Наш человек в “Астане”. Иван Маевский: очень хочу, чтобы все призывы народа были услышаны. Горжусь нацией!
Парень, который когда-то работал на рынке и на заводе в Речице, становится одним из ведущих игроков национальной команды — нельзя не поговорить. БАТЭ попадает на “Астану” в квалификации Лиги Европы — набираем номер Маевского. Клуб из Нур-Султана в очередной раз выигрывает чемпионат Казахстана — как не пообщаться снова? Вот и сейчас, накануне противостояния брестского “Динамо” и “Астаны” в отборе Лиги чемпионов, разговор с 32-летним опорником — пункт обязательной программы. И, самое главное, так же как и нам есть что спросить, Ивану всегда есть что ответить.
— Было ли предчувствие, что попадете на брестское “Динамо”?
— Если честно, за жеребьевкой следил очень спокойно. Предчувствия не было. Первая мысль: прилечу в Беларусь. Я не был дома с января. Из-за этой ситуации с коронавирусом никак не мог попасть. Обсудили жеребьевку с Максом Эбонгом. Конечно, будет интересно сыграть против друзей, вместе с которыми выступаем в сборной. Хотя больше говорили о нашей текущей ситуации. Мы очень давно не играли. Главное — подойти к матчу в как можно лучшей форме.
— “Давно не играли” — это пять месяцев без официальных матчей. Есть тревога?
— Конечно, есть. Ты же представляешь, что это такое — пять месяцев не играть. Очень непросто. Такой большой и серьезный простой у футболиста может быть только по причине травмы. Сложно все время лишь тренироваться. Без официальных матчей ты не можешь быть в стопроцентном состоянии. Это скажет любой спортсмен.
Хотя сейчас было много похожих ситуаций. Тот же “Лион” долго не играл перед матчами с “Ювентусом” и “Ман Сити”. Недостаток практики должен нивелироваться тем, что это все-таки Лига чемпионов. Турнир, в котором ты, даже если не готов на сто процентов, обязан играть на сто двадцать за счет морально-волевых качеств, желания и энтузиазма. Надеюсь, это не сильно скажется. А как будет — увидим.
— То, что матч пройдет без зрителей, нивелирует для вас гостевой статус?
— Думаю, да. Уверен, если бы в стране и в мире ситуация была в порядке, в Бресте заполнился бы стадион и поддержка оказалась бы запредельной. А матчи без зрителей, даже если судить по мировому футболу, смотрятся совсем по-другому. В принципе это действительно нивелирует домашний и гостевой статусы.
— Самый памятный поединок в Бресте?
— Из последнего — против венгров в составе сборной. Сыграли 1:1. А так уже давно там не выступал, даже и не вспомню.
— Ремонт на “Астана-Арене” еще не закончился?
— Нет. С ним тоже очень сложная ситуация из-за коронавируса. Не могли приехать специалисты. Вопрос затягивается. Обещают уже в ближайшее время закончить. Перестилают синтетику — должно быть поле очень хорошего качества, с автоматическим поливом. Когда все завершится — даже не знаю. Мы ведь последнее время находились в Алматы, ждали рестарта чемпионата.
— Объясни, как это выглядело. Все команды съехались в один город и готовились к возобновлению?
— План таков: все должны начать в одной локации, чтобы минимизировать перемещения. Так как много пропустили и впереди большое количество матчей, намеревались играть через два дня на третий. В связи с этим командам проще находиться в одном месте, больше времени на восстановление. Локацией был выбран Алматы. Здесь хорошая инфраструктура — хватает и полей, и гостиниц.
Мы приехали сюда пораньше. А например, “Жетысу” Никиты Наумова базируется в двухстах километрах от города. Им не было смысла сюда выбираться — два часа на автобусе. Пока ни с кем из соперников здесь я не пересекался, старался лишний раз на улицу не выходить. Дата возобновления — 18 августа. Потому что карантин в стране до 17-го.
— Твое мнение: каким окажется характер матча с “Динамо” с учетом того, что ответной игры не будет?
— Понятно, что нужно думать и об обороне, и об атаке. Необходим какой-то баланс. По сути, времени на исправление ошибок, если они возникнут, нет. Возможно, матч будет осторожным. Команды станут играть аккуратно, с шашками наголо никто не побежит. Особенно с первых минут — это очевидно. Одна игра есть одна игра. Думаю, все решит то, кто будет меньше ошибаться. Ну и индивидуальное мастерство футболистов в конкретных эпизодах.
— Благодаря победам в двух противостояниях с БАТЭ “Астана” теперь ощущает уверенность?
— В принципе мы на эту тему не разговариваем. Об этом больше пишут. Те противостояния и нынешнее — отдельные истории. Тем более сейчас один матч. А в нем ты можешь как проиграть любой команде, так и обыграть ее. Все понимают, что будет очень серьезный, сложный матч.
— Часто можно встретить банальное, но правдоподобное мнение, что шансы команд 50 на 50. Согласишься?
— Абсолютно согласен. Очень много факторов на это указывает. Однозначно.
— Нестройный календарь “Динамо” в последнее время подравнивает команды в исходных условиях?
— Безусловно. Брест две недели без официальных матчей. У него тоже были непростые ситуации с коронавирусом, с переносами… Но повторю: один матч нивелирует многое.
— Сообщалось, что четыре футболиста “Астаны” перенесли пневмонию, еще четыре переболели коронавирусом бессимптомно. Ты принадлежишь к какой- либо из групп?
— Нет. У меня были симптомы какой-то болезни. Но результаты всех тестов на коронавирус отрицательные. Надеюсь, это была простая простуда. Слава богу, все нормально. И в команде уже все ребята в строю.
— Что изменил новый тренер “Астаны” Михал Билек — в игре и в быту?
— Он привнес кое-что свое. Пример? На сборах вместе ходим на приемы пищи. Ждем, пока последний человек поест, и тогда встаем из-за столов. В принципе раньше такого не было. Но я к этому отношусь спокойно. У всех тренеров свое видение.
Сложно сейчас рассуждать. Подготовка у нас была очень рваной. Начали играть, два месяца пропустили, стали снова тренироваться, потом ребята заболели… Есть свои наработки, но не хочу говорить о них перед игрой.
— Встречал мнение казахстанского болельщика, что футбол “Астаны” стал более оборонительным.
— Как сказать… В предсезонке мы играли по разным схемам — и в три защитника, и в четыре. Пробовали варианты. Возможно, система с тремя центральными не совсем получалась. Потому что за эти годы мы привыкли доминировать, играть первым номером. Хотя многие команды действуют по такой же тактике, но показывают атакующий футбол. В первом матче чемпионата мы забили четыре мяча, потом один и три. За три игры восемь голов — мне кажется, нормально. Пусть и пропустили три.
— Как там дела у Макса Эбонга? Не жалеет, что переехал за рубеж в такой смутный год?
— А какое может быть сожаление? Никто же не знал, что возникнет такая ситуация в мире. С этим ничего нельзя поделать. Главное — здоровье. Все у него хорошо. Макс — молодец, работоспособный парень. Стараюсь, чем могу, ему помочь. На мой взгляд, очень перспективный игрок. При должном отношении к работе может добиться хорошего прогресса.
— Весной у тебя родилась дочь. Карантин прошел в приятных семейных хлопотах?
— С одной стороны, да, а с другой — жена с ребенком сейчас не со мной. К большому сожалению, не сумел поприсутствовать при родах. И первое время тоже не мог быть с ними. Находился на карантине. Не было возможности в полной мере помочь супруге. Только по видеосвязи. Конечно, каждый день у меня сейчас счастливый и радостный. Но и с грустью.
Ко мне приехать они пока не могут. Во- первых, с марта нет авиасообщения. А во- вторых, летать самолетом при коронавирусе маленькому ребенку совсем небезопасно. Даже если бы появилась такая возможность, сто раз подумали бы. Для меня сейчас на первом плане однозначно семья.
— Получается, дочь ты еще не видел?
— Видел. В конце июня, когда здесь опять перенесли возобновление чемпионата, тренерский штаб и руководство отпустили меня к супруге. Дали неделю выходных. Удалось слетать, побыть вместе. Хорошо, что родители жены все время рядом и очень нам помогают. Такая сложная ситуация. Ведь и мои родители не могут попасть в Россию из Беларуси.
— Почувствовал в себе изменения, когда стал отцом?
— Конечно. Это большое счастье и большая ответственность. Когда первый раз взял дочь на руки, было ощущение, что ценнее в жизни ничего не держал. Но в полной мере пока не могу это прочувствовать.
— Твоя жена — дочь известного российского тренера Юрия Красножана?
— Да, все верно. Это хороший специалист и человек.
— Часто беседуете с ним о футболе?
— Общаемся, конечно. Но не скажу, что очень часто. Сейчас больше разговариваем о его внучке и моей дочке.
— Твоя супруга ведь какое-то время работала спортивным менеджером?
— Да. В “Москве”, потом в “Анжи”.
— Чем еще занимался на карантине?
— Учил английский и как молодой родитель читал различные книги о воспитании детей. Но совета в этом плане дать пока не могу. Ведь опять же не нахожусь рядом с женой и дочкой постоянно.
— Ждать тебя в клубе из англоязычной страны?
— Суть не в этом. Просто язык нужен. В современном мире желательно знать английский, а в идеале — и еще несколько языков. Для того чтобы легко можно было общаться с людьми в различных жизненных ситуациях. С некоторыми ребятами из бывших команд поддерживаю хорошие отношения. Язык явно пригодится и в дальнейшем, например, в тренерской работе.
У меня были определенные знания, владел разговорным английским. Но со школы много чего забыл. И вот решил подучить. Начал проходить все заново — вспомнил построение предложений, времена… На карантине времени было предостаточно.
— На такой срок, как в “Астане”, ты не задерживался нигде. Нравится здесь больше, чем в предыдущих клубах?
— Во всех клубах были свои истории, которые подталкивали либо остаться, либо уходить. Раз так сложилось, что я здесь уже четвертый год, значит, меня все устраивает. Я трехкратный чемпион страны, взял три Суперкубка, трижды играл в группе Лиги Европы, выступал в квалификации Лиги чемпионов. Это дорогого стоит. Спортивные достижения в Казахстане ощутил в полной мере. В прошлом году сыграли на “Олд Траффорд”. Для меня это было прямо “вау”. С футбольной точки зрения в “Астане” я приобрел многое, испытал великолепные эмоции. От добра добра не ищут.
— О матче с грузинами в квалификации чемпионата Европы последний раз задумывался уже давно?
— Честно говоря, давным-давно о нем не думал. Смысл это делать? Будет матч, не будет — никто не знает. Мне кажется, ни один футболист не думает об играх, которые пройдут через два месяца, месяц. При всей важности. Мысли о Грузии не дадут подготовиться к матчу с Брестом.
— В Лиге наций с казахстанцами будет интересно встретиться?
— Конечно. Очень интересно. Посмеялись с ребятами после жеребьевки Лиги чемпионов. Когда выпал Брест, они сказали: “Блин, да как вы, белорусы, уже надоели!” Но об этом думаешь в меньшей степени. Как и для всех, футбол сейчас далеко не на первом месте.
— Выразишь свое отношение к тому, что сейчас переживает Беларусь?
— Конечно. Я — гражданин Беларуси. Это моя родина. Многие родственники и друзья находятся сейчас в стране. И, естественно, я чувствую огромную боль и испытываю сожаление. Многие оказались в сложной ситуации, были задержаны, арестованы, находятся в больницах. Очень переживаю из-за этого. Много читаю и смотрю в интернете. Мне все это небезразлично.
Хочу, чтобы все призывы, которые озвучиваются, были услышаны. Очень горжусь нашей нацией. То, что сейчас делают люди, — просто потрясающе. Только гордость испытываю от того, что являюсь гражданином Республики Беларусь. Ситуация, в которой оказались многие наши мирные жители, — это неправильно. Так нельзя. В эти дни я был очень расстроен. Ни убавить, ни прибавить.
— В Казахстане озабочены нашей ситуацией?
— Я общаюсь только с ребятами из команды. Они интересовались, как сейчас дела, спрашивали про поездку в страну. Есть парни, которые следят. Им тоже интересно. Например, нашим украинцам. У них в стране такое было шесть-семь лет назад. А про жителей Казахстана не могу сказать. Телевизор не смотрю. Но не думаю, что это очень сильно их заботит.
— Узнаешь у кого-нибудь новости из первых уст?
— Несколько дней, когда у вас не работал интернет, не мог связаться. Но немножко поговорил с мамой, потом с друзьями. Конечно, по телевизору показывали совсем другое. Хотя в моей родной Речице, по словам мамы, все было плюс-минус спокойно.
— Вы с Максом нашли возможность проголосовать?
— Я очень хотел. Но возможности не нашли. Во время выборов находились уже в Алматы. А единственное место, где это можно сделать, — посольство Беларуси в Астане. У нас же тренировки, а эта поездка — не час на машине. К сожалению, проголосовать не сумел.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь