Виталий Казанцев: при участии Михаила Загорцева в руководстве клуба появились непрофессионалы

21:19, 9 июля 2020
svg image
849
svg image
0
image
Хави идет в печали

А летом 2013-го вернулся в Беларусь, чтобы провести несколько сезонов в Жодино. В соседних Смолевичах и протекала до недавних пор вся его тренерская биография. Мы обратились к нашему собеседнику с просьбой поведать, как клуб докатился до такой жизни. И узнали, как “Смолевичи” провели этот неблагополучный год, почему угодили в кризис и как переживали трудную пору.

— Вы ведь были в команде одним из старожилов?
— Пришел перед сезоном-2016, за что премного благодарен Анатолию Капскому. Если бы не он, то я так быстро не приступил бы к тренерской деятельности. Как раз из-за межпозвоночной грыжи закончил карьеру в Жодино в 2015-м. Капский спросил, какие планы. Сказал, что хочу попробовать себя тренером. А здесь как раз Александр Бразевич стал спортивным директором БАТЭ. Он и предложил сделать “Смолевичи”, которые до этого возглавлял, фарм-клубом борисовчан. Так что благодаря Бразевичу и Капскому, а также главе райисполкома Михаилу Загорцеву и директору клуба Сергею Михайлову мы втроем и попали в “Смолевичи” — Дмитрий Молош, Виталий Рогожкин и я. С этого и начался мой тренерский путь.

— Когда в 2018-м команда вылетела из высшей лиги, Загорцев сказал, что у “Луча” и “Торпедо” нет будущего. А у вас было ощущение, что “Смолевичи” — это всерьез и надолго?
— Не секрет, что Загорцев уделял много внимания команде. И что это целеустремленный руководитель. После тех его слов вряд ли кто мог поверить, что все так закончится. Загорцев хотел быстро вернуться в высшую лигу. Это и сыграло со “Смолевичами” злую шутку.

— Отсюда подробнее, пожалуйста.
— С одной стороны, спасибо Михаилу Гавриловичу за все годы, которые он опекал клуб. Он финансово поддерживал нас и пытался развивать футбол в районе. Немногие чиновники в стране любят спорт так же, как и он. С другой стороны, при его участии и началось то, что привело к нынешней плачевной ситуации. Ближе к прошлой осени в руководстве клуба появились новые лица. Непрофессионалы, нефутбольные люди. Мне кажется, Загорцев не смог привлечь грамотных и компетентных помощников, которые развивали бы клуб. С этого в “Смолевичах” и начались проблемы.

— Насколько известно, долги стали появляться еще в прошлом году в первой лиге?
— Тогда не платили два месяца, но все относились к этому спокойно. Мы как раз были между кругами на сборах в Бресте.

— А что вообще пошло не так с приходом в “Смолевичи” тех самых новых людей?
— Они уделяли много времени мелким вопросам, вместо того чтобы заниматься финансами. А еще Михаил Гаврилович не сопоставил желания и возможности.

— Мне тоже показалось, что к возвращению в элиту вы оказались не готовы — ни по составу, ни по финансам.
— Как уже сейчас всем понятно, для выступления здесь у нас не было ресурса. Когда осенью стало ясно, что путевка в высшую лигу никуда не денется, состоялась встреча руководства клуба и тренерского штаба. На ней Бразевич доходчиво попытался объяснить, что сейчас не стоит возвращаться. Если были проблемы с финансированием в первой лиге, что же нас ждет здесь? Он предложил остаться. Спокойно готовиться к выходу в высшую лигу. И сделать это, когда будет и стабильное финансирование, и молодая сыгранная команда по примеру “Энергетика”. У него вообще была система развития клуба на пять лет.

— Реакция на предложение главного тренера?
— Тот самый новый человек в руководстве клуба сказал, что в высшей лиге нам станет легче находить деньги. Но, как мы видим, легче не стало. А Загорцев, как мы помним, очень хотел быстро вернуться. Закончилось собрание тем, что предложение Бразевича не приняли.

— Со стороны кажется, что нынешние проблемы “Смолевичей” связаны с уходом Загорцева с поста главы райисполкома.
— Если бы не это, то, думаю, было бы лучше, чем сейчас. Средства находились бы, и ситуация потихоньку смогла бы выправиться. А к его преемнику трудно предъявлять претензии.

— А есть ли задолженности перед командой за прошлый год?
— Только бонусы за выход в высшую лигу. Сколько? Премиальные за победы в чемпионате нам выдавали по ходу сезона. Но не всю сумму, а одну половину. Другую должны были выдать по окончании сезона за решение задачи. Думаю, об этих деньгах можно забыть.

— Вернемся к новому главе райисполкома. Средства клубу выделили, но недостаточно?
— Это было уже в июне. А вместо Загорцева новый мэр был назначен в марте. Видимо, стал изучать ситуацию в “Смолевичах”. И, возможно, посчитал, будто зарплаты в команде чересчур велики, а бюджет клуба раздут. Хотя не секрет, что в высшей лиге он у нас второй с конца. Только в середине апреля мы узнали от предыдущего директора клуба Владимира Корсака, что нам не могут выплачивать зарплату в полном объеме, а лишь 375 рублей.

— Какая прекрасная новость.
— Зарплату за февраль получили в апреле. А у одних игроков семьи, у других кредиты. Для управления командой и для ее мотивации приходилось применять новые подходы. Долгожданная встреча с главой райисполкома состоялась за неделю до матча с “Городеей”, который прошел 5 июня. К тому времени долги накопились за два месяца — март и апрель. На том собрании наконец-то познакомились. Он сказал: “Надо реально смотреть на вещи. Тянуть это на себе у нас возможности нет. А дальше решайте сами”. Бразевич предлагал искать компромисс: “Давайте попробуем найти выход. Мы не против того, чтобы здесь работать. Но за такие деньги это нереально. Получается какой-то непрофессиональный клуб”. На что мэр ответил: “Хотите — оставайтесь. Хотите — ищите себе новые команды. Это ваше право по контракту. Ну а мы тогда наберем другую команду”.

— Что за выезд, на который нечем было заправить автобус?
— В апреле в Бобруйск. На игру отправлялись в день матча. А водитель обратился к начальнику команды: “Нет денег на топливо”. Проблему устранили, хотя средств на счету клуба не было. Наверное, кто-то заполнил бак из своего кармана.

— Экономить приходилось на всем?
— Однажды дошло до того, что мы прекратили питаться на базе клуба. Благо длилось это недолго — две-три недели. А так никакого экстрима не было. Несмотря ни на что, мы старались относиться к работе профессионально. Настроения бывали разные. После некоторых собраний просто смеялись от услышанного. Но свои обязанности все равно выполняли добросовестно.

— На что все это время жили легионеры?
— Клуб должен был оплачивать им жилье. Не полностью, а частично. Это так называемые квартирные в придачу к зарплате. Но поскольку никаких денег не было, парни как-то выкручивались за свой счет. Наверное, оплачивали съемное жилье из собственных запасов.

— Почему вы ушли из команды чуть ли не раньше всех — месяц назад?
— Уволился 15 июня. Как известно, в июне Дмитрий Молош возглавил “Лиепаю”. После нашей встречи с “Городеей” позвонил мне и предложил войти в его тренерский штаб. Последующие три дня прошли нелегко. Как-никак это мой пятый сезон в “Смолевичах”. Здесь получил первый и пока единственный тренерский опыт. И для меня это не просто клуб. Что важно, за это время мы хорошо сработались с Бразевичем. Вместе с ним и с Алексеем Михайловым применяли в работе современные идеи с интересными тактическими нюансами.

— Уехать в “Лиепаю” не удается из-за закрытых границ?
— Именно. Мы с командой решили, несмотря на все трудности, доиграть первый круг до конца. Но мне требовалось быть в Латвии раньше. Сразу сообщил об этом Бразевичу, который меня понял, поддержал и сказал принимать решение самому. За это ему огромное спасибо! Наш разговор состоялся перед матчем в Гродно, который стал для меня последним в “Смолевичах”. После игры с “Неманом” сообщил об уходе и команде. А перебраться в Прибалтику пока не удается. Для пересечения нашей границы с Латвией ожидались послабления после 15 июня. Однако пока они не вступили в силу, и я работаю дистанционно. Помните, как весной Леонид Слуцкий давал знаменитую установку “Слуцку” на расстоянии. Вот примерно так и мне пока приходится трудиться в “Лиепае”. Молош высылает различные задания, которые делаю и отправляю ему обратно.

— Как полагаете, что будет с командой нового созыва?
— Ох, собрать бы заявку на встречу с “Ислочью” в пятницу. Если посчитать, то полноценных игроков “старта” в “Смолевичах” осталось всего шестеро — Гомелько, Жевнеров, Алибеков, Макаров, Джигеро и Щегрикович. Молодежь минского “Динамо”, а также другие новички прибыли в команду за считанные дни до матча. Плюс другой тренер с его требованиями и взглядами на футбол. А ведь это уже новая команда, которой нужно время, чтобы сыграться. Естественно, все мы желаем, чтобы “Смолевичи” хорошо укомплектовались, доиграли сезон и сохранили прописку в высшей лиге.

— Какие эмоции преобладают в вашем нынешнем отношении ко всей этой истории?
— В “Смолевичах”, повторюсь, делал первые шаги в тренерской работе. Когда все только начиналось, необходимых знаний и опыта не было. Не мог даже фишки на поле как следует расставить. И на последней встрече с командой к горлу подкатил ком. Попросил прощения, что приходится уйти в тяжелое время. Грустно, что этот проект не удалось довести до конца. А ведь все мы — и футболисты, и наставники — получали удовольствие от совместной работы. Брали идеи различных современных тренеров. И многое у нас получалось даже в высшей лиге. Исполнительского мастерства парням, может, и не хватало. Но с качеством футбола проблем не было. Никому не уступили по игре. Что важно, в условиях безденежья просили ребят просто работать на их будущее. Так и вышло: у них появились предложения. А значит, все мы старались не зря, и наши труды не прошли даром. Уверен, и Бразевич тоже недолго пробудет без дела. Он заслужил, чтобы на него обратили внимание руководители хороших клубов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?