Женский футбол. Американка в Беларуси. Эбби Смолл: просто воспринимайте женский футбол как отдельный вид спорта
Событие, прямо скажем, совсем не рядовое — представительница страны, в которой женский футбол развит лучше всего в мире, вдруг перебирается в далекую Беларусь. “ПБ” встретился с девушкой, которой в августе исполнится всего 22 года, и расспросил, каким ветром ее сюда занесло. С тех пор Эбби сыграла за новую команду уже два матча, в том числе в дерби с “Минском” (1:0) — первый вопрос прозвучал уже после них.
— С дебютом! Как впечатления?
— Спасибо! Перед первой встречей в Бобруйске немного нервничала, но когда она началась, почувствовала себя намного более комфортно. Тем более команда играла здорово и заслуженно победила 5:1. А атмосфера на минском дерби — это вообще реально супер. Матч получился очень напряженным, я очень волновалась и в итоге испытала очень сильные эмоции от победы.
— Как ты вообще оказалась в Беларуси? Даже не как — зачем?!
— Всегда хотела стать профессиональной футболисткой. В прошлом сезоне я еще выступала за команду своего университета, которая участвует в чемпионате NCAA (Национальная коллегиальная спортивная ассоциация. — “ПБ”.). Однако затем мое обучение закончилось. Я получила степень в школе вычислительной техники и инженерии университета Миссури. Нужно было искать варианты продолжения карьеры. Мы с моим агентом — скорее даже просто человеком, который помогал мне долгое время, стали изучать. На родине закрепиться не удалось, и как-то он предложил: почему бы тебе не попробовать силы в Европе. Так и появился вариант с Минском.
— Давай честно: какая первая реакция 21-летней американской девчонки, которую зовут в Беларусь?
— Естественно, была удивлена. Имела представление в целом о таком регионе, как Восточная Европа, и знала, что Беларусь — ее часть. К тому же до этого был вариант перебраться в чемпионат Польши — не удалось, так что уже успела в общих чертах навести справки. Но, разумеется, многое пришлось изучить. Так скажем, провести небольшое исследование. Сейчас это несложно. Узнала подробнее, что это за страна, и решила попробовать.
— В нашем представлении в Америке достаточно много стереотипов о Восточной Европе…
— Это всего лишь стереотипы. Да, кое-где они, наверное, существуют. Многие, например, думают, что в странах этого региона закрытые, неприветливые, угрюмые люди, никогда не скажут тебе просто так: “Привет. Как дела?” Не знаю, откуда это повелось. Конечно, еще есть люди, которым кажется, что Беларусь — это где-то далеко-далеко на севере, что это не слишком развитая страна, в которой к тому же постоянно холодно. Но большинство все-таки далеки от каких-то предрассудков, я в том числе. Знала, что все совсем не так, и убедилась в этом, когда приехала. Люди в Минске очень милые и приветливые, да и погода сейчас отличная.
— Твои первые впечатления?
— Не скажу, что чему-то сильно удивилась. Я росла в Канзас-Сити — в том, что в штате Миссури. Многие думают, что Канзас-Сити только непосредственно в Канзасе, но на самом деле это два города, расположенные по разным берегам реки Миссури, по которой проходит граница между штатами. В общем, я из того, что восточнее. Это довольно большой город, хотя, кажется, Минск даже больше. Ритм городской жизни для меня привычен и здесь он похож. Мне нравится в Минске. Много мест, где можно прогуляться. Нравится, что здесь можно ходить и ездить везде, нет опасных районов.
— Где уже успела побывать?
— На самом деле таких мест совсем мало, хотя стараюсь понемногу исследовать город, открывать для себя что-то новое. Была в нескольких парках — мне понравилось, что город такой зеленый. Переводчица, которую предоставил клуб, во всем мне помогает. Она показала некоторые кафе, магазины, в целом местность около района, где я живу, — Каменная Горка. Здорово, что здесь есть этот большой торговый центр, в котором мы с тобой сидим. И до стадиона, на котором мы тренируемся и играем, близко — обычно гуляю пешком. А если нужно куда-то, использую яндекс-такси. В целом мне комфортно. Хотя, конечно, я привыкла жить в среде, где все говорят по-английски, и в этом плане приспосабливаться чуточку тяжело — особенно к тому, что везде все написано на кириллице. К тому же в Беларуси, как я поняла, не так много людей знают английский. Но клуб, как уже сказала, предоставил мне переводчицу — и мне значительно проще адаптироваться.
— Самая непривычная для тебя вещь в Беларуси?
— Дай подумать. Первое, что отметила бы, — местная еда. Не расскажу конкретно, но в первые дни, когда жила еще в отеле и спускалась на завтрак, увидела, что многое отличается от привычной для меня еды. Около некоторых блюд ходила и не могла понять, что это вообще и из чего сделано. Но, думаю, еще выпадет шанс познакомиться с белорусской кухней поближе. Также удивило, что люди, даже если идут в магазин, одеваются и красятся, как будто выходят в свет. Как-то вышла по привычке в обычной майке и шортах — а вокруг девушки все, как куклы. И так каждый день. Почувствовала себя слегка неуютно, но подумала: ну ладно, здесь, видимо, так принято, о»кей.
— Ты уже привыкла говорить “футбол” вместо “соккер”?
— Ха! Пока нет! Да, это еще одна штука, к которой, честно, до сих пор не могу привыкнуть. Для меня “футбол” — это американский, тот, в который руками играют. Когда слышу это слово, на автомате думаю о другом виде спорте. Только через мгновение перестраиваюсь. Надо привыкнуть.
— Что скажешь о своей новой команде и в целом о белорусском футболе?
— Девчонки меня приняли просто здорово. Все оказались очень приветливыми. Сразу же встретили с улыбкой: “Привет! Как поживаешь?” Они очень милые. Очевидно, что нам еще сложно полностью понимать друг друга, но как-то получается общаться. Все знают отдельные слова по-английски, некоторые могут чуть-чуть говорить. Что касается игры, то здесь все проще — на поле всегда легко друг друга понимать. Да и подсказки обычно довольно короткие, их нетрудно запомнить даже на русском. Я уже стараюсь раскладывать по полочкам в голове, что значит то или иное слово. Думаю, в этом аспекте адаптироваться не составит большого труда.
Еще у меня была фотосессия на стадионе “Динамо”, на том большом. Мне понравилось — очень стильная арена. Знаю, что это национальный стадион. Немного изучила местность рядом — центр города мне тоже понравился. Мы же играем на другом — “Динамо-Юни”, он меньше, но тоже довольно приятный.
Что касается футбола, знаю, что в Беларуси в первую очередь популярен мужской, а женский далеко-далеко позади. Что он не привлекает практически никакого внимания — это, конечно, грустно. Рассказали, что самое принципиальное противостояние — столичное дерби против “Минска”. Тренеры еще говорили о тактике и стиле игры — пояснили, что к чему. Все было понятно.
— По поводу интереса ты права. Да и вообще в Беларуси всего восемь команд.
— В США в сильнейшем дивизионе их также немного — всего девять. Хотя хватает разных других лиг.
— Система лиг у вас… как сказать…
— …очень странная, да! Наверное, со стороны в ней сложно разобраться. Есть сильнейший дивизион NWSL, в котором выступают девять клубов, есть чуть менее статусные лиги — UWS, WPSL. И есть NCAA, в которой несколько дивизионов. Я четыре года представляла команду UMKC Kangaroos — “Кенгуру”, которая выступала в первом дивизионе. Все немного запутанно, да.
— Знаю, ты участвовала в драфте и могла угодить в сильнейшую лигу.
— Могла участвовать, но в список попадают всего около тридцати пяти девушек, и пробиться туда очень и очень сложно. Конкуренция просто огромная. К сожалению, мне не повезло. Я оказалась вне этого списка, поэтому пришлось искать другие варианты продолжения карьеры.
— А как ты вообще пришла в футбол?
— Занималась с шести лет. Да, это очень долгий срок. Играю практически всю жизнь. Родители всегда меня учили, что нужно делать хорошо все, за что бы ни бралась, поэтому я старалась усердно заниматься с каждым из тренеров. И в один прекрасный день поняла, что это уже не просто хобби. Закончив старшую школу, уже знала, что хочу заниматься спортом профессионально. Разумеется, образование тоже важно, поэтому я поступила в университет, но при этом не видела свою жизнь в чем-то другом, кроме футбола. Это стало огромной частью меня. И я рада, что наконец подписала первый в жизни профессиональный контракт и могу заниматься любимым делом.
— По твоим ощущениям, женский футбол в США более популярен, чем мужской? Взять хотя бы вашу национальную сборную?
— Не берусь сравнивать, тем более сейчас мужская лига МЛС развивается невиданными темпами и набирает огромную популярность. Но женская сборная зарекомендовала себя очень хорошо и завоевала серьезную репутацию. Это одна из самых успешных сборных команд в Штатах — четыре раза выигрывала Кубок мира. Девушки — настоящие звезды. Не скажу, что прямо все девчонки на них равняются и мечтают оказаться на их месте, но для футболисток сыграть за сборную — это, безусловно, мечта.
— Правильно я понимаю: женский футбол — это больше чем просто вид спорта, а еще средство для выражения определенных идей?
— Да, отчасти это так. Причем это касается не только футбола, а спорта вообще. Атлеты — популярные люди, которые зачастую поддерживают какие-то идеи, люди к ним прислушиваются. Что касается женской команды, то она, например, долгое время боролась за равные с мужскими командами зарплаты. Проблема “equal payment” на самом деле актуальна. И их услышали! Это большое достижение. Но если в женском соккере проблема разрешилась — во многом благодаря успешным выступлениям национальной команды, — то в других видах спорта она до сих пор стоит остро. Не говоря уже об обычной жизни.
— В Беларуси, да и вообще в Восточной Европе те, кто вовлечен в женский футбол, часто встречаются с проявлениями сексизма. У многих до сих пор популярно мнение, что это не женское дело.
— Разумеется, это также проблема. Раньше она была актуальна для многих стран, в том числе для США. В некоторых сферах, наверное, остро стоит и до сих пор — мужчинам пробиться по социальной лестнице значительно проще. Что касается соккера, в последние десятилетия ситуация все-таки в Штатах существенно изменилась. Естественно, девушки играют совсем иначе, по сравнению с мужчинами. Но и от наших действий на поле люди могут получать удовольствие. Надо просто перестать сравнивать. Да, мы играем по-другому. Просто воспринимайте это как отдельный вид спорта.
— А ты следишь за мужским футболом? Есть любимые команды?
— Да, конечно. Разумеется, в первую очередь это чемпионат МЛС, в котором выступает “Спортинг Канзас-Сити” из моего родного города. Из европейских чемпионатов больше всего нравится английская премьер-лига. В ней болею за “Челси”. Да, думаю, это два моих любимых клуба.
— Знаю, что в США сейчас напряженная обстановка, в том числе из-за коронавируса. А о “белорусском пути” борьбы с пандемией ты слышала?
— Да, кое-что знала, что здесь не было карантина как такового. Было ли страшно ехать? Нет, коронавирус сейчас опасен во всем мире, а в США, как ты знаешь, ситуация вообще очень тяжелая. Поэтому более страшно для меня, например, было перенести длительный перелет. Всегда немного волнуюсь в воздухе, а на такие большие расстояния прежде никогда не летала.
— Напряженная ситуация в США еще и из-за уличных протестов.
— Да, они происходят уже которую неделю во многих городах. Немало людей недовольны властью и борются за свои права. Сейчас, может быть, их уже не так много — больше петиций и требований. Люди хотят лучшей жизни.
— Твое отношение к движению “Black Lives Matter”?
— Думаю, что любое “комьюнити”, любая группа людей или организация, которых в Америке очень много, вправе быть услышанными. Они должны иметь голос и возможность высказаться — только так страна и общество способны развиваться. В то же время мне сложно определенно сказать, что нужно предложить для разрешения конфликтов, но я уверена, что эти вопросы надо решать путем переговоров.
— Помню, некоторые футболистки сборной США — например, Меган Рапино — высказывали активную политическую позицию и выступали, в частности, против Трампа. Твое отношение к этому?
— Каждый человек может выразить свое мнение. Я не слишком изучала этот вопрос и не могу определенно сказать, что думаю по этому поводу. В США в ноябре также пройдут президентские выборы. Там два кандидата — у нас не слишком много вариантов, верно? Это выглядит так, что нужно не выбрать худшее из двух плохих решений. Какое из них худшее, я не уверена. Все-таки, когда говоришь об этом публично, надо быть ответственной за свои слова.
— Давай закончим все-таки футбольными темами. Расскажи о своей спортивной мечте.
— На данном этапе — закрепиться в “Динамо” и помочь команде выиграть чемпионский титул в Беларуси. Для меня — волнительный период, поскольку это мой первый профессиональный клуб, и я чувствую ответственность. Вместе с тем это хороший шанс проявить себя. Что касается личных целей, конечно, хочу прогрессировать, развивать навыки и стать лучшим игроком, насколько это возможно. Ну и затем хотелось бы попробовать себя на более высоком уровне.
— Как думаешь, реально ли здесь обратить на себя внимание тренеров национальных сборных?
— Не знаю, сложно сказать. Пока, наверное, нет, хотя по возрасту я еще подхожу в команду U-23. Естественно, мне хотелось бы попасть в сборную. Но понимаю, что для этого нужно еще много работать над собой и добиваться хороших результатов.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь