И это все о “Немане”. Игорь Ковалевич: Кадимяна за две копейки мы сейчас не отдадим
И это все о “Немане”, с главным тренером которого Игорем КОВАЛЕВИЧЕМ мы обстоятельно побеседовали о текущем моменте — и не только.
— “Неман” откровенно удивляет всех. Признайтесь честно, вас тоже?
— Скорее просто радует, ведь все это не упало с неба. Еще в конце второго круга прошлого чемпионата начали чуть-чуть менять игру: нужно было кое-что подкорректировать, а впоследствии не ошибиться с приглашениями футболистов. У нас получилось. Три новичка, которых задействуем в основе — Васильев, Кадимян и Марушич, здорово влились в команду по человеческим качествам и так же выглядят на поле.
— Но все равно при подобных сериях должен быть и какой-то секрет, помимо самой игры.
— Он в хорошем коллективе — и в раздевалке, атмосфера в которой очень важна. Да и квалифицированных, по белорусским меркам, игроков у нас хватает. Допустим, приятно удивляет Леша Легчилин. Всегда был футболистом высокого уровня, но теперь раскрылся на позиции центрального защитника. И руководит командой, и мы не так много пропускаем — за исключением матча с “Рухом”, который выпадает из контекста. Иногда происходит и так: условно говоря, пять ударов в створ — четыре гола… А в целом все должно сойтись воедино: коллектив, мастерство и, конечно, удача.
— Правда ли, что после поражения от “Руха” над вами нависла угроза увольнения?
— А она всегда висит над тренером. Чиж сколько их в “Динамо” менял: двадцать пять, тридцать? Рано или поздно ты будешь уволен. Когда — вопрос другой, который решать руководителям.
— Мэр Гродно Мечислав Гой реально давал вам два матча на исправление ситуации?
— Не вдавался бы в такие подробности — у нас просто состоялся серьезный разговор. Да, Мечислав Брониславович сказал: исправляй ситуацию, время у тебя еще есть… “Неман” шел четырнадцатым, но я и тогда не видел больших проблем в игре. Хорошо смотрелись в гостях у “Ислочи”, однако получили удаление Марушича в первом тайме и гол Янсане на 88-й минуте. Уступили 1:3 БАТЭ, но показали неплохой футбол. Да и в таблице все было рядышком. Тем не менее третье с конца место для Гродно — это… Даже не знаю, как сказать. В условии Гоя не видел ничего, на что мог обидеться. И если бы меня даже уволили, то, поверьте, отношение к нему никоим образом не изменил бы. Он порядочный человек — как говорят здесь, “людский”. Переживает за команду, много делает для клуба — и для города в части спортивной инфраструктуры. Гродно при нем перестраивается на другую стезю.
— Интересно, а как команда отреагировала на те новости?
— Все понимали: иногда случается, что игра и результат не совпадают. Знаю, капитан команды Валера Жуковский и другие ребята общались с Гоем и губернатором Владимиром Кравцовым — и говорили, что мы вместе выберемся из той ситуации.
— В следующем после “Руха” домашнем матче с жодинским “Торпедо” они действительно играли как одержимые…
— Да они и раньше так играли! Нанесли порядка двадцати ударов по воротам “Руха”, а четыре гола залетели нам. Да, все это выносится за скобки, когда нет результата. Однако мы чувствовали, что команда хочет — и главное, может. Хотя кое-что получилось, как в фильме “В бой идут одни “старики”, где Кузнечик до поры до времени не летал. Жуковский в начале сезона не попадал в состав, но при такой ситуации я обязан был выпустить капитана. Против Жодино он впервые вышел в стартовом составе в этом году — и доказал, что продолжает оставаться лидером и на поле. Может, где-то и я ошибался. Может, и Валеры уже не хватает на весь матч. Но то, что он руководит командой в игре, несомненно. Ни на одной установке не скажешь, как действовать правильно. Да, есть некие примерные схемы и линии поведения, но ведь все зависит от игровых ситуаций. А в нужное русло все в первую очередь направляют футболисты. Испытания же были и потом. Например, в Городее удалили Диму Дударя, но мы победили. В целом же главное, что ребята ментально поверили в себя. Они перестроились внутренне, но для этого понадобилось некоторое время.
— Многие говорят, что “химию” в “Немане” Ковалевич как раз и обеспечивает…
— Ха, может быть! Но вообще, здесь надо чувствовать и понимать, что за тобой Гродно, болельщики — и коллектив. А ты всего лишь небольшой винтик.
— Гол Марушича в последнем поединке с “Ислочью” на 90-й минуте буквально взорвал вашу скамейку. Пока это самые яркие эмоции в сезоне?
— Зоран — хороший футболист, который недобрал своего, играя за “Дняпро”. У него очень благотворное влияние на коллектив. А гол… Понятно, ошибка Хаткевича. Но и забить, так прочувствовав момент… Плюс-минус как Герасимец голландцам в 1995 году — Зорану все уже об этом рассказали. Для нас Марушич ценное приобретение. И, думаю, он может играть еще лучше.
— Результатами “Неман” повышает к себе внимание публики: две тысячи на встрече с “Ислочью” в трудное время пандемии — это немало.
— В семи матчах подряд Гродно раньше никогда не побеждал. Да, где-то не обошлось и без удачи, как с той же “Ислочью”. Но когда люди видят, что команда играет, другого не дано — они пойдут на трибуны. У нас искренние болельщики, они всегда относились к “Неману” доброжелательно, а сейчас тем более. Ребята стараются платить тем же — по крайней мере неудержимой страстью.
— Подозреваю, наибольшее удовольствие вам принесла победа над брестским “Динамо”. Все-таки западное дерби…
— Не скажу, что ставлю ее прямо во главу угла. Конечно, “Динамо” очень сильно, а его нападение одно из лучших в лиге. Но мы и в прошлом году с ним хорошо сыграли, когда дома уступили 0:1. Правда, тогда Паша Савицкий с Милей высосали момент вообще из пальца. Иной команде надо создать пять эпизодов, чтобы забить, а Бресту достаточно полумомента. Поэтому сейчас чувствовали двойное напряжение: следовало и самим забить, и не дать даже полушансов у наших ворот. По большому счету, получилось.
— Что знаете о нынешнем положении в брестской команде в связи с коронавирусом? Это же ваши земляки — вдвойне волнительно…
— Знаю ситуацию по сообщениям прессы. То, что она неприятная, слабо сказано. Благо принято решение о переносе матча со “Слуцком”. Надо же понимать, что без больных это один Брест, а с больными совсем другой. Вывеска одна — “Динамо”, но люди-то в составе совершенно разные.
— Почему в заявке на матч с “Ислочью” не было Курганского, Слабашевича, Рассадкина и Иванова?
— Курганский получил рецидив старой травмы на последних минутах игры со “Слуцком”, Слабашевича поменяли из-за повреждения в матче с брестским “Динамо”. У Иванова был ушиб на тренировке, но сейчас он уже в общей группе. А у Рассадкина двусторонняя пневмония, с которой Глеб лежит в гродненской больнице. Он идет на поправку и на следующей неделе, если ничего не изменится, его обещают выписать. Больше добавить пока нечего.
— Из “Смолевичей” к вам перебрался По.
— Мне он всегда импонировал. Больше усиления не будет. Уходы? Паша Цеслюкевич, которому нужно сделать небольшую перезагрузку.
— Потерять Кадимяна не боитесь?
— Ха, ну почему сразу потерять? Да, у него есть какие-то предложения, но пока все на уровне разговоров. А вот если поступит предметное и достой- ное, тогда руководство и решит, как быть дальше.
— Так понимаю, за две копейки Кадимяна “Неман” сейчас не отдаст.
— Конечно, нет: у Гегама контракт до конца сезона. И нам хотелось бы его сохранить, ведь он очень нужен “Неману” как один из явных лидеров.
— В Гродно раскрываются на первый взгляд неочевидные фигуры — сначала Алыкулов, теперь Кадимян…
— Во-первых, такое мнение о “Немане” сложилось и до моего прихода: здесь редко ошибались в легионерах. А у нас хорошо справляется… ну, не селекционная служба, которую не можем себе позволить. В этом плане большой объем работы выполняют помощники — Паша Батюто, Олег Киреня, Володя Невинский.
— Батюто же ушел из клуба.
— У него были определенные семейные проблемы. Думаю, мы вернемся к вопросу о возобновлении сотрудничества.
— А что за проблемы возникли с 19-летним Вегерей, переставшим попадать даже в заявку после новости об интересе к нему со стороны “Руха”?
— Вегеря воспитанник гродненского футбола. “Неман” сделал ему предложение о продлении контракта — он отказался. Уже говорил, что история относится к Вегере и его агенту. Они захотели куда-то перейти. Да, были разговоры о “Рухе”, но дело не в этом. Человек выбрал другой путь развития — имеет право. Но какой смысл ставить его в состав, зная, что у него в голове другой клуб? Нам нужны те, кто выходит на поле защищать цвета Гродно. А когда ты играешь за “Неман”, но думаешь, как уйти… Хотя посмотрим дальше. У Вегери контракт до конца года, он тренируется. И, думаю, из этой ситуации для себя он тоже сделал правильные выводы. Потому никто никого не казнит.
— Что думаете по поводу идеи с “лимитчиками”, согласно которой на поле обязательно должен быть белорусский игрок в возрасте до 21 года?
— Для высшей лиги это, мягко говоря, неправильно.
— Почему? Говорят, быстрее вырастут таланты…
— Я брал в молодежную сборную Волкова, когда он в “Орше” играл. А Побудея — из “Барановичей”. Если парень хочет расти, он покажет себя и в первой лиге. А так… Мы же знаем пример Казахстана, который вводил лимит на молодых в высшем дивизионе, и ничего из этого не получилось. Вместо естественного отбора мы заранее создаем футболисту тепличные условия. Он точно знает — будет играть. И не потому, что сильнее, а потому, что молодой… Может, подобные правила нормальны для первой и второй лиг. Но, на мой взгляд, не для высшей.
— Перспективный Шигайбаев сыграл лишь пару минут в победном поединке с “Энергетиком”. Может, следовало отдать в аренду — даже в первую лигу?
— Нет. Ему всего восемнадцать. И нужно понимать: когда команда на ходу, вместо кого ставить Шигайбаева? Вместо Забелина? Якимова? Хотим, чтобы и молодые играли. Вот сейчас с “Ислочью” на пару минут выпустили юного гродненского воспитанника Антона Сучкова. Но в то же время важен и результат. Сплести это воедино — сложная задача. А Эмир все правильно понимает и усердно работает. Пусть это будет год его становления.
— Нельзя не отметить результативные выходы на замену Яблонского. При этом все празднования голов он заканчивает тем, что прибегает вас обнять.
— В прошлом году Макс получил тяжелую травму — разрыв крестообразных связок. Делал операцию, долго лечился. А сейчас они с Глебом Рассадкиным взаимозаменяемые. Но пока складывалось так, что Яблонский при выходах с замены всегда усиливал игру. Решили ничего не менять даже в матче с “Ислочью”, в котором Рассадкин не мог принять участия. Доверили место в основе молодому Пасевичу. Однако Рома никогда не играл в высшей лиге, и я немного опасался, что для него это будет вопрос психологии. По большому счету, так и получилось. Но, не сомневаюсь, из Пасевича вырастет хороший футболист. А сейчас быстро заменили его на Яблонского, чтобы не нарушить парню психику. А Макс… Он чуть-чуть пересмотрел свое отношение к футболу и жизни. Скажем так, сам в себя поверил.
— По потерянным очкам вы лидеры чемпионата. Что теперь делать: “отпустить” команду, прижать ее ответственностью или оставить все как есть?
— Взвинчивать или отпускать ничего не надо: ребята и так прекрасно все понимают. Кстати, они не задают лишних вопросов о деньгах и зарплатах, потому что “Неман” не самый богатый клуб. Я рад, что команда вернула зрителей на стадион, и теперь ее ответственность перед каждым матчем еще больше. Никого не подгоняем — сами выкладываются без остатка. А на все вопросы ответит осень.
— “Неман” не жирует, но хотя бы живет стабильно?
— Да. Обижаться нам не приходится. Руководство клуба и города старается делать все для команды. И очень приятно, что Гой каждую неделю приезжает на тренировки. Интересуется у футболистов, чего им не хватает, выслушивает пожелания. Еще с недавних пор каждую среду делаем тренировку во второй половине дня, а в первой всем коллективом посещаем достопримечательности Гродно. Это тоже крайне важно: ребята должны знать, за какой город играют. Тем более в Гродно не просто есть на что посмотреть, но и узнать его богатую историю, которая интересна не только для легионеров.
— Есть ли у вас чувство, что “Немана” уже боятся?
— Думаю, нас просто уважают. А лучше бы даже перефразировал: это “Неман” никого не боится. Если раньше мы забивали, после чего нередко отходили назад, то сейчас играем немного в другой футбол. Опять же все зависит от команды, подбора исполнителей и внутреннего состояния коллектива. Все это надо чувствовать — надеюсь, у нас получается.
— Расстроитесь, если не попадете в тройку?
— Ха, всегда огорчаешься, если задуманное не выходит! Кстати, в прошлом сезоне радовался, что не попали в “мясорубку” борьбы за выживание — у нас были очень большие проблемы… Сейчас другая ситуация, и она гораздо приятнее. Когда ты вверху, отступать нет желания. А как будет? Это спорт, у многих команд такие же амбиции. Но мы посражаемся.
— А допустим, станете четвертыми — как в 2018-м обидно приключилось с “Витебском”?
— Не хочу далеко заглядывать. Теперь у нас как раз игра в Витебске с очень непростым соперником, и к ней надо хорошо подготовиться. Мы так, спокойно, — как курочка по зернышку…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь