VAR-экономика. VAR в Беларуси — это реально, но нужен миллион евро

20:51, 18 июня 2020
svg image
1169
svg image
0
image
Хави идет в печали

Слава богу, ошибка не повлияла на исход встречи.
Через тур “Витебск” не позволил БАТЭ взять три очка, уступая по ходу поединка 0:2. Но обсуждали после игры не чудо-камбэк команды Сергея Ясинского, а ошибку Амина Кургхели, который простил Яблонскому контакт руки с мячом в штрафной. А это не только пенальти, но и желтая карточка, которая стала бы для полузащитника в том матче второй… Хорошо еще “Витебск” спасся — поэтому обошлось без громких последствий.
Самому БАТЭ не хватило сил на героическую концовку во встрече с “Шахтером”, после того как Сзоке въехал ногой в Чичкана, а Подстрелов подхватил мяч и оформил ничью. Виталий Севостьяник не разглядел в действиях словака элементов джиу- джитсу, ошибка непосредственно повлияла на исход игры. Результат — по дороге из Борисова фанаты БАТЭ тормознули машину с судейской бригадой и были готовы доказать Севостьянику, что он не прав, не только на словах. “Сейчас будут бить”, — поняли в автомобиле и дверь не открыли…
Но народный гнев не единственное следствие результативных ошибок. Еще одна неприятность — отстранения. И Кульбаков, и Кургхели получили от судейского комитета несколько недель на то, чтобы подумать о своем поведении. У Севостьяника также нет назначений как минимум на ближайший тур высшей лиги… Кстати, не очень доверяют в этом году и Виктору Шимусику, который в конце прошлого сезона не заметил мяч, попавший в максимально оттопыренную руку Бурко, и позволил “Шахтеру” спасти ничью в матче с брестским “Динамо”.
Заметьте, речь исключительно о топ-рефери. Их ругают, разбирают действия, отстраняют, несмотря на статус. Но на количество ошибок эти меры влияют слабо. Через тур, между прочим, новый взрывоопасный матч: в Борисов приедет минское “Динамо”. Кого на него назначить, когда почти все лучшие судьи за последний месяц результативно прокололись? Из “топов”, кому в этом сезоне нечего предъявить, остался, пожалуй, только Сергей Стецурин. Причем выбор в принципе невелик: в Беларуси для работы на высшем уровне аттестован всего 21 главный судья и 31 ассистент.
На этом фоне все чаще проскальзывает вопрос: неужели система VAR — действительно фантастика для белорусской действительности? Ведь даже в злосчастном брестском матче, где осталась незамеченной рука Бурко, Шимусик мог избежать грубейшей ошибки, лишь заглянув в любезно протянутый болельщиком смартфон…
Повтор с ТВ-камер без сомнений позволил бы судьям верно оценить все вышеперечисленные эпизоды за секунды.

***
Еще два года назад система видеоповторов была экзотикой для мирового футбола. О ней спорили, в ней сомневались. Англичане, привыкшие чтить традиции и искать собственный путь, вообще поначалу отказались от VAR, решив, что от нововведения больше вреда, чем пользы. А бразильцы, например, просто посчитали деньги и прослезились: внедрение и годовое обслуживание VAR было оценено в 5 млн евро с хвостиком — причем оплачивать банкет предложили самим клубам. Вроде и небольшая сумма выходит, когда делишь на двадцать. Но на практике проголосовали за только семь клубов, против — двенадцать, еще один воздержался.
Однако объективная необходимость быстро расставила в этом мире все по местам: сегодня VAR работает и в Англии, и в Бразилии, и еще в 37 странах по всему миру. От Вьетнама до Саудовской Аравии.
В Европе ставку на VAR уже сделали семнадцать стран. Разумеется, топ-5: Англия, Испания, Германия, Италия и Франция. Но и не имеющие подобных возможностей Нидерланды, Бельгия, Португалия, Россия, Польша, Греция, Хорватия, Чехия, Дания, Швейцария, Украина и Болгария.
Тем не менее семнадцать стран — это далеко не вся Европа. Оставим в стороне элиту, которая живет на широкую ногу. Но даже если взять за образец географически близкую нам Россию, может показаться, что VAR — это игрушка для избранных. Для тех, у кого водятся деньги. В СМИ уплыла информация, что внедрение системы видеоповторов только в прошлом сезоне обошлось российскому футболу в сумму около 8 млн евро. Руководитель проекта по внедрению VAR в России Леонид Калошин позже отметил, что цифры несколько завышены, но для чемпионатов вроде белорусского что восемь миллионов, что семь — величины одного, запредельного, порядка.
Другие примеры более жизнеутверждающие. Скажем, в Дании и Греции нынешний сезон доигрывают еще по старинке, полагаясь лишь на острый глаз и житейскую мудрость главного арбитра. Но датская суперлига уже выложила 2 млн евро за то, чтобы в новом сезоне судьи во всех матчах и на всех стадионах имели возможность подсмотреть в монитор. Греческая — те же два миллиона с небольшим хвостиком. Единственное, и там, и там в элите играют по 14 клубов — то есть и оснащать нужно поменьше арен.
Еще более близкий нам пример — Чехия. Братья-славяне, те же шестнадцать клубов в высшей лиге, скромные финансовые возможности… В этом году они проводят с видеопомощником пять из восьми матчей в туре. Суммарно такое удовольствие стоит им около 400 тысяч евро. В следующем сезоне ценник несколько вырастет, так как лига планирует использовать VAR во всех поединках, не оставив на откуп случайности ничего.

***
Вообще, конечная сумма во многом зависит от того, как договоришься со всеми заинтересованными сторонами. Как правило, лиги ищут сразу двух партнеров: местный продакшн, который обеспечит картинку, и компанию, которая предлагает VAR-технологию. Вторых на рынке не так много, и лучше иметь дело с теми, у кого есть лицензия, подтвержденная ФИФА. Ценник у них негибкий. А вот с местными можно поторговаться.
Серьезные стартовые затраты — обустройство стадионов. Для каждой отдельной арены цены индивидуальны. В Англии в среднем вышло около 300 тысяч евро, в Украине говорили о 240 тысячах, а в российском Краснодаре похвастались, что им хватило 175 тысяч. Во всех случаях — слишком дорого для Беларуси, где в некоторых городах столько может стоить целый стадион.
Но опять же многое зависит от запросов. Насколько технологичной должна быть VAR-кабинка? До какого минимума можно сократить количество камер? Кому-то и четырнадцать мало, для кого-то восемь — потолок. Как много удастся сбить в переговорах с производителем картинки? Где и насколько еще можно ужаться?.. Чешский пример показывает, что VAR по силам подогнать и под бюджетные характеристики. Чтобы по необходимому минимуму оборудовать все шестнадцать арен высшей лиги Беларуси, нужно порядка миллиона евро.
Только это не окончательный расчет. Еще нужно потратиться на технических специалистов и расширение судейского корпуса (нынешнего количества точно не хватит — помните, 52 человека на все про все?). Причем судей необходимо обучить — а значит, заплатить тем, кто научит…
Знакомство с VAR — это не просто ликбез, как пользоваться гарнитурой во время матча. Это спецкурсы в аккредитованных ФИФА судейских школах, где объясняют специфику технологии, учат интерпретировать по видео ключевые эпизоды и их фазы, а также многим другим любопытным приемам. Например, правильной оценке моментов на обычной скорости и в замедленном повторе. Раньше судьи, работая исключительно в режиме “live”, так никогда не делали. А ведь любой контакт в “слоу-мо” выглядит намного эффектнее — и рефери должен быть готовым не поддаться первому впечатлению.
В общем, все это небыстрый и муторный процесс. У россиян, например, путь от идеи до ее реализации занял почти три года. Принципиальное решение премьер-лига приняла летом 2017-го, после чего окунулась в организационные детали: подготовка новых рефери и переподготовка имевшихся, ввод новых позиций — видеоассистентов и replay- операторов, тесты, тесты, тесты… В итоге на всех матчах чемпионата VAR заработал только этой весной.

***
Полномасштабно запустить VAR в чемпионате Беларуси в ближайшие годы — задача вряд ли осуществимая. Причем дело не столько в деньгах, сколько в подготовке кадров и организации процесса. Деньги могут появиться в одночасье, квалифицированные специалисты — нет. А судейская бригада на матче при этом должна расшириться как минимум вдвое: к квартету арбитров добавится квартет ассистентов.
Тем не менее есть и половинчатые решения, которые не сводят проблему судейских ошибок целиком, но могут снять самые острые симптомы. Например, передвижная станция VAR. Завел фургон — и отправился на центральный матч тура. Украинская футбольная ассоциация приобрела себе такой в прошлом году как временное решение и начала использовать с майского финала Кубка, в котором донецкий “Шахтер” разгромил “Ингулец” 4:0. В той встрече видеоповторы не особо пригодились, но в целом эффективностью VAR в Украине довольны: говорят, вещь в хозяйстве полезная.
Один выезд такого фургона, по словам руководителя комитета арбитров УАФ Лучано Лучи, обходится в 5 тысяч евро. Если использовать раз в тур, то за весь чемпионат выйдет 150 тысяч. Плюс покупка самой станции. Плюс обучение судей. Плюс оплата труда дополнительного персонала — операторов, видеоассистентов… Вот и считайте сами.
В Польше таких фургонов — четыре. Они ездят по городам и весям целый сезон и закрывают все матчи чемпионата. Ну почти все. Буквально несколько раз в году возникают ситуации, когда в один день слишком много игр, и в некоторых судьям приходится работать без видеостраховки. Поляки с этой маленькой неустроенностью справились стоически: решили просто с ней мириться. Платит за VAR лига, и, как рассказали польские коллеги, цена вопроса — около миллиона евро за сезон.
Недешево, конечно. Другое дело, все больше футбольных лиг эти траты оценивают как оправданные: лучше так, чем потом объясняться за судейские ошибки, которые иногда обходятся еще дороже.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Читайте также

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?