Матч моей жизни. Владимир Курнев. “Элтон Джон звал в “Уотфорд”
Даже первым тренером стал папин друг — Геннадий Абрамович.
Курнев-младший свой стремительный взлет начал матчем за родное “Динамо” в 1969 году в Одессе — и сразу забил. Уже через год попал в число одиннадцати лучших молодых футболистов Советского Союза и продолжал набирать обороты. В Минске он выступал почти десять лет — жаль, команда тогда частенько вылетала в первую лигу и не добивалась серьезных успехов. В 1977 году полузащитник не сработался с Олегом Базилевичем и ушел в “Пахтакор”. Однако спустя полтора года благодаря Эдуарду Малофееву вернулся домой, чтобы провести в “Динамо” свои лучшие сезоны. Это был расцвет спортсмена: он много играл и забивал, вызывался в олимпийскую сборную СССР. Именно в те годы формировались костяк и основная ударная сила команды, которая в 1982-м поставила на уши всю страну. Курнев в том коллективе был видным заводилой, хотя до золотого сезона и не доиграл — “попросили”.
На то время пришелся один крайне любопытный матч, за которым с трибун наблюдал… Элтон Джон! Возможно, кто-то помнит, как в мае 1979-го в СССР с концертами приезжал еще относительно молодой (32 года), но уже легендарный британец. Помимо собственно концертов, у музыканта была еще и культурная программа. Одним из пунктов значилось посещение футбольного матча за день до первого выступления в Москве. На армейском стадионе на Песчаной улице ЦСКА принимал минское “Динамо”.
Элтон пришел на матч не сразу, а где-то в середине первого тайма. Расположился на обычной трибуне среди обычных болельщиков. Как и все, купил простое советское мороженое в вафельном стаканчике. К футболу англичанин неровно дышал с самого детства, а за пару лет до поездки стал президентом “Уотфорда”. Кстати, за время его правления клуб прорвался из четвертого дивизиона в первый, едва не выиграл титул и вышел в Кубок УЕФА.
Это звучит необычно, но “Уотфорд” хотел видеть у себя и Курнева! Однако до отъезда первых советских спортсменов за рубеж было еще далеко, поэтому минский динамовец довольствовался лишь долетевшей до него информацией о том, что Элтон Джон сильно впечатлился игрой белорусского полузащитника…
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ СССР-1979. 10-й тур
ЦСКА (Москва) — ДИНАМО (Минск) — 1:2
МОСКВА. 26 мая 1979 года. Стадион ЦСКА. 7000 зрителей (вместимость — 10000).
СУДЬИ: Ю.Сергиенко (Харьков), Я.Балыкин (Днепропетровск), В.Миланко (Кишинев).
ЦСКА: Астаповский, Дулык, В.Швецов, Саух (Высоких, 30), Аджем, Бычков, Ю.Чесноков, Беленков, Тарханов, Кухлевский (Н.Петросян, 43), Коробочка.
ДИНАМО: Вергеенко, Боровский, Курненин, Алексейчиков, Янушевский (Белов, 85), Прокопенко, Байдачный, Пудышев, Павлов, КУРНЕВ, Василевский (Гуринович, 57).
ГОЛЫ: 0:1 — Прокопенко (19, с пенальти). 0:2 — КУРНЕВ (25, пас — Прокопенко, со штрафного). 1:2 — Ю.Чесноков (49, с пенальти).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Курненин.
Малофеев и голы
— В 1977-78 годах я провел полтора сезона в “Пахтакоре”. За это время в минском “Динамо” произошли изменения — вместо Базилевича назначили Малофеева. Мой первый тренер Геннадий Брониславович Абрамович сказал новому наставнику, что в Ташкенте неплохо выступает белорус, которого можно забрать обратно. И по окончании сезона-1978 Эдуард Васильевич сказал: “Давай к нам”. Динамовцы тогда как раз вернулись в высшую лигу. Футболисты “Пахтакора” отнеслись с пониманием — знали, что еду домой. А руководство и тренерский штаб не хотели отпускать. Долго пытался вернуть документы. Потом даже со сбора минчан летал в Ташкент за бумагами. Но в итоге все разрешилось, и сезон-1979 начал на родине.
При Малофееве у “Динамо” всегда были серьезные амбиции. Тем более на стыке семидесятых и восьмидесятых собралась очень крепкая команда. Формировался костяк, который в 1982-м взял золото. Плюс активно подтягивалась молодежь. Играли ярко, с душой. Болельщики до сих пор подходят и благодарят за тот футбол, хотя уже сорок лет прошло. Эдуард Васильевич умел заряжать. Причем иногда даже состав забывал назвать. Рассказывал притчи и басни, а потом вдруг: “Ну все — пошли!” А Пудик (Юрий Пудышев. — “ПБ”.) ему: “Васильевич, так а кто играет?” В ответ: “Состав тот же!”
Для меня лично сезоны 1979-го и 1980-го стали лучшими в карьере. Раньше выступал слева в полузащите, но, когда вернулся в “Динамо”, Малофеев поставил в центр — “под нападающим”, а на фланг сместил Пудышева. На новом месте стало получаться. Помимо того что мог отдать хорошую голевую передачу или заработать пенальти, начал еще и забивать. За два сезона отличился пятнадцать раз. Даже получил приглашение в олимпийскую сборную — съездил на товарищеские матчи в Германию и Румынию.
Из пятнадцати мячей много было действительно красивых. Вспоминаются голы “Шахтеру”, “Нефтчи”, “Черноморцу”… Могу зачитать фрагмент из “Физкультурника Белоруссии” о встрече с одесситами в Минске: “Настоящим десертом стал гол, который за две минуты до конца забил Курнев. Он получил пас от Прокопенко и с угла штрафной площадки, не дав мячу опуститься на землю, великолепным по силе и точности ударом отправил его в дальнюю “девятку”. Редкий по красоте выстрел, который и матч украсил, и пополнил своеобразную коллекцию динамовского полузащитника”. Удар у меня всегда был поставлен — часто отдельно дорабатывал на тренировках в Стайках с Вергеенко и Курбыко. Да и не только удары оттачивал. Иногда оставались один на один со старшим тренером Иваном Ивановичем Савостиковым, который в свое время слыл неуступчивым защитником.
Румбутис и концерты
В 1979-м заняли в чемпионате шестое место. Честно говоря, плохо помню, как шли по дистанции. Но итоговый результат можно считать хорошим, особенно если учесть, что команда только вернулась из первой лиги. В тот год ярким событием стала встреча с ЦСКА. Помню, когда поехали в Москву, стояла жара. Играли почему-то на небольшом стадионе на Песчаной улице, хотя армейцы редко проводили там матчи — чаще в Лужниках. В чемпионате Советского Союза слабых соперников не было — и ЦСКА не исключение. Но мы на оппонентов не оглядывались. Вот еще интервью из газеты “Футбол-Хоккей”. Владимир Перетурин перед матчем спросил у Савостикова, как динамовцы собираются действовать в Москве. Тот ответил: “Мы стараемся везде действовать одинаково — и дома, и на выезде. Стараемся атаковать. Зрители любят атакующий футбол. А мы ведь играем для них”. И это слова, которые лучше всего описывают минское “Динамо” конца семидесятых — начала восьмидесятых.
Перед встречей с армейцами мы выдали серию из четырех побед подряд. Команда была на ходу. И в Москве тоже все удачно сложилось. Сначала Прокоп (Александр Прокопенко. — “ПБ”.) забил с пенальти. Затем я отличился после розыгрыша штрафного. Со “стандартами” мы не мудрили: если точка для удара под левую ногу — Прокоп катил, а я заряжал мимо “стенки”. Немало таких голов соорудили. Хотя однажды, еще в середине семидесятых, разыграли в первой лиге необычную комбинацию, которая называлась “Сток Сити”. В главных ролях были я, Прокоп, Игорь Григорьев и Толя Боговик. Там два человека пробегают, затем один выскакивает из “стенки”, ему идет передача, он подрезает за “стенку”, а последний завершает.
ЦСКА потом один мяч отыграл, но хозяевам это все равно не помогло. Перевес мы сохранили. Во втором тайме диктор по стадиону объявил: “Сегодня на нашем матче присутствует знаменитый британский эстрадный исполнитель Элтон Джон!” Однако зрители особо не отреагировали. Я, разумеется, знал такого певца. Мы ж были молодые, современные… Что-то слушали подпольно на “рентгеновских снимках”, что-то покупали у фарцовщиков. Но каких-то конкретных песен не вспомню. Мне больше нравились Джо Дассен, Энгельберт Хампердинк, “Битлз”…
А Пудик любил музыкальные клички раздавать. Например, Курбыко он называл Томом Джонсом. Но главным поклонником зарубежного творчества был, конечно, Румбутис — тот до сих пор концерты устраивает. Недавно звал на день рождения — я пошутил, что входной билет слишком дорогой. Людас любит рассказывать, как он не попал в заявку на матч с ЦСКА и сидел на трибунах рядом с Элтоном Джоном. Но я смотрел фотографии: Элтона видел, Джона видел — а Румбутиса нет. Надо позвонить — спросить, взял ли автограф…
Кстати, среди белорусских деятелей искусств хватало болельщиков “Динамо”. Барабанщик “Песняров” Шура Демешко был большим поклонником игры, дружил с Прокопом, часто приезжал на базу в Стайки. То же самое могу сказать и про композитора Эдуарда Ханка. Известный актер Николай Еременко-младший тоже очень переживал за команду, ходил на все матчи. Вообще народ тогда любил футбол и заполнял стадионы. Не только в Минске — везде по Союзу. Хотя стадионы были немаленькие…
Уганда и Бангладеш
По окончании матча Элтон Джон спустился в раздевалку к ЦСКА. К нам, увы, не заходил. Тем не менее пресса писала (да и тренеры говорили), что легендарный певец оказался впечатлен моей игрой — даже хотел забрать в “Уотфорд”, президентом которого являлся в то время. Не скрою, приятно. Это не единственный раз, когда зарубежные клубы проявляли интерес. Как-то на сборах сыграли против дрезденского “Динамо”, и немцам я тоже приглянулся. На банкете после матча интересовались жизнью и делами. Но тогда уехать из Союза было нереально — ни в Германию, ни в Англию, ни куда-то еще за границу. На уровне слухов рассказывали, что Константин Иванович Бесков желал видеть в “Спартаке”… Но из “Динамо” в “Спартак” тоже редко переходили.
К сожалению, в карьере было не так много ярких или судьбоносных матчей. В еврокубки в то время “Динамо” еще не попадало. На чемпионат мира или Европы со сборной съездить не удалось. Взять золото 1982-го тоже не получилось — незадолго до этого пришлось покинуть команду. Об этом, честно говоря, немного жалею. Но вообще в чемпионате Советского Союза каждая игра была “матчем жизни”. Я уже говорил, какого уровня соперники выступали в высшей лиге. В отдельных командах — вроде киевского или тбилисского “Динамо” — играли настоящие звезды мирового уровня.
Бывали у нас и необычные страницы в биографии. Например, поощрительные поездки в Африку в конце каждого сезона. Первая — в Кению и Уганду. Вторая — в Танзанию и Замбию. Третья — в Гану… А были еще Бирма, Бангладеш, Непал. Обыгрывали местные клубы со счетом 10:0, а я забивал по три и больше мячей. Зато нас очень хорошо принимали в посольствах. После каждого матча банкеты устраивали. Да еще выдавали чеки в магазины “Березка”, где продавались товары за иностранную валюту… В общем, весело было!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь