Сергей Матвейчик. Перейдя в “Динамо”, сделал правильный выбор: не стал сидеть в “Шахтере”, просто получая зарплату

21:05, 11 июня 2020
svg image
5199
svg image
0
image
Хави идет в печали

Это “Гомель” и “Шахтер”, расставание с которым предварила неожиданная ссылка в дубль горняков, случившаяся в середине апреля. Впрочем, Матвейчик никогда не унывает и обязательно в разговоре выведет собеседника на веселую волну. А первый вопрос Сергей невольно подсказал сам: “Давай через полчасика созвонимся — только в отель зашел”…

— Интересно, и с какой стати ты зашел в отель?
— Так я в Минске заселился в гостиницу, пока для всей семьи жилье не нашел. Здесь теперь акция — получается дешевле, чем квартиру снимать.

— А почему ты не на динамовской базе в Стайках?
— Когда приходится рассматривать бытовые варианты, все легче делать отсюда. Из Стаек далековато — не наездишься.

— Думаю, предложений у тебя хватало. Почему минское “Динамо”?
— Когда уволился из “Шахтера”, звонили многие тренеры. И раньше часто спрашивали — пока у меня, скажем так, была неопределенность… Но “Динамо” топ-клуб, тем более в нем все устаканилось, есть новый собственник и конкретные задачи. И топ-тренер. Все это основное. А дополнительный плюс в том, что в Минске мне очень удобно и по семейным обстоятельствам.

— Что за обстоятельства?
— Жена беременна, рожать надо. Учитывая ситуацию с коронавирусом, ездить к ней в Гомель мне было бы тяжеловато. А в Минске больше знакомых врачей, и ребенок на учете здесь стоит. Так что все сложилось вместе — профессиональное и семейное.

— Если не ошибаюсь, у вас маленький сын?
— И удаленький — два с половиной года. Вроде все должно пойти по плану: теперь ждем девочку. Как только определимся с жильем в столице, сразу своих сюда и привезу. Жене проще, и сын перестанет доставать ее вопросом: мама, а куда папа подевался?

— Кстати, играй “Гомель” в высшей лиге, это изменило бы расклады?
— Вообще-то мог оказаться там на полгода, и руководство “Шахтера” предлагало. Однако меня остановило одно условие: нельзя менять три клуба за год. И, конечно, не в обиду родному “Гомелю”, но первая лига… Потом вернуться оттуда в ведущие команды гораздо труднее. С другой стороны — допустим, выходим мы в “вышку”, и мне уже было бы психологически тяжело уйти самому. Я дома, все привычно… Вряд ли сорвался бы с места.

— Как встретили в “Динамо”?
— Супер! За день и базу в Стайках изучил, и с коллективом познакомился. Хотя практически со всеми белорусами пересекались в клубах или сборных. Все прошло быстро и гладко, а ведь я немного переживал. Клубы меняю редко, и теперь многое было как будто в новинку. Даже толком не знал механизма приема на работу. Мне что-то говорят, я что-то спрашиваю — про бумаги, заявления, соглашения… Непривычно. Реально не помню, как это в 2013 году происходило в “Шахтере”: кажется, встретился с Юрием Васильевичем Вергейчиком — и сразу на работе! Я и контракт за семь лет в Солигорске не всегда у себя оставлял. Подписывал, продлевал — и даже домой не брал.

— Что в первую очередь будешь помнить об этапе в Солигорске? Все-таки более семи лет — это срок…
— Хорошее отношение руководства, тренеров, болельщиков. Я простой парень, всегда диалог поддерживал. Последние три года снимал квартиру в одном доме, так многие жильцы думали, что Мотя вообще местный! И кто бы что ни говорил о “Шахтере”, запомнятся результаты. За семь лет постоянно быть с медалями, выиграть два Кубка Беларуси — разве плохо? Конечно, всегда хочется большего, но и это огромный плюс для клуба. Бывает, серьезные команды и вылетают, и выдают худшие сезоны, а Солигорск на стабильно высоком уровне. Вот и сейчас в “Динамо” нужно нацеливаться на медали, иначе мое состояние будет немного непривычным. Надо наверстывать упущенное и стараться попасть в призеры.

— Как расстался с “Шахтером”?
— Здорово! Пришел на базу, когда еще никто не знал о моем увольнении. Просто не задерживался там в последнее время — работал с дублем и ездил из квартиры прямо на стадион “Шахтер”. Зачем маячить перед ребятами и лишний раз провоцировать эти разговоры и все остальное? А тогда попрощался с ними и тренерами прямо на поле, где у команды начиналось занятие. Ребята похлопали и предложили сходить с ними в баню, но я уже домой намылился ехать… В общем, все культурно.

— В том числе и с Юрием Вернидубом?
— Да. Подошел конкретно к нему и сказал, что никаких проблем. Он мне тоже. Обид ни на кого нет, и я доволен нынешним положением дел. А как сложилась эта ситуация в Солигорске… Ну, не у меня одного бывает. Но, считаю, я поступил правильно и честно.

— И все-таки: за что тебя отправили в дубль?
— В принципе вы знаете то же, что и я. Было собрание команды, а после него тренер озвучил решение один на один: мол, ты переводишься в дубль. Я говорю: без проблем, но почему? Юрий Николаевич сказал: нужно, чтобы глаза горели, а у меня — как он видел — с этим были вопросы. Спросил, есть ли у меня шанс вернуться. Он ответил: работай и доказывай. Говорю: я вас услышал. Но время шло, задумываться над ситуацией стало нужно не только мне, но и клубу. Для него ведь тоже ненормально, когда я в дубле. Во-первых, занимаю чье- то место — грубо говоря, ребенка. Во-вторых, какой смысл? Зачем оставлять все так и плодить лишние вопросы к тренеру и руководству? А теперь я ушел, и все спокойно. Поговорили еще со спортивным директором и пришли к выводу, что все-таки надо расставаться. А ругани и конфликтов у меня не было. Ни с кем. Если не верите, можете у любого в клубе спросить. Вообще ничего такого. Просто прошла игра со “Смолевичами”, в которой я не попал в заявку, — и потом оказался в дубле.

— И как футболист национальной сборной чувствовал себя рядом с юными пацанами?
— Это огромный опыт!

— ?
— Серьезно говорю. Позитив и задор! Вынес очень много полезного. Один минус, что занятия на синтетическом поле. Хотя в Солигорске оно не убогое — новое и классное. Еще думал, что в тренировочном процессе мне будет легко и просто, а там все в режиме развития. Очень качественно — вообще форму не потерял! Да и столько детям подсказывал… Я все же опытный человек. Следовало и свою форму держать, чтобы они понимали: пришел не какой-то пастух “пешком постоять” и ничего не делать. Нужно было соответствовать своему уровню и в эмоциональном плане, и в физическом. Для них это тоже польза, а для меня драйв. Все время ругаются, спорят, шутят… Правда, классно! И никаких проблем. Понятно, уровень и скорости не те, но было не только прикольно — полезно. Раньше смотрел со стороны: ну дубль — есть себе и есть. А так изнутри увидел определенные проблемы и беды.

— И какие же?
— Мало детей занимается. Очень, если сравнивать с моим детством. Вот это самое печальное. Ну а тренер в Солигорске молодец. Не зажимает индивидуальные качества, не запрещает идти в обыгрыш. Не то что как роботы: вышли, выстроились на поле, ударили в аут и стоим сзади, ждем потери у соперника. В дубле “Шахтера” давно развивают индивидуальность, что показывают и нынешние результаты Витали Лисаковича. Чем больше такой посыл будет идти со стороны тренеров, тем лучше, потому что и сейчас есть технически одаренные ребята. Обыгрывайте, лезьте, пусть вас даже бьют по ногам, если не успевают! В общем, пробуйте и еще раз пробуйте — такая установка в “Шахтере”.

— Речь о 27-летнем Стасе Суворове?
— О Владимировиче! Субординацию я соблюдал полностью. Все с разрешения тренера. Расписание, посещения занятий — четко и аккуратно. Пропустил только одну восстановительную тренировку, так что свой “контракт” в дубле отработал как положено!

— У тебя 254 матча за “Шахтер” во всех турнирах. Но для подсчета голов много даже пальцев одной руки: их четыре…
— Это, конечно, плохо. И мало. Но кто-то должен был стоять сзади, а кто-то забивать. Хочу играть за счет своих сильных качеств. Да, слабые можно и нужно стараться улучшить. Однако нельзя просто бегать в атаку и забывать про свои определенные функции. Для меня это основа всего, что делаю.

— Так я не в смысле критики. Наоборот, подозреваю, что сразу назовешь самый памятный гол — первый за “Шахтер”.
— В Варегеме в 2014 году — бельгийскому “Зюлте” в Лиге Европы, когда сделал счет 2:0, а “Шахтер” победил 5:2. Интересный год для Солигорска и лучший результат “Шахтера” в еврокубках: дошли до раунда плей- офф. А когда ребята из клуба сделали видео и я его посмотрел, оно сильно зацепило. В карьере было много приятных моментов, но вот этот…

— Признайся, тогда просто издали зарядил наудачу?
— Сомневаюсь, что кто-то вообще с тридцати метров специально целится в “девятку”! А если и есть такие, то вряд ли они играют в Беларуси.

— В раунде плей-офф “Шахтеру” выпал ПСВ. Депай вас “повозил” маленько?
— Ну если только в самой концовке ответного матча на “Борисов-Арене”. Но опять же, понимая уровень соперника, мы все знали, что делаем. В Эйндховене на пару с Риосом практически вцепились в Депая. Он даже ругался на нас, показывал на Лешу пальцем: ты крайний хав, иди вперед! Что ты бегаешь за мной? А я играл линейным защитником, латералем. Вот мы вдвоем Депая и бесили. Кстати, недавно с Лехой вспоминали, как тот кричал ему: иди, атакуй! А ведь был эпизод, когда сначала Риос и потом Коля Януш могли забивать. Но мы так и уступили 0:1. В Борисове же долго держался счет 0:0, и в концовке все мы просто поперлись вперед: надо ж забить… А в итоге Депай на девяностых минутах положил два, и мы таких “люлей” получили в раздевалке от Сергея Владимировича Боровского — за то, что нарушили дисциплину и все побежали в атаку. Ой, что там творилось! И бутылки с водой летали, и что-то еще… Скажем мягко, Боровский был очень недоволен.

— А я вспомнил фото Игоря Кузьменка из бельгийской больницы: в игре с “Зюлте” ему сломали и глубоко рассекли нос, да еще и лоб зашивали…
— Он шел головой на мяч, а соперник попал в лицо шестью шипами, и все там разодрал. Ну что? Игорь лежит на поле без движения, а наши жены на трибунах плачут. Они потом сами рассказывали: все, Кузьменок не двигается — караул! Доктор, когда к нему подбежал, говорил: “Ты хоть помаши рукой, что живой! Девчонки переживают очень…” А Игорь потом приехал в отель в больничном халате как ни в чем не бывало. Еще и победу вместе с нами отпраздновал! Кузя — это вообще отдельная песня. Помню, мы с ним за “Гомель” играли, и ему сильно разбили голову. А он говорит: ничего-ничего… Представляешь состояние доктора? Стоит чудак весь в крови — и командует: давай бинтуй! Все нормально, могу продолжать!

— Спуски в шахту будешь помнить? Страшновато?
— Самое страшное там, как мне кажется, — лифт. Едет непонятно куда, а кругом что-то трется, шуршит… Первый раз испытал много всяких эмоций. Да и стремно тоже, это уже потом было спокойно. Но все равно не представляю, если вот так каждый день. Надо быть сильным человеком, чтобы все это преодолевать. И каждый раз одно и то же: ни света белого — ничего. Просто идешь в каком-то подземном пространстве и работаешь, работаешь… Еще и не в полный рост. Тяжело. Так что это, конечно, не просто впечатления — память. И сувенирчики оттуда есть, которые мне сделали. Храню!

— Теперь давай веселую историю с солигорской базы.
— Ой, никогда не было скучно с Вергейчиком. Тот еще мотиватор! Помню, тренировка — с нами только-только начинал работать Сергей Иванович Никифоренко. Играли в “аквариум”, а Юрий Васильевич просто мимо проходил — и как устроил нам “хай”! Во что вы играете?! Что вы еле двигаетесь?! Он за семь секунд такой “аквариум” нам устроил, что все как начали катиться — мама дорогая! Вергейчик посмотрел еще минуту и говорит: “Во, другое дело! Я пошел”… Считаю, он отличный тренер, хоть и пересекся с ним в Солигорске лишь как с директором. Часто ходили слухи, что Васильич может вернуться к тренерству, но этого не произошло. А я с удовольствием с ним поработал бы! Но повторюсь: ни с кем в “Шахтере” у меня не было проблем даже в нынешней ситуации. Так сложились обстоятельства, вот и все. Кстати, я и теперь общаюсь с Вергейчиком, Боровским, Кубаревым. Жаль только, с одним человеком уже не созвониться…

— 9 июня Владимиру Журавлю исполнилось бы 49 лет.
— Иваныч очень помог на первых порах, когда я только пришел в Солигорск из Гомеля. Особенно в психологическом плане. Мол, не переживай и расслабься: я в тебе уверен, ты будешь играть! А вообще мне везет на хороших и сильных тренеров, каждому из которых хочу сказать спасибо.

— Наставник сборной Михаил Мархель выходил с тобой на связь?
— Поздравил с днем рождения и с тем, что опять нашел сильную команду. В общем, Михал Михалыч поддержал. И на словах повторил мои мысли, что я сделал правильный выбор, а не стал сидеть, просто получая зарплату.

— А раньше он тебе звонил?
— Зачем? Узнать, почему я в дубле? Какая разница, если я уже там? Может, если бы у сборной была определенность, тогда другое дело. Смысл звонить, если неизвестно, когда она сыграет? А теперь мне надо доказывать Кучуку, что достоин попасть в состав “Динамо”, — и Мархелю, что могу помочь национальной команде.

— Как 5 июня отметил свой день рождения?
— Один, в отеле. Но поздравлений получил как никогда много. Ха, наверное, мессенджеры у людей “пиликают” напоминаниями все чаще! А “Динамо” поздравило на базе. Поужинал там, приехал в гостиницу, включил телевизор — и потом спать. А на следующий день опять на тренировку.

— На правом фланге у “Динамо” Шитов и Риос. Серьезная конкуренция, однако…
— Вот и супер! Думаю, все от этого только выиграют. И сам растешь, и берешь полезное от других. Остальное зависит от меня — доказывай, что достоин выходить на поле.

— Когда “Шахтер” встречался с минским “Динамо”, ты уже знал, что перейдешь в стан “бело-синих”?
— Контракта еще не было, но практически все нюансы на тот момент уже уладили.

— Болел за “Динамо”?
— В профессиональном плане был не просто должен, а обязан за него переживать. Это нормально и ничуть не говорит о том, что период в Солигорске можно взять и вычеркнуть. Я же не робот, а человек: теплые чувства к “Шахтеру” останутся — семь лет не все в футбол играют в высшей лиге! Там осталось много друзей, и это тоже навсегда. Им не важно, в каком я клубе и до какого времени. Но теперь должен подтверждать свою состоятельность в “Динамо”. Люди в меня поверили, поэтому дальше уже сам буду доказывать им и болельщикам, что пришел сюда не зря. Почему так подробно объясняю? У нас ведь сразу любят перевернуть твои слова: вот, он там плюет на все, а здесь у него кругом “топ”! Нет, ни в коем случае. Но если брать конкретно футбол, то, конечно, думал про свою новую команду — и больше смотрел за тем, как играет она.

— Со второго круга ты уже сможешь выступать за “Динамо”. Его поединок в гостях у “Шахтера” будет самым принципиальным?
— Конечно. И с дополнительными эмоциями. Там ведь вообще будет пристальное внимание всего города. Как сыграю, так обо мне и станут потом говорить. Или хорошо, что его убрали — или зря убрали… Хотя важнее всего, как себя проявит команда: даже в таких ситуациях отделять себя от нее не надо.

— Кто победит в Борисове в главном матче первого круга — БАТЭ или “Шахтер”?
— Солигорск очень надежен в обороне. Борисов здорово выходит в атаку, спокойно и уверенно доставляя мяч от линии своей обороны практически до чужой штрафной. Уровень исполнителей впереди у БАТЭ говорит сам за себя. Но думаю, футбол будет закрытым — плюс-минус как игра “Динамо” с “Шахтером”. И в этом матче с сумасшедшим накалом все тоже наверняка решит один из исполнителей.

— За кого будешь болеть?
— Лучше сказать, за что. За ничью — пусть оба не отдаляются от “Динамо” в таблице.

— Практически все сходятся во мнении, что именно борисовчане и солигорцы оспорят чемпионство.
— Конечно, гандикап у них уже есть, это невозможно отрицать. Уровень составов — тоже. Может, в Солигорске чуть похуже в плане ротации, и то лишь на определенных позициях. Но смотрите: “Шахтер” пропустил всего три мяча за двенадцать туров! Серьезный показатель, а не стечение обстоятельств. Еще и с учетом того, что у команды был плохой старт! Но, думаю, для БАТЭ и “Шахтера” не все окажется так просто. Сколько Брест забил за два тура? Десять! Тоже о многом говорит — даже при всех проблемах, о которых пишут. Но пишут открыто — значит, футболисты понимают, что они делают. Это же не так, когда все прячутся и шушукаются: ай, там платят, а там не платят… Брестчане явно играют с пониманием всего происходящего и знают, какой будет выход из сложившейся ситуации.

— У тебя один пробел в наградах — нет золота. И уж давай откровенно: похоже, в этом году до него опять не дотянуться. А если так и останешься без чемпионства?
— Все-таки очень надеюсь на это. Вернусь к началу нашего разговора. Клуб обрел собственника и конкретные задачи, пришел топ-тренер — должно сработать! Может, не сейчас, так в следующем году. Конечно, будет обидно, если в карьере этого не случится. Но, думаю, шансы добиться чемпионства у меня еще больше чем пятьдесят процентов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?