Эдуард Венский. Федерация и клуб попросили ЕКВ вернуть “Минчанку” в Лигу чемпионов
Да какой! Уже полтора года он трудится на посту председателя Белорусской федерации волейбола. Летнее межсезонье — лучшее время, чтобы обсудить стержневые темы из прошлого и будущего: и чемпионат страны, и сборные, и еврокубки.
— Вы возглавили федерацию вскоре после завершения игровой карьеры в “Шахтере”. Между этим провели около года на посту директора БФВ. Того времени хватило, чтобы полностью вникнуть в рабочие процессы и специфику?
— Полностью вникнуть невозможно. Потому что специфика постоянно меняется, и мы все это время продолжаем учиться. Прибавилось мероприятий, выступлений наших сборных в Европе, участий молодежных команд в финальных стадиях топ-турниров и так далее. А сейчас еще из-за коронавируса возникла ситуация, с которой не то что мы не сталкивались — вообще никто.
— Из-за этого чемпионат страны вы прекратили досрочно, причем без определения призеров. “Строитель” и “Жемчужина Полесья” возмущались, почему их не назначили чемпионами — по итогам выигранной “регулярки”? Как объясняли им главное решение?
— Оно, конечно, было трудным. Доигрывать чемпионат уже не представлялось возможным. Все-таки здоровье важнее. Во-первых, обеспечить безопасность всех команд мы не могли. Сейчас приводят в пример футбол, который у нас в стране не прекращался. Но там у многих клубов свои базы. В волейболе такого нет.
Во-вторых, в случае доигровки чемпионат проводили бы без зрителей, а это неправильно. В-третьих, в волейболе матчи обслуживают протиральщики площадки и подавальщики мячей — мальчишки и девчонки. Мы провели в необычном формате одну-единственную игру — “Строитель” в Минске встречался с “Энергией”. Она прошла без болельщиков. А мячи подавали запасные. И все это было похоже не на официальный матч, а на тренировку.
В-четвертых, среди всех игровых видов спорта у нас самая маленькая площадка. А на ней сразу двенадцать человек. Такой плотности нет нигде. Говорят, будто волейбол — неконтактный вид. Но через мяч касаний происходит в минуту гораздо больше, чем даже в гандболе.
Что касается выбора, определять ли итоговые места, мы отталкивались от опыта других федераций. Очень многие в Европе делать так не стали. А “Барком-Кажаны” в Украине вообще мог получить золото, но клуб сам от него отказался, объяснив это тем, что чемпионат не доигран. Красивое и достойное решение.
— Если нет призеров, как выявить тех, кто выступит в еврокубках?
— Начнем с того, что у нас на всю страну там играют лишь три команды. Некоторые от этого просто отказываются. Так, к примеру, случилось сейчас у женщин с Брестом, Мозырем и Могилевом. Осталась одна “Минчанка”, которая запросто может выступать в Кубке ЕКВ либо в Кубке вызова на правах владельца Кубка страны. Но и федерация, и клуб письменно обратились в ЕКВ с просьбой предоставить “Минчанке” место в Лиге чемпионов. Все-таки организаторам интересно, чтобы в этом турнире выступали сильные команды. А таковых на фоне известных событий может случиться недобор.
— Это отличная новость. Но почему же “Минчанка” отказалась выступать в Лиге чемпионов в минувшем сезоне? Объяснять это болезненными поражениями на фоне участия в суперлиге нелепо.
— Считаю, если есть шанс сыграть в Лиге чемпионов, то нужно это делать, несмотря ни на что. Да, тяжело — тем более одновременно с выступлением в суперлиге. Но это же рейтинг и престиж не только команды, но и всего нашего чемпионата. Лига чемпионов — это звучит. А слышишь Кубок ЕКВ — и сразу чувствуется, что турнир рангом ниже. Возможно, клуб все это осознал. И прилагает усилия, чтобы вернуться в Лигу чемпионов.
— Кто выступит в Лиге чемпионов у мужчин: “Строитель” или “Шахтер”?
— Здесь есть варианты. В еврокубках точно сыграют обе команды. А ясность насчет их участия в Лиге чемпионов появится в ближайшее время.
— В межсезонье работа в федерациях не прекращается. В каких направлениях трудитесь сейчас?
— Летом занятости обычно еще больше, чем в другие поры года. Потому что полно подготовительной работы перед новым чемпионатом. К тому же частично меняем его регламент. А когда осенью сезон начинается, уже проще. Сейчас же основная работа была связана со сборными. Примерно через день консультировались с ЕКВ насчет того, когда пройдут соревнования. А поскольку сроки были неизвестны, приходилось постоянно корректировать и даты сборов наших команд, и спарринг-программу.
— Почему отбор у мужчин перенесли на январь, а у женщин — нет?
— Здесь все зависит от того, как договариваются между собой национальные федерации. ЕКВ отдает принятие решения им на откуп, поскольку в разных странах своя эпидемиологическая обстановка. Что касается мужчин, то представители Португалии не знают, когда у них снимут карантин, и поэтому в августе не смогут принимать матчи. В Норвегии все впритык — хорошо, если карантин снимут к августу. Так что и те и другие выступили за январь в качестве запасных сроков проведения отбора.
А вот у женщин договориться сумели. Наверное, еще и потому, что команд в группе не четыре, а всего три. У швейцарок отдельная ситуация. Они не были готовы принять отбор у себя, но выехать могут. А эстонки, как и мы, хотели устроить турнир у себя. Поэтому ЕКВ провела жеребьевку между обеими федерациями, и нам повезло.
— Почему в рамках этого турнира команды встретятся не по разу, а дважды? Чтобы исключить фактор случайности?
— Нет. Соревнования все равно должны пройти в изначально запланированном формате. Это, если помните, матчи дома и на выезде. А сейчас все они просто будут сыграны в одной стране.
— У мужчин состоятся два таких турнира — по одному в разных странах. Мы претендуем на то, чтобы принять один из них?
— Да. Как и португальцы, которые очень хотят выйти на чемпионат Европы с первого места в группе. Поэтому они предлагали всем собраться у них. Но мы против. Поэтому и пройдут не один, а два турнира. Имена их хозяев ЕКВ огласит, думаю, ближе к концу месяца.
— Зачем парням сбор в июле, если их квалификация пройдет только зимой?
— Тренеру в любом случае хочется посмотреть на игроков, собрать команду. Легионерам сейчас будет удобно пройти предсезонку в таком режиме. Да и сборы мы планировали заранее. Они точно не помешают. Ведь расставаться более чем на год тоже неправильно.
— Почему сбор пройдет именно в Мяделе?
— Когда прорабатывали варианты, и Стайки, и Раубичи были заняты. А пожелание тренерского штаба — поработать именно за городом. Провести сбор по физподготовке, чтобы ничего не мешало. База в Мяделе для этого вполне подходит.
— Почему в команду не вызваны Удрис и Антонович? Нужно подлечиться?
— У Артура была небольшая травма. И, насколько знаю, он просил на этот сбор его не вызывать. Антоновича со счетов никто не списывал. Сергей хорошо провел сезон в “Строителе”. Вполне возможно, Виктор Бекша просто хочет посмотреть на других игроков.
— У женщин этот сбор по ОФП пройдет в Тихиничах. А второй?
— В Минске. Либо на “Олимпик-Арене” в микрорайоне Лебяжий, где отличный зал и гостиница рядом. Либо в “Чижовка-Арене”, где, вероятнее всего, и пройдет отбор чемпионата Европы.
— В составе есть ряд новых имен. К чему бы это?
— Денис Матвеев хочет посмотреть на молодых девчат, игравших в Бресте, в Могилеве. Потому что с костяком сборной он и так знаком — по выступлениям в чемпионате России.
— Вызвана на сбор и Анна Калиновская, в интервью “ПБ” в марте подвергнувшая критике методы работы Дениса Матвеева, у которого играла осенью в Челябинске. Вы удивлены?
— Нет. Потому что клуб — это клуб. А сборная — это сборная. И какими бы ни были их отношения на клубном уровне, здесь национальная команда, а это уже совсем другое. Тем более Калиновская — ключевой игрок. Так почему бы ее не вызвать? А при назначении Матвеева никаких высказываний, противоречий и вопросов со стороны Анны не было. И сейчас я уверен в профессионализме как игрока, так и тренера.
— Глобальный вопрос. Опытные и титулованные игроки женской сборной объясняли мне неудачу на предыдущем чемпионате Европы тем, что трудно снова выходить на пик формы через пару месяцев после выступления в Евролиге. Соглашусь, что ее можно проводить в омоложенном, экспериментальном составе. Но тогда не будет результата — и улучшения позиций сборной в рейтинге, значение которого в последние годы стало очень велико. Как быть?
— Да, дважды в короткие сроки выйти на пик формы крайне трудно. Но надо понимать, что до этого наши сборные никогда не играли так много, как в прошлом году. Девушки в Евролиге впервые вышли из группы в “финал четырех”. У парней такое уже случалось в 2018-м, но сейчас они в придачу выступали в Кубке претендентов. И после этого — подготовка к чемпионату Европы… Конечно, “наелись”. Согласен, что нужно расставлять приоритеты в важности соревнований. А у нас получились просчеты в подготовке. Все-таки основной старт — это чемпионат Европы.
Например, Бельгия в Евролиге в прошлом году выступала вторым составом и стала последней в своей группе. Но делала эта специально, чтобы спокойно готовиться к чемпионату Европы. Возможно, и нам стоит действовать так же. Уверен, что и парни, и девушки выйдут на чемпионат Европы. И тогда в следующем году и тем и другим, пожалуй, следует играть в Евролиге в расширенном составе, чтобы дать лидерам возможность отдохнуть. Потому что в этих турнирах наши сборные взяли медали, а на чемпионат Европы сил не хватило. И осталось неприятное ощущение, будто что-то не доделали.
— Кстати, несправедливо же, что состав участников Золотой Евролиги стал формироваться не по итогам предыдущего розыгрыша, а на основании общего рейтинга?
— Конечно. Латвия из-за этого пострадала — опустилась в Серебряную Евролигу, хотя в прошлом году заняла в Золотой пятое место. И пошли прахом все рекламные контракты. Но ЕКВ объясняет свое решение желанием повысить престиж турнира, открывает дорогу более сильным командам.
— Вернемся к чемпионату Европы. Чем еще, кроме озвученных выше проблем в подготовке, объясняете неудачу наших команд?
— У девчонок получился провал. Все, включая их самих, ждали выхода из группы, а вышло, что заняли там последнее место. По названным причинам командной игры уже не было, а индивидуально победить не смогли. Ну и, конечно, большой отпечаток наложили поражения даже не на старте от России, а следующие — от Испании и Словакии. Все рассчитывали, что этих соперников снова сумеем обыграть. Но уровень команд в Европе подравнялся. Борются даже швейцарки. Ну и Германия, конечно, очень сильно добавила.
У мужчин с уровнем сборных то же самое. Хороший пример — обыгравшая нас Македония. Да, у нее все сделал один игрок — ярко выраженный лидер Гьоргиев. Но ведь ему помогали партнеры. И скажу в оправдание нам, что он мощно провел матч не только с нами. На следующий день в игре с будущими финалистами словенцами тоже стал лучшим бомбардиром.
— Несколько лет назад федерация заключала соглашения о сотрудничестве с коллегами из волейбольных стран — Польши и Болгарии. Сейчас те договоры как-то реализуются?
— Да. У нас есть такой договор и с Россией. И именно на его основе в суперлиге выступает “Минчанка”. С Литвой сотрудничаем в части пляжного волейбола. Плюс женская команда из этой страны хочет участвовать в нашем чемпионате. Интересна литовцам и наша ДЮВЛ — детско-юношеская волейбольная лига. А Польша помогает в техническом плане — оборудованием для тренировок, методическими наработками. К тому же наши молодежные сборные регулярно выбираются в эту страны на товарищеские матчи. Так что соглашения все же работают.
— Похоже, нашу молодежь перестали “воровать” другие страны. Вам приходится принимать жесткие меры противодействия, либо все уладилось иначе?
— Бороться с этим было тяжело, пока проблемой не озаботилась ФИВБ — Международная федерация волейбола. В прошлом году ее представители подняли все документы касательно того, кто, когда и как уезжал из Беларуси. Изучали даже бумаги, связанные с отъездом в Россию еще Александра Бутько. И сейчас приоритет в выступлении за сборную отдается стране, в которой игрок родился. Перебрался за границу — можешь менять гражданство. Но если документы подтверждают, что учился в нашей спортивной школе, то спортивное гражданство все равно останется белорусским. Поэтому уже нет такого, как раньше, когда парни уезжали в Россию, получали там гражданство, а вместе с ним и право играть в сборной этой страны.
Как известно, этим грешили постсоветские страны, Балканы и Турция. Люди меняли спортивное гражданство, и не раз. Был македонцем, и тут же хорват, затем вдруг становился словенцем, а потом сербом. Это решили пресечь на уровне ФИВБ. Мы и ранее договорились с Россией, чтобы перестали забирать наших парней. А теперь это подкреплено еще и вышестоящей федерацией. Так что в последнее время процесс прекратился. Предыдущий отъезд — Дениса Богдана в “Факел”. У девушек — с ходу и не скажу.
Вообще, менять спортивное гражданство ФИВБ совсем уж не запрещает. Но основной посыл таков: оградить от этого ребят в раннем, несознательном возрасте, чтобы затем они могли выступать в родной сборной и не оказались потеряны для страны. И необязательно менять спортивное гражданство, чтобы сделать себе карьеру. Яркий пример — Олег Ахрем в Польше. Родион Мискевич и Артур Удрис также обошлись без этого, что не мешает им выступать в хороших клубах и с удовольствием приезжать в сборную Беларуси.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь