Молодым — дорогу. Пряник против кнута. Каким мог бы быть в Беларуси лимит на молодежь

20:59, 22 июня 2020
svg image
923
svg image
0
image
Хави идет в печали

У них всегда на носу еврокубки, с них в каждом матче требуют результат — в общем, не до того, чтобы еще с кем-то цацкаться. Но и те, у кого амбиций и денег нет — вроде “Слуцка”, лучше привезут Коанда из Буркина-Фасо и Балу из Нигерии, чем поставят своего. Видимо, африканцы, мечтающие о какой-никакой Европе, не хуже, дешевле и сговорчивее. Так зачем тратить средства и время на молодежь, которая не может с ними конкурировать?..

***
Новый виток борьбы национальных интересов с естественным отбором намечен на сезон-2021. На прошлой неделе БФФ анонсировала важное изменение в регламенте: каждый клуб обяжут иметь на поле как минимум одного игрока не старше 21 года. На бумаге все красиво. Таланты получат игровое время и будут расти над собой, выступая с лучшими против лучших. Не захиреют в чемпионате дублеров, не расплещут мотивацию и не уйдут из футбола в другую профессию. А там и до сборной недалеко, ради процветания которой все и затевается.
Может, это действительно блестящее решение. Но разве именно то, чего не хватало для прорыва? Вот уже более десяти лет белорусский футбол живет с лицензированием. У каждого клуба как минимум по десять молодежных коллективов различных возрастов, из них по четыре выступают в турнирах национального уровня. Больше сотни команд, больше трех с половиной тысяч игроков — беспрецедентная системная работа, которая, рассказывали, даст толчок нашему футболу. Но что-то не особо оттолкнулись с тех пор. В отборочном турнире EURO»2020 сборная финишировала предпоследней, а в квалификации чемпионата мира-2018 — последней, вслед за Люксембургом. Причем сколь пристально Михаил Мархель ни вглядывается в чемпионат, не видит никого лучше Гутора, Стасевича, Драгуна…
Пять лет назад высшая лига расширилась до шестнадцати команд. Говорили, что двенадцать — слишком мало. И география страдает, и молодым негде играть. Пять лет — приличный срок. Где молодые? Все там же. Клубами они оказались не особо востребованы. Следующим шагом федерация отреагировала, как умела: не хотите по-хорошему, мы вас заставим.
Силовые методы решения вопросов в принципе в белорусской спортивной отрасли традиционны. Нужны молодые хоккеисты — установили квоты в чемпионате, нужен полусредний-левша в гандболе — придумали “правило левши” на пару сезонов… В других сферах жизни то же самое: захотели продвигать белорусскую музыку — законодательно отдали под нее 30 процентов радиоэфира, до 2009-го процент доходил вовсе до 75! Только новые имена не появились. Слабым и квота не помогла, а Макс Корж пробился даже в обход радио и ТВ — через интернет.

***
Когда нужно стимулировать какой-то процесс, на ум почему-то приходит лишь один способ: обязать, заставить, запретить. Кнут, кнут, кнут… Хотя от проблемы зачастую можно избавиться изящнее, поманив пряником. В Польше, например, решили “молодежный вопрос” увлекая, а не только ставя заборы. В “экстраклясе” уже несколько лет действует лимит, аналогичный тому, который в Беларуси собираются ввести со следующего сезона: каждый клуб обязан выпускать хотя бы одного игрока до 21 года.
При этом Польский футбольный союз не просто диктует клубам свою волю, но еще предлагает приятный бонус за развитие молодежи — миллион евро. Хотите претендовать на эти деньги? Доверяйте молодым, ставьте парней до 21 года в состав, а в конце чемпионата посчитаем, кто преуспел в этом больше других. В прошлом сезоне бонус разделили четыре клуба. Главный куш достался познанскому “Леху” — 400 тысяч. Приятная сумма, с которой наверняка было легче пережить посредственное выступление в турнире — только восьмое место.
Если бы в Беларуси минуты молодых игроков на поле тоже можно было конвертировать в тысячи евро, пожалуй, многие клубы взглянули бы на этот вопрос под новым углом. Не нужен даже миллион. Скажем, установить призовой фонд в 175 тысяч евро и награждать тройку лучших в пропорции 100 — 50 — 25. Критерий — суммарное количество минут игроков до 21 года, проведенных в сезоне. Для того же терпящего бедствие “Слуцка”, старше которого во всем чемпионате только “Ислочь”, это стало бы поводом задуматься всерьез. Завозить новую партию ветеранов и африканцев, чтобы вцепиться в 10-е, а не 12-е место, или…

***
В высшей лиге ведь полно клубов, которые ни за что не борются и у которых, по большому счету, нет предназначения. “Ислочь”, “Слуцк”, “Славия”, “Городея”, собравшие “пенсионеров” под результат, — в числе самых возрастных команд и без того немолодого чемпионата. Но позади уже почти половина сезона, а никто из них не идет выше девятого места. Новый лимит ничего не изменит в их мироощущении, только озлобит тренеров на пресс-конференциях после поражений. Это ведь механический процесс, который подталкивает не растить молодых игроков, а найти одного более или менее толкового и спрятать куда-нибудь на фланг, чтобы обойти квоту. Решусь на прогноз: в следующем сезоне существенно вырастет количество крайних защитников до 21 года…
При этом ветеранские команды не помолодеют. С другой стороны, финансовый бонус мог бы наделить такие коллективы красивой целью. 100 тысяч евро — это серьезная часть бюджета для любого клуба чемпионата, есть за что побороться. Многие наверняка присмотрелись бы к белорусской молодежи повнимательнее и разглядели бы в ней искру, перспективу, талант. Причем никто не мешает претендовать на этот куш и БАТЭ с “Шахтером” — пожалуйста, условия прозрачны и одинаковы для всех. Нужен Солигорску бонус — выпускайте Булычева, а не легионера Диасамидзе или матерого Балановича, поднимайте из дубля Ковалевича, который там лучший бомбардир, дайте ему шанс. А нет, так нет. Найдутся другие желающие.
Более того, такая система поощрений работает не только в “экстраклясе”, но и в трех более низких польских дивизионах. В Д2 на кону тот же миллион евро, в Д3 и Д4 — поменьше. Всего на четыре дивизиона футбольный союз выделяет 13 млн злотых, или около 3 млн евро. Огромные деньжищи для скромных ребят из минора!

***
Для Беларуси, где у спорта в принципе не так много возможностей заработать, это мощнейшая мотивация. Особенно для частных клубов вроде “Крумкачоў”, которые не получают легких денег от государства. Они могли бы ухватиться за эту возможность и найти в воспитании молодежи свое предназначение. Механический процесс перерос бы в творческий: клубы начали бы задумываться, как продвигать молодежь и при этом сильно не проваливаться в таблице. Ведь метод пряника стимулирует более конструктивные решения, чем метод кнута. Хотя бы потому, что клубам ничего не навязывают, лишь открывают новые возможности, — и они сами заинтересованы в том, чтобы эффективно ими распорядиться.
Однако ничего подобного в нашем футболе нет. Мы посмотрели на Польшу и переняли только то, что укладывается в нашей голове лучше всего — лимит. Еще один удар хлыстом из лучших побуждений. Ну поглядим, как подействует.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?