Палки в колесах. Пике белорусских шоссейников: от побед до выжженной земли

21:02, 29 июня 2020
svg image
1631
svg image
0
image
Хави идет в печали

И все же время от времени фамилии белорусских гонщиков звучали громко — как в советском прошлом, так и после обретения независимости.
Если наши парни не выигрывали, то хотя бы были на слуху и неизменно участвовали в топ-соревнованиях. Но не успели мы оглянуться, как настал 2020-й и с ним — полное забытье. Не то что победных традиций, а даже регулярного белорусского представительства на престижных гонках. Прямо сейчас лишь один белорус Александр Рябушенко трудоустроен в “Эмирейтс”, команде мирового тура — своего рода высшей лиге, куда входят 19 клубов. Как же шоссейный велоспорт присоединился к фехтованию, спортивной гимнастике и еще ряду видов, где слава осталась в прошлом и о проблемах надо попросту трубить?

Рожденные в СССР
Прежде чем погрузиться в реалии сегодняшние, припомним, по чем и по ком отечественному болельщику действительно стоит тосковать. Ведь история хранит немало имен спортсменов, которые вписали их туда жирными буквами, а кое-кто и золотыми.
Белорусы дебютировали на Олимпиаде в шоссейном велоспорте в 1968 году, когда нашу республику в сборной Союза представлял 26-летний Александр Дохляков. Звезд с неба не хватал — в командной “разделке” ребята из СССР заняли лишь девятое место. Впрочем, и это дорогого стоило: едва ли нужно пояснять, насколько трудно было выдержать конкуренцию на чемпионатах СССР и завоевать право выступить на Играх.
Уже одно только включение в олимпийскую делегацию считалось успехом. Особенно в 70-80-е, когда в командной гонке советские шоссейники всегда входили в число фаворитов. Попал в выездной состав на мировой форум или Игры — в случае отсутствия каких-либо форс-мажоров фактически можно было вешать на шею медаль. Вопрос заключался лишь в том, какой пробы. В частности, в Монреале-76 в советский квартет, поднявшийся на высшую ступень пьедестала, входил Владимир Каминский. В Москве-80 его триумф повторил борисовчанин Олег Логвин.
Причем уроженцев Беларуси там могло быть и больше. На протяжении двадцати лет, с 1965-го по 1985-й, сборную возглавлял москвич Виктор Капитонов, отдававший явное предпочтение — порой вызывающе, вопреки спортивному принципу, — россиянам при формировании заявки на ОИ. Достаточно привести в пример 1980-й. На место в четверке, помимо Логвина, претендовали уже упомянутый Каминский, Александр Кисляк, а также Леон Дежиц. Чтобы исключить кумовство со стороны тренерского штаба, им требовалось быть на голову выше гонщиков из РСФСР.
Кроме вышеприведенных, уместно припомнить еще несколько человек, чьими успехами вправе гордиться белорусский велоспорт досуверенной эпохи. Это Николай Дмитрук, Борис Исаев, Игорь Сумников, Игорь Патенко, Игорь Пастухович.

Эхо советского наследия
После короткого забвения на стыке веков, когда первый и единственный раз никто из белорусских шоссейников не отобрался на Олимпиаду (Сидней-2000), дела явно пошли в гору. Первой ласточкой, а с ней и завсегдатаем престижнейших многодневок стал Александр Усов. За одиннадцатилетнюю карьеру он трижды участвовал в “Джиро д»Италия” и четырежды — на “Вуэльте”, одержав в общей сложности 20 побед на разного рода национальных и международных соревнованиях. Наивысших достижений Усов добился, выступая за “Фонак” и “Ажедер”.
Следом заявили о себе Александр Кучинский, ныне работающий спортивным директором клуба “Минск”, Бронислав Самойлов, Андрей Куницкий, Илья Кошевой… Наибольшую же славу нашему велоспорту принесли Василий Кириенко, Константин Сивцов и Евгений Гутарович — только они имеют в активе победы хотя бы на одном этапе “гран-туров”, к которым относят “Джиро”, “Тур де Франс” и “Вуэльту”.
Кириенко — так и вовсе звезда мирового масштаба. Никому из белорусов не удавалось брать золото чемпионата мира на шоссе в индивидуальной гонке — будь то “разделка” или групповая. Василий же в 2015 году шокировал всех, когда показал лучшее время на 53-километровой дистанции в Ричмонде. И ведь не скажешь, что оно хоть сколько-нибудь случайное: в Лимбурге-2012 Кири стал бронзовым призером, в Дохе-2016 — серебряным. Более того, наградами на ЧМ далеко не исчерпывается “пальмарес” универсала из Речицы, имевшего репутацию классного горовосходителя. Есть там и три выигранных этапа “Джиро”, и один на “Вуэльте”, не говоря уже о менее знаковых титулах.
В начале года Кириенко, которому позавчера исполнилось 39 лет, объявил о завершении карьеры. Мог бы крутить педали и дальше, если бы не обострившиеся проблемы с сердцем. Из-за них ветеран пропустил половину прошлого сезона и вернулся лишь к Европейским играм, где победил в гонке на время. К сожалению, продолжения не последовало. Рекомендации врачей “Инеос”, чью майку белорус надевал в течение последних семи лет, были весьма категоричны: спорт может угрожать здоровью, вплоть до летального исхода.
Более удручающие обстоятельства сопроводили уход Константина Сивцова. О них “ПБ” рассказывал в предыдущем номере. Собственно, официально Сивцов не уведомлял об окончательном прекращении выступлений, но, по-видимому, все к этому идет. 37-летний гомельчанин после допинг-теста на один из аналогов эритропоэтина, сданного в июле 2018 года и оказавшегося положительным, не стал требовать вскрытия пробы “Б”. Тем самым как будто согласился с четырехлетней дисквалификацией, что в его возрасте фактически тождественно повешенным на гвоздь велотуфлям. Последним местом его работы был клуб “Бахрейн- Мерида”, а самые значимые победы связаны с “Хай Роуд” и “Скай”, где на протяжении четырех лет он был партнером Кири. Это победа на горном этапе “Джиро” в 2009-м и на недельной гонке “Тур Джорджии”-2008.
Что касается Гутаровича, то он моложе и Кириенко, и Сивцова. Но век спринтеров, которым необходима не выносливость, а взрывная молодецкая мощь, куда короче, нежели раздельщиков или горняков. Вершина достижений Евгения — этап, выигранный на “Вуэльте”-2010, когда он в финишном створе оказался быстрее таких равнинных зубров, как Марк Кавендиш и Алессандро Петакки. Кстати, если мерить не качеством, а количеством викторий, то никого более титулованного, чем Гутарович, в истории белорусского велоспорта нет. За 13 лет профессиональных выступлений он одержал 37 побед. Карьеру завершил по окончании сезона-2016 в команде “Бретань”.

Один в поле
В итоге — картина неутешительная. Еще десять лет назад было обыкновением, когда три-четыре белоруса включались в заявки команд на “гран-туры”, а еще парочка оставалась за бортом, но всерьез на место в составе претендовала. Да что там углубляться: накануне Рио-2016 мы всерьез надеялись на завоевание медалей в шоссе — хотя бы в индивидуальной гонке Кириенко. И вот буквально за один неполный олимпийский цикл отечественный велоспорт превратился в проблемное хозяйство. Речь идет не о наградах — дай бог хотя бы завоевать лишнюю лицензию на Игры в Токио! Шансов на это — мизер.
Однако давайте вспомним, как менялось представительство наших спортсменов в мужских шоссейных гонках на Олимпиадах в новом столетии. Приведем и их результаты.

ВЕЛОШОССЕ: БЕЛАРУСЬ НА ОИ

ДИСЦИПЛИНА ГОНЩИК МЕСТО
Афины-2004
Групповая гонка А.Усов сошел
Пекин-2008
Разделка В.Кириенко 21-е
Групповая гонка К.Сивцов 33-е
Групповая гонка А.Кучинский 73-е
Групповая гонка А.Усов 83-е
Лондон-2012
Разделка В.Кириенко 12-е
Групповая гонка Е.Гутарович 53-е
Групповая гонка Б.Самойлов 77-е
Рио-де-Жанейро-2016
Разделка В.Кириенко 17-е
Разделка К.Сивцов 25-е
Групповая гонка К.Сивцов 49-е
Групповая гонка В.Кириенко сошел

Из приведенной таблицы видно: начиная с 2008 года у мужчин было как минимум три старта на каждой из летних Олимпиад. В следующем году в Токио будет… одно.
Отборочные условия таковы. В индивидуальных гонках смогут выступить спортсмены, завоевавшие это право в групповой. Там максимальная квота на сборную — пять человек. Впрочем, о попадании в эту компанию из шести команд остается только мечтать. Туда входят исключительно топ-державы: Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Колумбия и Испания. Беларуси при удачном стечении обстоятельств могли светить две лицензии — как стране, располагающейся в Мировом рейтинге УСИ на местах с 22-го по 32-е. Увы, на время его заморозки, а значит, закрытия лицензионного окна, которое наступило в октябре 2019 года, на спасительной 32-й позиции находилась Турция. Как результат — одна-единственная вакансия, а с ней и отсутствие маломальского пространства для маневра на олимпийской трассе Токио.
Вот как менялись наши места и очковый актив по состоянию на конец сезона (для 2020-го приведены цифры на сегодня). Обращает на себя внимание неукоснительное падение. И пусть не вводит в заблуждение нынешняя 32-я строка. Удержать ее будет крайне трудно.
КУБОК НАЦИЙ В ВЕЛОШОССЕ

ГОД МЕСТО БАЛЛЫ
2015 20-е 2236,5
2016 31-е 1520,25
2017 28-е 1590,75
2018 32-е 1589,86
2019 33-е 1757,5
2020 32-е 1721,5

Мало сомнений, что, будучи в добром здравии, единственную олимпийскую вакансию заполнит Рябушенко. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, как уже подчеркивалось, только Александр представляет команду Мирового тура. Во-вторых, именно он — основной добытчик очков в тот самый рейтинг наций. В-третьих, Рябушенко — тот, кому равнинный финиш токийской трассы после парочки подъемов, пожалуй, подходит в большей степени, чем кому-либо из соотечественников. Теоретически он может стартовать на ОИ и в “разделке”, хотя особого смысла в этом нет. Индивидуальная гонка на время — дисциплина, в которой белорус совершенно не специализируется.
Допущение насчет доброго здравия сделано здесь не случайно. Оно необходимо, поскольку 24- летнего минчанина также преследуют травмы. Последняя по злому стечению обстоятельств случилась уже в первой гонке нынешнего сезона. Рябушенко начал его как никогда рано — в конце январе на недельном “Tour Down Under” в Австралии. И не смог завершить даже первый из шести этапов, ибо попал в завал и сломал запястье. Спустя пару месяцев восстановился, но как раз тогда УСИ приостановил все старты международного календаря из-за пандемии коронавируса.
Отсутствие альтернативы Рябушенко выглядит еще горестнее, учитывая, что и он не сказать чтобы на ведущих ролях в команде “Эмирейтс”. Этот клуб — один из самых многонациональных (его ряды представляют спортсмены 14 стран) и имеет арабскую прописку. Его руководство уж точно не упрекнешь в потакании своим гонщикам. Некоторые итальянские или испанские коллективы на наиболее престижные старты прежде всего включают в заявки представителей Апеннин и Пиренеев соответственно. В отличие от “Эмирейтс”. Там, если показываешь себя с лучшей стороны, шанс обязательно представится. Пока же Александру ни разу не позволили выступить на “Джиро”, “Большой петле” или “Вуэльте”.

А что же “Минск”?
Что же послужило причиной теперешнего пике мужского белорусского велоспорта на шоссе? Одна из них лежит на поверхности и характерна для очень многих видов спорта. Успехи наших ветеранов, завершивших карьеры, — во многом результат советской школы, ведь большинство из них начинали становление еще в СССР. Они сошли с трассы по выслуге лет — а резерва за спиной попросту не оказалось.
А вот вторая причина, есть предположение, нетривиальна. И связана с созданием велоклуба “Минск”. Он был организован в 2013 году сначала на базе сугубо трека, а затем расширился и до шоссейной команды. По замыслу, это должно было обеспечить отечественных гонщиков необъятным календарем международных стартов. Стало быть, соперничеством на уровне сильнейших, что, в свою очередь, способствовало бы их профессиональному росту и должной подготовке к топ-турнирам вроде чемпионатов мира и Олимпиад.
Однако пока как будто получается обратный эффект. За семь лет ни один представитель шоссейного “Минска” не ушел на повышение в команду Мирового тура. Даже Рябушенко сделал это сквозь сито любительских коллективов Сан-Марино и Италии. Все те же, кто представляет минский континентальный клуб, имеют прекрасные условия, но участвуют преимущественно в гонках второй категории — даже не первой, не говоря уже о высшей.
Директор клуба и параллельно член исполкома Белорусской федерации велосипедного спорта (БФВС) Алексей Иванов в прошлом году утверждал: благодаря выступлениям на менее рейтинговых стартах проще прирасти очками в Кубке наций и тем самым заиметь большее количество лицензий на Олимпиаду. В итоге же остались непойманными оба зайца. Белорусская сборная завладела лишь одной олимпийской путевкой у мужчин, а гонщики “Минска” так и продолжают ездить по тем однодневкам и многодневкам, где прогрессировать и обратить на себя внимание более состоятельных велокорпораций непросто.
В 2019-м ребята из “Минска” одержали в общей сложности 14 побед. При всем уважении к Евгению Соболю, Брониславу Самойлову и Николаю Шумову, это лишь дает четкое представление, что уровень конкуренции там оставлял желать лучшего.
Все изложенное не означает, что существование велоклуба “Минск” в нынешнем виде — плохая затея. Важно лишь не делать для его представителей зону абсолютного комфорта. А, например, решение расстаться со всеми легионерами по окончании прошлого сезона — как раз из этого ряда. В итоге оказывается, что куда более надежный и в то же время тернистый путь в Мировой тур для белорусских гонщиков — это попадание в систему любительских или континентальных западноевропейских команд.
Вот только не каждый готов предпринимать такие попытки, когда и дома есть тепленькое местечко.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?