Матч моей жизни. Дмитрий Ровнейко. Прикоснуться к звездам

21:05, 11 июня 2020
svg image
1674
svg image
0
image
Хави идет в печали

В начале “нулевых” гродненцы выдали три неплохих сезона и в 2002-м смогли побороться за первое место с БАТЭ. Точнее, это БАТЭ боролся с “Неманом”, ведь борисовчане на финише чемпионата отставали от соперника на семь очков и вырвали титул лишь в дополнительном поединке. Но про тот “золотой матч” в нашей рубрике рассказывали уже многие, а у Ровнейко были и другие памятные встречи. Все-таки из Гродно он отправился прямиком в Белокаменную — в московское “Торпедо”. Это сейчас автозаводцы обитают в ФНЛ, а до 2005 года были реальной силой в российском футболе и навязывали конкуренцию “Спартаку”, ЦСКА, “Локомотиву” и другим грандам. У белорусского защитника на первых порах там неплохо получалось, однако по-настоящему заявить о себе помешала травма, которая подстерегла в 2004-м. Тем не менее до этого Дмитрий успел провести несколько классных матчей и за “Торпедо”, и за национальную сборную. Хотя и после того злополучного повреждения Ровнейко принес еще немало пользы родному “Неману”, став рекордсменом клуба по количеству игр…

ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2004. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР
Группа 3. 7-й тур
БЕЛАРУСЬ — ЧЕХИЯ — 1:3
МИНСК. 6 сентября 2003 год. Стадион “Динамо”. 9000 зрителей (вместимость — 40000). Начало в 18.30.
СУДЬИ: Т.Маккари, Э.Дэвис, А.Каннингем (все — Шотландия).
БЕЛАРУСЬ: Тумилович — Лухвич, Островский, Штанюк, РОВНЕЙКО (Храпковский, 92+) — Кульчий, Геращенко — Гуренко (к) (Володенков, 82), Булыга, Макс.Ромащенко — Кутузов (А.Глеб, 56).
ЧЕХИЯ: Чех — Григера, Больф, Уйфалуши, Янкуловски — Поборски, Тице (Шмицер, 35), Росицки (Вахоушек, 83), Недвед (к) — Барош (Хюбшман, 65), Коллер.
ГОЛЫ: 1:0 — Булыга (14, пас — Кутузов). 1:1 — Недвед (36, со штрафного). 1:2 — Барош (53, пас — Поборски). 1:3 — Шмицер (85, пас — Вахоушек).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Макс.Ромащенко (31, за симуляцию), Лухвич (36, за удар по ногам в борьбе за мяч), Поборски (42, за опасное нападение на соперника), Тумилович (42, за неспортивное поведение), Янкуловски (51, за удар по ногам в борьбе за мяч), А.Глеб (79, за выражение несогласия с решением арбитра).

“Торпедо” и Акинфеев
— Для гродненского “Немана” сезон 2002 года действительно сложился очень удачно. У нас тогда сформировался классный коллектив — сплав опыта и молодости. Была целая плеяда талантливых ребят в возрасте 21-22 лет, которых дополняли люди вроде Радушко или Ковалевича. Они помогали развиваться и направляли на нужный путь. Не зря уже перед этим дважды финишировали четвертыми. К 2002-му молодежь раскрылась, и команда с первых туров показывала хороший футбол. А дальше пошло как по накатанной. Жаль, на финише не смогли удержать преимущество, хотя должны были становиться первыми.
Меня тогда признали лучшим защитником чемпионата. Еще по ходу сезона, месяца за два-три до конца, заключил предварительный контракт с московским “Торпедо”. В то время в России и Украине выступало много соотечественников. Это был серьезный шаг вперед для футболиста. Тем более пригласили в клуб, который занял четвертое место и участвовал в еврокубках. Конкуренция оказалась заметно выше. Сразу понял, что все нужно делать быстрее. Если в Беларуси интенсивность увеличивалась отрезками, то в России, с каким бы соперником ни встречались, приходилось на протяжении девяноста минут выкладываться на сто процентов. К тому же еще стадионы во многих городах забивались под завязку — пятнадцать-двадцать тысяч. Атмосфера была шикарная. Хотя у нас в Гродно в 2001-2002 годах тоже хватало аншлагов. Меньше шести тысяч не собиралось, а на матчах с БАТЭ и вовсе устанавливали рекорды посещаемости.
Нельзя сказать, что в Москве я сразу стал железным футболистом основы, но всегда находился в обойме — появлялся либо в “старте”, либо выходил на замену. Наигрывали еще с предсезонки. Приятно было дебютировать в поединке со “Спартаком”: победили тогда в “Лужниках” при десяти тысячах — 3:0. А я, выйдя на замену, уже через пятнадцать минут отдал голевую передачу Ширко. Однако самый памятный матч из торпедовских времен — против ЦСКА в июле 2003-го. У армейцев дебютный сезон проводил 17-летний Акинфеев, лидерами становились братья Березуцкие, плюс Гусев, Рахимич… И все это под руководством Газзаева. Команда была мощная, силовая. Действовали очень активно, много боролись, постоянно давили на ворота. Приходилось нелегко. Я тогда как раз закрепился в “старте”, причем сменил позицию. В “Немане” в семнадцать-восемнадцать лет начинал в защите на правой бровке, однако затем перевели в центр. А в “Торпедо” и вовсе подняли чуть выше — опорным полузащитником. Хотя иногда использовали и справа. Во встрече с ЦСКА в самом начале удалось забить свой дебютный мяч в России: провели быструю атаку, получили преимущество на фланге, я оторвался от одного из братьев Березуцких и замкнул подачу головой в противоход Акинфееву. Красиво получилось. Когда на недавнем чемпионате мира россияне обыграли в 1/8 финала испанцев, многие шутили: мне удавалось огорчать Акинфеева, а почти всей сборной Испании — нет. Любопытно, что через пять минут мог оформлять дубль и делать счет 2:0: метров с одиннадцати не попал в ворота. После этого соперник сравнял, потом вышел вперед. Однако мы ближе к перерыву вновь восстановили равновесие, а во втором тайме забили с пенальти третий и победили 3:2.
Вообще, неспроста мы грандов обыгрывали. В “Торпедо” тогда подобрался отличный состав: Бугаев, Зырянов, Семшов, Опер… Многие в будущем выступали за сборную России. У главного тренера Сергея Петренко получилось пригласить сильных исполнителей и объединить их общей идеей. В еврокубках едва не прошли “Вильярреал”, а спустя год весь первый круг лидировали в чемпионате.

Чехи и офсайд
Когда заиграл в России, сразу получил вызов в сборную. Тогда было практически нереально попасть в национальную команду из чемпионата Беларуси. Даже когда меня признали лучшим защитником сезона, все равно не входил в обойму. А стоило перебраться за рубеж и получить там регулярную практику — сразу поступило приглашение. Эдуард Васильевич Малофеев в 2003-м позвал на мартовско-апрельский сбор. Дебютировал я в товарищеском матче с Узбекистаном — заменил в перерыве Штанюка. Вели тогда 2:0, однако в концовке упустили победу. Потом сыграл еще один спарринг с Ираном — уже при Анатолии Николаевиче Байдачном, который пришел вместо Малофеева. А после Ирана дождался и первого официального матча за национальную команду — против чехов. Он до сих пор остается самым памятным. Для меня всегда было честью защищать цвета страны и выходить на поле против лучших.
В то время у нас на клубном уровне не было серьезных еврокубковых достижений. Это сейчас, играя в БАТЭ, можно прикоснуться к большим клубам и футболистам. А тогда единственной возможностью проверить себя на фоне топ-соперников были матчи сборной. Чехия однозначно относилась к топам. Взгляните на состав: Чех, Недвед, Поборски, Барош, Коллер… Да и все остальные выступали преимущественно в сильнейших европейских чемпионатах. Не зря через год эта команда дошла до полуфинала EURO»2004, где лишь в дополнительное время уступила Греции, а Милан Барош стал лучшим бомбардиром турнира. Думаю, если бы не поражение от греков, вполне могли взять трофей.
Накануне встречи с чехами понимал, что появлюсь на поле. Анатолий Николаевич спрашивал, смогу ли выйти слева в защите, и наигрывал на этой позиции на тренировках. Причем ставил на бровке соперничать с земляком из Гродно Сергеем Гуренко. Благодаря тому, что заранее знал об участии в матче, психологически чувствовал себя комфортно. Но стартовые минут десять все равно действовал не слишком уверенно. Во-первых, из-за непривычной позиции, во-вторых — из-за новых скоростей. Если в России все требовалось делать значительно быстрее, чем в Беларуси, то в сборной — еще быстрее. Однако потом адаптировался и играл спокойно.
Мне на фланге противостоял Поборски. Но угрозы исходили не только от него — там хватало ребят и из “Ливерпуля”, и из “Боруссии”, и из “Ювентуса”… Понятно, мы большую часть времени оборонялись и думали о нейтрализации звездных чехов. Местами приходилось нелегко. Помимо меня, дебютировал еще и Виталий Булыга. Он находился в расширенном списке кандидатов. Кто-то не смог приехать — и Виталика в последний момент вызвали. Именно Булыга забил уже на четырнадцатой минуте.
Потом Недвед отличился со штрафного: метров с двадцати пяти пустил мяч по идеальной траектории. Но уже в начале второго тайма мне едва не удалось вывести команду вперед. Сыграл в “стенку” с партнером, оказался один на один и катил мимо Чеха. Однако боковой арбитр ошибочно зажег вне игры. Жаль, записи матча не сохранилось — пересмотрел бы тот эпизод. Если бы повели 2:1, неизвестно, как все сложилось бы. Кстати, арбитры признали ошибку. Потом извинились перед нашей федерацией. А чехи во втором тайме сделали несколько ключевых замен и дожали нас. Забили Барош и Шмицер — оба выступали в “Ливерпуле”.

Недвед и травма
Я в конце получил небольшую травму и покинул поле. Шло уже добавленное время. Тем не менее удалось после матча поменяться майками с Недведом, которому вскоре достался “Золотой мяч”. Очень импонировал этот футболист — как на поле, так и за его пределами. Но вообще я не зациклен на майках. Есть еще итальянская — с того матча, где уступили 3:4. И все. Сейчас, будучи тренером сборной, мог бы попросить у немцев или голландцев, но мне это не нужно. Если только для кого-то.
После чехов сыграл еще с Молдовой, затем на кипрском турнире и в спаррингах с литовцами и турками. А потом ушел в аренду в “Ротор” и в матче с “Кубанью” получил серьезную травму. Большой футбол на этом закончился. Порвал крестообразную связку и мениск, повредил хрящ. Очень долго восстанавливался. Пропустил почти весь сезон 2005-го. Через полтора года понадобилась повторная операция. Колено еще несколько лет беспокоило — опухало. В итоге так и не смог вернуться на прежний уровень. Стал другим футболистом. Организм приходилось дополнительно восстанавливать после каждой тренировки. Все это сказывалось на физическом состоянии и на игре. Думаю, при нынешних возможностях медицины удалось бы выйти из ситуации с меньшими потерями. Сейчас и другой уровень лечения, и более короткие сроки реабилитации. В то время травмы такого плана в принципе встречались редко. Может, сказалось то, что “Торпедо” часто играло на искусственных полях. Либо дал о себе знать тренировочный процесс. Тренерский штаб всегда выжимал из футболистов максимум. Когда такие нагрузки, организм подвержен риску. В тот год еще три человека получили похожие повреждения. Хотя лет за десять до этого спортсмены с такими диагнозами и вовсе заканчивали.
А в 2011-м, уже в “Немане”, получил травму ахилла. Пропустил финал Кубка Беларуси против “Гомеля”. Возможно, тот поединок тоже мог стать матчем жизни. Тем не менее я рад, что удалось сыграть за сборную против звездных футболистов. Как уже сказал, для меня всегда было честью защищать цвета страны. Тем более в поединке, в котором тебе на фланге противостоит Поборски, а рядом Недвед, Барош и Коллер. И ты еще забиваешь Чеху…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?