Экзотика. “Получал 18 евро в час”. Белорус провел сезон в Д5 Норвегии и работал на рыбной фабрике

21:19, 9 июля 2020
svg image
1656
svg image
0
image
Хави идет в печали

До прошлого года: весной в “Бремнесе” из пятого дивизиона объявился Илья ЦЫВИЛЬКО. В высшей лиге у защитника, которому скоро исполнится 28, наигрыша нет, но вы, конечно, должны его помнить. Воспитанник БАТЭ, он постигал взрослый футбол во втором дивизионе в СКВИЧе, “Волне”, “Городее”, привлекался в юношескую и молодежную сборные Беларуси, выступал в литовских “Судуве”, “Шиласе”, “Дайнаве” и “Паневежисе”. Норвежский футбол, параллельная работа, карьера в целом — в интервью “ПБ” Илья рассказал много интересного и экзотичного.

— Как ты оказался в Норвегии?
— Предложений из Литвы особо не поступало. Беларусь не рассматривал. В первой лиге и даже в “вышке” деньги не те. Были варианты в Латвии. Но не слишком серьезные. У меня ведь уже семья. Больше смотрю на финансовую составляющую. Футболист я не суперского уровня. Норвегия завлекла именно финансами. Там выступал игрок, знакомый по “Судуве”. Сказал, что нужны футболисты.

— Трудно было решиться на переезд?
— В Литве отыграл пять лет. Хотелось сдвинуться с места. Жена никуда уезжать не желает. Она литовка. Все равно ведь думаем остаться в Литве. Без семьи в Норвегии пришлось тяжело. Вообще мы живем в Мариямполе. Здесь одна команда — “Судува”. Задачи высокие. Как легионер я для них не подхожу. Был бы литовцем, спокойно мог бы тусоваться в чемпионате.
Литовцам проще и в Норвегии. Приехал — играй и работай. У них удобный паспорт. А у меня в Литве временный вид на жительство. Подумываю тоже сделать паспорт. Казалось, могу спокойно работать, все-таки шенгенская зона. Ничего подобного! По приезде отправился в налоговую. Литовцу за две секунды все сделали. А мне говорят: о, брат, тебе надо сначала в миграционную службу записаться. Для этого нужно было заплатить. Полтысячи евро. А я с собой только на жизнь взял. В итоге клуб все делал.

— Не смутило, что это пятый дивизион?
— Слушай, я и не знал. Мне говорили про третью, четвертую лигу. Понимал, что можно еще и поработать. В футболе здесь те же деньги, что во втором литовском дивизионе. Я устроился на рыбную фабрику. Поначалу был обычным рабочим. Упаковывал рыбу. А потом стал механиком. Подойдешь, починишь машинку, которая режет рыбу… Ерунда. Еще легче работа. Там все автоматизировано. А вообще побывал уже на всех позициях. К примеру, научился резать рыбу.
Честно, если бы за это в Литве тысячу давали — работал бы. А там получал в три раза больше. Плюс футбол. Никаких минусов — одни плюсы. Но для Норвегии это маленькие деньги. Я жил на фьордах. На моем острове, кажется, больше литовцев и латвийцев, чем местных. А еще там бесплатно давали рыбку. Можно было самому себе вырезать икры. Я привозил и в Литву, и в Беларусь. Кормил “витаминчиками”. Крутой работу не назовешь. Но зарплата неплохая. Моей целью и было заработать.

— Сколько часов в неделю работал?
— В день по семь с половиной. В неделю — сорок. В этом году стоит задача выйти в лигу рангом выше. Обещали, что будем работать по четыре часа. Вообще лафа.

— Сколько у вас тренировок в неделю?
— Три. Остальные игроки тоже работают. Кто-то электрик, кто-то ходит в море… Кстати, неплохая работа. Такая же, как на фабрике, только на корабле. Месяц там, месяц отдыхаешь. Зарплата отличная.

— Команду спонсирует фабрика?
— Да-да. Это хорошая частная компания.

— Совмещать футбол и работу не так уж сложно?
— Да, я это понял. Если работать определенное количество времени. Все-таки усталость накапливается. Иногда было и тяжеловато. Семь с половиной часов — это ведь как минимум. Есть же и “овертаймы”. Хотя я был очень рад оставаться на них. Сразу на пятьдесят процентов больше. Обычная ставка — восемнадцать евро в час. При “овертайме” — двадцать семь. В выходной до двенадцати часов тоже наполовину больше. А после — вообще на сто процентов. Тридцать шесть евро в час.
А поначалу, кстати, был занят у тренера Гейрмунда Брендесетера в строительной фирме. Та же покраска — нормальная и хорошо оплачиваемая работа. За неделю — полторы тысячи. В прошлом году красили дом, который стоит миллион. На две квартиры. Подходит бабулька лет семидесяти и говорит: “Хорошо красишь”. Они с мужем купили эту квартиру у моря за полмиллиона. Можешь представить? Мол, внучка любит на море смотреть. Уровень.
Тренер наш в Норвегии человек знаменитый. Рассказывал, что Сульшер — его друг. И что отдыхал с ним в Америке. Он поиграл за сборную Норвегии, в чемпионате Германии… Легенда “Бранна” из Бергена. Водил нас на матч своей бывшей команды. Смотрим: ложа его имени. Занимает второе место по количеству матчей за “Бранн”. Молодец.

— Что представляет собой “Бремнес”?
— Там в основном молодежь. Сейчас парням по двадцать. Перспективные ребята. Если бы каждый день тренировались и имели цель, может, кто-то и вырос бы в хорошего футболиста. Такого как Холанд. Есть у нас похожий нападающий. В свое время эти парни выиграли Кубок Норвегии (U-18). Плюс в команде пять литовцев и я, белорус. Литовцы тоже профессионалы.

— С чем сравнишь пятый норвежский дивизион по уровню?
— То ли из-за того, что приехал после травмы, то ли еще по какой причине, но поначалу было нелегко. В “Паневежисе” я ведь порвал приводящую мышцу. Думал: наберу форму, заработаю и вернусь. Оказалось по-другому. Сравнил бы со вторым литовским дивизионом. Но футбол отличается по стилю. Там борьба. Даже в этой лиге люди несутся. Как Мбаппе. Другое дело, что несутся без головы. А если сравнивать с Беларусью, то турнир похож на вторую лигу.

— Д5 разбит на множество зон и групп. Википедия говорит, что в нем 293 клуба.
— Думаю, так и есть. Я жил возле Бергена. До него можно за часик доплыть на катамаране. Наша команда практически постоянно куда-то плыла. Ехали на автобусе на другой остров, там садились на большой грузовой корабль. Сорок минут — и ты в Бергене.

— Судя по видео, даже в пятом дивизионе стадионы неплохие.
— Да. У нас шикарная натуральная “поляна”. Еще бы трибунку достроить. На нашем острове снега как такового не было. Не жарко, но и не холодно. Первый раз ехали с литовцем в марте. По дороге — везде снег. Уснул. Просыпаюсь — зеленая травка. Для детей в клубе условия хорошие. Есть и искусственное поле.

— Сколько болельщиков ходит на домашние игры?
— Кстати, ходят. Семьями. Человек триста, максимум пятьсот.

— В минувшем сезоне “Бремнес” занял четвертое место в своей зоне, а ты забил три мяча в двадцати матчах.
— В последние сезоны так было везде. Удар есть. И, кстати, какое-то время играл в нападении. Один форвард пошел работать на корабль, другой был травмирован, третий уехал. Говорю: мол, давайте я! Первая игра — гол. Вторая — гол. Ничего себе! А потом уже так… Просто со слабыми играли. Но победы приносил.

— В сумме зарабатываешь больше, чем в любом из предыдущих клубов?
— Конечно. Да, карьера могла сложиться иначе, но что поделать… Слушай, если бы все раскрылись, клубов не хватило бы. Уверен, если форму наберу, еще могу поиграть. Думал: вот заработаю, может, свой клуб открою, хоть в нем заиграю. Но это мы так шутили с Эдиком Чудновским.
Недавно в InStat нашел наш матч с молодежной сборной Германии. Нормально играл. Скрутились, но отбивались. А смотришь, где сейчас немцы: Лено в “Арсенале”, Беллараби в “Байере”, Херманн в гладбахской “Боруссии”… Хотя они уже тогда выступали в бундеслиге. А я в СКВИЧе то играл, то сидел.

— Раньше, помимо футбола, работал?
— Только помогал отцу в межсезонье. У него компания по производству окон. Взял того же Чудновского — тогда тоже перспективного. Отпускные ведь были слабенькими. А в этом году получил их — целая зарплата. Думал: может, не ехать в Норвегию еще раз? Может, попробовать заиграть? Мечты. А потом пришли зарплата за декабрь и отпускные… Оцениваю себя реально: если и попаду в высшие лиги Литвы и Беларуси, то только в клубы-аутсайдеры.

— Цены в Норвегии еще шокируют?
— Уже нет. Научился тратить даже меньше, чем в Литве. Ведь мне не приходилось платить за квартиру, “коммуналку”. А услуги там дорогие. Поначалу действительно был в шоке. Но потом стал находить хорошие продукты по хорошей цене. Плюс кое-что заработал.
Люди, кстати, в Норвегии нормальные. Пишут, что закрытые. Возможно, чуть-чуть. Но в футболе такого точно нет. Капитан говорил: “Будет негде жить — давай ко мне”. Познер как-то отмечал: мол, Норвегия — страна для жизни, но там было бы скучно. Бары, клубы работают максимум до двух-трех. Мы-то привыкли выходить оттуда под утро. Но скучно — если ты молодой и одинокий. А с семьей здесь хорошо. Домик, море — пусть ледяное, но все же.

— Квартиру снимал клуб?
— Да. Вернее, тренер дал. У него много домов, квартир. У тренера такие мысли: если в новом сезоне не выйдем в Д4, то он найдет команду поинтереснее. Так вот и я раздумываю. Ведь в один день он может легко пойти во второй дивизион или даже стать тренером “Бранна” из элиты…

— Холанд и Эдегорд в Норвегии — правило или исключение из него?
— Мое мнение: исключение. По уровню “вышка” там — как наша. Пришли на матч “Бранна”, участника еврокубков. Бей-беги. Вот как в премьер-лиге начинают: разводят — и лупят вперед. Только в Англии потом начинают играть в футбол. А там борьба. Игра не впечатлила. Наш футбол, как по мне, даже поинтереснее.

— Стоит ли нам взять на вооружение систему в Норвегии? Впечатляет, сколько там команд и как все структурировано.
— Может, это связано с экономикой? Поэтому там все стабильно и красиво. Но и у нас неплохой футбол. В Норвегии разве что инфраструктура лучше.

— Новый сезон проведешь там же?
— А вот не факт. Расскажу, как съездили туда этой весной. Хотел подтянуть украинского друга. Впервые отправился через Варшаву. Прилетели. Проверка паспортов. Спросили о цели приезда. Говорим: мол, устраиваться на работу и играть в футбол. И там зацепились за футбол. Типа мы можем что-то получать нелегально. Ждем час. А меня приехали встречать друзья из Латвии. Потом нам сказали отдать телефоны. Ждем еще два с половиной часа. Дальше попросили проехать в участок. Может, думали: белорус и украинец нелегально прибыли на стройку.
Посадили в каталажку. Мне смешно, я прикалываюсь. Потому что мы ничего не нарушали. Говорю полицейскому: “Так надень еще наручники”. Он смотрит: типа сейчас дошутишься. Потом я попросил его сфоткать нас. В общем, они немного разозлились. В итоге нас привезли в тюрьму. Забрали кошелек, документы… Во попали! Просидели еще около трех часов. Сказали ждать переводчика и главу миграционной службы. Открывают камеру: мол, заходи. — “Не хочу”. — “У тебя выбора нет”. Первый раз в жизни оказался там. Так неприятно — ты не представляешь. Пусть “обезьянник” и не такой, как у нас, — например, есть телевизор.
Начали с другом, как в клипе “50 Cent”, качаться. Бесились на камеру. И весело, и не очень. В итоге у нас забрали паспорта. Я не мог подать документы. Спустя пару дней позвонили: мол, подозреваем, что вы приехали нелегально работать. Мы им написали ответ. Иначе депортация. На это нам уже ничего не сказали — просто прислали паспорта через две недели. Как раз начинался карантин. Уехать я не смог. Билеты стоили бешеных денег. Украинец на таком экстренном рейсе улетел. Мне же поездка обошлась бы как минимум в пятьсот евро. Думал: фабрика будет во мне нуждаться, сделает быстро документы. Не тут-то было. Тренировки тогда тоже не проводились. Три месяца просто просидел. Так хотелось домой! Если бы мы сообщили, что туристы, возможно, ничего не было бы. Сказал правду — и пожалуйста.
Но уже вернулся в Литву. Очень счастлив. Соскучился по семье. Сижу с дочкой, балдеем. Пока думаю. Есть вариант и здесь поиграть. Хотя тренер в Норвегии меня ждет. Но документы — наверное, из-за пандемии — делаются с апреля.

— Поступали ли тебе предложения подняться на уровень выше?
— Конечно. Звала команда из четвертого дивизиона. Как-то обыграли ее. Так потом подходили, спрашивали. А еще тренер организовал игру “Бранна” против “Сойндаля” из Д2. И нас брали “подыграть”. Норвежцев в “Бранн” запихнули, меня с литовцем — в “Сойндаль”. Но, повторю, я не суперигрок, чтобы с белорусским паспортом устроиться. Хотя, думаю, в Норвегии у меня больше шансов заиграть. Ха, так как никто не знает.

— Почему из золотого дубля БАТЭ-2011 почти никто не раскрылся на высоком уровне?
— Наверное, мы были как команда. Все вместе. А рассыпались — ничего особенного… Мне, например, шанса не хватило. В те годы БАТЭ становился чемпионом за три-четыре тура до финиша. Думал: вот он шанс. Но нет. Понятно: премиальные. Плюс подготовка к матчам еврокубков. Казалось: дайте одну-две игры, посмотрите. Если слабый — то ладно. Годик еще мог бы побыть в БАТЭ. Но дубль уже перерос. Мне было двадцать. А зарплата — копейки. Пошел в первую лигу — дали пятьсот долларов. В два с половиной раза больше.
В Борисове на моей позиции были футболисты сборной. Ну какие там пацаны из дубля? А в двадцать уже надо играть в основе клуба высшей лиги. Был бы в условном “Немане” — заиграл бы. Тренер “молодежки” Вергеенко говорил: лучше выступайте в первой лиге, чем в турнире дублеров, буду вызывать. Но меня пригласил всего раз. Илья Цывилько, БАТЭ — это солиднее. А еще сколько тогда было клубов в высшей лиге? Двенадцать. Думаю, поэтому тоже многие не заиграли.

— Ты поработал с известными тренерами: Гончаренко, Боровским, Альшевским. Есть истории про них?
— Со всеми нравилось работать. С Альшевским пересекались и в дубле, и в сборной U-19. Образованный специалист. Есть история. В то время он был свободен. Сказал: мол, давай поможешь. Поехали в Национальную школу красоты, купили цветов. И он говорит: отнеси, мол, вот той женщине. Я и отнес. Мы с ней, помню, посмеялись. А еще есть история про засос. У меня на шее родимое пятно. Как-то пришел на тренировку БАТЭ. И Гончаренко спрашивает: “Где ты куролесил?” Я ему все объяснил. Жена, кстати, тоже поначалу не понимала, почему я все время с засосом хожу.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?