Денег нет, но вы держитесь. “С понедельника это будет другая команда — заканчивать первенство придется дублерам”
“Слуцк”: футбол не сахар
Сладкая жизнь коллектива так и не закончилась хэппи-эндом. На половине “ленты”-2020 “режиссер” шоу Виталий Павлов покинул кресло после трех с лишним лет кропотливой работы. Сделал это украинский Феллини под грустную музыку Нина Рота: по итогам восьми матчей без побед его дружина скатилась аж на 11-ю строку таблицы. А ведь еще какой-то месяц назад она возглавляла пелетон и восхищала мир, требуя “Оскар” за выступления. Победы над “Ислочью”, “Шахтером”, минским “Динамо” ставили планету на уши, подвигая болельщиков даже в далекой Австралии затягивать хмельными от радости голосами “We lo-o-ove our Slutsk, the greatest team in Belarus…”
Искать причины неудачи резонно сразу в нескольких плоскостях. Денежная — самая очевидная из них. Когда вместо романсов “тучных” годов начала десятилетия финансы сипят пост-гранж в “убитые” микрофоны, мотивация футболистов опускается ниже плинтуса. И на морально-волевых до некогда наивысшего седьмого места в истории не дотянуть. “Вроде и не было, чтобы кто-то работал вполсилы, и на тренировках хороший эмоциональный фон, но в подсознании это все равно откладывается. И на играх тоже — понимаем, что играем для зрителей, что они поддерживают, что болельщики по всему миру. Но тем не менее что-то щелкнуло, появилась какая-то неуверенность. Есть моменты — не забиваем. Давим, идем вперед, но совершаем ошибку — и нас наказывают. Это прибивает”, — отмечал тренер.
Впрочем, есть и более приземленные причины провала, которые легко зафиксировать и подтвердить математически. Скажем, в начале сезона “Слуцку” чудовищно перло в реализации. Виталий Геннадьевич может сколь угодно долго уверять: “Моментов в каждой встрече у нас хватало… Многих соперников переигрывали… Не хватало реализации”. Однако суровая статистика настаивает: футбольная вселенная на излете первого круга таким образом лишь восстанавливала баланс. Например, в сенсационной виктории над “Шахтером” (1:0) отметка “ожидаемые голы” (XG) для случан остановилась на уровне 0,23 мяча. Вдвое больше положенного парни Павлова забили минскому “Динамо” (XG равнялся 0,96). “Волкам” и вовсе наши герои отгрузили “треху”, хотя по факту насобирали на 1,82 мяча. То бишь промахами лета компенсировался весь фарт, выбранный “Слуцком” на старте первенства.
Кстати, о дебютных турах. Помните, такое уже имело место пару лет назад. “Слуцк” брал с места в карьер — и эксперты объясняли клубный взлет ударной предсезонкой. Мол, парней прилично нагрузили, чтобы отобрать максимум очков у конкурентов, только начинающих разбег. А затем докатить до финиша на “спущенных колесах”, но на запасе уже наработанного очкового багажа. Предположения подтвердились по осени, когда случане выдали серию из девяти поражений подряд, чем похоронили сколько-нибудь достойные шансы на красивое завершение сезона… Нынче команды хватило только на половину дистанции. Правда, в качестве аргумента, чуточку оправдывающего клуб, приведем травмы и дисквалификации. Собрать оптимальную обойму Павлову удавалось далеко не всегда. И это влияло, ведь скамейка у “Слуцка” не такая глубокая и вариативная, как у команд из лидирующей группы.
Кстати, “физика”, давшая “сахарным” годный импульс поначалу, подорвалась и Рамаданом. Ключевые легионеры команды, соблюдавшие пост, определенно потеряли в выносливости и скорости из-за влияния священнодействий. “Природу не обманешь. Накапливались и мышечные проблемы, появлялись вопросы с восстановлением”, — признавал Павлов. Соответственно здорово рвавшиеся за спину парни из группы атаки, равно как и полагавшийся на атлетизм и силу защитник Коанда, “проседали” и допускали индивидуальные ошибки. За них же “Слуцк” беспощадно наказывали. И потом, накапливая психологический груз, игроки все чаще давали сбой. Тогда как без строгой дисциплины и синхронности в работе даже против равных по классу команд “сахарным” было сложно.
Наконец, изменившееся в сторону роста давление ожиданий наверняка так или иначе, но повлияло на футболистов. Ведь по весне “Слуцк” стал самой знаменитой командой планеты — и получил целую россыпь фан-клубов за рубежом. О нем начали снимать сюжеты, а сам наставник за счет годных результатов был назван лучшим тренером страны в апреле. Понятное дело, и оппоненты стали относиться к “сахарным” с уважением, и требования окружающих возросли пропорционально результатам. В итоге каждая встреча “Слуцка” попадала на передовицу информационной повестки дня. И далеко не все представители клуба адаптировались к изменению статуса.
Теперь работу над ошибками будет вести Александр Кончиц, пребывавший в статусе ассистента Павлова. Вызов непростой, поскольку легионерский десант агента Дмитрия Селюка наверняка попробует выбраться в более состоятельные команды через трансферное окно. К тому же удачный пример Сенина Себаи стоит у них, частенько сидевших без зарплаты, перед глазами. Смыкать же ряды своими силами “сахарным” сложно — и уязвимость коллектива еще больше проступит даже перед невооруженным взглядом.
“Смолевичи”: уходят все
После того как выходец из первой лиги отобрал у чемпиона очки, наставник коллектива ошарашил общественность спичем на пресс-конференции. “В нынешнем формате существовать не будем, потому что все написали заявления. Город не может содержать клуб уровня высшего дивизиона. Игрокам предлагают финансовые условия на уровне последней пятерки первой лиги. Половина же состава, шесть- семь человек, имеют предложения. Поэтому с понедельника это будет другая команда — заканчивать первенство, наверное, придется дублерам”.
О финансовых проблемах “Смолевичей” известно давно. Еще по весне Александр Бразевич изливал душу журналистам, жалуясь на перебои с финансированием команды, которые стали системными за полтора года. Смена власти в регионе (у руля исполкома вместо Михаила Загорцева стал Андрей Ратомский) ситуацию в лучшую сторону не изменила. Из-за чего порой возникали проблемы с элементарными моментами в организации рабочего процесса: то заправить автобус перед выездными матчами не хватало средств, то накормить игроков в режиме двухразового питания не получалось.
Сигналы бедствия, впрочем, язык не повернется назвать совсем уж безответными. В июне у клуба сменился директор, пошли обещания о скором погашении долгов и возврате к нормальному жизнеобеспечению футболистов. Но тур шел за туром, а “Смолевичи” (речь не только о главной команде, но и о сотрудниках всей клубной инфраструктуры) все глубже увязали в пучине дефицита средств. И это привело к трагической развязке: “Мы были согласны урезать фонд заработной платы на 40 процентов, но не на 70. И это для команды, которая и так вторая с конца в лиге по бюджету. Предложенное нам — за гранью разумного. Это просто тупик”, — резюмировал Бразевич.
С другой стороны, не сказать что зрелище, которое предлагали “Смолевичи” публике, тянуло на многомиллионные траты. В шести стартовых турах дружина лишь раз пробила отметку одного ожидаемого гола за матч, обычно останавливаясь на показателе 0,4 мяча. Соответственно и средний математический улов по итогам матча (если резюмировать весь первый круг) опровергал слова Бразевича “мы были на правильном пути”. Когда “выбиваешь” 0,8 очка за поединок, сложно рассчитывать, что спонсоры, очарованные игрой, придут и завалят тебя инвестициями.
Отсюда, кстати, и трудности с продажей игроков, доход от которой мог бы улучшить положение клуба. На старте первенства “Смолевичи” упорно не желали упрощать игру, когда того требовала ситуация. “Зачем пытаться изображать из себя “Барселону”, когда на это очевидно не хватает ресурсов”, — частенько доводилось слышать от экспертов после финального свистка сражений с участием парней Бразевича. Выход из обороны через короткий пас, вера в схему 3-5-2 в начальной стадии атак, “консервация” в ограниченной функциональности креативных ребят приводили к обезличиванию и обесцвечиванию игры на весеннем отрезке. Хотя, как показала практика летних дней, чуть развязать руки Макарову, выпустить на свободу по бровке Бутаревича, позволить обострять через обводку в центр По — и можно не только с “сахарными” “Слуцком” да “Городеей” играть в атаку, но и чемпиона покусывать. К сожалению, преображение случилось с вице-чемпионом первой лиги-2019 слишком поздно. И теперь велика вероятность, что клуб вернется туда, откуда пришел зимой, задолго до окончания нынешнего сезона.
“Белшина”: дважды отставленный
В Бобруйске творился хаос иного порядка: главного тренера то отправляли в бессрочный отпуск, во всеуслышание объявляя о поиске замены, то ставили временщика, который уже через тур терял право находиться на скамейке из-за дисквалификации, то возвращали Эдуарда Градобоева за неимением лучших вариантов. Расклад сил при этом не менялся: показывая симпатичный футбол, “шинники” терпели поражение за поражением. Впервые взять три очка команда сподобилась лишь в 13-м (!) туре, а больше гола за матч не забивала с 26 апреля!
Отчасти причиной тому — слабая кадровая комплектация, также корнями уходящая в неоптимальное финансовое положение. Состав чемпиона первой лиги по качеству остался практически на уровне этого турнира, а дефицит нападающих (единственный кандидат на роль — суперветеран Леонид Ковель) становился темой для мемологии чуть ли не каждый игровой уик-энд. Определенно не укрепляли обойму российские легионеры, вытянутые из небытия и, похоже, туда же метящие по окончании сезона. Странным выглядел и вратарский выбор: вместо перспективного юниора Свирского место в “рамке” занимал Туранок — и прежде не блиставший надежностью: в Бобруйске он куда чаще запоминался “привозами”, нежели спасениями.
В принципе странные кадровые решения Бобруйску принимать не впервой: об этом и Александр Седнев может многое рассказать, и болельщики, за один только период правления “СТМ-менеджмента” оплакавшие и отпевшие свой клуб. Но нынче “красно-черные” и вовсе рванули на тонкий лед: назначали рулевым тренера без опыта руководства командой высшей лиги и без лицензии “Pro”, укрепляли состав легионом сомнительного качества, а параллельно не без проблем ладили коммуникацию с внешним миром. Последняя претензия, впрочем, постепенно сводится на нет генеральным директором. Виталий Былинин вызывает огонь на себя и комментариями отдувается за всех “шинников”. Вот и нашему изданию функционер представил видение бобруйской ситуации из первых уст “с той стороны”:
— Причина перестановок — результаты. Собирали команду не под задачу бороться за выживание. И последнее место в таблице, разумеется, не то, что хотим видеть по итогам первого круга. Инициатива по смене тренера — мое решение. Когда Градобоев в мае на две недели уходил в отпуск, надеялись, что произойдет переосмысление, перезагрузка. Увы, не получилось. Искали нового тренера, и этого не скрывали. Но один побоялся принять “Белшину”, другой хотел привести с собой штаб помощников, третий требовал больших условий и никакой ответственности. Остановились на том, что в статусе и. о. команду принимают Дмитрий Мигас, у которого как раз закончилась дисквалификация, и Андрей Хрипач. Усиление состава? Надеяться нужно в первую очередь на самих себя. Но есть и ряд позиций, на которых необходима ротация состава. Поэтому без его укрепления тоже никак”.
Изменяться Бобруйску и вправду надо, поскольку у команды худшее нападение в первенстве и такая же защита. По ожидаемым очкам в среднем за матч они занимают последнее место. Из голевых моментов (почти 4 в среднем за игру) не выжимается и одного. Тогда как при неплохих цифрах отборов, обводок и общей эффективности прессинга переходная фаза и проникновения в чужую финальную треть получаются из рук вон плохими. Потеря же Глебко, которого активно сватают в “Славию”, рискует лишить самого светлого пятна в созидательной палитре “шинников”. В общем, “Белшина” нынче — как тот витязь на распутье: вроде мир большой, а деваться некуда. И от выбора, который совершат руководители клуба в июле, зависит судьба команды не на ближайшие недели и месяцы, а на целые сезоны.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь