“Дело о договорняках”. Два года для Волкова. Что скажут в Цюрихе?

21:10, 6 августа 2020
svg image
819
svg image
0
image
Хави идет в печали

И если на скамье в суде Московского района столицы оказались 20 фигурантов, то в Доме футбола слушались дела 34 игроков (многие — уже бывшие). В четверг в офисе БФФ состоялось второе заседание контрольно-дисциплинарного комитета. Наказаны почти все.

***
Список причастных ко второму делу стал достоянием общественности в середине января нынешнего года, когда Следственный комитет передал соответствующую информацию в федерацию футбола. Тогда же стало известно, что 19 игрокам предъявлены обвинения в организации и участии в договорных матчах. Еще 15 человек освободили от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Среди них и наиболее резонансная фигура — футболист сборной Беларуси Захар Волков. Летом 2017 года он выступал за “Нафтан” и принимал участие в кубковом матче с “Крумкачамi” (1:2), который впоследствии признали договорным. “Вороны” не без труда добились победы в компенсированное время, а заказчикам было обеспечено нужное количество голов.
Вот что писало ГУБОПиК по этому поводу в конце января в обращении к редакции “Прессбола”: “Уголовное преследование в отношении Волкова прекращено, футболист явился с повинной и помог следствию. По спортивной линии, от федерации, наказания ему не избежать — и пусть это станет уроком для других молодых футболистов, не сумевших уйти от соблазна. Да, у Волкова непростые жизненные обстоятельства… Это его ни в коем случае не оправдывает. Просто те, кто к нему обращался с подобным предложением, о них, безусловно, знали — и обратились не просто так”.
Тогда же, в январе, состоялось первое заседание контрольно- дисциплинарного комитета БФФ, на котором рассмотрели часть дел и вынесли наказания 13 из 34 фигурантов, проходящих по футбольным эпизодам (напомним, был еще один волейбольный). Двое — Алексей Сучков и Валерий Белявский — были признаны персонами нон грата в белорусском футболе, еще одиннадцать получили дисквалификации от 1 до 3 лет и штрафы от 100 до 300 базовых величин (от 2700 до 13 500 рублей). Как объясняли в Доме футбола, это те, кто явился на заседание по вызову и признал вину. Волков среди них отсутствовал.
Однако спустя пять месяцев на одном из судебных заседаний государственный обвинитель сообщил, что Волков на слушании в БФФ присутствовал, но заявил, что не подтверждает свое участие в корыстном оказании влияния на результат матча.

***
Собственно, этим и вызвано, казалось бы, странное поведение защитника во время всего судебного процесса. На одном из слушаний он выступал в качестве свидетеля. Вот лишь небольшая выдержка из допроса:

— Помните, как проходил матч?
— Нет.

— Почему?
— Давно было.

— Какие меры предпринимали, чтобы оказать влияние на результат?
— Играл, как обычно.

— А какие меры предприняли, чтобы достичь оговоренного результата?
— Просто играл.

Мантру “играл, как обычно” Захар повторил еще несколько раз, пока не вывел из себя даже судью: “А вы так часто участвовали в договорных матчах, что не помните?.. Если бы у вас было много договорных, я могла бы понять, что вы могли что-то путать. Но у вас один матч. Вы, наоборот, должны помнить, как он проходил. Особенно в свете того, что уголовное преследование в отношении вас прекращено”.
В конце того заседания прокурор зачитал показания Волкова во время предварительного следствия, которые не соответствовали тому, что Захар говорил в суде: “Решил, что не буду целенаправленно забивать голы в свои ворота и сбивать игроков соперника в штрафной. Но также решил, что не буду мешать Горбачеву обеспечивать нужный результат…”
Очевидно, что такое отрицание своей причастности на заседании БФФ позволило Волкову на протяжении семи месяцев продолжать выступления за БАТЭ. Захар принес “желто-синим” в том числе победу в Кубке Беларуси, забив единственный гол в дополнительное время, а также в феврале был в списке кандидатов в сборную Беларуси. Футбольная общественность разделилась: кто-то призывал молодого футболиста, на которого “оказывалось давление”, “понять и простить”, кто-то требовал наказать по всей строгости закона.

***
Второе заседание было отложено до приговора суда. Его вынесли 13 июля, и в отношении многих фигурантов он вступил в силу спустя 10 дней. Однако некоторые подали апелляцию — их дела в БФФ будут рассматриваться на третьем заседании КДК по этому вопросу. Речь о трех фигурантах, получивших наиболее серьезные приговоры по уголовному делу, — Козлове, Ланько и Боровицком. Таким образом, вчера федерация вынесла вердикты шестнадцати (экс-)игрокам.
Трое — Айдов, Горбачев и Тарликовский — признаны персонами нон грата. Пырх, А.Белявский, Е.Белявский получили по 4 года дисквалификации и 500 базовых величин штрафа, Богунов, Волков, Гнедько, Зыль, Корсак, Костеж, Медведев, Огар, Руденок, Танько — по 2 года и 200 базовых.
Бросается в глаза, что нынешние наказания более суровые по сравнению с теми, что были вынесены в январе. Федерация анонсировала и это: те, кто не явились на первое слушание, будут наказаны по всей строгости. Это корреспонденту “ПБ” после заседания подтвердил и председатель КДК Андрей Авдеев: “Учитывали все обстоятельства и выявленные факты. Все люди, кто не явился первично и таким образом не признал вину, получили одинаковое наказание. Это те, кто были уличены только в одном договорном матче и не участвовали как организаторы. Почему не собрали КДК раньше? Мы не следственный орган и не суд. В данной ситуации по многим фигурантам нужно было ждать решения суда”.

***
К такой развязке в истории с Захаром Волковым и вчерашнему вердикту в Доме футбола БАТЭ готовился заранее. Планомерное укрепление центра обороны смотрелось как перестраховка и работа на упреждение. Еще год назад в команду из сербских “Чукаричек” перебрался игрок сборной Черногории Копитович. И вместе с ним в распоряжении вице-чемпионов оказались уже три футболиста этого амплуа, включая Филипенко. Однако в Борисове понимали, что худший сценарий судебной тяжбы вполне реален, а потому риск остаться без Волкова велик. И уже в марте состоялся переход хорвата Якова Филиповича из бельгийского “Локерена”.
Такого уклона в трансферной политике не скрывал и наставник Кирилл Альшевский. “Конечно, держим в уме подобный исход. У нас хорошая обойма центральных защитников. Мы целенаправленно брали Якова Филиповича, понимая, что с Захаром случилась такая неприятность и, возможно, какое-то время он не сможет играть”, — рассказывал рулевой в интервью “ПБ” после выигрыша Кубка страны в мае. Сам Захар, впрочем, в этом сезоне выходил на поле исправно. И потому неожиданно просидел на лавке в прошлом туре в Жодино, хотя медицинских противопоказаний вроде как не имелось. Может, в БАТЭ уже стали готовиться к игре без Волкова? Так или иначе, но эта версия выглядит правдоподобно.
Впрочем, изначально было ясно одно: какими бы ни оказались санкции для 22-летнего игрока, они все равно не означали бы его ухода в небытие и полного исчезновения из футбола. Часть 1 статьи 66 дисциплинарного кодекса ФИФА гласит: “Если нарушение является серьезным (в частности, манипуляция исходом матча, проступок против официальных лиц матча, подделка, фальсификация данных), то ассоциации, конфедерации или другие спортивные организации должны обратиться в дисциплинарный комитет ФИФА с просьбой о распространении вынесенных санкций на состязания, проводимые по всему миру”.
Говоря простым языком, наша федерация обязана просить для Волкова международный бан. Но если в штаб-квартире ФИФА в Цюрихе решат, что на крайние меры идти незачем, то санкции будут иметь масштаб сугубо “внутреннего пользования”. То есть последует временное отстранение Волкова от участия во всех соревнованиях под эгидой только БФФ. На его выступление за рубежом эти меры не распространятся. А значит, прямая дорога на легионерские хлеба.
К слову, для этого он созрел и сам по себе — без всяких неприятностей в биографии. И продолжение его карьеры в таком разрезе напрашивается в любом случае. А то, что спрос на Захара есть как минимум в ближнем зарубежье, нет никаких сомнений. Напомним, что он уже дебютировал в сборной Беларуси. Важно, к набору основных профильных качеств защитника прилагается ценный бонус — умение забивать мячи головой. Причем некоторые из них — на последних минутах важнейших матчей, а потому судьбоносны. В прошлом году БАТЭ именно так прошел “Пяст” в квалификации Лиги чемпионов. А нынешней весной впервые за пять лет завоевал Кубок страны.

Вариант 1 — Россия. Зимой на восточной границе будто бы подняли шлагбаум. В чемпионате России белорусы перестали считаться легионерами, а потому стали цениться в премьер-лиге куда выше. В январе Золотов переехал в “Урал”, Громыко и Ковалев — в тульский “Арсенал”, а Шкурин — в ЦСКА. Как известно, нынче народная молва сватает Павловца то в “Ахмат”, то в “Ростов”. Собственно, в Грозный она отправляет и Волкова. А он ведь такой же сборник, да еще и на год моложе. И, похоже, это тот случай, когда дыма без огня не бывает.

Вариант 2 — Казахстан. Возможный отъезд Захара в страну степей — это тоже в соответствии с веяниями времени. Ведь в Казахстане белорусы с недавних пор также выведены за рамки лимита на легионеров. В межсезонье наши парни устроили в премьер-лигу этой страны настоящее паломничество. Что и говорить, если сегодня их там — на полноценную символическую сборную. Правда, они стали заложниками такого выбора. Чемпионат едва стартовал, как прервался из-за пандемии с марта по июль. Возобновился всего на тур — и снова на карантин, который длится до сих пор. Недавно в Казахстан отправился из “Слуцка” защитник Образов — в “Атырау”. А значит, и Волкову там вполне найдется теплое местечко.

Вариант 3 — Прибалтика. Еще один вектор трудоустройства, который набирает популярность у наших соотечественников, — Латвия и Литва. В чемпионатах северных соседей хватает белорусских тренеров: и Алексей Бага, и Олег Кубарев, и Дмитрий Молош. А “Лиепая” так вообще самый “белорусский” в Прибалтике клуб. В помощниках у Молоша работавшие в нашей стране Кодица и Казанцев. А среди подопечных в компанию к Иванову и Горбачику на днях добавился полузащитник Березкин из БАТЭ. И это неудивительно: он прекрасно знаком главному тренеру, который два предыдущих сезона провел как раз в тренерском штабе борисовчан. Впрочем, то же самое можно сказать и о совместной работе Молоша и Волкова. Так что за неимением лучшего наш защитник вполне мог бы сгодиться в “Лиепае”. А как оно все будет, поживем — увидим. Для начала надо дождаться судьбоносного для Захара вердикта из Цюриха…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?