Михаил Мархель. Это кажется, что у Лисаковича много времени. Если есть стоящее предложение, надо рисковать
В сентябре ей предстоит стартовать в новом розыгрыше Лиги наций, а в октябре — играть знаменательный плей-офф евроквалификации против грузин. На нынешнем рубеже, когда белорусский чемпионат уже подошел к экватору, а наши легионеры в заграничных клубах только отходят от карантина, главный тренер сборной рассказал “ПБ” о текущих делах как команды, так и отечественного футбола в целом.
— Как тренерский штаб сборной прожил период пандемии?
— В рабочем порядке. Понятно, что было много неопределенности, но белорусский чемпионат продолжался, поэтому была возможность продолжать просматривать потенциальных кандидатов в сборную. Следим за всеми, знаем, кто в какой форме находится. Словом, обычная наша работа. Ближе к осени будем готовиться уже более конкретно к предстоящим матчам.
— Ваша реакция, когда поняли, что ни матча с грузинами в марте, ни чемпионата Европы летом не будет?
— Воспринял это как должное. Конечно, мы готовились к мартовским играм. Но как есть, так есть, ничего не попишешь. Все находятся в равных условиях.
— Эта пауза для нас может сослужить какую-то службу?
— Сложный вопрос. Понятно, что у всех будут перепады в физической подготовке. Многое решит, кто окажется в лучшем состоянии. Сейчас ситуация ясна, а что выявится осенью — непонятно. Пройдет большая часть чемпионата, клубы сыграют в еврокубках. Будем ориентироваться по ходу дела и искать оптимальный вариант. Перед встречей с грузинами нам предстоят еще два матча в сентябре в Лиге наций — их можно использовать для подготовки, а дальше делать выводы.
— Если бы сборная все же играла в марте — как оценивали готовность той команды?
— Не буду кривить душой: март для нас не лучший вариант. Большинство игроков выступают в белорусских клубах, а сезон тогда еще толком не начался. К тому же по старту лидеров стало понятно, в какой они форме. При этом мы провели продуктивный февральский сбор, который показал, что у нас есть определенный резерв. Сложившаяся ситуация — имею в виду переговоры с клубами — дала возможность понюхать пороху ребятам, которые в других обстоятельствах едва ли получили бы практику в сборной. Так что, считаю, клубы не должны быть на нас в обиде. Впрочем, не хочу снова поднимать эту тему. Мы добились результата в двух товарищеских матчах — это тоже важно.
— Как отнеслись к тому, что высшая лига не уходила на карантин?
— У нас есть компетентные органы, которые решают такие вопросы. Ясно, что если бы в чемпионате образовалась пауза, летом клубам было бы тяжелее. Пришлось бы отходить от привычного недельного цикла, играть в сложном графике. Хотя им и так будет непросто, даже несмотря на то, что еврокубковая квалификация, по сути, состоит из одного матча. Мы со своей стороны также постараемся идти им навстречу. А что до карантина, то только дальнейший ход событий покажет, правильное ли это решение.
Как бы то ни было, осень все равно получится очень насыщенной. Хотя грузинам, несомненно, тоже будет непросто, ведь большинство футболистов их сборной выступают в разных европейских чемпионатах.
— Уже возобновили “слежку” за соперником?
— Чемпионат Грузии не возобновлялся, хотя и следить за ним особого смысла нет — в сборную вызывается только один человек, который в лучшем случае выходит на замену. Что до грузин, выступающих в Европе, то изучать соперника, по большому счету, придется заново. Все-таки была довольно продолжительная пауза, и многие наработки, что были к марту, уже неактуальны. В этом плане две сентябрьские игры Лиги наций, которые будут и у грузин, — хорошее подспорье.
— В нашем чемпионате почти закончился первый круг. Как оцените половину дистанции?
— Интересный сезон. На старте во многих клубах были “вспышки”, но сейчас постепенно, как и предполагалось, на первый план выходит класс, а фавориты поднимаются на привычные места. Видим, что за медали, скорее всего, будут бороться те же команды, что и в прошлом сезоне. Но чемпионат все равно интригующий, за ним интересно следить. Есть матчи, которые тянут на приличный европейский уровень. И их достаточно. И в них вполне можно рассмотреть кандидатов в национальную команду. Считаю, уровень высшей лиги постепенно выравнивается, мало игр, где превосходство одной команды над другой было бы подавляющим.
— В вашем блокноте появились новые имена?
— Да, естественно. По ходу чемпионата отдельные футболисты здорово себя проявляют. Кроме того, нам ведь все равно нужно омолаживать команду, от этой цели отступать не планируем. Есть ребята, на которых, думаю, можем рассчитывать, хотя они не всегда играют на стабильно высоком уровне. Но потенциал есть — это определенно. Фамилии называть не буду, однако мы за ними внимательно следим. Не могу сказать, что этот список такой уж широкий, но пять-шесть игроков на примете есть.
— Может, и внимание, свалившееся на чемпионат Беларуси, поспособствовало расширению списка?
— Возможно. Не было счастья, да несчастье помогло, как говорится. С другой стороны, это внимание проявило не только положительные, но и отрицательные аспекты нашего футбола. В первую очередь, конечно, надо улучшать инфраструктуру. Когда идет картинка со стадиона, а на заднем плане “гаражно-кооперативный” фон… В этом направлении еще немало работы. А так многие, конечно, хают наш чемпионат, но, считаю, он вполне конкурентоспособен. Не надо занижать его уровень.
— Давайте о персоналиях. Из белорусов в высшей лиге выделяется в первую очередь Лисакович. Такое ощущение, что из всех тренеров только вы и Вернидуб смогли найти к нему подход. Как?
— Рад за Виталика, он демонстрирует свой уровень. Мы в нем не ошиблись. Я знал его потенциал, вопрос стоял лишь в том, сможет ли он его раскрыть в полной мере. А сейчас главное в том, чтобы он не сворачивал с этого пути. Лисакович уже приобрел опыт в Хорватии, пусть и негативный, но полезный. И сейчас на него есть спрос. Желаю ему не останавливаться в развитии. Он способен принести большую пользу и клубу, и сборной.
Что касается подхода… Это особенный парень. У него нелегкая судьба — кто знает, тот знает. Обычно так и есть: чем талантливее человек, тем сложнее характер. Остальное зависит от тренерского чутья: где подсказать, как успокоить. Хотя я не сказал бы, что у Виталика непростой характер. Надо правильно подобрать слово…
— …он никого к себе не подпускает, например.
— Есть такое. Это тоже склад характера. И прессу не жалует, и тренеров тоже иногда. Но, считаю, с ним можно и нужно находить общий язык. Это часть работы тренера, и не вижу здесь каких-то сложностей.
— Вернидуб полагает, что ему рано уезжать. А вы?
— Не знаю, какие у него на сегодня предложения и варианты. Надеюсь, они есть. Все зависит от конкретики. Если Виталий уверен, что будет играть в новом клубе или ему хотя бы дадут шанс себя проявить, то пусть дерзает. Время бежит очень быстро. Это кажется, что его еще много. Если есть стоящее предложение, надо рисковать и идти на более высокий уровень. Если есть сомнения, тогда, может, есть смысл доиграть сезон, помочь “Шахтеру” побороться за золото. Впрочем, Лисакович уже взрослый парень, в состоянии сам решить. Если он захочет совета, дам. Но нужно знать нюансы. По своей карьере могу судить, что это очень сложный шаг, и многое зависит от обстоятельств.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о своей карьере?
— Я упоминал о хорватском опыте Лисаковича, а у меня подобный был в Венгрии в 1992 году. Многое переосмыслил, стал правильно разбираться во многих вещах — от составления контракта до отношений с агентами. Если конкретнее, попал в венгерскую “Ньиредьхазу”, не зная ни языка, ни вообще ничего. Ни в чем не разбирался. Понадеялся на людей, подписал какие-то бумаги. А в результате там набрали легионеров, делали свои дела, а игроков, как мусор, потом просто выбрасывали.
— Вы сказали “время бежит”, и сразу возникла ассоциация с Савицким. Как, по-вашему, Павел сильно пересидел в Беларуси?
— Естественно, уровень его мастерства позволяет играть в более сильном чемпионате. Я в этом убежден. Но у него то одно, то другое. Также есть негативный опыт перехода в “Ягеллонию”. Желаю ему выйти на более высокий уровень. Но для этого нужно задаться целью, засучить рукава, где-то чем-то поступиться. У него имеются талант и возможности. К тому же Савицкий — в золотом возрасте, в самом соку. Если есть интерес, ни в коем случае нельзя терять время.
— Он недавно сказал, что еще есть мечта поиграть в Европе.
— Если просто мечтать, что тебя кто-то пригласит, то едва ли что-то выйдет. Надо закусить удила и работать, тогда все будет нормально. Если на самом деле есть такая цель. А если чтобы поближе к дому и теплее…
— Вообще, если говорить о белорусском чемпионате, вас не смущает, что на ведущих ролях здесь легионеры?
— Да, согласен. На самом деле, когда смотришь прессболовский рейтинг да и многие другие параметры, видно: погоду делают в основном иностранцы. Среди белорусов мало открытий. Считаю, с этим надо что-то делать. Дабы задействовать как можно больше отечественных футболистов. Нужно защитить свой рынок.
— Мы уже говорим о новом лимите, который федерация планирует ввести со следующего сезона, верно?
— В принципе да. Не знаю, в какой форме это будет, но настало время что-то менять. Еще год назад, когда собирал состав молодежной сборной, было очевидно: выбор очень мал — если говорить именно об основных составах клубов высшей лиги.
— Лично с вами и с другими тренерами национальных сборных это как-то обсуждалось?
— Пока конкретики не было, лишь в общих чертах. Я озвучил, что такие меры, конечно, необходимы. Методы могут обсуждаться. Естественно, без клубов мы ничего решать не будем — надо выслушивать мнения, анализировать. Но я согласен с Юрием Вергейчиком, что интересы национальной и молодежной сборных превыше всего.
— Тогда задам вам тот же вопрос, что и Юрию Васильевичу: разве искусственно созданные тепличные условия — это то, что нужно для прогресса молодежи?
— Не думаю, что юные игроки теперь могут не переживать за место в основном составе. Конкуренция все равно будет. К тому же в любом случае нужно мотивировать клубы, создавать условия, чтобы они заботились о своих молодежных и юношеских командах, академиях, чтобы молодежь имела возможность проявлять себя. Сейчас же, не секрет, многие просто не дают ей шанса.
— Хорошо. В первой лиге возрастной лимит существует не первый сезон — есть ли от него толк?
— Да, определенную пользу это приносит. В высшей лиге возрастного ценза нет. Если бы его не было и в первой, тогда и там половина кандидатов в молодежную сборную, возможно, не попадали бы в состав. А потому, считаю, это были обоснованные и правильные меры. Тем более многие из экс-“лимитчиков” обратили на себя внимание и сейчас уже выступают в высшей лиге.
— При этом наша сборная по-прежнему одна из самых возрастных на континенте.
— Разумеется, ее нужно омолаживать. Другого пути просто нет. Надо смотреть в будущее. Да, перед нами стоит задача пробиться на чемпионат Европы, но одна цель не должна мешать другой.
— В плане молодежи интересно ваше мнение, например, об “Энергетике”-БГУ. Есть ли шанс, что кто-то из “студентов” может пробиться в национальную команду?
— Остается только повторить: дверь в сборную ни для кого не закрыта. В том числе для игроков “Энергетика”. Хотя там погоду делают также в основном легионеры. Это немного смущает. Да, они хорошие, вопросов нет. Что ж, в клубе выбрали такую стратегию — это его право. Повлиять на это мы никак не можем. Что касается белорусских кандидатов, которые демонстрируют добротный уровень игры, то продолжим следить за ними. Здесь опять же обойдемся без фамилий.
— Что по поводу легионеров — в течение этого времени они находились на связи?
— Да, постоянно. Сейчас постепенно возобновляются различные лиги. Если будут позволять “карантинные” дела, планируем выезжать к ним, наблюдать, разговаривать. В любом случае продолжаем следить за всеми кандидатами. Шкурин? По-моему, очевидно, что он в обойме сборной. Мы его вызывали на февральский сбор, планировали пригласить и на мартовские игры. Сейчас будем смотреть, общаться с Виктором Гончаренко, слушать его рекомендации. Илья такой же кандидат, как и остальные.
— Брессан говорил, что готов лететь в сборную хоть из Бразилии. Есть ли у него шанс появиться в вашей команде?
— Во-первых, мы взяли курс на омоложение. Во-вторых, очень трудно следить за игроком в Бразилии. Видеонарезки нужной информации не дадут. Не знаю… Тяжелый вопрос… Если бы Ренан играл в Европе, конечно, рассчитывали бы на него. Он точно был бы одним из кандидатов. Если человек может принести пользу, нет смысла от него отказываться, но в нынешних обстоятельствах это риск. Если его вызывать из Бразилии, надо ставить в состав — иначе какой смысл? Это риск.
— Есть мнение, что сборной не хватает атакующего потенциала. Лаптев за 25 матчей так и не забил, остальные тоже играют нестабильно. Что скажете по этому поводу?
— Конечно, хочется иметь в составе супербомбардира, который всегда находился бы на уровне. Я не сторонник того, чтобы жаловаться — что имеем, то имеем. Будем работать в таких условиях. Нападающие у нас есть, к тому же за атакующие действия отвечает не один человек, а группа. И у нас она достаточно сильная. Понимаю: чтобы проходить Грузию, надо забивать. А без сильной атаки это тяжело. Но верю, что у нас достаточно потенциала, чтобы осуществить задуманное.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь