод провел! Так сложилось, что игравшие на его позиции легионеры Абрамс и Мартин из-за травм уехали, а никого на замену им не взяли. Макс по 30 минут в каждом матче получал и сполна воспользовался шансом — почувствовал уверенность, выдал великолепный баскетбол. А его сезон в “Калеве”?.. Постоянно его дергали: две минуты сыграет — замена. Разве проявишь себя?
— Как оцениваешь выступление “Цмокаў” в лиге ВТБ? Команда разделила последнее место с “Автодором”. Оно заслуженное?
— Нет. Нам банально не хватило удачи. Взять матчи с “Химками”, “Астаной” — уступали в концовке два-три очка. Не было такого, чтобы без вариантов терпели поражение. У нас была команда единомышленников, борцов. Все упирались в защите, показывали зубы — сколько раз по ходу матча проигрывали пятнадцать очков, но собирались и догоняли соперников, которые объективно выше по уровню. Не повезло, что чемпионат прервался из-за коронавируса. У нас на финише оставался удобный календарь с домашними встречами против конкурентов нашего уровня — “Калева”, “Пармы”, “Нижнего Новгорода”. Вполне могли их побеждать. А плотность в таблице такая, что можно сразу на три-четыре позиции взлететь.
— Коронавирус прервал не только лигу ВТБ, но и чемпионат Беларуси. “Цмокi” даже не успели к нему подключиться. Много спорили, признавать первенство завершенным с определением чемпиона или возобновить. Твое мнение?
— Ситуация понятна: “Цмокам” нужно выступать в Лиге чемпионов, а для этого ФИБА должна видеть, что мы в стране первые. Как мне рассказывали, большинство клубов были за то, чтобы чемпионат считать завершенным. Признать итоговыми места, на которых команды оказались в момент остановки — “Борисфен”, “Гродно-93”, “Рубон” и так далее, а “Цмокаў” вообще выбросить. Но ведь это абсурд! Как можно распределять медали, не учитывая команду, которая представляет страну на европейской арене? Это в корне неправильно! Необходимо все решать на площадке в честной спортивной борьбе. Считаю, исполком федерации принял разумное решение — провести “финал четырех” осенью.
— Зато тебе не представится возможность завоевать очередную медаль.
— Ха, и без того много медалей завоевал с “Цмокамi”, не обидно.
— В 2019 году ты участвовал в конкурсе данкеров в “Матче звезд” Единой лиги ВТБ. Какие впечатления остались?
— Очутиться на два дня в компании игроков топ-класса, тренироваться с ними — это супер! Меня ведь приглашали еще за год до этого, но тогда обострилась травма ноги — я физически не мог выступить. Второй раз согласился с радостью. Все-таки такой шанс выпадает не всем. Хотя позже некоторые говорили: мол, зря поехал, конкурс спровоцировал проблему с коленом. Я так не считаю. Жаль, выступил не так хорошо, как был готов. За первый данк заработал почти максимальные оценки, а вот второй смазал. Многое зависело от навеса мяча. Думал, это легко — оказалось, нет. На тренировках отрабатывали с Кириллом Ситником — было тип-топ. Позже шутили, что надо было его брать с собой на конкурс. Там же навес вышел иным, да и данк не таким, как отрабатывал. Будь иначе, вполне мог бы пробиться в финал. Но и без того получил уйму положительных эмоций.
— Раньше регулярно проводились “Матчи звезд” чемпионата Беларуси, но в последние годы федерация от них отказалась. Зря?
— Безусловно. Помню, как сам участвовал. Полный Дворец спорта зрителей, великолепная атмосфера, интересные конкурсы, игра, в которой можно немного расслабиться, показать всю красоту баскетбола, получить удовольствие и подарить его болельщикам. Уверен, “Матчи звезд” необходимо возобновить. Это украшение сезона.
— Ты поиграл в “Шяуляе”, “Калеве”, “Енисее”. Какой легионерский опыт окажется полезным сейчас?
— Однозначно не ответишь. В Литве оказался потому, что понимал: для дальнейшего развития нужно уезжать из Беларуси. “Шяуляй” дал мне серьезный толчок. Самый же успешный зарубежный сезон провел в Таллинне. Грубо говоря, обо мне все забыли, а когда заиграл в “Калеве” и набирал в среднем за матч по пятнадцать очков, уже в апреле агент рассматривал десяток предложений.
— Судя по всему, тебе не сложно сорваться с места?
— В общем, да. Считаю, полезно периодически менять обстановку.
— Тебе хорошо — будешь играть, а каково супруге адаптироваться в новых обстоятельствах?
— Саша — как жена декабриста: куда я, туда и она. Ей тяжело, конечно, но ничего не поделаешь. Мы семья, нужно быть вместе. Обычно она находит себе какое-то занятие, сложа руки не сидит.
— Она ведь работала тренером в академии Николая Фокеева. Ей нравилось?
— Очень! Даже не ожидал подобного. Втянулась, и когда теперь приближается час расставания, начинает сильно грустить. Так привязалась к детям — действительно уезжать не хочется. Будет скучать по ним. Она и в Гродно тренировала детей, после того как завершила карьеру из-за проблем со спиной. Но в академии, говорит, все совсем по-другому. Коля — большой молодец, что все так организовал. Я приходил на некоторые тренировки — посмотреть, как работается жене. Тоже был впечатлен. Детишки разных возрастов, некоторые ростом мне буквально по колено, а с таким азартом играют. Видел, как нравится Саше возиться с ними. Понимаю, что ей сложно расставаться с любимой работой. Но ведь это не навсегда. Наверняка еще вернется, тем более академия с каждым годом становится все круче. Так что Саша не прощается…
— Себя в будущем видишь в роли детского тренера?
— Ой, не знаю. Мне кажется, я слишком нервный для такой работы. Иногда обсуждали с женой, как лучше проводить занятия с детьми. Давал ей какие-то советы, что-то из тренировок “Цмокаў” подсказывал. Говорит: мог бы стать детским тренером. Пока об этом не думаю. Мне 28 лет, было бы здоровье — еще играть и играть.
— В нынешних условиях вопрос здоровья особенно актуален. Как выглядела ваша самоизоляция?
— Когда стало известно, что лига ВТБ не будет доигрываться, а чемпионат Беларуси стал на паузу, команду распустили. Мы с супругой уехали в Березу, жили в загородном доме. Родители звонили, спрашивали: наверное, тоскуете? Наоборот, было здорово. Круто время провели, три недели пролетели как один день. Саша в интернете нашла семинары для саморазвития. Я тренировался. Возле дома баскетбольное кольцо — отрабатывал броски, разные упражнения с резинками выполнял, по утрам пробегал по лесу пять километров. Апрель выдался теплым, простое созерцание природы — леса, озер — приносило удовольствие. В общем, не скучали. Читали книги, смотрели сериалы, гуляли с собакой.
— Кто ваш четвероногий член семьи?
— Йоркширский терьер. Я очень люблю животных. Был однажды в гостях у своего друга Кирилла Володькина (он, кстати, тоже тренирует в детской академии), и у него такая собака. Понравилась. Посоветовался с Сашей — она одобрила. Взяли месячного щенка.
— Как назвали?
— Малыш.
— Необычно.
— Долго подбирали имя, спорили. Если одному нравилось, то другому нет. И все это время звали его Малыш, потому что был крохотный. Недели три не могли определиться. Смотрим, песик отзывается на это имя. Решили: раз так, то другое нет смысла придумывать.
— Слышал, у тебя появилось занятное хобби — обустройство агроусадьбы.
— Верно. Не раз летом с друзьями выезжали в подобные места — мне нравилось. Возникло желание построить свою агроусадьбу под Березой. Зажег идеей отца и брата. Процесс пошел, многое уже сделано. Там здорово. После городской квартиры — великолепный релакс. Необязательно летать на моря за границу — природа в Беларуси очень красивая.
— Собираетесь агроусадьбу сдавать туристам?
— В планах — да. Чтобы приносила какую-то прибыль.
— В семейном подряде какую роль выполняешь ты: генератор идей, прораб или разнорабочий?
— Всего понемногу. Решения, что делать, принимаем сообща. Главное, чтобы всем троим нравилось.
— То есть плотничать умеешь?
— В этом деле главный специалист — брат. Из дерева может сделать все что угодно. Я больше в помощниках. Можно сказать, прохожу процесс обучения. Возможно, в будущем, когда уйду на пенсию, что-нибудь смогу смастерить.
— Знаю, твой закадычный друг — Александр Семенюк. Какие его качества располагают к теплым приятельским отношениям?
— Ученые доказали: если люди с одинаковым чувством юмора, то их дружба будет крепкой. Мы с Саней в этом плане похожи. С четырнадцати лет, когда начал учиться в РГУОРе, с ним дружим. Всегда находим общие темы, чтобы обсудить, посмеяться. С ним легко. Очень дорожу этой дружбой.
— Семенюка в прошлом году из “Цмокаў” занесло аж в Южно-Сахалинск. Не его ли пример на тебя подействовал?
— Я-то уже четвертый раз за границей собираюсь играть, а вот Саша стал легионером впервые. Так что скорее он брал пример с меня.
— Твой круг друзей в основном из баскетбола?
— Естественно. Антон Вашкевич, Иван Аладко, Антон Папруга — ребята, с которыми играли на молодежных чемпионатах Европы. По сей день поддерживаем связь, летом обязательно встречаемся.
— Обычно те, кто вместе учился в РГУОРе, дружны долгие годы. Как у твоих ровесников?
— Точно так же. Кстати, немало парней уже не играют на профессиональном уровне. По-прежнему в строю только Витя Овсепян, Вова Крисевич, Леша Качан, Максим Добровольский.
— Почему так мало?
— Трудный вопрос. В финансовом плане белорусский чемпионат слабый. Если не уехал за границу или не попал в “Цмокi”, то мало шансов зарабатывать, чтобы достойно содержать семью. Приходится искать новую работу. Баскетбол же превращается в хобби, в приятное времяпрепровождение в кругу таких же влюбленных в эту игру людей. Почти все парни продолжают играть, но на любительском уровне. У нас по-другому никак. К сожалению.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь